публикации
творческая работа учащихся (младшая группа) на тему

Cибирёва Елена Николаевна

приемы обучения рисованию и апликации в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamysel_v_risunkah_mladshih_doshkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Замысел в рисунках младших дошкольников




Наблюдая процесс рисования, мы заметили, что маленькие дети проявляют интерес к нему, но еще не умеют владеть карандашом, кистью, изображать простейшие формы. Вся их деятельность сводилась к проведению линий, штрихов, мазков, пятен. Лишь только у некоторых появлялись в рисунках очертания, похожие на округлые предметы (шарик, мячик).
Перед нами встала задача продумать методику педагогического руководства рисованием, разнообразить приемы обучения на занятиях, для того чтобы развить у детей активность, самостоятельность. Указанные в методических материалах творческие задания помогли нам отобрать содержание образного характера.
Для обогащения представлений детей, накопления зрительных образов, впечатлений большое значение имело наблюдение природы и окружающей действительности. Перед рисованием мы наблюдали такие явления и объекты, которые затем можно было изобразить в рисунке. Так, на прогулке обратили внимание на прямые дощечки у забора, на разнообразные цветы за ним. А чтобы дети могли правильно передать расположение предмета на листе бумаги, в групповой комнате сделали маленький заборчик и развернули игру. Все это помогло детям легко справиться с заданием. Некоторые смогли за забором нарисовать цветы, домик, елочку.
Перед рисованием снежинок наблюдали с детьми падающий снег. Особенно большое впечатление оставляют наблюдения первого снегопада. Дети радуются, ловят снежинки, которые опускаются на пальто, ладошки, лицо. После игры со снежинками мы предлагали им присесть пониже и, подняв голову, посмотреть, как снежинки падают на землю. Тут же спели детям песенку: «На полянку, на лужок тихо падает снежок, улеглись снежинки, белые пушинки». В процессе наблюдения ставилась задача запомнить необычность этого явления и вызвать желание передать его в рисунке приемом нанесения мазков кончиком кисти.
Предварительное наблюдение обогатило детское воображение, и во время рисования снежинок дети образно воспринимают мазки, расположенные на всем листе: «У меня прямо метель, вот как дует ветер»; «А у меня вихрь»; «У меня горочка, вот сколько снега нападало».
Впечатление от этого наблюдения повлияло и на содержание других рисунков. Так, дети в процессе рисования по замыслу ритмично наносили мазки, когда изображали знакомых персонажей.
Осенью во время листопада, любуясь желтыми, красными листочками, воспитатель спела детям песенку:
Падают, падают листья, 
В нашем саду листопад. 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят.
(Муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен.)
Затем рисовали листья, располагая их по всему листу бумаги. Появились в рисунках и деревья, с которых падали листья. От рисования мазками осенних листьев дети смогли перейти к простейшей композиции.
Накапливая различные представления об окружающем, дети подходили к образному его выражению доступными средствами. В творческих заданиях было указано на ритм и цвет, способствующие созданию образа. В соответствии с этим мы обращали внимание детей на такие явления действительности, которые дети могли изобразить ритмом мазков или контрастом цвета (падающий снег, летящие листья и т. д.). Они наблюдали, как зажигаются огни на елке, появляются звезды и луна на темном небе, зажигаются огни в домах. В процессе наблюдения дети эмоционально воспринимали эти явления и передавали в рисунке виденное. «Почему наша елочка грустная? Давайте зажжем на ней огоньки», «Какое темное небо, а появились звездочки — и сразу стало светло»,— говорит воспитатель, обращая внимание детей на эти явления в процессе рисования.
Дети радуются появлению «огоньков, звездочек». «Вот и посветлело»,— говорит Ира. «Зажегся огонек, вот еще один, а этот погас»,— замечает Ната, когда у девочки вдруг слился красный цвет с зеленым. «Вот как светло на поляне, я все увидел»,— объясняет Павлик.
Помимо наблюдений окружающей действительности с детьми младшего дошкольного возраста мы рассматривали натуру, используя прием обследования предмета. Это способствовало обогащению сенсорного опыта, помогало созданию зрительного образа. Например, перед рисованием в группу к малышам принесли живых цыплят. Дети с интересом рассматривали их. Они заметили, какие цыплята пушистые, желтые, ножки у них тоненькие. Дети кормили цыплят. Они говорили: «Вот цыпленок смотрит на меня, а вот этот песенку поет», «Клюет, тянется ко мне». Рисунки детей отличались разнообразием передачи фигурок цыплят, их расположением на «поляне» — зеленом листе бумаги.
