«Клуб успешных фасилитаторов» Клуб для педагогов
методическая разработка на тему

Жданова Татьяна Петровна

Цель: Создание в ДОУ условий для  профессионального  педагогов, способствующих эффективному функционирования системы педагог - родитель. Содействовать и облегчить педагогам проведение фасилитативных мероприятий. Помощь  педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).

 

Задачи:

 

1. Обеспечить наиболее лёгкую коммуникацию педагогов с родителями воспитанников, укрепить веру педагога в себя; 

2. Формировать профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.

3. Формировать и воспитывать у  воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.

В Клубе планируется:

1.     Обзор ролей, профилей и навыков фасилитаторов.

2.     Обзор этапов подготовки для обеспечения качества процедур.

3.     Рассмотрение методов разрешения конфликтов.

4.      Стратегии предупреждения и вмешательства.

5.     Этапы достижения согласия, групповое развитие.

6.     Как проводить фасилитацию с партнером (совместная фасилитация)

 

 

Состав клуба: педагоги, специалисты.

 

Формы работы клуба:

 

1.     Семинары – практикумы

2.     Тренинги.

3.     Консультации.

4.     Обсуждение в группе.

5.     Обмен опыта.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kluba_fasilitatorov.docx617.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБОУ № 8

                                                                          «Зоряночка»

                                                                                              _________ С.Ю. Месикова

         «1»    сентября       2016 г.

        «Клуб успешных фасилитаторов»

Клуб для педагогов

        

        Подготовила: Заместитель заведующего

 по воспитательно – образовательной работе

МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»

 Жданова Т.П.

                                                    Сентябрь, 2016 г.

Цель: Создание в ДОУ условий для  профессионального  педагогов, способствующих эффективному функционирования системы педагог - родитель. Содействовать и облегчить педагогам проведение фасилитативных мероприятий. Помощь  педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).

Задачи:

1. Обеспечить наиболее лёгкую коммуникацию педагогов с родителями воспитанников, укрепить веру педагога в себя;  

2. Формировать профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.

3. Формировать и воспитывать у  воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.

В Клубе планируется:

  1. Обзор ролей, профилей и навыков фасилитаторов.
  2. Обзор этапов подготовки для обеспечения качества процедур.
  3. Рассмотрение методов разрешения конфликтов.
  4.  Стратегии предупреждения и вмешательства.
  5. Этапы достижения согласия, групповое развитие.
  6. Как проводить фасилитацию с партнером (совместная фасилитация)

Состав клуба: педагоги, специалисты.

Формы работы клуба:

  1. Семинары – практикумы
  2. Тренинги.
  3. Консультации.
  4. Обсуждение в группе.
  5. Обмен опыта.

План заседаний клуба

Тема заседания

Дата проведения

Заседание 1

Семинар – практикум «Портрет фасилитатора»

4- я неделя месяца (сентябрь)

Заседание 2

Семинар – практикум «Навыки фасилитации»

4- я неделя месяца

(октябрь)

Заседание 3

Семинар – практикум «Фасилитация шаг за шагом» (подготовка и достижение качественной фасилитации)

4- я неделя месяца

(ноябрь)

Заседание 4

Тренинг «Конфликтные ситуации. Методы разрешения конфликтов»

4- я неделя месяца

(декабрь)

Заседание 5

Семинар – практикум «Работа с партнером»

4- я неделя месяца

(январь)

Заседание 6

Семинар с элементами тренинга «Предупреждения и вмешательства в процессе группового обсуждения»

4- я неделя месяца

(февраль)

Заседание 7

Тренинг «Как избежать манипуляции»

4- я неделя месяца

(март)

Заседание 8

Подведение итогов работы клуба

4- я неделя месяца

(апрель)

Заседание 1.

Семинар – практикум «Портрет фасилитатора»

Ведущий:Определение фасилитации – «упрощение» или «облегчение процесса». Фасилитаторсоставляет план, руководит и управляет мероприятием группы для эффективного достиженияее целей – с ясным мышлением, активным участием и полной отдачей всех членов группы.

Успешный фасилитатор должен быть объективным. Однако это не значит, что вы должнынаходиться «вне» организации или команды. Это просто означает, что для достижения целейгруппы, вы должны занимать нейтральную позицию в этом процессе. Отбросьте ваши личныевзгляды и детальное изучение вопроса и сосредоточьтесь исключительно на групповом

процессе.

Ваша основная обязанность в качестве фасилитатора заключается в создании такогогруппового процесса и условий, в которых он может процветать, что в свою очередь поможетгруппе принять успешное решение.

Обсуждение в группе.

«Чем фасилитация отличается от тренинга и презентации?»

Тренинг, публичные выступления (презентации) и фасилитация разделяют некоторые общие

навыки и поведение и часто дополняют друг друга, но это – совершенно разные виды

деятельности в области развития. Ниже приведены некоторые характеристики каждого из них.

Тренинг

Презентация

Фасилитация

Участники учатся.

Аудитория получает

подготовленные материалы.

Участниками являются члены

команды, чья миссия состоит

в том, чтобы предлагать

новые идеи и улучшения.

Цели базируются на общении.

Цели основываются на том,

что должно быть сообщено,

/информировать

/мотивировать /описать.

Цели основываются на

улучшении процесса

Разрабатываются планы

 для повышения

качества структуры обучения.

Докладчик следует за

логической структурой

презентации.

Повестка дня используется

для структурирования встречи

с целью повышения ее

эффективности.

Тренер является

«катализатором» обучения.

Докладчик отвечает на

вопросы, а не задает их сам.

Вопросы используются дляразвития личного вкладакаждого в работу группы.

Тренер задает вопросы для

оценивания общения.

Для представления данных

используются наглядные

пособия (диаграммы,

графики, таблицы).

Для иллюстрации целей

обучения используются

визуальные и практические пособия (аудиозаписи,

фильмы, кейсы, ролевые

игры).

Для поддержания посылов

или рекомендаций

используются данные, графики, диаграммы.

Фасилитатор обучает

Участников использовать

инструменты коллективного решения поставленной

задачи.

Ведущий:Фасилитаторы: проводники к целям, «совместно» с группой, но не одни изних; ответственны и подотчетны группе. Их целью является подготовка участников ксаморазвитию и постоянному обучению.

Докладчики: позиционируются как эксперты с четким отделением от группы; участники являются пассивными получателями знаний. Цель состоит в том, чтобы передаватьинформацию.

Обсуждение в группе.

Три области различий между фасилитаторами и докладчиками:

Фасилитатор

Докладчик

Фокус

на группе

на докладчике

Контроль

общий

за докладом

Убедительность

основывается на способности

создавать и поддерживать

благоприятную         

среду

основывается на содержании знаний, опыта, контроля за

содержанием и донесения

информации

Ведущий:

Фасилитаторы:

Личностноориентированы

Вместе с группой, а не просто наблюдают за ней

Обеспечивают обучение

Создают группе возможность поделиться собственным опытом

Защищают и утверждают идеи

Создают безопасную и комфортную среду

Устраняют препятствия

Для того, чтобы быть эффективным фасилитатором, мы должны владеть следующимиположительными отношениями (записать на доске):

Уважение к каждому члену группы

Готовность принять чужие идеи

Вера в важность демократии

Приверженность целям группы

Готовность принять участие в деятельности группы

Вера в успешность группы.

Стили фасилитации(Представляют педагоги)

Фасилитаторы используют широкий диапазон стилей с разными группами в зависимости отзадач / видов деятельности, участников, времени и потребностей членов группы.

Различныестили позволяют рассматривать конкретные вопросы наиболее эффективно, и фасилитаторы

должны уметь менять свой стиль для удовлетворения потребностей группы.

Для успешного процесса, фасилитатор может использовать такие подходы/роли или их

комбинации:

Разъяснительный: акцентировать внимание на словах другого участника или помочьучастнику выразить свои мысли.

