Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
консультация

Татьяна Ермакова

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

г. Данилов Ярославской области

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей  дошкольного возраста»

Подготовила: Ермакова Т.Н., воспитатель

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.

Участники: воспитатели дошкольных групп

Мультимедийная поддержка: презентация по теме выступления

Ход мастер-класса:

  1. Вступительное слово.

- Сегодня речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность.  

СЛ 2  Упражнение «Ковёр желаний» (Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу).

- Сядьте, пожалуйста, в круг. В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити или её участок в руке. Передавая,  предлагаю называть те качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях.

-  Пожалуйста, опустите  сплетение ниток на пол. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в своих воспитанниках. Это будет ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.

(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

КЛИК Упражнение «УЗОР»  (Материал: лист А4 на каждого участника).

Инструкция участникам:

- Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и  оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите  из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.

Цель данного упражнения – показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать.

  1. Теоретическая часть

- Рассмотрев этапы формирования самостоятельности у детей (на консультации по данной теме), мы ещё раз увидели, что постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребёнка в процессе осуществляемого им вида деятельности.  

СЛ 3 - Можно с уверенностью говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребёнка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт и знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально- личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008).

- Самостоятельного ребёнка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Ведь получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он действительно становится увереннее. А успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у детей стремление проявить себя и попробовать свои силы в новых делах.

СЛ 4 - Самостоятельность обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, целеустремлённости, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

- Поэтому формирование у детей самостоятельности можно считать невозможным без развития и поддержки инициативы.

КЛИК  - А Инициатива, мы говорили почин, первый шаг в какомлибо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в какихлибо действиях.  

СЛ 5 - Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

 КЛИК - Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов, проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности.

- Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

- Многие авторы научно-педагогической литературы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.

  1. Основные направления в создании условий для поддержки детской 

инициативы:

СЛ 6  - Каковы же основные направления в создании условий для поддержки детской инициативы? Конечно же это:

КЛИК 1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

КЛИК 2. Оказание недирективной помощи детям (неавторитарное общение):

  • наличие партнёрской позиции взрослого;
  • уважение к каждому ребёнку в группе;
  • принятие всех детей в группе;
  • создание ситуациипобуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).
  1. Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?

- Отвечая на вопрос: «Как же развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?» мы должны помнить, что:

СЛ 7 - Инициативная личность  развивается в деятельности!

        Практическая работа 1 (коллективное обсуждение и заполнение на местах с последующим озвучиванием)

- Давайте сейчас подумаем, как ребёнок может проявить инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (привести примеры):

o        Простой бытовой труд и самообслуживание

o        Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.

o        Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.

o        Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность

o        Восприятие художественной литературы

o        Музыкальная деятельность

o        Двигательная деятельность

o        Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять

(По окончании выполнения работы, зачитывание результатов)

- Очень хорошо, спасибо!

- Но ещё мы знаем, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, и поэтому, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности.

КЛИК - И в условиях ДОУ распределение разных видов игр в течение дня может быть организовано следующим образом:

  • КЛИК Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  • КЛИК Деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
  • КЛИК Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

- Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности.  

Практическая работа 2        

- Сейчас вы получите перечни с разными способами поддержки детской инициативы по различным образовательным областям.  

- Многие из них вам знакомы, поэтому я не буду останавливаться на их содержании. Вам будет необходимо с ними ознакомиться и выделить из общего перечня:

- одним цветом - общие способы поддержки ,

- другим цветом - присущие только одному возрасту .

- Возможно, что-то вы захотите оспорить: убрать или добавить.

(После выполнения работы озвучить её результаты, при необходимости обсудить).

  1. О компетенции педагога.

- Для успешного создания условий развития детской инициативы и самостоятельности, возможно, кому-то необходимо будет менять манеру действий в своей педагогической деятельности. Сейчас каждый себя и проверит.

СЛ 8 Коллективное упражнение «Закончи фразу» (составить предложение из двух частей, выполнение коллективное (несколько желающих)

Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.

 - На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.

Задание: соединить части фраз.

«Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …(использовать нормы и правила поведения

«Взрослые предоставляют возможность овладевать …(социальными навыками

«Взрослые предоставляют возможность для творческого …(самовыражения

«Взрослые поощряют творческую …(инициативу детей

«Взрослые создают широкие возможности для творческого …(самовыражения детей в разных видах деятельности

«Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …(из разнообразных источников

- Получился как бы перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы.

- И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности, хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную  благодарность.    

  1. СЛ 9 Упражнение «Светофор» - « Качества инициативной личности»

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Материал: цветные карточки (красные и зелёные) на каждого участника.

- Поэтому, подводя итог нашему занятию, ещё раз определимся: Что же такое детская инициативность? Какие качества мы хотим увидеть в наших воспитанниках?

- Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

Инструкция: У каждого участника находится две карточки – красная и зелёная.

- Условимся, что красная карточка означает несогласие, зелёная - согласны.

- Я озвучиваю разные качества ребёнка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности. (Карточки заготовлены в виде лепестков, по мере выполнения упражнения выкладываем на магнитной доске цветок «Качества инициативной личности»). СЛ 10

  • произвольность поведения КЛИК
  • отсутствие творческого воображения
  • самостоятельность КЛИК
  • замкнутость
  • развитая эмоционально волевая сфера КЛИК
  • инициатива в различных видах деятельности КЛИК
  • стремление к самореализации КЛИК
  • общительность КЛИК
  • боязнь порицания, наказания
  • творческий подход к деятельности КЛИК
  • пассивность
  • высокий уровень умственных способностей КЛИК
  • ожидание указаний воспитателя
  • познавательная активность КЛИК

  1. Рефлексия

- Надеюсь, сегодняшний мастер-класс окажется для Вас полезным в работе. Если Вы согласны с таким заключением, прошу поднять зелёную карточку, если нет – красную.

  1.  СЛ 11 Упражнение 1. «Аплодисменты»

- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.

Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

СЛ 12 - Спасибо за участие!

  1. Раздача памяток 



Предварительный просмотр:

В помощь воспитателю

В 1 младшей группе (2-3 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
  • поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка.

В помощь воспитателю

Во 2 младшей группе(3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребёнка 3-4 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
  • отмечать любые успехи детей;
  • постоянно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  •  с пониманием относиться к затруднениям ребёнка, позволять действовать ему в своём темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;
  •  учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к каждому ребёнку;
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

В помощь воспитателю

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в  среднем возрасте (4-5 лет) является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли;
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;
  • при необходимости осуждать негативный поступок ребёнка с глазу на глаз;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

В помощь воспитателю

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

В помощь воспитателю

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий;
  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы;
  • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность;
  • обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учётом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  • представлять продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

Рекомендации педагогам для стимуляции 

     творческой активности

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (умению искать множество путей решения одной и той же проблемы).
  • Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа (позволяющие понять наличие альтернативы, например: «Что будет, если…?») применительно к самым разнообразным областям.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  • Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  • Своевременное изменение предметно-игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  • Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Родители, взрослые, взаимодействуя с ребёнком, помните:

1.        Предоставляйте   больше   самостоятельности.  

2.        Пусть   ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

3.        Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

4.        Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

5.        Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.

6.        Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

7.        Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

8.        Оценивайте   объективно   возможности   и   способности   каждого ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только - с самим собой. Такой подход ориентирует ребёнка на собственное совершенствование.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...

Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...

Семинар Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

laquo;Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»...

Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...