Статья "Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере песенок - потешек"
статья (младшая группа) по теме

Сазанакова Ирина Сергеевна

Работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере  песенок - потешек                                                                                                                           

В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, при этом акцент делается на воспитание любви к родному дому и природе, малой Родине.                                                           

   Я работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства. В настоящее время  не многие  взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную. Не многие дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку,  к сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении.    

     Самых маленьких детей в первую очередь необходимо  знакомить с малыми формами фольклора. Изучая  исследования  психологов Л.Н. Павловой и Н.Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста соответствует Федеральным государственным требованиям. Народные песенки, потешки, пестушки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры. Малые формы русского фольклора играют одну из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В нем содержится  веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром потешки, пестушки  называют народной дидактикой, школой материнства.

    Художественное слово стало моим главным помощником в совместной деятельности с детьми.  Так как мы живём в республике Хакасия, детей  знакомлю  с потешками и сказками не только русского, но и хакасского народа. Тем более что в настоящее время большое внимание стало уделяться распространению идей этнопедагогики, формирования национального самосознания детей.

Целью своей работы считаю: формирование у детей раннего возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с малыми формами фольклора. 

   Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

  • Развитие  коммуникативных способностей (три вида коммуникативных навыков: эмоциональные контакты, контакты в ходе совместных действий, голосовые контакты.)
  • Развитие психических процессов  у детей: внимания; памяти; мышления; восприятия.    
  • Развитие творческих способностей, воображения, речи.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук, тактильных ощущений (малыш одновременно проговаривает потешку и что – то делает своими руками).
  • Развитие эмоционально-волевой сферы (помогает долго удерживать внимание детей, т.к. дети очень маленькие и легко отвлекаются).        
  • Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.

     Для успешной реализации своей деятельности в работе с детьми обеспечиваю  психолого – педагогические условия:

  • Использую в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускаю как искусственного ускорения, так и замедленного  развития детей).
  • Строю образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  • Осуществляю поддержку положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
  • Осуществляю поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
  • Создаю возможность выбора детьми материалов, вида активности, участников совместной деятельности и общения.
  • Обеспечиваю защиту детей от всех форм физического и психического насилия.
  • Поддерживаю родителей в воспитании, охране и укрепления их здоровья, вовлекаю семьи непосредственно в образовательную деятельность.

    Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми раннего возраста, я стараюсь учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни ребенка. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в  детском саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться  с другими детьми, воспитателем. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, уход в себя и т.д.     Ключевой задачей для меня в этот сложный период становится организация такого здоровьесберегающего образовательного пространства, которое обеспечит ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду не только в детском саду, но и в семье.  Поэтому уже в адаптационном периоде, когда малыш только пришёл в детский сад, в группе раннего возраста изо дня в день я пою народные песенки, колыбельные. Для этого составила картотеку произведений  малых форм русского и хакасского фольклора к разным режимным  моментам, например: при проведении утренней гимнастики использую потешку: «Малыши - крепыши»; во время одевания на прогулку: «Маша варежку надела», «Вот они сапожки»;  на прогулках: «Дождик, дождик, пуще»; во время умывания: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!»; кормления: «Умница, Машенька, ешь кашу сладеньку, вкусную душистую»,  «Ладушки - ладушки»; подготовке ко сну: «Баю -  баю, баю – бай. Ты, собаченька, не лай»; бодрящей гимнастики после сна: «Потягуни - потягушечки» и в процессе игровой деятельности.                

    В совместной деятельности с детьми  применяю различные методы:  

  1. Словесные:
  • Заучивание (проговаривание как образец,  договаривание детьми фраз) русских и хакасских колыбельных песенок, потешек, закличек: «Баю, баюшки-баю», «Водичка – водичка»; «Дождик, лей»;      
  • Чтение русских и хакасских народных сказок. («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Зайчонок», «Лиса и волк», «Ворона и лягушка»).
  • Слушание соответствующей возрасту народной (русской и хакасской) детской музыки.  
  • Прослушивание дисков с народными песенками, потешками.
  1. Наглядные:
  • Применение игрушек народных промыслов.
  • Использование разных видов театров: настольный, пальчиковый, перчаточный,  стендовый, магнитный.    
  • Рассматривание иллюстраций в детской литературе, показ, инсценировки.
  • Использование природного материала (шишки, камушки).
  • Экспериментирование, исследование (игры с песком, водой).
  1. Игровые:
  • Проведение подвижных  игр, пальчиковой гимнастики (с использованием  элементов фольклора «Будет прыгать белочка», «Плачут птенчики в гнезде», «Сорока-белобока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси», «Колобок»…).

   Для более лучшего усвоения детьми данного материала, в своей работе опираюсь на методику психолога Павловой Л.Н. (по ознакомлению детей раннего возраста с малыми фольклорными формами), т.е. обращаю внимание на следующие моменты:

  • Знакомя детей с малыми фольклорными формами, я использую  русские народные музыкальные инструменты (дудочки, бубен, погремушки, деревянные ложки), развиваю интонационно-ритмической деятельность у детей. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
  •  Народные  игрушки (неваляшка, матрёшка, погремушки…); наглядный материал (игрушки, картинки, пособия).
  •     Малые фольклорные формы стараюсь  подбирать таким образом, чтобы их содержание было ориентировано на человека, животное и конкретные действия: « Водичка – водичка, умой Мише личико…», «…Наша Танечка пойдёт, через киску упадёт», «Кто у нас хороший? Сашенька хороший, Сашенька пригожий», «Заяц Егорка свалился в озёрко», «Баю, баюшки-Ванюша».  Такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая по выражению известного педагога-гуманиста Я.А.Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра.
  •     В ходе инсценирования и прослушивания текстов, я поощряю и стимулирую участие самих детей, предлагаю им позвать героя произведения, погладить, покачать, спеть и т. д., тем самым закрепляю умение играть, формирую предпосылки сюжетно-ролевой игры.        
  •    Своим эмоциональным изложением произведения я побуждаю детей к познавательной активности, внося сюрпризные моменты и используя интонационную выразительность речи.

   Применяю малые формы фольклора в продуктивной деятельности с детьми по художественно – эстетическому развитию. Дети с удовольствием лепят и  рисуют угощения для героев потешкек, прибауток, например «Горох для петушка», «Оладуши для Тани и Вани», «Поясок для котика», «Качи – качи - калачи», «Кузовочек для лисы», «Орешки для белочки»; «Палочки для теремка» и т. д. А также, по конструированию сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей. Например, можно сконструировать «Теремок», «Дорожку для колобка», «Стульчик для Мишутки», «Башенка и лисичка», «Домик для собачки Жучки» и т. п.

        Особое внимание уделяю развивающей среде в группе: в книжном уголке много книжек с русскими и хакасскими народными песенками, потешками, сказками;  изготовила разнообразные виды театров: пальчиковый: «Сорока-белобока»; перчаточный: «Моя семья»; настольный: «Курочка Ряба»; настенный театр «Теремок». Так же изготовила панно: «Колобок»,  «Сорока белобока», «Оденем куклу на прогулку»; «Книжку - малышку» по стихам и потешкам; «Книжку - малышку» из носовых платочков  (по  потешкам); многофункциональное дидактическое  пособие: «Волшебная юбка» (данное пособие помогает мне не только знакомить детей с народными потешками, развивая у них речь, мышление и т. д., но и способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины).

      Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей.  Для обеспечения тесного взаимодействия с родителями по приобщению детей к народной культуре использую традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • Родительские собрания («Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»).
  • Участие родителей в жизни группы и детского сада.
  • Совместное создание предметно – развивающей среды.
  • Оформления в «Уголке для родителей».
  • Консультации: («Роль фольклора в развитии речи детей», «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»).
  • Папки передвижки: «Учите вместе с нами», «Читаем дома»
  • Памятка для родителей «Радость встречи с книгой».
  • Анкетирование: «Давайте познакомимся», «Русский фольклор в жизни ребенка».
  • Беседа: «Как выбрать полезную сказку для детей?»
  • Детско-родительские выставки рисунков: «Нарисуй потешку».
  • Мультимедийная презентация: «Первые дни в  детском саду».
  • Выставка детской литературы «Приобщение малышей к фольклору».
  • Фотовыставка «Путешествие по русским народным сказкам».
  • Изготовление буклета «Фольклор – помощник в воспитании».
  • Составление памяток  для родителей: «Как приобщить детей к книге», «как сделать чтение увлекательным».

Я убеждена, что  народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Каковы же результаты использования в работе детского фольклора? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. В непосредственно образовательной деятельности  стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

 В дальнейшем планирую продолжить работу по ознакомлению  детей с культурой русского и хакасского народа на примере хакасских и русских песенок, потешек: обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи; пополнить уголок ряженья; оформить  картотеку фольклорных, дидактических игр; разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.

Список литературы:

1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999.

2. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии  / М. Большакова.-     Дошкольное воспитание.- 2004.- №9.- С.  46-49.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Академия, 2000. - 176 с.

4. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина.- Дошкольное воспитание.- 2005. - № 1. – С.-18 - 28.  

5.  Князева, М. Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004. 

6.  Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошк. восп. / 1990 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности...

«Ознакомление дошкольников с русскими и хакасскими народными сказками в условиях интеграции культур»

Сравнение Русских и хакасских сказок в процессе обучения дошкольников....

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям хакасской народной культуре.

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям хакасской народной культуре.  Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогич...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям хакасской народной культуре.

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный обра...