Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол для настольного театра своими руками»
методическая разработка (младшая группа)

Машнова Анастасия Михайловна

Цель: Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.   Познакомить родителей с настольным театром.

2.   Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.

3.   Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.

4.   Повысить уровень теоретической и методической подготовки родителей.

5.   Мотивировать осознанную деятельность всех родителей, принимающих участие в мастер-классе.

6.   Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми: игре настольным театром в детском саду и дома.

7.   Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.

8.   Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения.

9.   Развивать способность к рефлексии.

Участники: родители и дети МАДОУ ДСКВ «Рябинушка».       

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1.   Понимание участниками мастер-класса сути работы педагога-мастера.

2.   Практическое освоение участниками навыков изготовления игрушек для кукольного театра.

3.   Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.

4.   Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности.

Оборудование: компьютер,проектор, экран,циркуль, цветная бумага, шаблоны (персонажи) сказки, цветной картон, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, клеёнка, конверт с деталями персонажа, разные виды театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем мастер-классе. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление кукол для настольного театра своими руками». 1 слайд

2 слайд. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способности чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, общество, ограждая ребёнка от неприятностей и «дурного влияния».При этом невозможно полноценное психическое и эмоциональное развитие личности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображениюявляется – театрализованная деятельность.

3 слайд. По мнению исследователей (Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, Э.Г. Чуриловой, М.Д. Маханевой  и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

4 слайд. Что такое театр? Как утверждал К.С. Станиславский это средство для общения людей, это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой. И у каждого ребёнка есть своя роль, которую он хочет сыграть. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире. Задача взрослых – помочь ребёнку правильно жить, играть свою роль.

Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий им решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии:

-воспитание детей (нравственное);

-развитие коммуникативных качеств личности;

-воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи;

-создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

Опрос родителей «Какие виды театра вам известны?».

Цель: выявить представления родителей о видах театра.

• Какие виды театров вам известны?

• Какие виды кукольного театра вы знаете?

• Как вы считаете, можно ли изготовить театральные куклы в домашних условиях?

Виды театров в детском саду

5 слайд. Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле и под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи и другие. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг них они водили хороводы, покланялись. Постепенно такие зрелища всё стали походить на театральные представления.

6 слайд. Позже с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, ангелах и т.д. а в России в 17 в. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Это любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это был удалой смельчак и задира, сохранявший всегда чувство юмора и оптимизма.

7 слайд. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

1.   Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки (готовая и самодельная));

2.   Стендовый (на фланелеграфе, теневой, магнитный, стенд-книжка);

3.   Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

4.   Напольные куклы (марионетки, конусный театр).

5.   Театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

6.   Верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

14 слайд. Театр в детском саду «растет» вместе с детьми. Знакомство с миром прекрасного начинается с первой младшей группы. Дети выступают в качестве зрителей, которым, впрочем, в конце представления разрешают познакомиться с персонажами, поиграть с ними, сложить их в коробку.

15 слайд. Во второй младшей группе дети становятся активными участниками сюжетов. Пальчиковый театр или кукольный театр – то, что будет понятно дошкольникам в этом возрасте. Сценарии, как правило, заимствуются из русских народных сказок, а дети-актеры учатся имитировать характерные движения сказочных лис, зайчиков, волков.

В средней группе театр в детском саду выходит на новый уровень. Детям предлагается повторить мимику и интонацию героев. Дети задействованы в качестве актеров и организуются представления для родителей. Надо сказать, что для неуверенных в себе детей театр в детском саду очень полезен. Они получают возможность выразить себя раскрыться, но при этом как бы «оставаясь в тени», за ширмой.

В старшей группе дети учатся играть с помощью более сложных кукол: марионеток, напольных, настольных, при этом их исполнительские умения совершенствуются.

Для организации  театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью. Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные своими руками.

Игрушки для театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и т.д.

Организация уголка театрализованной деятельности

17 слайд. В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В уголке располагаются: различные виды театров (теневой, бибабо, пальчиковый, настольный), реквизиты для разыгрывания сценок (набор кукол, ширмы, маски) и т.д.

 Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с этим миром, получать удовлетворение от занятий, разнообразить деятельность и успешно выполнять все задания.

Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» дети «тянут репку, зовут последующих героев, произносят отдельные фразы сказки».

В процессе таких игр, действуя вместе с взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуя свою речь, в которой главными являются эмоциональная окраска и интонация.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу праздников, кружков, развлечений. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный и волшебный мир – театр.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности

18 слайд. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования.

Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности.

Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой и любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием к слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Технология изготовления конусного театра

Сегодня мы познакомимся с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе бумажные конусы.

Необходимые материалы и инструменты:

1.     Картон.

2.     Ножницы.

3.     Клей.

4.     Трафареты лиц героев театра.

5.     Циркуль.

6.     Карандаш простой.

Способ изготовления

С помощью циркуля вырезаем круг, сгибаем его пополам, разрезаем по сгибу – в результате получается два полукруга. Каждый полукруг сворачиваем в конус и склеиваем.

Туловище куклы готово. На столе у вас заранее заготовленные шаблоны (персонажи сказки). Раскрашиваем, вырезаем и наклеиваем на верхнюю часть конуса. Куклы готовы.

Подведение итогов работы.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю вам подумать. У вас на столе есть коробочка с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро. Те, кто считает, что всю информацию возьмёт с собой, поднимите фишку «чемодан», те, кто переработает и возьмёт с собой – «мясорубку», а те, кто считает информацию ненужной – «мусорное ведро».

А сейчас я предлагаю вам представить, что на одной ладони у вас лежит улыбка, а на другой ладони – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в наши аплодисменты.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. В современном детском саду, существует множество кукол для театрализованной деятельности.

Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

Используемая литература:

 

1.   Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству. Издательство: Мозаика - Синтез, 2009 г.

2.   Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Издательство: Мозаика - Синтез, 2008 г.

3.   Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду.Издательство: Мозаика - Синтез, 2008 г.

4.   Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Издательство: ТЦ Сфера, 2009 г.

5.   Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Издательство: Мозаика - Синтез, 2008 г.


 

 

 

 

 

                                               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass1.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление кукол для настольного театра своими руками

Слайд 2

Развитие личности через театрализованную деятельность Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир

Слайд 3

Театр в детском саду – сильное педагогическое средство, которое помогает привить ребенку вкус к прекрасному с детства, познакомить с образами и чувствами персонажей, раскрыться .

Слайд 4

Театр – это средство для общения людей, это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность.

Слайд 6

Театр Петрушки

Слайд 7

Виды кукольного театра НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР СТЕНДОВЫЙ ТЕАТР ТЕАТР НА РУКЕ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР «ЖИВОЙ КУКЛЫ» ТЕАТР НА КРУЖКАХ МАГНИТНЫЙ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КОНУСНЫЙ ТЕАТР ТЕАТР ИГРУШКИ (ГОТОВАЯ, САМОДЕЛЬНАЯ) ФЛАНЕЛЕГРАФ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР МАГНИТНЫЙ, СТЕНДОВОЙ ТЕАТР СТЕНД - КНИЖКА ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАРТИНКИ НА РУКЕ ВАРЕЖКОВЫЙ, ПЕРЧАТОЧНЫЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ КУКЛЫ НА ГАПИТЕ, НА ЛОЖКАХ БИБАБО ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ ТЕАТР ног ТЕАТР С «ЖИВОЙ РУКОЙ» РОСТОВЫЕ КУКЛЫ ЛЮДИ - КУКЛЫ ТЕАТР МАСОК ТАНТА - МОРЕСКИ ТЕАТР ПЛОСКОЙ КАРТИНКИ

Слайд 8

Настольный кукольный театр

Слайд 9

Стендовый театр

Слайд 10

Театр на руке

Слайд 11

Напольные куклы

Слайд 12

Театр живой куклы

Слайд 13

Верховые куклы

Слайд 14

Знакомство с миром прекрасного начинается с первой младшей группы

Слайд 15

Во второй младшей группе дети становятся активными участниками сюжетов

Слайд 16

Организация уголка театра

Слайд 17

Занятия театральной деятельностью

Слайд 19

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Л.С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и детей «Настольный театр своими руками»

Цель: Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи для ро...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...

Мастер - класс для родителей "Изготовление кукол для настольного театра своими руками"

Мастер - класс "Изготовление кукол для настольного театра своими руками"...

Мастер - класс для родителей "Изготовление кукол для настольного театра своими руками"

Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Мастер - класс для родителей по изготовлению настольного театра своими руками

Мастер - класс, который научит родителей создавать куклы для театра совместно с детьми своими руками....

Мастер-класс для родителей "Изготовление кукол для настольного театра своими руками"

Цель: Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить родителей с нас...