Облегчающий: поощрять и моделировать выражение чувств и эмоций по мере их появления,задавая вопросы, такие как: «Это было очень болезненно?»

Оценочный: оценивать то, о чем ктото говорит, комментируя это фразами, которые помогают

дать оценку, такими как: «Кажется, это было для вас успешно».

Обмен: поощрение обмена прошедшими и настоящими чувствами, а также ожиданиями поповоду будущего, задавая вопросы, такие как: «Ктонибудь еще чувствует подобное?».

Указательный: управление членами группы, когда они исследуют свои чувства и начинаютвыражать их при помощи таких слов: «Давайте уделим несколько минут тому, чтобы собратьсяс мыслями и подумать о том, как это событие повлияло на группу».

        Ведущий:

Что должен сделать фасилитатор для того, чтобы состоялась хорошая встреча?

Согласовывать очень четкие цели.

Следить за временем.

Подводить итоги, чтобы участники знали, о чем идет речь и что нужно делать дляпродвижения вперед.

Убедиться, что применяемые действия поощряют всех принимать участие.

Управлять теми, кто стремится к доминированию.

Поощрять всех.

Не принимать чьюлибо сторону и не проявлять никаких признаков собственногомнения по обсуждаемым вопросам. Это очень важно. Если вы слишком сильнопроявляете участие к данному вопросу – вы не должны быть фасилитатором.

Обращать особое внимание на язык тела и успокаивать тех, кто начинает проявлятьгнев или расстраиваться, а также поощрять тех, кто менее уверен в себе.

Использовать частый зрительный контакт, чтобы поддерживать связь с людьми в ходепереговоров, подведения итогов и т.д.

Заседание 2.

Семинар – практикум «Навыки фасилитации»

Ведущий:Хороший фасилитатор знает разницу между успешным и провальным групповым занятием.Поэтому для любого человека, который ответственен за фасилитацию, очень важно изучать иприобретать навыки фасилитации.

Для того, чтобы быть эффективным, фасилитатор должен уделять много внимания какизучению, так и использованию новых знаний, навыков, отношений и способностей.

 Практическая работа

Ведущий:По вашему мнения, какими навыками и способностями мы, как фасилитаторы должны обладать:

Внимательно слушать то, о чем говорят люди

Задавать открытые вопросы

Использовать ряд методов, которые могут помочь членам группы продуктивноработать вместе

Владеть хорошими навыками управления временем и другими управленческими

навыками

Помимо всего этого мы должны обладать специальными знаниями:

Как вести запись собраний

Этапы управления проектом

Заявки на получение и управление денежными средствами

Другие инициативы и группы, затрагивающие интересы собственной группы

Ведущий:

Методы фасилитации, которые стимулируют хорошую

работу группы:

Ролевые игры и симуляции

Практика презентаций

Использование фотографий и картинок

Использование аудио и видеозаписей.

Структурирование и отбор идей

Мозговой штурм

Взаимодействие с другими

Возможность узнать чтото новое.

6 правил для  конструктивно и успешного проведения мероприятия:

Следите и пресекайте все разговоры «на стороне». Это мешает другим участникамсосредоточиться.

Внимательно следите за временем. Будьте гибкими и балансируйте между

необходимостью участия и контролем за эффективным процессом переговоров.

Научитесь действовать в ситуации, когда дискуссия не может достичь своегологического окончания. Возможно, необходимо больше информации? Когда и какбудет продолжение дискуссии? Соберите все темы, по которым не удалось найтирешения и убедитесь в том, что будет найдено время для продолжения ихрассмотрения.

Следите за людьми, которые не принимают участие в полном объеме. Возможно, онииспытывают дискомфорт? Что является источником дискомфорта? Что вы можетесделать для того, чтобы они приняли участие в дискуссии?

Обратите внимание на поведение членов группы, как вербальное, так и невербальное.

Иногда бывает, что молчаливый человек приносит своим молчанием наибольше вреда– вы должны знать, как обнаружить такого человека и вовлечь его в обсуждение(Работа в очень маленьких группах гарантирует, что каждый вносит свой вклад).

Вмешайтесь и выступите посредником сразу же, как только возникнут очевидныеличностные атаки. Эффективные фасилитаторы умеют сначала находить наименеенавязчивый способ вмешательства, а потом напоминают каждому о том, что всегдалучше придерживаться вежливого и доброжелательного общения. Какой бы ни былапроблема, вы не можете позволить продолжение плохого поведения, так что будьтеготовы предпринять необходимые действия для прекращения нападений или

агрессии.

Практическая работа

Роли и стили фасилитатора

Ведущий: Давайте заполним таблицу, в которой определены роли фасилитаторов, но не определены ключевые навыки.

Роли

Ключевые навыки фасилитатора

Лидер группы

 Моделирование соответствующих коммуникативныхнавыков: умение слушать

 Повторение и обобщение

 Обеспечение безопасной и благоприятной среды обучения

для всех участников

 Помощь участникам в применении содержания материалав их работе

 Обеспечение полной обратной связи в ходе дискуссии и

мероприятия

 Управление процессами вовлечения в группе

 Содействие разработке планов действия

Управляющий повесткой дня

 Практика планирования необходимого для мероприятия времени

 Контроль за временем, для того, чтобы обсуждениепроходило по плану и равнозначно для всех участников

 При необходимости – возврат к обсуждению темы

 Установление сроков начала и окончания дискуссии

 Управление временем для обеспечения рассмотрения всех

вопросов

Эксперт содержания

 Задает расширенные вопросы

 Отвечает на вопросы развернуто и подробно

 Делится опытом для повышения уровня доверия

 Использует соответственную для данной темы и участников

терминологию

 Точно предоставляет экспертную оценку

 Делится соответствующими знаниями

Ролевая модель

 Поддержание положительного и профессионального

поведения

 Моделирование поведения

Консультант

 Помогает участникам понять и применить концепции

 Определяет факторы окружающей среды, которыепомогают (или мешают) применить в работе

 Помогает учащимся управлять вышеперечисленными

факторами для обеспечения передачи

* По материалам: Основы Фасилитации, ASTD Press ASTD Ориентация спикера, май 2000

Навыки эффективного общения для фасилитатора

Педагог – психолог:Навыки коммуникации имеют решающее значение для фасилитатора. То, как вы общаетесь,кроме смысла ваших слов, может еще и поразному оказывать поддержку, а также эффективнопродвигать вопросы.

Навыки общения включают в себя следующие:

Активное слушанье: проявляйте искренний интерес к мыслям и чувствам другого человека.Слушайте внимательно. Установите зрительный контакт.

Моделирование: поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами. Постарайтесьбыть непредвзятыми. Следите за сигналами своего невербального общения, не забывайте инемного повеселиться.

Подведение итогов: используйте перефразирование как метод прояснения. Проверьте своевосприятие группы. Например: «Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь, но мнекажется, комментарии Боба и Кармен очень хорошо подвели итоги нашим последним 10минутам, заявив ...». Очень важно подводить итоги в конце рассмотрения ключевых пунктов

повестки дня и в конце встречи.

Концентрация внимания и стимуляция: следите за тем, чтоб группа была сосредоточена наобсуждении данной темы, используя сокращение или ограничение повторений. Это – одна изосновных обязанностей фасилитатора. Не отклоняйтесь от курса!

Признавайте прогресс: например: «Отличная работа! Мы только что за 4 минуты провелимозговой штурм по 36 элементам».

Ожидание или тишина: помните, что иногда труднее всего – ничего не делать.

Сканирование/наблюдение: развивайте всестороннее участие в группе. Обращайте вниманиена невербальные сигналы, такие как движение тела, мимика и жесты (могут свидетельствоватьо потере внимания, спутанности сознания или недовольстве) – сделайте перерыв, смените

темп, тему и т.д.

Инклюзия: убедитесь, что каждый имеет равные возможности для участия. Поощряйте тех, ктомолчит, к предоставлению комментариев.

В свою очередь , Навыки активного слушания

Поддерживайте зрительный контакт.

Следите, чтоб участник или группа не отклонялись от курса.

Находитесь в открытой позе – не скрещивайте руки.

Будьте расслабленным и естественным – это показывает, что вы знакомы с ситуацией иконтролируете ее.

Знайте язык тела и невербальное поведение.

Прислушивайтесь к чувствам и содержанию – тому, что «между строк».

Не путайте содержание и способ – предположим, что человеку есть что сказать, дажеесли он или она испытывает затруднения с высказыванием.

Слышьте основную мысль или идею, вместо того, чтоб пытаться запомнить каждое

слово.

Развивайте эмпатию – попробуйте поставить себя на место другого человека.

Воздерживайтесь от оценки того, что было сказано.

Не вмешивайтесь в разговор слишком рано – дайте человеку закончить то, о чем онговорит.

Подождите несколько секунд перед тем, как давать обратную связь или отвечать навопрос – вам нужно немного времени для того, чтобы подумать о том, что былосказано.

Дайте человеку время, чтоб исправить очевидную ошибку – это показывает уважение.

Демонстрируйте поощрение. Используйте простые жесты и фразы, чтобы показать, чтовы слушаете, например, сказать «Ага» и кивать головой.

Демонстрируйте поддержку. Скажите: «Это хорошо; ктолибо еще хочет чтотодобавить?».

Не позволяйте человеку «заблудиться»  попытайтесь помочь ему прийти к главному.

Не используйте в заключении мысли, которые вы подчерпнули в разговоре –продвигайтесь постепенно.

Перефразируйте или обобщите то, о чем говорит человек, и убедитесь, что выправильно и полностью его поняли.

Задавайте вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как» (открытые вопросы).Избегайте вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Не забегайте вперед, чтоб закончить предложение человека – вы можете сделатьнеправильное предположение.

Будьте в курсе вашей собственной эмоциональной реакции на то, что вы слышите – это

повлияет на то, насколько хорошо вы понимаете и можете ответить.

Сосредоточьте свое внимание и энергию на том, что говорят вам – а не на том, что выхотите сказать затем.

*Адаптировано с учебной программы Института Пикетт, ILJ, 2002__

Консультация для педагогов

«Основные принципы обучения взрослых»

Фасилитация в группе взрослых людей является процессом обучения, и хотя вы не выступаетев роли тренера или учителя, участники всеравно могут хорошо учиться в процессе. Для этогофасилитатору понадобится представление о принципах обучения взрослых.

Андрагогика(обучение взрослых) представляет собой теорию, которая содержит ряд предположений отом, как взрослые учатся. Андрагогика подчеркивает ценность процесса обучения. Онаиспользует подходы, ориентированные на проблеме и сотрудничестве, а не дидактические, а

также еще больше подчеркивает равенство между учителем и учеником.

Теория обучения взрослых

ВзрослыеДелятся опытом и знаниями. Создайте союзников, а не учеников.

Взрослые Поинтересуйтесь, что это значит для них.

Взрослые Наслаждаются общением друг с другом, а не только звучанием своего голоса.

Взрослые Имеют предпочтения и предрассудки, которые сложно преодолеть за одинраз.

Взрослые Любят вам помогать и почувствовать себя активной частью процесса.

ВзрослыеОжидают уважения.

ВзрослыеЛюбят активное участие, упражнения в малых группах и передвижение покомнате. Меняйте виды деятельности.

ВзрослыеОжидают возможность применить свои знания и любые другие новые навыкисразу же. Давайте практичную информацию.

Взрослые Впитывают информацию и идеи других участников с разной скоростью иразными методами. Будьте гибкими.

Взрослые Требуют обратной связи и конструктивной критики. Акцент делается наразвитии личности, а не на ее деструктивной критике.

Взрослые Любят смеяться.

Принципы обучения взрослых

Хотя фасилитация процесса самооценки не позиционируется как специальный процессобучения, некоторые принципы обучения взрослых все же применяются.

Взрослыепредпочитают ситуации, которые:

1. Ставят в центр рассмотрения практические проблемы, так что…

Предоставьте обзоры, резюме, примеры, а также используйте истории, чтоб связать ихидеи с практическими результатами.

Обсудите и помогите им составить план для прямого применения идей и возможныхрешений.

Используйте совместные и надежные виды деятельности для решения проблемы.

Спрогнозируйте возможные проблемы, применяя новые идеи для их решения,сделайте предложения.

Внимание: Постарайтесь не стать слишком «теоретическим».

2. Развивают их положительную самооценку, так что…

Применяйте виды деятельность с низким уровнем социального риска в малых группах.

Планируйте постепенное достижение успеха группы.

Помогите им стать более эффективными и уверенными, руководя практическимиаспектами и установленными процедурами.

Внимание: Готовность принимать участие зависит от самооценки.

3. Совмещают новые идеи и существующие знания, так что…

Помогите им вспомнить что они уже знают из предыдущего опыта, что может иметьотношение к обсуждаемой ситуации.

Поделитесь повесткой дня и своими предположениями и попросите

прокомментировать их. Подстройте график под интересующие их темы, но помните оразумном балансе, который необходим для достижения целей группы.

Спросите, что они хотели бы узнать по данной теме для того чтобы обеспечить вкладкаждого участника в процесс принятия решения с полным пониманием сути вопроса.

Предусмотрите разные варианты в пределах вашего плана – таким образом, высможете с гибкостью переходить на рассмотрение нужных вопросов.

Предложите практические идеи и методы для внедрения решения после сессии.

4. Проявляют уважение к личности участника, так что…

Обеспечьте удовлетворение их физических потребностей с помощью перерывов,легких закусок, кофе и комфорта.

Обеспечьте их качественной, хорошо организованной, дифференцированнойдеятельностью, которая эффективно и результативно использует время.

Избегайте жаргона и не говорите с участниками «свысока».

Проверяйте и акцентируйте внимание на их знаниях, вкладе и успехах.

Попросите их оценить вашу работу или идеи, обеспечьте их возможностью

учувствовать.

Внимание: следите за своими словами, чтоб избежать создания негативного восприятия.

5. Прислушиваются к их опыту, так что…

Не игнорируйте то, что они уже знают – это является жизненно важным элементом впринятии решения о том, как можно улучшить деятельность общественноактивнойшколы.

Планируйте альтернативные виды деятельности и возможность выбора, для того,чтобы регулировать процесс в соответствии с их уровнем опыта.

Применяйте виды деятельности, в которых можно использовать их опыт и знание,например, если ктото уже проводил исследование сообщества – дайте емувозможность поделиться соответствующей информацией для содействия процессупринятия решения.

Прислушивайтесь и собирайте сведения о потребностях участников до, во время ипосле мероприятия.

6. Позволяют делать выбор и работать самостоятельно, так что…

Стройте свои планы на основе их потребностей; сравнивайте желаемое поведение

(цели) и фактическое поведение.

Поделитесь повесткой дня и своими предположениями и попросите

прокомментировать их.

Следите, чтоб знания и представления, которые они выражают, соотносились с

процессом принятия решения.

Предусмотрите разные варианты в пределах вашего плана – таким образом, вы

сможете с гибкостью переходить на рассмотрение нужных вопросов.

Предоставьте им время для планирования своих последующих действий.

        

Заседание 3

Семинар – практикум «Фасилитация шаг за шагом (подготовка и достижение качественной фасилитации)»

                 Этапы подготовки к достижению качественной фасилитации

Ведущий:При подготовке к встрече или событию, очень важно всегда помнить о целях группы. Вашазадача состоит в том, чтобы правильно выбрать и спроектировать процесс(ы) в группе, а также

разработать для этого эффективную повестку дня.

