Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Домова Светлана Вячеславовна

Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       

Согласовано:                                                                Утверждено  на  Совете педагогов  

Заместитель заведующего по ВМР

________ О. А, Буцин                                                 заведующий ____ Миронова Е. В.

                                 

                                                                                                           

 

                                Рабочая программа

воспитателей

«Первые шаги к прекрасному»

(средняя  группа)

                                     

                       

         

         Составитель программы:

    воспитатель  Домова С. В.

                                                                     МАДОУ д/с комбинированного  №8 « Березка»

                                                     

Пояснительная записка. 

В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.

        В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

        Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

        Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

        В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

        Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

        В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

        Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

        Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

        Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

        Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

        Рабочая программа предназначена для детей среднего возраста.

Программа- проводится1 раз в неделю в средней группе.

Занятия проводятся во второй половине дня,вторник

Время проведения: 15.30-15-45

Количество занятий в месяц-4.

Количество занятий в год-36.

Основные положения

Цель программы: - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности

Задачи программы: 

►► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

►► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

►► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

►► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

►►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

►► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).


►► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

►► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», ), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

►► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.

►► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

►►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
►► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..
 

                             Принципы построения    

                 педагогического процесса:

  • принцип культуросообразности: построение универсального  эстетического  содержания

       программы с учетом региональных культурных традиций;

  • принцип сезонности: построение  познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка  задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;

 

       

Методы работы

Практические

Словесные

Наглядные

1.Создание эстетической развивающей среды.

2.Создание зон для продуктивной деятельности(рисование,

лепка)

3. Продуктивная деятельность детей,

лепка,

рисование)

1.Чтение произведений фольклора,

художественной

Литературы.

2.Пение песенок, попевок.

3. Пальчиковые игры;

4. Ритмические упражнения

5.Игры

6.Речевые упражнения.

7. Наблюдение.

8. Рассказ воспитателя.

1.Организация выставок, конкурсов.

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Личный пример взрослых.

4. Рассматривание

 Формы проведения итогов реализации программы

       

  • участие  в  праздниках, досуговой деятельности,
  • участие  в выставках, конкурсах,
  • изготовление поделок для родителей, подарков для малышей детского сада,
  • игровая деятельность

            Прогнозируемые результаты

       

               Педагогическая диагностика   художественно-творческого    

                     развития детей дошкольного возраста 

                  (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:

  • Увлечённость;
  • творческое воображение;

^ 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: 

  • Применение известного в новых условиях;
  • самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
  • нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;

3. Характеристика качества продукции:

  • нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
  • соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям.

     Календарно-тематический план работы

Месяц,

номер

занятия

п/п

Вид деятельности

Название занятия

Сентябрь

   1

   2

   

3

           

4          

1

2

3

4

Лепка

Досуг

Рисование

Лепка

Солнышко

Знакомство с дымковскими игрушками

 «Храбрый петушок»

«Петя-петушок- золотой гребешок»

 Конспект  №1

А.А. Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.

стр 23.

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность средняя группа № 10

И. А.Лыкова  Изобразительная деятельность средняя группа № 9

Октябрь

1

2

     3

4

5

6

7

8

Рисование    

Рисование

Лепка

Лепка

 «Дорожка для коня»

«Кисть рябинки,

гроздь калинки…»

«Мухомор»

« Во саду ли в огороде»

А.А. Грибовская.

Обучение дошкольников, декора-

тивному рисованию стр.25

И. А. Лыкова.  Изобразительная деятельность. Средняя группа

.№ 16

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 15

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 17

Ноябрь

1

2

     3

     

     4

9

10

11

12

Аппликация сюжетная

Рисование

Аппликация

Лепка сюжетная

Заюшкин огород

Зайка серенький стал беленьким

Тучи по небу гуляют

«Вот ежик- ни головы, ни ножек»

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 21

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ №22

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 18

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 19

Декабрь

1

2

3

4

13

14

15

16

Рисование

Аппликация предметная

Лепка сюжетная

Аппликация

Сказочный теремок

Цветной домик

Лижет лапку сибирский кот

Полосатый коврик для кота

А.А. Грибовская.Обучение дошкольников декоративному рисованию,лепке,аппликации.

стр 31.

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 8

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 23

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 24

Январь

1

2

3

4

17

18

19

20

Рисование с декоративными

элементами аппликации

Рисование декоративное

Аппликация

с элементами рисования

Рисование с элементами аппликации

Перчатки и котятки

Морозные узоры

Праздничная елочка

Наша елочка

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 25

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№26

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 29

 

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 30

Февраль

1

    2

    3

4

21

22

23

24

Лепка сюжетная

 

Рисование

Лепка сюжетная

Рисование

сюжетное

Снежная баба - франтиха

Снеговики в шапочках и шарфиках

«Прилетайте в гости»

«Как розовые яблоки на ветках снегири»

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 31

 И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 32

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 37

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 38

Март

1

   

     2

3

4

25

26

27

28

Рисование декоративное

Рисование декоративное

Лепка

декоративная

Лепка

декоративная

« Веселые матрешки»

Красивые салфетки

Филимоновские игрушки - свистульки

Курочка и петушок

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 46

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 48

 И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 49

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 50

Апрель

1

   

     2

   

    3

4

29

30

31

32

Аппликация

с элементами рисования

Досуг

Аппликация

обрывная

Аппликация

с элементами рисования

Сосульки на крыше

«Приди, весна, с радостью!»

Живые облака

Воробьи в лужах

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 51

В.Н. Косарева.

Народная культура и традиции.

№13

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 53

 

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняягруппа № 52

Май

1

   

     2

    3

4

33

34

35

36

Рисование дидактическое

Аппликация сюжетная

Лепка с элементами конструирования

Рисование по замыслу

«Радуга-дуга не давай дождя»

«У солнышка в гостях»

« По реке плывет кораблик»

Путаница -перепутаница

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 61

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 62

 И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 57

И. А. Лыкова  Изобразительная деятельность. Средняя группа

№ 63

      Содержание  изучаемого курса.

Дата

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

1

2

3

4

1

2

3

4

«Глиняный человечек»

Знакомство с дымковскими игрушками

«Храбрый петушок»

«Петя-петушок- золотой гребешок»

Знакомство с с русским прикладным искусством-глиняной игрушкой, природным материалом глиной, глиной, ее свойствами,  использование в быту нашими предками, лепка по мотивам русского народного творчества.

Рассматривание выставки дымковской игрушки; украшения игрушек, нарядность, яркость.

Рисование петушка. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания предмета.

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта

Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

«Дорожка для коня»

«Кисть рябинки,

гроздь калинки…»

«Мухомор»

« Во саду ли в огороде»

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой, выделение элемента узора-круга, составление узора из кругов, украшение их черными точками.

Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов, техник.

Лепка мухомора конструктивным способом из 4 частей. Изготовление крапин для шляпки.

Создание композиций из вылепленных овощей на грядках-брусках пластелина.Освоение нового способа- сворачивание «ленты» в розан( вилок капусты)

Ноябрь

1

2

3

4

9

10

11

12

Заюшкин огород

Зайка серенький стал беленьким

Тучи по небу гуляют

«Вот ежик- ни головы, ни ножек»

Аппликативное изображение овощей: разрезание прямоугольника по диагонали; обрывная и разрезная аппликация.

Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю- наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой краской.

   

Знакомство с техникой аппликативной мозаики

Лепка ежика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей шубки.

Декабрь

1

2

3

4

13

14

15

16

Сказочный теремок

Цветной домик

Лижет лапку сибирский кот

Полосатый коврик для кота

Рисование сказочного теремка.

Разрезание широких полосок бумаги на кубики или кирпичики. Деление квадрата по диагонали на два треугольника.

Создание пластической композиции; лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение ее на батарее-бруске пластилина.

Составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа резание бумаги по линии сгиба.

Январь

1

2

3

       

4

17

18

19

20

Перчатки и котятки

Морозные узоры

Праздничная елочка

Наша елочка

Изображение и оформление «перчаток»
(или «рукавичек») по своим ладошкам -
правой и левой. Формирование графических умений - обведение кисти руки с
удерживанием карандаша на одном рас -
стоянии без отрыва от бумаги.

Рисование морозных узоров стилистике кружевоплетения. Экспериментировать с касками для получения разных оттенков голубого цвета.

Аппликационное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путем разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлок декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками).

Рисование новогодней ёлки гуашевы-
ми красками с передачей особеннос-
тей её строения и размещения в прост-
ранстве. Выбор конкретных приёмов
работы в зависимости от общей формы
художественного объекта .

Февраль

1

2

3

4

21

22

23

24

Снежная баба - франтиха

Снеговики в шапочках и шарфиках

«Прилетайте в гости»

«Как розовые яблоки на ветках снегири»

Создание выразительных лепных образов конструктивным способом. Планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на нужное количество частей разной величины, последовательная лепка деталей.

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорций.  

Лепка птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием материалов (спичек для ножек, бисера для глазок, семечек для клювиков).

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

Март

1

2

3

4

25

26

27

28

« Веселые матрешки»

Красивые салфетки

Филимоновские игрушки –свистульки

Курочка и петушок

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

 Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративного- прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.  

Создание условий для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Уточнение представления о характерных элементах декора и цветосочетания.

Апрель

1

2

     

3

4

29

30

31

32

Сосульки на крыше

«Приди, весна, с радостью!»

Живые облака

Воробьи в лужах

Изображение сосулек разными аппликативными техниками и создание композиции «Сосульки на крыше дома». Резание ножницами с регулированием длины отрезков. Освоение способа вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

Чтение закличек, загадок, стихов о весне; разучивание весенней заклички; развитие интереса к устному народному творчеству-фольклору.

Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения.

Вырезания круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Обогащение аппликативной техники.

Май

1

2

3

4

33

34

35

36

«Радуга-дуга не давай дождя»

«У солнышка в гостях»

« По реке плывет кораблик»

Путаница -перепутаница

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги.

Рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Закрепление техники вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Развитие способности к формообразованию.

Лепка корабликов из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего (уголки для образования носа) и достраивание недостающего (палуба, мачта, труба и пр.). Сравнение способов лепки и конструирования.

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности

      Методическое обеспечение программы 

  • тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
  • » дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
  •  незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», и т.д.);
  • серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»,)

Список использованной литературы:

Лыкова И.А.         Изобразительная деятельность. Средняя группа.

Грибовская А.А.  Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,  

                   аппликации.

 Косарева В.Н.     Народная культура и традиции.                                    

Лыкова И. А.    Программа художественного воспитания, обучения и развития      

        детей 2-7 лет «Цветные ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование)...

Рабочая программа "Первые шаги"

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в 1 младшей группе по программе "Первые шаги"...

Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г.

Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г....

Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г.

Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в первой младшей группе с использованием УМК программы "Первые шаги"

Данная Рабочая программа сформирована на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития...