Главные вкладки

    Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
    учебно-методический материал по теме

    Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prakticheskiy_material_k_mo.docx32.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

    практический материал

    к городскому методическому объединению

    педагогических работников групп раннего возраста

    по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Авторы: зам.заведующего Радькина С.А.

    Воспитатели: Аксёненко А.В.

    Ковальчук В.Н.

    г. Когалым, 2013

    Утренняя гимнастика  «Колобок» (имитация движений)

    (образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»)

    Цель: укрепление здоровья детей

    Задачи: 

    • продолжать совершенствовать двигательную активность ребёнка и его физическое развитие,
    • продолжать учить детей ходить, не наталкиваясь друг на друга, согласовывать движения рук и ног, умение прыгать на двух ногах,  держа равновесие
    • выполнять физические упражнения согласно тексту,
    • формировать умение сохранять устойчивое положение и правильную осанку
    • воспитывать выносливость, ловкость, желание выполнять физические упражнения, дружеские отношения между сверстниками.

    Стихотворение

    Выполнение движений

    По дорожке по тропинке,

    Между сосен

    Прыг да скок

    Очень весело игриво

    Покатился колобок,

    Ходьба друг за другом

    Прыг – скок , прыг- скок

    Прыжки на месте на двух ногах

    Вкусненький румяненький

    Наклоны влево, вправо поглаживая животик

    Он похож на пирожок

    С изюминкой маленькой.

    «Печем пирожок»

    Он от бабушки ушёл

    Он от дедушки ушёл

    Грозим пальчиком и наклоняемся влево, вправо

    Покатился, повалился

    Непослушный колобок.

    Поворот вокруг себя ладошки перед собой.

    Прыг-скок, прыг-скок

    Вкусненький румяненький

    Он похож на пирожок

    С изюминкой маленькой

    Те же

    Он от бабушки ушёл,

    Он от дедушки ушёл

    Покатился повалился

    Непослушный колобок

    Повстречали мы медведя

     На дорожке на лесной

    Ходьба

    Мишка, мишка рассердился

    Топнул лапою большой

    Топ-топ, топ-топ……

    Идут и топают.

    Ух…

    Упражнение на дыхание

    Подвижная игра «Зайки»

    (образовательная область «Социализация», «Физическая культура»)

    Цель: учить детей делать действия согласно тексту

    Задачи:

    • Упражнять в прыжках на двух ногах, действовать по сигналу
    • Развивать у детей внимание, силу, ловкость.
    • Воспитывать желание играть, дружеские отношения между сверстниками.

    Ход игры:

    Дети встают на ковер рядом с воспитателем.

    Воспитатель произносит слова:

    На лесной лужайке ,

    Разбежались зайки

    Прыг- скок, прыг-скок,

    Зайки-побегайки.

    Дети подпрыгивают на двух ногах, шевеля кистями рук, подняв их голове.

    Вдруг бежит лисичка

    Рыжая сестричка

    Дети приседают на корточки и прикрывают глаза ладошками.

    Ищет где же зайки

    Зайки-побегайки

    Ребёнок с игрушкой лисички ходит между детками и говорит: «Где же зайки?»

    Дети встают с корточек и убегают от лисички, а она их догоняет.

    Дидактическая игра «Что для чего»

    (образовательная область «Социализация», «Познание», «Коммуникация»)

    Цель: вызвать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками.

    Задачи: учить детей знать и называть предметы ближайшего окружения, для чего предназначены, отвечать на вопросы воспитателя, формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать речь, внимание, мышление, кругозор. Воспитывать усидчивость, желание и умение вести диалог с воспитателем.

    Материал: щётка зубная, одёжная щётка, нитки, пуговицы, мыло, бантик, косынка.

    Ход игры: воспитатель достаёт из мешочка по одному предмету.

    Вопросы к детям:

    • Что это?
    • Для чего предназначен предмет?
    • С какой целью мы его используем? Например: зубная щётка -  чистим зубы, а зачем мы чистим зубы- чтобы не болели зубы и т.д.

    Дидактическое упражнение «Раз фасоль, два  фасоль»

    (образовательная область «Социализация»)

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

    Задачи:

    • Развивать внимание, мышление, сосредоточенность, глазомер, усидчивость.
    • Воспитывать интерес и желание играть и усидчивость.

    Материал: коробочка пустая и коробочка  наполнена белой и красной фасолью.

    Задание: выбрать красную фасоль или белую фасоль в пустую коробочку.                          

    Непосредственно образовательная деятельность

    по образовательной области «Познание»

    Дидактическая игра «Большой и маленький»

    Цель: продолжать учить детей знать и узнавать в игрушках зайку.

    Задачи: 

    • упражнять детей в различении и сравнении величины предметов;
    • формировать элементы наглядно-образного мышления, умение действовать по указанию воспитателя;
    • развивать восприятие внимание мышление речь память;
    • воспитывать усидчивость и желание играть со сверстниками.

    Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «большой» и «маленький».

    Материал: большие и маленькие зайцы, по 4морковки больших и маленьких,  перчик, помидор, большие и маленькие ёлочки.

    Ход НОД:

    На столе - снежная полянка. На полянке стоят большие и маленькие ёлочки, большие и маленькие зайчики.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть, кто и что находится на заснеженной полянке? Ответы детей.

    Предлагает взять понравившегося зайчика.

    Вопросы к детям:

    • Где живут зайки?
    • Что любят кушать?
    • А какие ушки у зайчиков?
    • Какой хвостик у зайки? Покажите ушки, хвостик.
    • А какие зайчики по величине? У тебя Миша, какой зайка по величине?
    • А что любят кушать зайчики?

    Воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой.

    Вопросы к детям:

    • Какой морковкой ты (Саша) хотел бы угостить зайчика?
    • Какую ты взял морковку? (Большую)
    • А зайчик у тебя, какой по величине?

    Дети угощают зайчиков морковкой. Ребята зайчики благодарят вас за угощения, потому что они очень любят морковку

    Гимнастика  после сна

    (образовательная область  «Здоровье»)

    Цель.

    • Укрепление  здоровья детей.
    • Поднятие настроения и мышечного тонус детей с помощью физических          упражнений

    Предварительная работа.

    • Разучивание комплекса упражнений на кровати.
    • Индивидуальная работа с детьми.
    • Игровые упражнения в режиме дня.

    Методы и приемы.

    Игровой – имитация движений.

    Словесный – художественное слово, указания, объяснение, поощрение.

    Наглядный – показ.

    Практический – выполнение комплекса упражнений детьми, ходьба по массажным коврикам, ребристой и солевой дорожкам, водные процедуры.

    Результат. Дети научились выполнять комплекс физических упражнений по указанию взрослого.

    Непосредственно образовательная деятельность

    по образовательной области «Познание»

    Дидактическая игра «Кто, где живет?»

    Цель. Развитие познавательного интереса к окружающей действительности.

    Задачи:

    • Учить детей различать и называть домашних    животных и диких.
    • Формировать умения выделять их характерные особенности (например: заяц живет в лесу, у него длинные уши, он скачет).
    • Употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных в форме единственного числа.
    • Закрепить внятное произношение звуков и звукоподражаний.
    • Закрепить умения детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на узкую  короткую сторону.
    • Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, глазомер.
    • Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
    • Воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.                                              

    Предварительная работа.

    • Проведение дидактических игр по ознакомлению с окружающим: «Где, чья мама?», «Чудесный мешочек», «Чьи детки?», «Лесные жители».
    • Рассматривание картинок с изображением кошки, собаки, поросенка, ёжика, белки, лисички.
    • Рассматривание игрушек-животных кошки, собаки, поросенка, ёжика,  лисички.
    • Игры со строительным материалом - «Загородка для домашних птиц».
    • Проведение подвижных игр «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Зайка беленький» и др.
    • Чтение потешек и стихотворений о домашних животных и диких.
    • Работа с панно «Домашние животные», «Лесные жители».

    Словарная работа.

    • Активизировать словарь детей названиями животных, их характерных особенностей, действий.
    • Ввести в словарь обобщающие понятия – домашние, дикие животные.
    • Развивать умение отвечать на вопросы.

    Материал: игрушки-животные (кошка, собака, поросенок, лиса, заяц, ёжик); кирпичики по 4-5 шт. на каждого ребёнка; макет дома, лесной поляны.

    Методы и приемы:

    Игровой метод – приход игрушек-животных

    Словесный метод - вопросы, указания, поощрения, звукоподражания.

    Наглядный метод - рассматривание игрушек-животных.

    Практический метод – постройка заборчика.

    Ход игры.

    В группу воспитатель приносит игрушки-животных и говорит, что они потерялись и не знают, где кто живет. Животные просят ребят помочь им найти их дом.

    Воспитатель показывает макет, на одной стороне которого расположен дом, на другой – ёлочки – это лес.

    Воспитатель предлагает детям расселить животных по домам. Для домашних животных – дом (показывает). А для животных леса их дом – лес.

    Предлагает взять каждому ребенку игрушку и рассмотреть её.

    - Юля, кто у тебя? – Кошка

    - Где она живет? – Дома

    - Как она говорит, когда в дом просится? – Мяу, мяу.

    - Как, детки, говорит кошка? (Дети все вместе повторяют) Вот кошка домой просится. Юля, отнеси кошку к дому. (Воспитатель помогает поставить игрушку на макет возле дома).

    Вот кошка уже дома.

    - Денис, покажи всем свою игрушку и скажи, кто это? – Заяц.

    - Где он живет? – В лесу.