  1. Разработка реалистичной повестки дня

Важно, чтобы все участники знали и были согласны с поставленной целью собрания. Цельдолжна быть сформулирована ясно и просто. В идеале она должна быть наглядно видна влюбое время, чтобы участники могли напомнить себе ее при необходимости. Четкий план

занятия, или повестка дня, помогает участникам оставаться сосредоточенными, а такжепомогает фасилитатору следить за временем. Процесс разработки повестки дня идет рука обруку с разработкой процесса группы. Событие начинает принимать форму только после того,

как вы спроектировали процесс и разработали повестку дня.

При планировании повестки дня следует учитывать следующие факторы:

В каком порядке стоит представить темы?

Как будут знакомиться участники?

Как они достигнут общего понимания целей?

Если событие должно быть разбито на отдельные блоки, сколько времени стоит

уделить каждому из них?

Будут ли все участники вовлечены в каждую сессию?

Или они будут разбиты на малые секционные группы?

Как и когда секционные группы вновь объединятся в общую группу?

Когда вы начнете подводить итоги?

Как результаты одной сессии будут находить свое продолжение в другой?

Как вы достигнете закрытия общего события?

Ведущий:К завершению процесса проектирования и планирования, вы должны иметь хорошопродуманную окончательную повестку дня, целью которой является достижение результата, икоторая обеспечивает хорошее развитие и структуру мероприятия.

Кроме планирования процесса и повестки дня, вы также должны принять во внимание

следующие вопросы:

Информация и материалы – Что следует знать участникам до начала или во времяпроведения мероприятия? Как и когда это будет достигнуто?

Помещение – Какая обстановка в комнате будет лучше всего стимулировать участниковк участию? Нужны ли отдельные комнаты для разделения участников на малыегруппы?

Вспомогательные материалы – Какие вспомогательные материалы вам необходимы?Ручки, интерактивные доски, стикеры – это только начало. Убедитесь, что у вас есть все,что необходимо согласно повестке дня и запланированному процессу, а такжепредусмотрите, на всякий случай, наличие запасной техники (например, проектор).

  1. Представьте людей

Убедитесь, что все участники знают друг друга по именам. Используйте в предложенияхимена.

Попросите участников представиться в начале сессии.

В качестве фасилитатора, для началапредставьтесь сами – это поможет другим решить, что они будут рассказывать о себе.

Практическая часть

(Педагоги презентуют упражнения для знакомства)

Упражнение: «Имя и эпитет».(Воспитатель Акопян А.С.)

Цель:  возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».(Воспитатель Бугун У.С.)

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая»

Упражнение: «Меня зовут… Я делаю так…».

(Воспитатель Морозова И.А.)

Цель: снятие тревожности, знакомство, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Ведущий:Предложите группе согласовать ряд основных правил и убедитесь, что все участники согласныс ними.

Основные правила

Например:

Все идеи являются эффективными

Сказал свое слово – выслушай и других

Все участники равны

Никаких мобильных телефонов

Только одна дискуссия

Пунктуальность

Ведущий:

  1. Открытая среда

Лучше всего группы работают, когда людям комфортно выражать свои идеи.

Поощряйте всех участников слушать, что говорят другие. Если во время собрания участникиразделились на группы, приостановите их и вежливо напомните о том, что одновременнопроисходит только одна дискуссия.

  1. Вовлечение всех участников

В любой группе есть люди, которые менее склонны к общению.

Следите за знаками того, что люди не вовлечены. Следите за движениями каждого участника:склоненная голова, рисование, или любые другие признаки, указывающие на отсутствие

вовлеченности.

Некоторые люди также тихо говорят, поэтому являются чувствительными к тому, если их ктотоперебивает.

Для того чтобы вовлечь и поощрить этих людей – попросите их высказать свое мнение илидать комментарии.

  1. Будьте внимательны

Как фасилитатор, вы должны обязательно постоянно следить за тем, что происходит. Не стоитотвлекаться на долгие дискуссии с участниками.

  1. Слушайте, занимайтесь и вовлекайте

Даже если вы, как фасилитатор, занимаете нейтральную сторону, вы должны оставатьсяначеку, активно слушать и попрежнему интересоваться происходящим, а также принимать внем участие. Это служит хорошим примером для других участников, а также означает, что выготовы вмешаться в происходящее с помощью методов фасилитации. Все ли задействованы?

Если нет, то как вы можете вовлечь их? Как вы можете добиться более активного участия?

  1. Следите за основными моментами дискуссии, а также подводите итоги

Держите под контролем ход сессии, сообщайте людям, какие из вопросов порядка дня ониуже решили и что делать дальше. Часто подводите итоги. Подведение итогов способствуетпрогрессивному обсуждению при демонстрировании участникам, что вы их «услышали», а

также позволяет подвести разговор к подведению итогов, вместо того, чтобы бесконечноходить кругами вокруг решения данного вопроса.

8.Вмешивайтесь

Вмешивайтесь только в случае крайней необходимости.

  1. Показывайте пример

Вы можете стимулировать командную работу, ведя себя честно, открыто, уважительно инепредвзято. Если возникают разногласия, не принимайте чьюлибо сторону. Вместо этого,обратитесь к группе для решения данного вопроса. Убедитесь, что участники обсуждаютвопрос, а не людей, принимающих одну или другую сторону.

9.Расслабьтесь

Многие люди нервничают по поводу фасилитации. Ваша нервозность является намного болееочевидной для вас, нежели для участников.

Помните, достижение результата  это ответственность группы; вы же ответственные за то,чтобы просто поддерживать этот процесс.

Практическая часть

(Педагог – психолог презентует упражнения для снятия напряжения)

Упражнение: «Стаканчик».

Цель: снятие напряжения и тревоги.

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

Упражнение: «Дождик».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

Упражнение: «Меняются местами те, кто...».

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействии.

«Сейчас вам предлагается психологическая игра, в процессе которой вы сможете продолжить знакомство друг с другом. Я убираю свой стул и становлюсь "ведущим". По команде: "меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым...) участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим».

 

10.Оценивайте

Попросите людей в конце предоставить свои комментарии и обратную связь.

Упражнение «Свеча мнений»

Ведущий зажигает свечу, и участники, передавая ее по кругу, высказывают свои ощущения, чувства по поводу проведенного мероприятия.

Упражнение «Групповая поэма»

Время проведения: 10 мин.

Материалы: листы бумаги и фломастеры на каждого участника.

Попросите участников написать свое отношение к мероприятию. Каждый участник пишет короткую строчку, не повторясь, передает свой листок соседу, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. Законченная «поэма» возвращается ведущему.

Консультация для педагогов

«О ведении записей и согласовании действий»

Люди хотят сделать свой вклад в успех организации. Они хотят, чтобы их ценности, мысли исердца были значимы для миссии организации.

Люди, работающие эффективно вместе, являются залогом успеха организации.

Люди – это творческие личности, но их качества недостаточно используются в организации.

О групповом процессе:

Групповой процесс – это микрокосм культуры организации. Изменение групповогопроцесса /процесса встречи в сторону открытости, участия и нацеленности надостижение результата даст положительный эффект домино в рамках всейорганизации. Иногда педагоги или руководители находят полезным опытфасилитации и решают применят методы фасилитации при проведении внутреннихсовещаний в будущем.

Не существует единственно «правильного пути» для содействия эффективномугрупповому процессу.

Общее решение – это ключ к успешной реализации.

Консенсус в решении достигается путем достижения мелких соглашений.

О ведении записей и согласовании действий

Ключ к успешному ведению записей результатов и событий – это четкое понимание того, чтобудет записываться, как и кем. Убедитесь, что ответственный человек на 100% понимает все,независимо от того, является ли он вашим или чужим участником.

Некоторые вещи, о которых следует помнить во время записи и действия:

Вы несете ответственность за то, чтобы участники слышали, видели и понималипредставленную и предложенную информацию. Убедитесь, что вы ясно понимаете то,что происходит. Если возникают сомнения – запишите сейчас и подведите итоги позже.

Попытайтесь использовать слова, выбранные группой. Если возникают сомнения –попросите группу предоставить слова для записи.

