Создание условий для развития навыков эффективной коммуникации детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО
статья по развитию речи
В статье представлена деятельность педагогов, которые разработали и создали для детей дошкольного возраста условия для развития навыков эффективной коммуникации в рамках реализации ФОП ДО. Показано, насколько важное значение, имеет речевое развитие детей для формирования успешной личности в любой социальной среде. В статье отражены новые подходы к организации такого пространства, которое было бы интересно и детям, и родителям, и педагогам
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
Создание условий для развития навыков эффективной коммуникации детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО
Солдатенко Людмила Ивановна,
заместитель заведующего по ВМР
АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №134 «Веснушки»
г. Тольятти
Тагаева Елена Юрьевна,
воспитатель, высшая квалификационная категория
АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №134 «Веснушки»
г. Тольятти
Насирова Зарфия Мирзага Кызы,
воспитатель, высшая квалификационная категория
АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №134 «Веснушки»
г. Тольятти
Аннотация. В статье представлена деятельность педагогов, которые разработали и создали для детей дошкольного возраста условия для развития навыков эффективной коммуникации в рамках реализации ФОП ДО. Показано, насколько важное значение, имеет речевое развитие детей для формирования успешной личности в любой социальной среде. В статье отражены новые подходы к организации такого пространства, которое было бы интересно и детям, и родителям, и педагогам.
Ключевые слова: эффективная коммуникация, речевое развитие, личность, лаборатория речевого развития.
Creation of conditions for the development of effective communication skills for preschool children as part of the implementation of the FOP DO
Soldatenko Lyudmila Ivanovna,
deputy BMP Manager
ANO DO "Planet of Childhood" Lada "kindergarten No. 134" Freckles Togliatti
Tagaeva Elena Yurievna,
educator, highest qualification category
ANO DO "Planet of Childhood" Lada "kindergarten No. 134" Freckles Togliatti
Nasirova Zarfia Mirzaga Kyzy,
educator, highest qualification category
ANO DO "Planet of Childhood" Lada "kindergarten No. 134" Freckles Togliatti
Annotation. The article presents the activities of teachers who have developed and created conditions for preschool children to develop effective communication skills as part of the implementation of the FOP DO. It is shown how important the speech development of children is for the formation of a successful personality in any social environment. The article reflects new approaches to organizing such a space that would be interesting for children, parents, and teachers.
Keywords: effective communication, speech development, personality, speech development laboratory.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день продолжает быть актуальной, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме, имеют трудности в речевой коммуникации. [2]
Также с каждым годом увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным (так называемые, двуязычные, билингвальные дети).
Учитывая все вышесказанное, можно констатировать: ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью, явление очень редкое. Вместе с тем, высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешности личности в любой социальной среде. А, коммуникация, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе освоения социального опыта.
Начинать работу по решению этой проблемы нужно как можно раньше.
Ведь дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи —фонетической, лексической, грамматической.
Каким же видим выпускника нашего детского сада мы, работая углубленно по направлению речевого развитию дошкольников?
Итак, наш выпускник:
- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
- использует вербальные и невербальные средства общения, способный изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации и решать интеллектуальные и личностные задачи.
Перед нами встал вопрос о реализации новых подходов в организации такого отдельного образовательного пространства в детском саду, которое было бы интересно и детям, и родителям, и педагогам детского сада. Стало бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей, коммуникативных навыков и умений. Таким образовательным пространством в нашем детском саду стала лаборатория речевого развития.
Развивающая предметно – пространственная среда в нашей речевой лаборатории соответствует всем требованиям ФГОС ДО: она содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. В речевой лаборатории используются различные передвижные ширмы, накопители и модули на колесах. Все оборудование доступно для обучающихся, материал постоянно меняется и обновляется не только педагогами, но и самими детьми - «рука ребенка» прослеживается повсюду.
В нашей лаборатории речевого развития располагается несколько зон:
- Зона «Шеф-редактора», где осуществляется контроль за весь выпуск, за всю работу лаборатории.
- Зона «Дизайнера - оформителя», где осуществляется разработка цветовых и композиционных решений, заставок, макетов страниц и т.п.
- Зона «Журналиста», где происходит сбор информации, подготовка материалов и распространение информации через журнал.
- Зона «Корреспондента – репортера», где происходит передача информации с различных событий.
- «Пресс – центр», где происходит организация пресс-конференций, брифингов и других мероприятий для представителей СМИ и журналистов, анализ работы лаборатории.
- Зона «Посетителей» - это место, которое создается для удовлетворения потребностей посетителей и предоставления им комфортных условий. [1,4]
Важно, что в лаборатории речевого развития нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты, видоизменяя пространство.
Лаборатория речевого развития – это:
- единое пространство, объединяющее детей, родителей и педагогов для получения новых знаний, умений и навыков; для творческой работы над общими проектами;
- единое пространство, которое позволяет родителям и детям тесно общаться, находясь здесь и сейчас, на территории детского сада: родителей всегда привлекает то, что интересно их детям!
- открытость детского сада для родительского сообщества.
При создании такой речевой лаборатории мы решаем задачи, как для детей, родителей, так и для педагогов.
Для детей:
владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам (через проведение интервью, создание и ведение рубрик, озвучивание мультфильмов и т.д.);
Для педагогов:
- направление потенциала семей на воспитание и социализацию воспитанников детского сада.
Для родителей:
- оказание помощи в развитии дети, которые умеют свободно общаться;
- создание возможности дополнительного взаимодействия с детьми.
Детским авторским продуктом в речевой лаборатории является журнал, созданный юными журналистами.
Ребята с большим интересом и желанием отбирают и редактируют собранный материал для очередного выпуска журнала. [6]
Для выпуска журнала ребята творческой группы определили:
- Название журнала
- Частоту выпуска – 1 раз в месяц
- Объем журнала – от 5 до 10 листов.
- Материал для оформления: листы бумаги А3, фломастеры, карандаши, картинки-фото, клеевой карандаш и т.д.
- Материал для статей
- Выбор рубрик
Каждая из рубрик журнала должна точно представлять содержание и привлекать внимание читателя к материалу. В течение года воспитатели вместе с детьми экспериментировали – придумывали разные тематические рубрики, прорабатывали их содержание. В итоге, выбрали те, которые стали для журнала традиционными - такие рубрики, как «Вот так словечко!», «Почемучка – ка!», «Проба пера», «А у нас…», «Игродром», «Мультистории», «Семейный круг», «Есть идея!», «Интересные факты». [3,5]
Готовые журналы распределяются по группам, один – размещается на информационном стенде в холле. Дополнительные экземпляры копируются по необходимости и желанию читателей. Также создается электронная версия журнала, которую можно открыть с помощью QR – кода.
Таким образом, поиск новых форм и методов, направленных на повышение развития навыков эффективной коммуникации детей дошкольного возраста, в условиях детского сада привел коллектив педагогов к созданию лаборатории речевого развития, к детской журналистике и периодическому изданию журнала, как авторскому продукту детской деятельности.
Библиографический список
- Бешук, С.А. Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте/ С.А. Бешук, Е.В. Лезенкова, А.В. Елисеева // Молодой ученый. – 2023. - №34 (481). – С. 148-149.
- Верещагина Ю.Б. Детская журналистика как средство повышения речевой, познавательной и социально – коммуникативной компетентности дошкольников/ Ю.Б. Верещагина // Информ – образование. – 2023. – Выпуск 2.
- Константинова А. Н., Суровцева И. Ю. Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями. Научно-методический журнал «Логопед», 2008.
- Латышева, Н. Р., Медведева, И.Н. Детская журналистика/ Н.Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 8. — С. 24–29.
- Макаренко Е. Ю. Типологические характеристики детских иллюстративных журналов в условиях трансформации медиасреды // Вестн. ВГУ. – 2019. – №2. – С. 116–122.
- Поздняков А.Н. Советские детские журналы 1920-1930-х гг. // Образование в современном мире. Сборник научных статей. – Саратов. – 2019. – С.286-294.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Толерантность у дошкольников...

Создание условий для развития одарённых и талантливых детей дошкольного возраста
Что такое одарённые дети - подарок или наказание? Какую ответственность несут родители и педагоги за будущее этих детей....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освое...

Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Формирование элементарных естественнонаучных представлений и умений в познании мира в наибольшей степени закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания....

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...
