Создание условий для развития одарённых и талантливых детей дошкольного возраста
статья на тему

Орлова Елена Николаевна

Что такое одарённые дети - подарок или наказание? Какую ответственность несут родители и педагоги за будущее этих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Семашко С.И., Орлова Е.Н., Санкт-Петербург

Создание условий для развития одарённых и

талантливых детей дошкольного возраста

Если не верить в себя самого, нельзя быть гением.

Бальзак О.

      В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. А выявление и психолого-педагогическая поддержка таких неординарных личностей необходима с раннего возраста.

     Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – это несформированная личность. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть задатки одарённости, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.

     Одарённые дети, или вундеркинды ( от нем. Wunderkind, дословно – чудесное дитя) – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам – становятся чемпионами.

     Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, способностей её развития являются положения о том, что одарённость проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.С.Лейтес), и что одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности (С.Л. Рубинштейн, Н.С.Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев).

    Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.

     Одарённых детей, как правило, отличают психофизиологические особенности такие, как:

  • Высокая любознательность;
  • Исследовательская активность;
  • Повышенная биохимическая активность мозга;
  • Эмоциональность;
  • Вспыльчивость;
  • Особая речь, моторика и восприятие.

     Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы родителей, педагогов, психологов развитие способностей ребёнка невозможно.

    Современные условия решения проблемы развития одарённых детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке и переподготовке воспитателей, учителей, которые работают с одарёнными детьми. В развитии человека, его одарённости огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.

     Чтоб одарённые дети не «терялись» в образовательном процессе, им необходима помощь и поддержка воспитателей, учителей, психологов.

     Одарённый, талантливый ребёнок – это, прежде всего ребёнок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Поэтому необходимо создание среды, которая обеспечит успешное развитие ребёнка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым. Всегда важно найти время радоваться ребёнку. Одарённому или талантливому ребёнку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

     Одарённому ребёнку нужна дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Одарённый ребёнок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьёзным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

     Одарённый ребёнок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать  их, не причинив при этом ущерба здоровью одарённого ребёнка.

     Но помочь ему поверить в свои силы может только взрослый, находящийся рядом с ним. Поэтому необходима реализация программы обучения одарённых и талантливых детей дошкольного возраста, которая должна учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Необходимо развивать их творческие способности, продуктивность мышления и навыки его практического применения, интеллектуальную инициативу, готовность рисковать, навыки межличностного общения, лидерские качества, настойчивость  и стремление доводить дело до конца, прививать умение к приобретению новых знаний, поощрять инициативу и любознательность, самостоятельность в развитии и учёбе. Программа должна быть ускоренной, усовершенствованной и усложнённой, способствовать развитию абстрактного мышления. Творческий поиск ребёнка обязательно должен поощряться, стимулироваться желание выразить своё собственное мнение, свои собственные мысли, должно быть, погружение детей в ситуацию исследования и решения проблем, чтобы способствовать полноценному раскрытию личности. Стимулировать процессы более высокого уровня. Ребёнку необходимо иметь навыки общения и сотрудничества.

     Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трёх взаимосвязанных этапов:

  • Постановка задачи и сбор информации
  • Рассмотрение задачи с разных сторон
  • Доведение начатой работы до завершения

     При развитии творческих способностей, необходимо особое внимание уделять дивергентному мышлению (быстрота, гибкость, оригинальность и точность).

     При этом необходимы безоценочное принятие и доброжелательная атмосфера, стимулирование любознательности, использование личного примера творческого подхода к решению проблемы, поощрение активности.

    Чтобы активизировать творческие способности с помощью активизации фантазии, мы в своей  практике используем историю «Мальчик с монетой», чтобы активизировать творческое мышление в процессе изучения геометрических форм – «Волшебные очки». Для развития высших форм мышления используем блоки «Весна», «Насекомые»  и др. Для развития навыков исследовательской деятельности – «Животное», «Выращивание лука», «Представьте, а что если …», «Смешивание красок». Также очень важно стимулировать активизацию мыслительных процессов высшего уровня, включая ключевые слова и фразы (соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите) (из книги «Одарённые дети» ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого).

     Необходимо помнить, что даже самый талантливый и одарённый ребёнок не может быть одарён всесторонне, его талант проявляется обычно в одной или нескольких областях. При работе с таким ребёнком, необходимо всё же учитывать и его возрастной критерий. А самое главное – нужен индивидуальный подход, чуткое отношение к таланту, ведь одарённые дети ещё и ранимые дети.

    Одно из главных направлений работы в детском саду – создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование.  «Педагогика», 1982
  2. Джумангулова Т.Н., Соловьёва И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание. С-Пб, Речь 2009
  3. Елена Туник: Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления . Издательство Питер 2013 г.
  4. Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох, уж эти одарённые дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. Санкт0Петербург, 2010
  5. Одарённые дети. Москва, Прогресс, 1991// Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого
  6. Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей, классические тексты/ под ред. А.М.Матюшкина, А.А. Матюшкина. Москва, Омега –Л, 2008
  7. Юркевич В.С., Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Просвещение, учебная литература 1996.

   

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освое...

Создание условий для развития детской инициативы в младшем дошкольном возрасте

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится п...

Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных естественнонаучных представлений и умений в познании мира в наибольшей степени закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания....

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...