Убедитесь, что все решения и действия записываются. Вы можете использовать дляэтого помощника, таким образом у вас будет возможность оставатьсясосредоточенным на том, что происходит в группе. Однако если вы прибегаете кпомощи секретаря – убедитесь в том, что он использует язык группы.

Во время записи решений и действий, уточните у группы, является ли информация,которую вы записываете справедливым и точным отражением того, что обсуждалось.

Напомните группе, что было обсуждено, и сосредоточьте внимание группы напродвижении вперед.

Если возникают сомнения, уточните их у группы прежде, чем продолжать дискуссию.

Убедитесь, что ответственность, обязательства и действия получены и записаны вслучае необходимости.

После завершения мероприятия убедитесь в том, что согласованные действия и путирешения вопросов применяются до успешного разрешения проблемы.

Заседание 4

Тренинг «Конфликтные ситуации. Методы разрешения конфликтов»

Занятие посвящёно способам эффективного общения. Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание занятия.

Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

Задачи:

  • познакомить  педагоговс понятием «конфликт», его составляющими;
  • ознакомление с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
  • применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
  • развить у педагогов способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.


Участники: педагоги
Количество участников:  10-15 человек.
Условия проведения: аудитория со свободной зоной.
Раздаточный материал: бланки для тестов, схема, таблицы

Структура занятия:
Занятие проводится в режиме тренинга.
Занятие рассчитано на 1час 30мин.

Ход тренинга

1. Упражнение «Приветствие — мне нравится твой…».
Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.

Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится твой (твоя)…» или то, что нравится  в поведении или чертах характера

Рефлексия:        
Как вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим?
А когда говорили вам?

2. Ведущий: Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать.

Но для начала, давайте с вами немного пофантазируем. У всех имеется листок и ручка?

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Ведущий: Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?

3. Упражнение «Нужны ли конфликты ? ».

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

Отрицательные

 • Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

  1. Психорисунок  «Мое представление конфликта».

Цель: выяснить подсознательное отношение  участников  к  обсуждаемой теме.

Ход упражнения: участникам предлагают нарисовать «конфликт», как они его представляют, после выполнения задания участники по очереди рассказывают, что нарисовано и что значит этот рисунок.

Рисунки сгруппировывают по определенным смысловым группам (деструктивные, конструктивные, эмоциональные, деловые, внутренние, внешние конфликты).

Рефлексия.

  • Есть ли похожее  понимание конфликта  в группе с вашим? 
  • Какие эмоции возникали в процессе рисования?

  1. Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Соревнование (конкуренция)— самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»

Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

 характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша»

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки:получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

 достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки:вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая»

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Любой конфликт разрешаем,  но есть люди,которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

  1. Психолог знакомит  с формулой мудрого поведения в конфликте.

Формула мудрого поведения в конфликте (ВПРСТ)

В — открытость ума.

П — положительное отношение.

Р — рациональное мышление.

С — сотрудничество.

Т — терпимость к людям.

  1. Разрешение конфликта.

Это заключительный этап (стадия), который возможен как вследствие изменения объективной конфликтной ситуации, так и путем трансформации ее образов, сложившихся в участников конфликта.

 Разрешение конфликта может быть полным или частичным.

Нередко для решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворяет обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники, или медиаторы, помощники) — индивид или группа,  которые пытаются помочь в достижении согласия и разрешении конфликта.

 

9. Упражнение  «Мозговой штурм».

Правилам бесконфликтного общения  целесообразно:

  • не использовать конфликтогенов;
  • не отвечать конфликтогеном  на конфликтоген
  • проявлять эмпатию к собеседнику;
  • делать доброжелательные посылы;
  • разрешайте спорные  вопросы  здесь и теперь, не откладывая  их.
  • меньше обижайтесь.
  • стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
  • общайтесь открыто (закрытость порождает конфликты).
  • старайтесь понять позицию другого человека изнутри (поставьте себя на место другого).
  • аргументируйте свои желания для себя и другого.
  • будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться.
  • будьте гибкими.

10Информация психолога

(Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, который причиняет     неприятность людям, с которыми общаешься)

Итак, важнейшим условием профилактики конфликта есть предотвращение использования конфликтогенов в общении.

При этом  нужно помнить:

  • всякое неосторожное высказывание вследствие эскалации можем привести к конфликту;
  • проявлением эмпатии и уважения к собеседнику предотвращаем неадекватные и конфликтогенные  реакции.

При избавлении  от склонности к  применению  конфликтогеповобщениенеобходимо:

  • изживать стремление к преимуществу;
  •  сдерживать агрессию пассивными (например, выговаривание), активными (например, двигательная активность, спортивные занятия, наблюдение за спортивными соревнованиями, и др.) и логическими  (рационализация и др.) способами;   стремиться к преодолению разрушающего эгоизма.

11. В обучении правильному обращению человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации   считается  целесообразным  следовать  таким  психологическим  рекомендациям.

  • Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты.
  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов — интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: » Правильно ли  я Вас понял (поняла)?», это  поможет избежать умственных барьеров.
  • Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив  себя на его место.
  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов,  не употреблять неутешительных  эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот,  кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

Важнейшее значение в предупреждении конфликтов имеет овладение приемами и привычками бесконфликтного общения.

Так, А. Белкин с соавторами, творчески дополнив рекомендации Д. Карнеги, дает следующие рекомендации по  бесконфликтному общению

  • В минуты торжества над другим  давайте ему возможность » спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.
  • Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

 Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».

Каждый участник занятия получает памятку.

12.     Ролевая игра   «Реши  проблему».

Групповая  работа. Цель: отработать конструктивные стратегии  выхода из конфликтных ситуаций.

Ход:  психолог делит всех участников на 4 группы. Каждая группа будет выполнять отведенные ей роли: первая, вторая группы- педагогов, третья -детей, четвертая — родителей. Каждой группе надо выполнить  задачу.

  1.  Вспомнить  какую-то конфликтную ситуацию из жизни и разыграть  ее согласно своим ролям.
  2. Каждая группа  выбирает одну проблему и предлагает пути ее решения согласно своим ролям и используя полученные знания.

Рефлексия: 

Что вы чувствовали во время игры и что вы чувствуете после ее завершения?
Какие чувства возникали во время общения?
Легко ли было вам сыграть свою роль?
Какие трудности возникали во время упражнения?
Можете ли определить, благодаря чему  вы бы развязали вашу ситуацию?
Какой стиль поведения  вы избрали бы для каждого участника сюжета?

13.  Релаксационная  пауза

Звучит музыка, используется  терапия поглаживания. Педагоги гладят свое лицо, закрывают глаза, занимают  удобные позы, стараются расслабить все мышцы тела, перенестись  в воображении в другую ситуацию, которая оказывает содействие эмоциональному подъему.

 14. Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи.

Ход упражнения: все участники по кругу продолжают высказывание «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять…)».  

Ведущий: В заключении хотелось бы рассказать  Вам одну мудрую притчу:

        Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

                                     Спасибо за внимание!

Памятка для педагогов

        « Краткий курс доброжелательных отношений»

Шесть важных слов:

«Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов:

«Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова:

«А как ты считаешь?»

Три важных слова:

«Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова:

«Искренне благодарю».

Важнейшее слово:

«Мы».

Заседание 5

Семинар – практикум «Работа с партнером»

Упражнение «Договор»

Время проведения: 20 мин.

«Договор» – участники разбиваются на пары. Они должны представить, что будут жить вместе. Нужно договориться, как должна быть устроена совместная жизнь следующим образом. Составьте список самых важных сфер вашей совместной жизни.

  1. Быт.
  2. Деньги.
  3. Общение с родственниками.
  4. Любовь и секс.
  5. Общение с друзьями.
  6. Досуг.
  7. Личное пространство.
  8. Позднее возвращение домой.
  9. Общие или противоположные интересы.
  10. Если есть дети или животные – как обращаться с ними.

Договор составляется с точки зрения реальных отношений. После этого ответьте на следующие вопросы (в кругу).

  1. Кто из вас проявлял большую инициативу?
  2. Кто подстраивался больше, чем проявлял себя? По какой причине?
  3. Что было самым трудным в этом упражнении?
  4. Довольны ли вы своими договоренностями?
  5. Если недовольны – чего вам не хватило? Что помешало это предъявить

Совместная фасилитация: работа с партнером

Ведущий:Техника работы с партнером может быть полезной для группы и ее фасилитаторов, однако для достижения результатов данная практика требует планирования и периодической оценкипомощника.

Совместная фасилитация имеет как свои преимущества, так и недостатки. Не всехотят и не все готовы к совместной фасилитации. Если фасилитатор принимает решение о проведении совместной фасилитации, тогда очень важным является планирование того, какдвое будут распределять работу, как они лучше всего смогут оказать друг другу поддержку, атакже того, как они будут учиться общаться эффективно. Никогда не следует забывать о том,что в центре внимания совместной фасилитации останется группа и ее потребности.

Совместная фасилитация может быть использована в качестве учебного механизма для одногоиз партнеров. Несмотря на эффективную работу, необходимо также позаботиться о том, чтобы

группа не тратила слишком много времени и энергии во время работы с двумяфасилитаторами.

Обсуждение в группе.

Преимущества совместной фасилитации:

• Облегчает давление полной ответственности.

• Возможность совместного планирования, оценки и обратной связи.

• Приносит разнообразный опыт и атрибуты в группу.

• Предусматривает более широкий обмен навыками, ресурсами и энергией.

• Позволяет менее опытным фасилитаторам развивать свои навыки.

Недостатки совместной фасилитации:

• Совместное планирование, оценка и обратная связь отнимают много времени.

• Фасилитаторы могут «играть друг против друга».

• Один фасилитатор может лучше справляться с группой, чем другой.

• У фасилитаторов может возникнуть чувство неуверенности.

• Один из фасилитаторов может доминировать.

• Может развиваться соперничество между фасилитаторами.

• Нечеткие определения и распределения обязанностей могут вызвать проблемы в работе

фасилитаторов.

Помните:

• Выбирайте для совместной работы человека с такими же ценностями, как и у вас.

• Планируйте совместную работу.

• Определите, какие разделы сессии будут общими.

• Обсудите, как проведение сессии будет распределено между двумя.

• Решите, кто какую секцию возглавит.

• Подумайте о том, как себя вести, когда другой человек проводит фасилитацию.

• Решите, что следует сделать: выйти из комнаты, участвовать или молчать.

• Спланируйте то, как вы сообщите группе о предстоящей совместной фасилитации

сессии/программы.

• Решите, что делать в случае, когда один человек хочет прервать речь другого.

• Разрешите некую гибкость, чтобы партнером хорошо воспринимались спокойные инеконфликтые вмешательства (например, если один из партнеров чтонибудь забудет илиесли один из фасилитаторов владеет несколько иным опытом, который также может бытьполезным).

• Поддерживайте друг друга во время сессии – предложите соответствующую обратную связьи придите на помощь партнеру, если вам кажется, что он наткнулся на сопротивление илинесогласие со стороны группы.

• Договоритесь никогда не становиться на сторону группы против своего коллеги.

• После сессии проведите совместную оценку ваших выступлений.

• Предоставьте положительные и критические замечания относительно того, как двоефасилитаторов могли бы улучшить совместную работу.

• Планируйте следующую сессию на основе предыдущей.

Упражнение «Нас объединяет...»

Время проведения: 10 мин.

Упражнение помогает научиться одному из навыков снижения напряжения – подчеркиванию общности с партнером.

Участники встают в круг. Каждый участник бросает мяч другому участнику со словами: «Маня, мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как…».

Если Маня согласна с этим высказыванием, она говорит: «Да, согласна», если не согласна, то отвечает: «Я подумаю над этим». После этого, Маня бросает мяч кому-нибудь другому. и т.п.

        

Заседание 6.

Семинар с элементами тренинга

«Предупреждения и вмешательства в процессе группового обсуждения»

        Упражнение «Интеллектуальный футбол»

Ведущий: Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на 6 заседании нашего клуба. Начнем мы с упражнения разминки «Интеллектуальный футбол»

  1. Упражнение «Интеллектуальный футбол»

Цель: Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.

Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол.

Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

        

        Ведущий: К термину «фасилитативное мероприятие» применяется выражение“Унция предупреждения стоит фунта вмешательства”

Сегодня мы поговорим о том, когда фасилитатору необходимо вмещаться в групповое обсуждение. Назовем это предупреждения и вмешательства.

На мольберте

Предупреждения – это действия фасилитатора, используемые до или во время дискуссии для предотвращения попадания дискуссии в неправильное русло.

Вмешательства – это действия фасилитатора, используемые во время дискуссии для того, чтобы помочь участникам вернуться к заданному курсу.

Ведущий: Рассмотрим оба эти явления в отдельности.

Остановимся на предупреждениях.

 Коллеги, к вам вопрос. "О чем необходимо договориться в начале собрания или обсуждения,  чтобы избежать непредвиденных ситуаций?"

Ответы:

- Желаемые результататы

- Повестка дня

- Роли участников

- Процесс принятия решений

- Основные правила

- Знать присутствующую аудиторию.

Ведущий: Кроме того, Вам необходимо рассмотреть  и проверить соглашение о том, как группа будет работать вместе. Для этого: (Слайд 2  )

  1. Используйте уточняющие высказывания.

Например: «Прежде чем мы перейдем к нашей сегодняшней встрече, я хотел бы убедиться, что мы все согласны с нашими желаемыми результатами и нашей повесткой дня».

  1. Проясняйте процесс во время встречи или обсуждения

Убедитесь, что группа поняла и согласилась с предложенным процессом.

  1. Сосредоточьтесь на соглашении, а не на разногласиях.

        Например: “Согласна ли группа с постановкой задачи? Отлично, давайте приступим к выработке решений”.

Ведущий: В результате делаем вывод, что грамотное использование "предупреждений"  дает  большую вероятность получения удовлетворенности от мероприятия всех участников процесса и необходимого результата.

Далее обсудим понятие "вмешательсто", но это после того как проведем иргу - разминку "Весенний дождь"

2. Игра – разгрузка «Весенний дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое весенний дождь? Давайте вместе послушаем, какой он. Следите внимательно!

  • В Ессентуках поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Ведущий: И так, Вмешательства это действия фасилитатора, используемые во время дискуссии для того, чтобы помочь участникам вернуться к заданному курсу. Это может случиться если обсуждение столкнулось с проблемой. (слайд 3)

В таком случае, поставленными вопросами должны быть следующие:

1. «Должны ли мы продолжать эту дискуссию, или нам стоит приостановить ее и вернуться к ней после того, как мы рассмотрим другие соответствующие идеи?»

2. «Это трудный этап. Мы можем продолжить или же мы можем дать себе отдохнуть и вернуться к нему, когда мы решим вопросы проще. Как, по вашему мнению, будет лучше?»

3. «Это интересная дискуссия. Что необходимо сделать в данный момент?»

Ведущий: А какие   способы контроля за обсуждением в группе вы используете в своей практике?

Бумеранг

Возвращение вопроса обратно к задавшему его человеку или команде – таким образом, фасилитатор не несет ответственность за ответы на все вопросы.

Участник встречи: «Как мы можем добиться соблюдения графика?»

Фасилитатор: «А что, по вашему мнению, вам в этом мешает?»

Спросите/ скажите «Что происходит?»

Назовите чтонибудь, что не работает, то есть укажите на это группе для того, чтобы она решила это.

“Здесь очень тихо. Что может значить эта тишина?”

Обеспечение процесса соглашения

Напомните команде о предыдущем соглашении.

“Похоже, мы переосмысливаем проблему, а не ищем возможности для ее решения. Помните, мы договаривались сосредоточиться на решениях. Значит ли это, что поставленная задача попрежнему работает для всех? Хорошо, давайте продолжим искать альтернативные решения.”

Верните внимание

Убедитесь, что все работают над тем же содержанием, используя тот же самый процесс, в то же самое время.

“Наталья, давайте оставаться сосредоточенными на выявлении проблемы. Я знаю, что вы можете предложить отличные решения, и мы все еще проводим  мозговой штурм проблемных зон. Можете ли вы придержать на несколько минут свои предложения, пока мы не закончим этот мозговой штурм? Все ли мы вместе?”

Принять /Подтвердить /Справиться или Отложить

Создайте безопасные условия участия:

Отвечая нейтрально участнику, чьи идеи идут в разрез с идеями остальных членов группы.

Подтверждая его или ее вклад.

Достигая согласия по поводу того, как двигаться дальше.

“Вы не уверены, что мы движемся в правильном направлении? Это хорошо, вы можете быть правы. Будьте добры, подождите еще десять минут и мы посмотрим, что произойдет. Хорошо? , однако он не стоит на повестке дня. Рассмотрениеповестки дня сегодня утром является очень важным для нас, но я бы хотел добавить ваш вопрос к списку вопросов, которые мы можем рассмотреть при нашей следующей встрече.

Приемлем ли такой вариант для вас?”

Используйте чувство юмора

Пошутите, чтобы снять напряжение. Будьте осторожны, чтоб не пошутить на чейлибо счет.

Проведение активных упражнений

Физические упражнения обеспечивают «разрядку» для группы. Это может быть необходимой частью проведения сессии – например во второй половине дня после хорошего обеда. Такие Упражнения также предоставляют возможность сплочения участников.

Ведущий: Спасибо за представленный опыт. 

Таким образом делаем вывод, что  при отклонении группы от заданной темы важно возвращать ее обратно к цели, а возникающие побочные вопросы перенаправлять и фиксировать для отдельного обсуждения.

Ведущий: Спасибо, коллеги.

Сегодня на нашем заседании клуба мы рассмотрели все возможные способы руководства ходом обсуждения до начала мероприятия и в процессе,  применяемые фасилитаторами. Надеюсь, данная информация будет очень полезной для вас.

3. Упражнение «Плюсы-минусы»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты использования активных форм работы с родителями.

Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме цветов двух цветов; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы, а на листочках другого цвета — плюсы использование метода фасилитации в работе с родителями и другими категориями участников.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов все-таки больше, и прийти к выводу, что использование методов фасилитации в работе с родителями является очень эффективным.

Ведущий: В заключении, мне бы хотелось услышать о том, насколько актуальна и важна выбранная тема данного заседания нашего клуба.

  1. Упражнение «Свеча мнений»

Участники клуба передают свечу по кругу и высказывают свое мнение.

Спасибо! До следующих встреч в нашем клубе!

        

Заседание 7

Тренинг«Как избежать манипуляции»

Цель: понять природу и механизмы воздействия уловок и манипуляций; получить навыки противодействия, отражения и нейтрализации уловок и манипуляций; овладеть навыками корректного и конструктивного выхода из сложных коммуникативных ситуаций.

Ход тренинга

  1. Упражнение «Апчхи».

Цель: эмоциональная разгрузка, сплочение группы.

Участники делятся  на группы по 4-5 человек. Каждой  группе дается задание: громко  крикнуть  определенное  слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и т.д.). проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!» успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг другу, не стараясь перекричать других.

  1. Диагностика .

Тест «Легко ли вами манипулировать»

1. Вы любопытны?

А) Нет.

      Б) Не очень.

В) Чрезвычайно!

2. Вас легко вывести из себя?

А) Нет.

     Б) Не всегда.

В) Завожусь с пол-оборота.

3. Вы легко поддаетесь на уговоры сделать то, что вам не очень-то хочется?

А) Нет, меня уговорить невозможно.

Б) Только, если мне это не повредит.

В) Не умею ни в чем отказать людям.

4. Вас легко разжалобить?

А) Нет.

Б) Все зависит от ситуации.

В) Очень легко.

5. Вам важно, что о вас думают?

А) Нет.

Б) Смотря кто.

В) Конечно, важно.

6. Случалось ли вам, поддавшись уговорам продавцов, приобретать ненужный вам товар?

А) Никогда.

Б) Пару раз случалось.

В) Достаточно часто.

7. Вы целеустремленный человек?

А) Конечно.

Б) Мои цели нередко меняются.

В) Ставить перед собой цели глупо и бессмысленно.

8. Вас легко заставить поменять свое мнение?

А) Нет, это невозможно.

Б) Только если приведены убедительные аргументы.

В) Легко.

9. Способны ли вы публично высказать свое мнение, если оно противоречит мнению большинства?

А) Конечно.

Б) Все зависит от ситуации.

В) Нет, я не люблю выяснения отношений и ссоры.

10. Вы верите телерекламе?

А) Нет.

Б) Когда как.

В) Чаще всего да.

11. Как вы относитесь к людям, которые всегда дают советы?

А) Негативно.

Б) Спокойно.

В) Терпеливо выслушиваю их, ведь советы могут оказаться полезными.

12. По вашему мнению, человек должен всегда поступать так, как ему захочется?

А) Да.

Б) Если это ему выгодно.

В) Нет.

13. Готовы ли вы пожертвовать собственными интересами, лишь бы сохранить хорошие отношения с людьми?

А) Нет, всем не угодишь.

Б) Все зависит от ситуации и от этих людей.

В) Конечно, ведь главное в жизни – именно такие отношения с людьми.

14. Почему, по вашему мнению, многие не умеют говорить «нет»?

А) Из-за слабости характера.

Б) Пытаются всем понравиться.

В) Из деликатности.

Ключ

Преимущество вариантов А. Вы человек независимый и самостоятельный, вами очень сложно, почти невозможно манипулировать, поскольку вы довольно легко распознаете попытки скрытого психологического воздействия и способны ставить «агрессора» на место. Возможно, из вас мог бы получиться неплохой «манипулятор». Только не стоит злоупотреблять этими своими качествами.

Преимущество вариантов Б. Вы, в общем, неплохо адаптированы к жизни в современном обществе и довольно устойчивы к попыткам скрытого психологического воздействия со стороны других, особенно малознакомых, людей. Чтобы склонить вас к каким-то действиям, следует хорошенько постараться. Да, вами не так-то просто манипулировать. Но если манипулятор опытен и знает, на какие рычаги вашей души нужно нажимать, вы можете не выстоять под напором его «обаяния» и поддаться на доводы и «уговоры».

Преимущество вариантов В. Вы добрый и очень порядочный человек, а потому стремитесь помогать людям и даже испытываете некоторые затруднения в ситуациях, когда лучше было бы отказать. Имейте в виду, что рядом с вами, возможно, есть люди, беззастенчиво пользующиеся вашей добротой и безотказностью (которые они воспринимают как слабость), чтобы удовлетворять собственные потребности. А потому не бойтесь говорить «нет», не показывайте свои слабые стороны, сохраняйте спокойствие. Всегда соблюдайте психологическую дистанцию, поскольку манипуляторы получают полезную для себя информацию не благодаря своей мнимой силе и «гениальности», а благодаря чрезмерной доверчивости людей и их небрежности. И, конечно же, будьте бдительны, осторожны и внимательны, это поможет распознавать потенциальных манипуляторов и не поддаваться их воздействию на себя. Вообще, старайтесь как можно меньше и реже общаться с такими людьми.

Однако не стоит подозревать всех и каждого в попытках манипулировать вами, со временем это может перейти в своеобразную манию преследования. Укрепляйте свою психологическую защиту и определите все возможные «мишени» манипулятора и «крючки», на которые вы уже попадались или еще можете попасться.

4.Мини-лекция  «Критика – сильная манипуляция. Как с ней уверенно справляться»

Критика как средство манипуляции применяется очень часто. Как говаривала моя бабушка: «если действительно хочешь, всегда найдешь, к чему придраться».  Мы легко находим, за что критиковать, используя систему представлений «правильно-неправильно». Мы навязываем свои представления другим. Поскольку большинство из нас, чувствуя свою неправоту, ощущает беспокойство и вину, то человек, которого критикуют, начинает «контркритиковать». Он отрицает правду. Такого рода отношения движутся по кругу: критика –отрицание вины – следующая критика.

  Отношения, построенные на критике и ответной защите гибельны для обоих партнеров. Способ поведения, который помог бы эффективно, решительно, без манипуляций справляться с критикой, состоит из следующих важных моментов.

  1. Вы не должны беспокоить по поводу критики и не должны оправдываться. Вы можете  просто сказать: «Да я это сделаю».
  2. Если ваше поведение открыто называют неправильным, вы все равно можете не волноваться из-за этого. В ответ на обвинения вы можете задать встречный вопрос. Тогда вашему собеседнику придется отказаться от манипуляций и честно сказать, что он хочет.
  3. Следует делать различие между правдой, которую говорят о ваших ошибках и «правильно-неправильно», которые используют другие для характеристики ваших ошибок.
  4. Вы можете чувствовать себя комфортно, несмотря на свои ошибки. Ошибки делать глупо, и вам нужно задуматься об этом и постараться избавиться от них. Тем не менее в действительности они не имеют ничего общего с «правильно-неправильно».

  1. Упражнения на противостояние влиянию
    «ЩИПКИ СВЕРХУ И СНИЗУ»

Цель. Отработка навыка рефлексии собственных эмоций
для выявления ранних признаков начинающейся манипуляции.

Дополнительные тренерские цели:
□ предоставить некоторым участникам возможность определить, какие щипки являются для них более значимыми: «сверху» или «снизу»;
□ предоставить всем остальным участникам возможность почувствовать разницу в собственном состоянии при совершении ими щипков сверху и снизу по отношению к другому человеку;
□ внести элемент детской игры для разрядки напряжения;
□ исследовать личностные особенности участников.

Инструкция. Сейчас мне понадобятся три добровольца. Эти три
человека выйдут в коридор и там подождут, пока мы отрепетируем сценарий наших воздействий на них. Затем я буду приглашать их вернуться. Входить они будут по одному. Задача — найти этот маркер. Он будет спрятан где-то в этой комнате. Когда первый человек войдет, то он увидит здесь две группы людей. Как только он начнет искать маркер, каждая из групп будет ему помогать своими комментариями. Прислушайтесь.

        

  1. Манипуляции в переговорах «Балда и Черти»

Цель: Провести переговоры, чтобы решение удовлетворяло всех.

Ведущий объединяет группу в 2 команды любым способом.

Вводная для команд: Пошел поп на базар, встретил там Бадлу. И говорит ему: «Слушай Балда, я тут уезжаю в отпуск, и поэтому передаю тебе часть полномочий».
И назначил его управляющим своей фирмы. Поп получил задание взимать арендную плату с должников чертей.  Известно, что болото сдано в аренду чертям по договору на 5 лет.
2 года черти платили исправно, а 3 года накопился долг. Срок погашения истекает через 7 дней.
С Канар, от Попа пришел e-mail, с указанием о погашении задолжености по арендной плате. В противном случае их окропят святой водой, а для них это смерти подобно и выселят. И тогда не миновать им родового позора.
Балду устраивает сотрудничество с попом, ведь с каждого договора он имеет 10%.
Черти платят подушно (с количества душ).

Пять лет назад чертей было 8. Известно, что черти плодятся с интервалом 2-2,5 месяца, достигают половой зрелости через 1 месяц.

Черти очень богаты, у них несметные сокровища, они могут заплатить. Но если их сосчитать, то они сдохнут.
И еще, по закону клан чертей, выселенных из болота, перестает существовать»

Командам дается по 3 минуты для подготовки к переговорам. По истечении 3 минут, каждая из команд выставляет переговорщиков. Два переговорщика ведут переговоры, а группа наблюдает за ходом дискуссии.
Через 2 минуты переговоров, переговорщики возвращаются в свои команды, обсуждают результат, и выставляют следующего переговорщика.
Количество переговоров регулируется тренером. Достаточно 4-5 этапов, вне зависимости от того, договорились ли команды между собой.

Вопросы для обсуждения: какие приемы использовали переговорщики чтобы отстоять свои позиции?  Почему договорились/не договорились?
После этой игры хорошо делать перерыв, чтобы эмоции улеглись.

  1. Рефлексия

Упражнение «Шкала»

Памятка для педагогов

«Как защищаться от манипуляторов»

Манипуляция – это одна из разновидностей воздействия на людей с целью изменить их поведение или же заставить их делать то, что нужно, удобно или выгодно манипуляторам. Далеко не все способны противостоять такому воздействию. Именно такой «незащищенной» категории людей важно знать, как сопротивляться и не оказаться жертвой манипуляторов.

1. Не бойтесь говорить твердое «нет!» в ответ на любые не выгодные вам предложения.

2. Не будьте излишне доверчивы, помните об осторожности и бдительности (особенно при общении с не слишком хорошо знакомыми людьми).

3. Воздерживайтесь от хвастовства – оно нередко указывает манипулятору на потенциальную жертву.

4. Защищайтесь от его воздействия внутренней иронической улыбкой.

5. В любом случае сохраняйте хотя бы внешнее спокойствие.

6. Медлите с ответами на вопросы манипулятора.

7. Не бойтесь высмеивать его нелепые предложения и аргументы.

8. Слушайте манипулятора вполуха, не фиксируя свое внимание на его словах.

9. Делайте вид, что слушаете, думая при этом о чем-то важном или интересном для себя, вспоминая что-то радостное, приятное.

10. Сбивайте его с толку – переспрашивайте, все время уточняя что-то, якобы не понятное вам.

11. Если манипулятор явно «достает» вас, тут же прекращайте общение, сославшись на необходимость сделать важный звонок или на нехватку времени.

12. Старайтесь быть непредсказуемыми, чтобы манипулятор не смог вас «просчитать».

13. Не поддавайтесь ни на какие провокации.

14. Будьте критичными ко всему происходящему в момент общения с манипулятором.

15. Сбивайте ход, ритм беседы с манипулятором.

16. Не показывайте ему свои слабые стороны.

17. Не теряйте веру в свои возможности противостоять любым убеждениям.

18. Не пытайтесь что-то доказывать манипулятору, не стремитесь «перевоспитать» его.

19. Но, главное, осознавайте себя ЛИЧНОСТЬЮ, способной быть выше любых манипуляций!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект семейного клуба «Успешные родители»

Укрепление института  семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания....

Клуб успешной адаптации "Малышок"

Эффективная форма взаимодействия с родителями и специалистами детского сада...

"Клуб успешного родителя" тема: "Сохранение здоровья и организация безопасности жизнедеятельности детей"

Летом очень часто детей оставляют дома со старшими братьями и сестрами, увозят в гости к бабушкам, поэтому хочется напомнить родителям какие "опасности" подстерегают их чад как дома, так и в...

Клуб успешного родителя: «Этот сложный возраст (кризис трех лет)

Клуб успешного родителя:«Этот сложный возраст (кризис трех лет)...

Клуб успешного родителя: «Этот сложный возраст (кризис трех лет)

Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним  ребенком: 1. Дать представление о кризисе трех лет; 2. Развивать способность к разрешению проблем...

Клуб успешной адаптации "Малышок"

Эффективная форма взаимодействия с родителями и педагогами детского сада....

Проект: «Клуб успешный родитель. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

С недостаточным уровнем развития мелкой моторики рук и речи, я сталкиваюсь и в своей практике, работая с детьми третьего года жизни. Дети неловко, неуверенно держат ложку, карандаш, у них не сформиров...