    - Как ты узнал зайца? – У него длинные уши, он серый (белый).

    Отправь зайчика домой в лес. (Ребёнок подходит и ставит игрушки около ёлочки).

    Вот зайка и дома, в своём лесу, под ёлочкой сидит.

    И так идёт работа с каждым ребёнком и его игрушкой.

    Воспитатель: Какие у меня умные детки, всех животных домой проводили. Вот этих (отводит жестом и называет каждого) – домашних – в дом, к хозяйке, чтоб она их кормила. А этих (тоже каждого называет) – в лес, они себе еду сами находят. Они дикие животные. Какие это животные (Все вместе) – дикие. Коля, Никита повторите, какие это животные? – дикие. (По одному отвечают несколько детей) Назовите диких животных (Дети хором перечисляют). А эти животные, какие? – Домашние. (Все вместе и по одному отвечают дети). Молодцы!

    Затем воспитатель опять приглашает детей к макету.

    - Ребята, а чтоб животные опять не потерялись, давайте построим заборчик. (Воспитатель напоминает детям о том, что кирпичики надо класть на короткую узкую сторону вертикально, на небольшом расстояние друг от друга). Дети строят заборчик.

    - Что мы построили? – Заборчик

    - Из чего? – Из кирпичиков.

    - Для кого? Зачем?

    - Скажите, ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (Домашние животные и дикие)

    - Животные  говорят, что вы молодцы и благодарят вас за то, что вы помогли им найти свои домики, построили заборчик для них. Ребята прощаются и уходят в другое помещение. Воспитатель убирает макет.

    Ожидаемый результат.

    • Дети узнают, называют и различают домашних и диких животных.
    • Выделяют их характерные особенности.
    • Умеют самостоятельно сооружать заборчик.
    • Умеют взаимодействовать друг с другом во время игры.

    Игры детей со строительным материалом

    (образовательная область  «Познание»)

    Цель.

    • Совершенствовать умения детей самостоятельно сооружать элементарные  постройки, используя полученные раннее приемы конструирования.
    • Обогащать сенсорный опыт детей.
    • Развивать конструктивные способности, мышление, творчество.
    • Воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

    Словарная работа: закрепить в речи детей  названий деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, крыша); употреблять  в речи глаголы: строю, кладу, играю.

    Материал:  строительный материал.

    Предварительная работа.

    Рассматривание иллюстраций, схем построек, сооружение построек в процессе непосредственной образовательной деятельности, индивидуальная работа, обыгрывание построек с помощью воспитателя в процессе самостоятельных игр детей.

    Ожидаемый результат. Умеют различать и называть основные формы деталей строительного материала, ориентируются в пространстве, могут самостоятельно сооружать простые постройки, играть рядом, не мешая друг другу.

    Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики.

    Дидактическая игра  «Помоги ёжику собрать яблоки»

    (образовательная область  «Социализация»)

    Цель.                                                                                                                

    • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.          
    • Способствовать развитию активной речи, произвольного внимания, памяти,  навыков самостоятельности.                                                                    
    • Закрепить с ребенком сенсорные характеристики: цвет, форму, величину.                                
    • Развивать навыки застегивания и расстегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.

    Материал:  сюжетное изображение из ткани (ёжик с иголками) с пришитыми на нем различными застежками,   яблоки с петлями, грибы с кнопками, цветы с липучками.                                                              

    Воспитатель рассказывает стихотворение о ёже.

    Живет в лесу колючий ёжик

    Он очень маленький, но все же

    Прекрасно может защититься

    И от совы, и от  лисицы.

    Спрашивает, о ком это стихотворение. Предлагает ребенку поиграть с ежиком. Достает пристежку с изображением ёжика. Рассматривает его вместе с ребенком. Вопросы: кто это? Что есть у ежика? (Глазки, носик, лапки и много иголок). Что кушает ежик?  Предлагает ежику собрать припасы на зиму: яблоки, грибы. Объясняет, что ежик все свои припасы носит на иголках. Предлагает ребенку помочь ежику собрать яблоки. Спрашивает у ребенка, все ли яблоки одного цвета? Какого цвета это яблоко? А это? Какой формы яблоки? Уточняет, что яблоко надо пристегнуть на пуговичку такого же цвета, как яблоко. По ходу игры воспитатель спрашивает:

    • Что ты пристегиваешь? (Яблоко).
    • Какого цвета яблоко?

     На пуговицу какого цвета надо пристегнуть красное яблоко?

    • Какой формы яблоко?  (Круглое).
    • А теперь давайте пристегнем грибы. На самую высокую ножку пристегнем какую шапочку? А на низкую ножку, какую?

    В ходе игры воспитатель оказывает ребенку помощь, если это необходимо.

    В конце игры ёжик благодарит ребенка за помощь, а воспитатель предлагает поиграть другим детям.

