Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Родительское собрание с элементами тренинга
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья в детском коллективе»
Цель: формирование у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, обучающихся в ДОУ.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «толерантность»;
- учить признавать право любого человека быть «другим»;
- создавать условия для толерантного воспитания детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_s_elementami_treninga.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами тренинга
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья в детском коллективе»
Цель: формирование у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, обучающихся в ДОУ.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «толерантность»;
- учить признавать право любого человека быть «другим»;
- создавать условия для толерантного воспитания детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).
Планируемый результат: восприятие «особых» детей, детей с ОВЗ, как обычных членов общества; изменить свое отношение и отношение своих детей к детям данной категории на «толерантное».
Участники собрания: педагог-психолог, воспитатель, родители.
Оборудование: перчатки, темные очки, чистые листы бумаги формата А4, цветные самоклеящиеся кружки (например, на группу в 16 человек понадобится 4 голубых, 4 красных, 4 желтых, 3 зеленых и один коричневый кружок), заготовка «дерево толерантности», буклеты.
Ход собрания
1.Вступительное слово
Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня на нашем собрании мы хотим затронуть очень важную и актуальную для всех нас тему и надеемся, что ни один из вас не останется равнодушным. Тема нашей встречи «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»
2.Основная часть
- Упражнение «Бумажный человечек»
Педагог-психолог: Возьмите чистый лист бумаги и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Обсуждение
Педагог-психолог: Одинаковые ли получились человечки? Те, кто выполнял это задание в перчатках, в черных очках, расскажите, с какими трудностями вы столкнулись, как чувствовали себя во время выполнения данного здания?
Вывод: То же самое чувствуют дети, которые отличаются от своих сверстников ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в определенных условиях обучения, определенном подходе.
Педагог-психолог читает стихотворение, цитаты известных людей.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье.
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить.
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент-Экзюпери)
«Терпением мы можем добиться больше, чем силой» (Э. Берн)
«Каждая нетерпимость есть знак слабости» (Н. Рерих)
Общепризнанно, что человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного отношения друг к другу.
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.
Толерантность– это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.
Толерантность - это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.
Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагога. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников.
- Упражнение «Мятый человечек» (авторское упр.)
Педагог-психолог передает бумажного человечка одному из родителей. Каждый из участников сминает человечка, обзывает его одним словом и передает его другому участнику. После того, как человечек вернулся обратно ведущему, он разворачивает его, разглаживает и показывает участникам.
Обсуждение.
Вопрос: Как изменился человечек? Столько ярлыков на него было навешано, столько неприятных слов в его адрес. Если мы разгладим его и будем говорить наоборот приятные слова, сможет ли он опять стать прежним?
- Упражнение «Дверь» (авторское упр.)
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю одному из вас стать участниками следующего упражнения под названием «Дверь».
Одному из родителей предлагается сначала выйти, а затем войти в группу. Первый раз, когда родитель входит в помещение, дверь перед ним широко открыта. Второй раз - дверь открыта наполовину, третий – узкий проем.
Обсуждение.
Участника спрашивают, удобно ли ему было войти в помещение при широко распахнутой двери, затем - при прикрытой наполовину, и - как он себя чувствовал, проходя через узкое пространство.
Педагог-психолог: Делаем вывод, есть дети, у которых все благополучно, они не испытывают больших трудностей, им все дается легко, без усилий; есть те, у которых бывают небольшие трудности, но при правильно организованной среде, подходе, он сможет достичь успеха; бывают дети, которые испытывают большие трудности, ограничения, им требуются специальные условия обучения и воспитания (это дети с ОВЗ).
- Упражнение «Кружок на лбу»
Педагог-психолог приклеивает по кружку на лоб каждому родителю (при этом они не должны знать, какого цвета кружок у них на лбу).
Затем он говорит родителям, чтобы те, у кого кружки одинакового цвета, объединились в группы. При этом никто не должен ничего говорить, т.е. участники не могут обмениваться словами.
Обсуждение.
Педагог-психолог: Что вы ощутили, когда встретили первое лицо, имеющее кружок того же цвета, что и у вас?
– Что почувствовал человек, у которого оказался единственный кружок коричневого цвета?
Вывод: К сожалению, довольно часто у детей с ограниченными возможностями затруднено общение со сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают, не включают в игру.
- Игра «Кто более ловкий и быстрый»
Для данного упражнения приглашаются трое родителей. Педагог-психолог стоящим рядом двум родителям связывает ноги шарфом. По сигналу ведущего «сиамские близнецы» (двое родителей, у которых связаны ноги) и третий родитель (который с ними соревнуется) начинают быстро передвигаться к финишу.
Обращается внимание участников на то, что «сиамские близнецы» двигались гораздо медленнее и не смогли прийти к финишу первыми, в отличие от родителя, у которого ноги не были связаны.
Обсуждение.
Вопрос к родителям («сиамским близнецам»): «Удобно ли было перемещаться? Что помешало прийти к финишу первыми?»
Вывод: То же самое происходит с детьми, здоровье которых не позволяет им быть такими же успешными, быстрыми и ловкими, в отличие от сверстников.
- Рекомендации по развитию толерантности у детей
Педагог-психолог: Чтобы воспитывать детей в духе толерантности, нужно формировать у ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне её. Дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Как же воспитать в ребенке толерантность? Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
Я рекомендую совместный просмотр с детьми мультфильмов по теме нашей встречи, и обязательное последующее обсуждение.
Мультфильмы:
- «Про Диму»
- «Струны»
- «Ежик должен быть колючим!»
Видеоклип «Кукутики» - «Что такое доброта»
И помните, воспитание толерантности у ребенка нужно начинать с себя!
Педагог-психолог раздает родителям буклеты с рекомендациями по развитию толерантности.
- Творческая работа «Дерево толерантности»
Педагог-психолог: Завершить нашу сегодняшнюю встречу я предлагаю творческой работой под названием «Дерево толерантности».
Родители на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, какими качествами должны обладать взрослые и дети в детском саду, чтобы ДОУ стало «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев.
Педагог-психолог (вместе с родителями рассматривая «Дерево толерантности»): Делаем вывод, что здесь написаны все те качества, которыми должен обладать толерантный человек.
- Прощание
Педагог-психолог: Хотелось бы, чтобы в нашем детском саду, в ваших семьях всегда царили любовь, прощение, терпение, а также доброта, уважение, взаимопонимание. Ведь любовь, прощение, терпение, доброта, уважение и взаимопонимание это и есть толерантность.
Спасибо всем за активную работу!
Список литературы:
Электронные ресурсы:
- https://infourok.ru/proektnaya-rabota-na-temu-tolerantnoe-otnoshenie-s-detmi-s-ovz-2187328.html
- https://multiurok.ru/files/seminar-trening-tolerantnost-vazhnoe-uslovie-effek.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/07/11/mini-trening-dlya-pedagogov-k-chemu-privodit-kritika-i-samokritika
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.»
Консультация для родителей...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...
Родительское собрание на тему: «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья».
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова). ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
В статье акцентируется внимание на необходимости воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...