Главные вкладки

    Статья "Тестопластика с детьми раннего возраста"
    статья (младшая группа) на тему

    Смирнова Татьяна Витаутасовна

    Большое значение в развитии мелкой моторики имеет тестопластика - занятие интересное и полезное!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл testoplastika_s_detmi_rannego_vozrasta.docx19.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тестопластика с детьми раннего возраста.

    Начала, заложенные в детстве человека,

    похожи на вырезанные на коре молодого дерева      

                                                буквы, растущие вместе с ним, составляющие

              неотъемлемую часть его.

                                                                  В.Гюго

       Ранний возраст – возраст активного экспериментирования. Все, что окружает малыша, вызывает у него большой интерес. Малыши любят наблюдать, исследовать новые объекты, экспериментировать. В процессе любознательности малыша расширяются его представления об окружающем мире.

       Для развития самостоятельности необходимо предоставить малышу свободу экспериментирования. Малыши очень любознательны, они любят наблюдать, подражать взрослым. С удовольствием играют в предложенные взрослыми игры, экспериментируют. Это говорит о благополучном психическом развитии малышей.

       В дальнейшем самостоятельность малыша возрастает, но он еще очень зависит от взрослого, так как предметы, с которыми учится действовать малыш, вводит в его жизнь именно взрослый. Оставаясь один, малыш не замечает разнообразия вещей, скучает.

       В общении с ребенком от 1 года до 3 лет главным является то, что взрослый помогает малышу в игровой форме освоить то или иное действие с предметом, который вызвал интерес. Однако учится он лишь у тех, кому доверяет и кого любит.

       В ходе игрового взаимодействия следует учитывать, что малыши не способны длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности. Уровень развития у них мелкой моторики делает затруднительной работу по изобразительной деятельности. У малышей возникает соблазн попробовать окружающие предметы на вкус. Справиться с этими трудностями нам поможет тестопластика.

       Тестопластика – занятие интересное и полезное. Малышей приводит в восторг то, что тесто можно разорвать, попробовать на вкус. Чтобы малыши быстро усвоили навыки работы с тестом, нужно только их заинтересовать, показать, как правильно действовать.

       Многочисленные изменения в игру вносить позволяет пластичность теста. Даже замкнутый малыш может реализовать себя, проявив фантазию.

       При действии с тестом у малыша развивается тактильно - мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.

       Экспериментирование с тестом стимулирует познавательную активность, развивает воображение, творчество. Игра с тестом помогает малышу почувствовать себя творцом.

       Для того, чтобы из теста можно было создавать множество образов, его необходимо правильно вымесить.

       Рецепт. Смешать в миске два стакана муки с одним стаканом мелкой соли, добавить немного воды, хорошо вымесить.

       Хранение теста. Положить тесто в полиэтиленовый пакет. Если предполагается хранить несколько дней, то убрать в холодильник.

       Сеансы тестопластики с малышами рекомендуется проводить с использованием красивой и интересной игрушки. Эту игрушку следует использовать только на сеансах тестопластики. С помощью игрушки можно сформировать у малышей представление о правилах поведения в работе с тестом.

       Начало и окончание игрового сеанса тестопластики обязательно должно сопровождаться ритуалом приветствия и прощания. Также в начале и в конце игрового сеанса можно использовать музыкальное сопровождение.

       Если малышу будет предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы, то игровые сеансы по тестопластике будут более эффективные. В процессе лепки необходимо исключить излишнюю опеку, приходить на помощь только тогда, когда малыш в ней нуждается.

       Каждый игровой сеанс имеет определенные цели, сюжет и результат творческой деятельности. Однако ценность детского творчества в увлекательном для малыша процессе лепки, экспериментировании и в тех чудесных превращениях, которые дает тесто.

       Приемы лепки: разминание пальцами, разминание ладонями, сплющивание, шлепанье, отщипывание, раскатывание (шариком, палочкой, скалкой), вдавливание твердого предмета, вдавливание теста в тесто, проделывание дырочек, прищипывание, создание отпечатков, отрезание кусочков, вырезание с помощью формы.

       Цикл игровых сеансов по тестопластике предполагает поэтапное освоение приемов действия с тестом. Каждый этап включает несколько игровых встреч, каждая встреча имеет свой сюжет. Если первая встреча направлена на освоение новых приемов, то следующая за ней – на закрепление.

       Предлагаю один из игровых сеансов, который я использую в своей работе.

       Игра «Баранки – бублики».

       Ритуал приветствия. Поваренок показывает детям настоящие бублики, сушки, предлагает подержать их в руках, понюхать, определить их форму, размер, цвет. Малышам выдаю по кусочку неокрашенного теста. Показываю, а дети повторяют следующие действия: разминание кусочка теста пальцами обеих рук одновременно, формирование ровного комочка теста, сплющивание комочка теста поочередно обеими ладонями, формирование ровного комочка, раскатывание лепешки с помощью палочки, проделывание дырочек в лепешке с помощью коктейльных трубочек, собирание теста в единый комочек, раскатывание колбаски, закручивание колбаски в кольцо. Готовые поделки передают на поднос Поваренку для всеобщего обозрения. Дети и взрослые аплодируют друг другу. Ритуал прощания.

       Несмотря на то, что для малышей важен не результат, а процесс, готовым работам необходимо уделять особое внимание. Необходимо поделки рассмотреть, похвалить маленького автора. Так как именно это стимулирует творческую активность.

    Используемая литература:

       Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами – Волгоград: Учитель, 2015.

       Тупичкина Е.А. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой / Е.А.Тупичкина, И.Ю. Глебова // Детский сад от А до Я. – 2011. - №1 (49).

       Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1 – 3 года): метод. пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

    Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

    Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

    Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

    Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

    С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...