    Самостоятельная  сюжетно – ролевая игра «Семья»

    (образовательная область  «Социализация»)

    Цель.

    • Формировать умение выполнять несложные действия и объединять их одним сюжетом.
    • Совершенствовать умения  играть друг с другом, не мешая друг другу.
    • Формировать умение самостоятельно подбирать игрушки атрибуты для игры.
    • Развивать доброжелательные отношения между детьми.

    Предварительная работа.

    • Проведение дидактических игр в процессе непосредственной образовательной деятельности.
    • Игровые упражнения  в режимных моментах.
    • Наблюдение за трудом няни.
    • Рассматривание картин, иллюстраций.
    • Беседы с детьми.

    Ожидаемый результат. К концу года дети самостоятельно выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.

    В самостоятельной игре  сопровождать свои действия речью.

    Игра-театрализация русской народной сказки  «Колобок»                                                          с использованием настольного театра

    (образовательная область «Социализация»)

    Цель. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать

    Задачи:

    • Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра; следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
    • Побуждать детей принимать участие в рассказывании  сказки, договаривании  отдельных слов, фраз.
    • Способствовать интонационной выразительности речи.
    • Развивать внимание, память, умение сопереживать героям  сказки.

    Словарная работа. Ввести в словарь детей слова из сказки:  амбар, сусек,  зайка-побегайка,  лисичка-сестричка.

    Предварительная работа.

    • Чтение русской народной сказки  «Колобок».
    • Рассматривание иллюстраций к сказке.
    • Материал: стол, накрытый зеленой тканью, фигурки настольного театра, кукла Маша, волшебный  сундучок со сказками.

    Методы и приёмы.

    Игровые - введение игрового персонажа – куклы Маши, волшебный сундучок со сказками.

    Словесные – вопросы, указания, поощрения.

    Практический  – манипуляции персонажами настольного театра  «Колобок».

    Ход деятельности.

    В группу приходит кукла Маша, здоровается с ребятами и просит рассказать для неё  сказку. Она  очень любит слушать сказки.

    Воспитатель. Конечно, Маша, ребята расскажут тебе сказку. Они их много знают. А поможет  нам волшебный сундучок со сказками.                                  

    - Садитесь, ребята удобнее, и ты, Маша, садись, (усаживает куклу на стульчик) и слушайте.

    Все минуточку внимания

    Сказку я хочу начать

    Этой сказочки название

    Поспешите угадать.

    Воспитатель  выставляет на стол, накрытый зелёной тканью, фигурки  русской народной сказки «Колобок». Распределяет роли между детьми и начинает рассказывать сказку.

    Воспитатель рассказывает сказку неторопливо, выразительно, задавая вопросы детям.

    - Подумайте и скажите, кого попросил испечь дед?

    - Куда баба положила Колобок остывать?

    - Что сделал Колобок?

    - Кого он первым встретил в лесу? (Зайку).

    - Иди, Влада, посади зайку на дорожку. (Воспитатель помогает).

    - Влада, кого встретил Колобок?  Что сказал зайка Колобку?

    - Ребята, что ответил    Колобок?  Давайте все вместе споем песенку Колобка.

    - Кого затем встретил  Колобок? (Медведя).

    - Иди, Анжелика, посади медведя на дорожку. Анжелика, кого встретил Колобок?

    - Что медведь сказал  Колобку? (Колобок, ты такой  румяный, так вкусно пахнешь, я тебя съем).

    - Что ответил Колобок?

    - А кого последним встретил Колобок? (Предлагает ребенку посадить лисичку на дорожку и спеть ей песенку  Колобка).

    - А что затем сказала лисичка?

    - Почему она попросила Колобка сесть ей на носик? (Потому, что она очень хитрая).

    - Что сделала лисичка с Колобком?

    - Ребята, дедушка и бабушка очень расстроились. Давайте их  успокоим – подарим им  другой Колобок.

    - Не ходи, Колобок, сам в лес, слушайся дедушку  и бабушку.  Наши  ребята послушные, слушают своих родителей.  А ты,  Маша?

    Пришла пора прощаться со зверятами, они устали и хотят отдохнуть. Давайте вернем их опять в сундучок. А Маша отнесет сундучок со сказками другим куклам.  Волшебный сундучок  покажет им свои сказки.

    Кукла Маша.  Спасибо, ребята! До свидания!

    Индивидуальная работа «Мозаика»

    (образовательная область «Социализация»)

    Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать формы по шаблону.

    Материал: плоские мозаики.

    Словарная работа:  мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один.

    Содержание игры. Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.

    Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

    "Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста"

    Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста по социально-личностному развитию...

    Отчет по проекту (группа раннего возраста) на тему: Отчет работы по проектной деятельности в группе раннего возраста

    В процессе реализации проектной деятельности повысился интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы...