Главные вкладки

    Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
    учебно-методический материал по теме

    Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Принято называть игру "спутником детства". У детей дошкольного возраста она состовляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teoreticheskaya_chast_k_mo.docx58.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вступление

    Первые три года жизни, как признано отечественными и зарубежными учеными, имеют большое значение для дальнейшего развития человека. На этот период приходится наиболее бурное развитие всех специфических для человека свойств, начало формирования его личности. Неоспоримо, что этот процесс в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.

    В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями, обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематическим планированием, предполагать использование в образовательном процессе адекватных возрасту форм работы с детьми.

    Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы в соответствии с ФГТ является воспитатель. Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована, особенно при работе с детьми 2–3 лет.

    Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, его опыта и творческого подхода.

    В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

    Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

    • объективная оценка содержания работы в момент планирования;
    • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей, приоритетным направлением образовательного процесса в ДОУ, комплексно-тематическим планированием;
    • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
    • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

    Методические основы

    организации игровой деятельности в раннем возрасте

    Практика работы в современных условиях  показывает, что положение игры в детском саду в организационном отношении, к сожалению, до сих пор, недостаточно ясно. Время, отведенное для игр, часто занимается затянувшимся завтраком, полдником; детей отвлекают на медицинские процедуры; воспитатель, занятый организацией питания, подготовкой занятий, одеванием детей после сна и т. п., не имеет времени для руководства играющими. Вполне понятно, насколько это находится в несоответствии с ФГТ к воспитанию детей дошкольного возраста.

    Чтобы педагогический процесс в детском саду отвечал требованиям и обеспечивал лучшие условия воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни.

    Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно:

    • определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения;
    • закрепление времени для игр в режиме детского сада;
    • определение содержания игровой деятельности детей;
    • наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой решает эти вопросы следующим образом.

    Рассматривая значение игры не только как средства воспитательно-образовательной работы, но и как форму организации жизни детей в детском саду, программа закрепляет роль и место игры среди других форм детской деятельности.

    По времени игры организуются: утром до завтрака и после него; в промежутках между занятиями широко развертываются на воздухе и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры отводится примерно до трех часов.

    Все это ставит игру в число значимых форм организации детей и практически обеспечивает такое положение, когда значительное время в детском саду они будут проводить в играх. Организационное укрепление игры выдвигает требование гармоничного сочетания ее с другими формами: гимнастикой, занятиями, процессами питания, гигиеническими и другими режимными процедурами.

    Таким образом, можно сказать следующее: воспитательная система детского сада укрепляется за счет такого важного звена, как планомерное использование игры в режиме дня.

    Определение места игры и времени, отводимого на игры, имеет большое значение, однако ограничиться только этим нельзя. Если дети в детских садах просто получат больше свободного времени для игр, то это может иметь даже отрицательное значение. Поэтому важно определить, как достичь того, чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, всесторонне развивали их, обеспечивали формирование детских коллективов.

    Организация игровой деятельности в I половине дня

    Утро ребенка в детском саду складывается из многих элементов. Прежде всего, это обычная, важная в воспитательном отношении встреча воспитателя с детьми. Новый день приносит свои впечатления, которыми детям хочется поделиться.

    Поэтому, мы используем для встречи детей введение игрового персонажа с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, расположения детей к общению и в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

    Игры начинаются утром, по приходу детей в детский сад, прерываются завтраком и длятся еще 10-15 минут до начала занятий.

    Начинаем свой день с утренней гимнастики.

    Утренняя гимнастика может быть организована в разных формах:

    • игровая (построенная на подвижных играх)
    • сюжетная (сказки)
    • образная (используя образ кого-либо)

    Видео 1

    Утренняя гимнастика проводилась в форме имитационных игровых движений с  использованием стихотворения Т. Морозовой «Колобок». Цель: укрепление здоровья детей, совершенствование двигательной активности. Использован наглядный прием – показ воспитателем движений и словесный – рассказывание стихотворения. По времени – продолжительность гимнастики составила 5 мин., в ходе которой использованы упражнения на разные группы мышц. Дети с интересом участвуют в игровых формах организации гимнастики.  

    При правильном планировании педагогической работы, игры занимают видное место в организации жизни детей в утреннее время.

    Разумеется, важен такой порядок развития игр, который наилучшим образом организует жизнь детей именно в этот период времени, учитывая, во-первых, интерес самих детей и, во-вторых, предстоящие занятия.

    Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака. Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала занятий дети могли еще играть 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

    Направление игр после завтрака должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящих занятий.

    Одно направление игр будет в том случае, когда предстоят занятия по познанию, развитию речи, рисованию и другим, что требует сравнительно малоподвижной позы.

    Другое направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (движения под музыку, физкультура и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

    Вашему вниманию предлагаем два варианта игр: это подвижная игра и дидактическая игра, которые можно планировать перед непосредственно образовательной деятельностью.

    Видео 2

    Это - подвижная игра «Зайки».

    Цель: учить детей выполнять действия согласно тексту.

    Задачи:

    • Упражнять в прыжках на двух ногах, действовать по сигналу
    • Развивать у детей внимание, силу, ловкость.
    • Воспитывать желание играть, дружеские отношения между сверстниками.

    Содержание игры соответствует возрастным требованиям. Организована по инициативе воспитателя. Игра знакомая для ребят, поэтому главная роль выполнялась ребенком. Дети умеют играть совместно, эмоционально откликаются на игру, подражают действиям взрослого и принимают игровую задачу.  

    Видео 3

    Детям была предложена персонажем, введенным во время утреннего приема (зайчика), дидактическая игра «Что для чего».

    Цель: различать и называть предметы ближайшего окружения.

    Задачи:

    • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
    • Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения, группировать их по способу использования.
    • Обогащать словарный запас детей именами существительными, обозначающими названия предметов.
    • Развивать речь, внимание, мышление, кругозор.
    • Воспитывать усидчивость, желание вести диалог с воспитателем.

    Материал: зубная щётка, одёжная щётка, нитки, пуговицы, мыло, бантик, косынка.

    Для решения поставленных задач были использованы игровые (игровой персонаж, «чудесный мешочек»), словесные (вопросы, указания, объяснение) и наглядные методы (непосредственно предметы), применяя которые дети смогли усвоить запланированный познавательный  материал. Дети отвечали, называли и манипулировали с данными предметами.

    Итак, игра занимает важное место в организации жизни  детей, прежде всего утром:   10—15 минут до завтрака и 10-15 минут после завтрака.

    Далее по плану воспитателя – непосредственно образовательная деятельность.

    В раннем возрасте такие формы организации детей, как игры и непосредственно организованная деятельность, достаточно тесно связаны между собой.  В детских садах, где хорошо организованы игры, значительно облегчается и организация НОД: там, где на высоте организация занятий, заметно улучшаются и игры. НОД, значение и место которых определено в детском саду, играют свою роль, решают свои задачи. Укрепляя игры, мы можем достичь еще большего влияния на формирование интересов, всестороннее развитие детей.

    Предлагаю вашему вниманию НОД по образовательной области «Познание».

    Видео 4

    Данный вид деятельности проводился в форме дидактической игры «Большой и маленький». 

    Применена интеграция образовательных областей «Познание» (ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие), «Коммуникация», «Социализация» и «Труд», о котором мы поговорим позже.

    Перед началом занятия в данном случае применялись пальчиковая гимнастика («Здоровье») и игровое упражнение «Поезд» («Физическая культура»).

    Цель: продолжать учить детей знать и узнавать в игрушках зайку.

    Задачи: 

    • упражнять детей в различении и сравнении величины предметов;
    • формировать элементы наглядно-образного мышления, умение действовать по указанию воспитателя;
    • развивать восприятие внимание, мышление, речь, память;
    • воспитывать усидчивость и желание играть со сверстниками.

    Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «большой» и «маленький».

    Материал: большие и маленькие зайцы, по 4морковки больших и маленьких,  перчик, помидор, большие и маленькие ёлочки.

    Применялись следующие методы и приемы:

    Для создания мотивации – сюрпризный момент – снежная полянка с зайчиками разных размеров, что способствовало приобретению детьми знаний о контрастности размеров и их обозначению в речи ребенка (большой - маленький).

    Для решения задач по познанию – словесные методы – вопросы к детям, указания, подсказки действий. В результате применения данных приемов дети научились называть величину предметов, сравнивать их, подбирать предметы по тождеству (одинаковый по размеру) и отвечать на простейшие вопросы взрослого.

    Наглядные – использовались игрушки для формирования наглядно-образного мышления.

    Практические – манипулирование игрушками и предметами.

    Особое внимание хотелось обратить на воспитание ценностного отношения детей к собственному труду. По окончанию занятия, без указаний педагога, дети самостоятельно расставили игровой материал по местам и привели рабочее место в порядок, что соответствует показателю освоения программы по образовательной области «Труд» на конец года «выполняет простейшие трудовые действия».

    Видео 5

    Согласно режиму дня в детском саду после занятий проводится прогулка. С детьми организуют наблюдения, труд, двигательную активность, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

    Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. При отборе подвижных игр и их проведении на прогулке воспитатель должен учитывать то, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей.

    Воспитатели выбирают подвижные игры, сообразуясь с условиями, состоянием погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им  отдых.

    Воспитатели должны заботиться о подборе таких игр, которые бы наилучшим образом организовали жизнь детей. Чередование свободных игр и игр с  правилами обеспечивает правильное развитие детей. При этом необходим постоянный контакт воспитателя с играющими детьми. Руководство играми носит живой характер: тут и разговор, который направляет усилия детей в играх, и участие взрослого в игре.

    Правильная организация игр на воздухе - важный этап развития детей в играх. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают правильное воспитание ребенка.

    Но так как мы проживаем в суровой местности, приравненной к условиям Крайнего Севера, в большинстве своем испытываем трудности в организации прогулки на улице. Известно, что данный вид в режиме дня проводится до – 15С без ветра. Поэтому в нашем ДОУ разработан график посещения детьми физкультурного и музыкального залов в дни с низкой температурой воздуха. Педагоги планируют содержание двигательного часа, что способствует развитию физических качеств. Структура прогулки соблюдается и в помещении ДОУ, планируется и наблюдение из окна, и игровые упражнения, индивидуальная работа, трудовые поручения, самостоятельная деятельность и также дидактические игры и упражнения. Посмотрите одну из форм работы - дидактическое упражнение «Раз фасоль, два  фасоль».

    Видео 6

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

    Задачи:

    • Развивать внимание, мышление, сосредоточенность, глазомер, усидчивость.
    • Воспитывать интерес и желание играть и усидчивость.

    Материал: коробочка пустая и коробочка  наполнена белой и красной фасолью.

    Задание: выбрать красную фасоль или белую фасоль в пустую коробочку.

    Мы считаем, что творческое отношение воспитателя  к организации игр детей в режиме дня, учет условий в возрастной группе, состояния играющего детского коллектива, запросов и интересов каждого ребенка являются важными необходимыми условиями в планировании педагогического процесса в ДОУ.

    Организация игровой деятельности в II половине дня

    Дневной сон обеспечивает детям полный отдых, поэтому условия для игры вечером исключительно благоприятны. После дневного сна организованным играм отводится значительное время, примерно 1 час—1 час 20 минут.

    Видео 7

    Гимнастика  после сна (образовательная область  «Здоровье»)

    Цель.

    • Укрепление  здоровья детей.
    • Поднятие настроения и мышечного тонус детей с помощью физических          упражнений

    Методы и приемы.

    Игровой – имитация движений.

    Словесный – художественное слово, указания, объяснение.

    Наглядный – показ.

    Практический – выполнение комплекса упражнений детьми, ходьба по массажным коврикам, ребристой и солевой дорожкам, водные процедуры.

    Результат. Дети научились выполнять комплекс физических упражнений по указанию взрослого.

    Ценность видов деятельности второй половины дня заключается в решении следующих задач:

    • углубление интересов детей в связи с определенными видами игр,
    • расширение нравственных представлений и отношений,
    • обогащение эстетических впечатлений и переживаний,
    • приучение к труду.

    Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самодеятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, воспитательные задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

    Этот период игры (имеется в виду вторая половина дня) обычно проходит в помещении, но в ряде случаев заканчивается на воздухе. Если дневной отдых происходит в отдельном помещении, то игровая комната  должна быть полностью предоставлена в распоряжение детей; расстановку мебели, игрушек нужно подчинить задаче развития игр.

    В раннем возрасте особенностью организации режима дня является необходимость включения НОД в планирование работы во вторую половину дня. Поэтому именно эта форма деятельности должна также проходить в виде игры.

    Представляю вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Познание» в форме дидактической игры «Кто, где живет?».

    Видео 8

    Цель. Развитие познавательного интереса к окружающей действительности.

    Задачи:

    • Учить детей различать и называть домашних    животных и диких.
    • Формировать умения выделять их характерные особенности (например: заяц живет в лесу, у него длинные уши, он скачет).
    • Употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных в форме единственного числа.
    • Закрепить внятное произношение звуков и звукоподражаний.
    • Закрепить умения детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на узкую  короткую сторону.
    • Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, глазомер.
    • Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
    • Воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.                                              

    Словарная работа.

    • Активизировать словарь детей названиями животных, их характерных особенностей, действий.
    • Ввести в словарь обобщающие понятия – домашние, дикие животные.
    • Развивать умение отвечать на вопросы.

    Предварительная работа.

    • Проведение дидактических игр по ознакомлению с окружающим: «Где, чья мама?», «Чудесный мешочек», «Чьи детки?», «Лесные жители».
    • Рассматривание картинок с изображением кошки, собаки, поросенка, ёжика, белки, лисички.
    • Рассматривание игрушек-животных кошки, собаки, поросенка, ёжика,  лисички.
    • Игры со строительным материалом - «Загородка для домашних птиц».
    • Проведение подвижных игр «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Зайка беленький» и др.
    • Чтение потешек и стихотворений о домашних животных и диких.
    • Работа с панно «Домашние животные», «Лесные жители».

    Методы и приемы работы использованы разнообразные.

    Например, игровой  и наглядный метод – приход  игрушек-животных и их рассматривание способствовали закреплению названий животных, их описанию.

    Словесные приемы - вопросы, указания, поощрения, звукоподражания – применялись для реализации задач словарной работы.

    Применение практического метода – постройка заборчика – позволило закрепить умения детей работать со строительным материалом.

    В результате данной игры дети закрепили названия домашних и диких животных, умение выделять их характерные особенности. Показали умения самостоятельно сооружать заборчик, взаимодействовать друг с другом во время игры.

    Вечером можно использовать дидактические, строительные, настольные игры. В них выявляется кругозор ребенка, развивается мелкая моторика пальцев рук, его умственные интересы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек.

    Видео 9

    Игры детей со строительным материалом (образовательная область  «Познание»)

    Цель: совершенствовать умения детей самостоятельно сооружать элементарные  постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

    Данный вид деятельности был ненавязчиво предложен мной детям как продолжение работы по дидактической игре «Кто, где живет?».

    Ребята заинтересовались и показали умения самостоятельно сооружать простые постройки, играть рядом, не мешая друг другу.

    Видео 10

    Настольная игра с пристежками  «Помоги ёжику собрать яблоки» (образовательная область  «Социализация»)

    Цель.   Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.  

    Задачи:      

    • Способствовать развитию активной речи, произвольного внимания, памяти,  навыков самостоятельности.                                                                    
    • Закрепить с ребенком сенсорные характеристики: цвет, форму, величину.                                
    • Развивать навыки застегивания и расстегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.

    Мы для вас подготовили выставку учебно-методических пособий, изготовленных своими руками на развитие мелкой моторики рук. Данные пособия можно использовать фронтально, всей группой, в подгрупповой и индивидуальной работе.      

    Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Эти игры воспитатель может организовывать как в утренние часы, так и во второй половине дня. Возможно, что вечером дети захотят продолжать игры, начатые ранее. Воспитатель должен только поддержать инициативу детей. Такие игры могут быть разнообразны: у детей накапливается немало впечатлений, и вечером имеется достаточно времени, чтобы развивать их.

    Наши наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры. Эти игры богаты разнообразными возможностями формирования чувств и отношений детей.

    Видео 11

    Самостоятельная  сюжетно – ролевая игра «Семья» (образовательная область  «Социализация»)

    Цель. Формировать умение выполнять несложные действия и объединять их одним сюжетом.

    Предварительная работа.

    • Проведение дидактических игр в процессе непосредственной образовательной деятельности.
    • Игровые упражнения  в режимных моментах.
    • Наблюдение за трудом няни.
    • Рассматривание картин, иллюстраций.
    • Беседы с детьми.

    Мы видим, что к концу года дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.    

    Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и  всю группу детей.

    Видео 12

    Игра-театрализация русской народной сказки  «Колобок»                                                          с использованием настольного театра (образовательная область «Социализация»)

    Цель. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать.

    Задачи:

    • Продолжать учить детей слушать сказку, следить за развитием действий и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
    • Побуждать детей принимать участие в рассказывании  сказки, договаривании  отдельных слов, фраз.
    • Способствовать интонационной выразительности речи.

    Словарная работа. Ввести в словарь детей слова из сказки:  амбар, сусек,  зайка-побегайка,  лисичка-сестричка.

    Предварительная работа.

    • Чтение русской народной сказки  «Колобок».
    • Рассматривание иллюстраций к сказке.

    Методы и приёмы.

    Игровые - волшебный сундучок со сказками.

    Словесные – рассказывание сказки, вопросы, указания, поощрения.

    Практический  – манипуляции персонажами настольного театра  «Колобок».

    Дети могут проговаривать слова, небольшие фразы, подпевают слова песенки Колобка, стараются манипулировать персонажами театра. В ходе театрализации старалась способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

    В вечерний период воспитатель может проводить достаточно много различных игр, учитывая при этом их  разнообразное содержание и большую воспитательную ценность. Среди них не маловажное значение имеет деятельность в форме индивидуальной работе, которая проводится для автоматизации движений, умений, навыков детей.

    Видео 13

    Индивидуальная работа «Мозаика» (образовательная область «Социализация»)

    Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать формы по шаблону, собирать из частей целое.

    Материал: плоские мозаики.

    Словарная работа:  мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один.

    В ходе данного вида работы была продолжена работа по обогащению непосредственного чувственного опыта ребенка. Оказывалась помощь в  обследовании формы частей изображения.

    Заключение

    Работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни  позволяет нам сделать следующие выводы:

    1. Игра, как  ведущий вид деятельности детей  раннего возраста  должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе  в режиме дня ДОУ и в жизни детей в домашних условиях. Различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, более чем другие занятия и виды детской деятельности отвечают идеям   воспитывающего и  развивающего обучения детей раннего возраста.
    2. Использование различных игр в режиме дня, на  занятиях  и в  самостоятельной деятельности, позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.
    3. Одним из наиболее эффективных путей развития игровой деятельности является использование проблемных ситуаций и словесных инструкций в работе с детьми раннего возраста. Прямые и сложные словесные инструкции, проблемные и конфликтные ситуации доступны и понятны детям третьего года жизни. Их  использование  в педагогических, дидактических и воспитательных целях стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение.
    4. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
    5. При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

    Педагогические рекомендации

    • Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры, другими видами деятельности.
    • Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
    • Эффективным приёмом руководства играми детей раннего возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с каждым ребёнком, а в конце учебного года рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
    • В руководстве детьми большое место занимают косвенные приёмы руководства, которые не мешают ребёнку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная игра в наибольшей степени способствует развитию ребёнка.
    • Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной игрой детей.
    • Педагог должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

     

    Диагностический лист по определению уровня развития игры детей

    Показатели развития

    Д/и

    П/и

    НОД

    НОД

    С/р и

    Н/и

    С/и

    Т/и

    І. Содержание игры

    Замысел игры проявляется:

    а) с помощью взрослого,

     

    б) самостоятельно.

    Разнообразие замыслов.

    Количество игровых задач.

    Разнообразие игровых задач.

    Самостоятельность при постановке задач:

    а) ставит взрослый,

    б) с помощью взрослого,

    в) самостоятельно

    ІІ. Способы решения игровых задач

    Разнообразие игровых действий с игрушками.

     

    Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

    а) развёрнутые,

    б) обобщенные.

    Игровые действия с предметами-заместителями:

    а) с помощью взрослого,

    б) самостоятельно.

    Игровые действия с воображаемыми предметами:

    а) с помощью взрослого,

    б) самостоятельно.

    Принимает роль.

    Разнообразие волевых действий.

    Наличие ролевых высказываний.

    ІІІ. Взаимодействие детей в игре

    Вступает во взаимодействие:

    а) со взрослым,

     

    б) со сверстником.

    Ставит игровые задачи:

    а) взрослому,

    б) сверстнику.

    Принимает игровые задачи:

    а) от взрослого,

    б) от сверстника.

    Длительность взаимодействия:

    а) кратковременное,

    б) длительное.

    1 балл – игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.

    2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).

    3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру).

    Если набрано до 21 балла – игра оценивается на низком уровне, от 22 до 42 – на среднем, от 43 до 63 – на высоком.

    Диагностика сформированности профессиональных умений 
    педагога, необходимых для развития игровой деятельности детей

    Оценка (самооценка) профессиональных умений педагога

    Показатели

    Оценка (б)

    Теоретические знания

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1.

    Теоретические основы психологии игры детей дошкольного возраста

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.

    Возрастные особенности игры детей дошкольного возраста

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.

    Методика организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.

    Современные подходы к развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Профессиональные умения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.

    Определять уровень развития игровых умений

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.

    Планировать игровую деятельность с учётом программы:
    а) регулярно планировать все виды деятельности,
    б) планировать совместные обучающие игры для формирования игровых умений,
    в) управлять игровой деятельностью

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.

    Обогащать игровой опыт (индивидуально или подгруппой) на обучающих играх, в самостоятельной игре

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.

    Проводить обучающие игры с использованием взаимодополняющих ролей, определяющих целостную игровую ситуацию (мама – дочка, шофёр – пассажир)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5.

    Обучать алгоритму игровых действий, связанному единой сюжетной линией в соответствии с ролью

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6.

    Проводить игры совместно с детьми для обучения их ролевому диалогу

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7.

    Обучать обозначать игровое пространство, подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для выполнения игровых действий

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8.

    Развивать умение использовать строительный материал в качестве предметов-заместителей и для создания различных построек

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9.

    Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты, возникающие в процессе самостоятельной игры

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10.

    Использовать косвенные методы руководства для объединения детей в игровые группы с воспитательными целями (формирование морально-этических норм поведения, навыков общения)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    11.

    Использовать игру с целью коррекции психологических трудностей, связанных с развитием личностных качеств детей (застенчивость, неуверенность, агрессивность, малопопулярность в группе)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    12.

    Использовать метод моделирования для развития творческих способностей в игровой деятельности

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13.

    Использовать дидактические игры для развития умственных способностей детей с учётом их уровня интеллектуального развития

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14.

    Создавать условия для получения всеми детьми группы радостного эмоционального состояния, удовлетворения от игры и общения со сверстниками

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15.

    Осуществлять комплексный подход к развитию игровой деятельности

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»

    В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

    Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

    Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

            Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

    "Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста"

    Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста по социально-личностному развитию...

    ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»

    Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...