Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Утешева Елена Вячеславовна

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность. Подготовила: Учитель-логопед ГБОУ школа №1359 Утешева Елена Вячеславовна

Слайд 2

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Слайд 3

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым , к основным категориям аномальных детей относятся: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью ).

Слайд 4

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться .

Слайд 5

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях . Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ОВЗ. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной и педагогической помощи и поддержки.

Слайд 6

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека » «Декларация о правах инвалидов » «Декларация о правах умственно отсталых лиц » « Конвенция о правах ребенка » «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов »

Слайд 7

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 8

Формировать толерантность должны : Специалисты ( учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тифлопедагог, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), работающие с детьми; Родители; Дети;

Слайд 9

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений : преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

Слайд 10

преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей »; преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Слайд 11

Главной задачей толерантного воспитания детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знаний о правильном поведении. Способность « увидеть» другого является тем фундаментом, на котором строится толерантное отношение к другому. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Решающую роль в формировании у дошкольников толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья занимает игра. Главной задачей этих игр является привлечение внимания ребёнка к другому и его различным проявлениям: внешности, движениям и поступкам. Отсутствие принуждения, равные права снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Если в группе есть «особые дети» педагог должен вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре, и лишь после того, как ребёнок увлёкся игрой, переключить его на игру с другими детьми.

Слайд 12

П римеры игр, направленные на воспитание толерантного отношения дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. «Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже больше ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рас­сеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не побудут в роли Спящей красавицы 1.Спящая красавица

Слайд 13

« Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось . Давайте по­играем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы — очень могущественные. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребен­ком успеет побывать каждый из вас». 2.Пожелания магов

Слайд 14

Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами. 3.Добрые волшебники

Слайд 15

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. 4.Комплименты

Слайд 16

Воспитатель : «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». 5.Волшебные очки

Слайд 17

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом». 6.Конкурс хвастунов

Слайд 18

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть каждый подойдет к Царевне Несмеяне и постарается утешить ее и рассмешить. Царевна изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны». Затем дети меняются ролями. 7.Царевна Несмеяна

Слайд 19

Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королем, то подарил бы тебе...». Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королем и подарить своему соседу ваш собственный подарок». 8.Если бы я был королем

Слайд 20

Группа делится на две подгруппы. «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами от­правимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают и вянут, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая — садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обра­щаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут посте­пенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями». 9.Садовники и цветы

Слайд 21

« В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладают ребята вашей группы и в чем вы хотели бы быть на них похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же... (умным, добрым, понимающим, ) как ты». 10.Я бы хотел быть таким же, как ты...

Слайд 22

« Как часто мы обижаем друг друга и даже не замечаем этого. А если и замечаем, то не всегда извиняемся. А ведь это так важно! Давайте сегодня попросим друг у друга прощения, даже если не за что. На всякий случай. Ведь лучше лишний раз извиниться, чем лишний раз обидеть. Согласны? Тогда сделайте два круга — внешний и внутренний и встаньте друг к другу лицом (воспитатель помогает детям встать, образовав два круга). И попросите друг у друга прощения. А когда попросите, обнимитесь в знак вечного примирения. После этого поменяйтесь партнерами и так по кругу». 11.День прощения

Слайд 23

Сегодня в нашей группе объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и по­благодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить к кому хо­тите и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень вниматель­ны. Готовы? Тогда начинаем». 12.Праздник вежливости

Слайд 24

Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку». 13.Открытки в подарок

Слайд 25

Дети сидят в кругу. У каждого — набор пластилина. «Сегодня мы с вами будем делать ожерелья друг для друга. Сначала каждый из вас сделает столько бусинок, сколько человек в нашей группе, а потом мы нанижем по одной вашей бусинке на ожерелье каждого, так что у каждого из вас будут ожерелья, состоящие из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в ожерельях всех ваших друзей. Но наши ожерелья не про­стые, а волшебные. Нанизывая свою бусинку на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь, и ваше пожелание обязательно исполнится». Когда все дети сделали нужное количество бусинок, воспитатель вместе с первым ребенком обходит всех детей по кругу и, нанизывая очередную бусинку на нитку с иголкой, говорит свое пожелание. После того как все ожерелья готовы, воспитатель помогает детям надеть их. 14.Волшебные ожерелья

Слайд 26

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Слайд 27

Спасибо за внимание Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...

Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»

Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченнымивозможностями здоровья в детском коллективе»Цель: формирование у педагогов и родител...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...