В другом случае перед рисованием зайчат мы дали детям целлулоидные игрушки. Каждый ребенок в процессе игры смог рассмотреть зайчика. По предложению воспитателя дети называли отдельные части: туловище похоже на огурчик, голова — на шарик, ушки длинные и т. д.
Научившись рисовать тот или иной предмет, дети изображали его несколько раз в других ситуациях. «Сколько у Маши зайчиков прискакало на поляну!» — говорит воспитатель. Дети, услышав это, начинают подрисовывать отдельные фигурки и у себя в рисунке. «Я нарисовала одного, а сейчас еще братишку и сестренку нарисую»,— объясняет Маша.
Повторность при изображении предметов дает детям возможность упражняться, закреплять технические приемы- передачи предметов. Они довольны тем, что сами уже могут многое нарисовать. Например, научившись рисовать елочки, Дима располагает их по всему листу: «Это дремучий лес»,— говорит он. «А что ты видел в лесу, когда мы ходили на прогулку?» — спрашивает воспитатель. «Там было много грибов, травки, жучков»,— вспоминает Дима. «Интересно: кто хочет поселиться в твоем дремучем лесу?» — продолжает развитие замысла воспитатель. У ребенка в рисунке появляется домик и зайчик около него, грибы под елочками.
В рисунках по замыслу дети не только изображали знакомые предметы, но и те, которые раньше они не рисовали. Так, на занятиях дети не рисовали поезд, однако рассматривали и изображали тележку. Вспоминая, на что она похожа, ребенок изобразил много тележек, соединив их вместе. Получился поезд. Использование игровых приемов в процессе обучения рисованию не только создавало интерес к выполнению задания, но и способствовало созданию образа. Так, перед рисованием снеговика мы сделали игрушку маленького снеговичка. На занятии он неожиданно появляется на окне. Дети с интересом рассматривают круглую голову, туловище и все детали (шляпу, нос, метлу). Затем они рисуют снеговика. После показа кукольного театра «Колобок» на занятие по рисованию к детям приходит колобок. Он поет свою задорную песенку и просит детей его нарисовать. Некоторые вспоминают, что колобок встретил зайца и медведя, другие стараются их изобразить на рисунке.
Проверка творческих заданий, связанных с музыкальными занятиями, дала возможность обогатить содержательную сторону рисунков маленьких детей. Например, разучив с детьми песенку Е. Тиличеевой «Вот как мы умеем», в утренние часы перед рисованием мы играли с ними, спрашивали, кого ножки встретили. Если дети говорили — медведя, то мы предлагали движениями передать его неуклюжесть; если — зайца, то показать, как он прыгает. Увидев на столах листы бумаги — «дорожки», дети захотели рисовать. Когда стали появляться на дорожках следы, дети начали и мяукать, и рычать, а некоторые нарисовали медведя, зайца, лису. В простых мазках дети увидели «живой» образ. Павлик говорит: «А у меня волк одной лапой ступил уже». Ната продолжает: «Кошечка топ-топ, мяу-мяу, маленькая, вот она и убежала». Воспитатель спрашивает, а где же кошечка. «Убежала, а следы остались»,—говорит ребенок.
Или другой пример. По песенке А. Филиппенко «Цыплята» было проведено рисование цыплят. Перед рисованием провели игру по содержанию песенки, дети изображали цыплят, бегали за бабочками и искали жучков. Во время рисования они повторяли слова песенки: «Лапками гребите, зернышки ищите». «Мой цыпленок догоняет, а мой ищет жучков, вот бабочка летит»,—говорили дети.
Передача содержания образного характера придавала детским рисункам элементарную выразительность. Ребенок нарисовал куклу-неваляшку неровно, вкось, что создало впечатление наклона фигуры: «Неваляшка закачалась и запела свою песенку». Другой закрасил зайца зеленой краской. «Мой зайчик в травку спрятался: он медведя испугался»,— объясняет ребенок.
Игровые приемы помогли интереснее провести анализ рисунков в конце занятия. После того как дети нарисовали цыплят, «курочка» идет выбирать самого озорного, а потом ищет цыпленка, который бежит и догоняет бабочку, и т. д. Или, после того как дети нарисовали снежок, воспитатель предлагает кукле Тине (картонная кукла на санках) найти самую ровную дорожку, горку и покататься с нее.
Вначале дети больше слушали воспитателя, а потом научились и сами говорить о своих рисунках.
В процессе анализа мы оценивали детский рисунок за его выразительность, предлагали детям найти такого зайчика или цыпленка, который им больше нравится. При рассматривании иллюстраций к сказкам дети замечали: «Какой заинька хороший, его я нарисую», «Колобок смеется, а как нарисовать, чтобы колобок смеялся?», «Смотрите, какой домик у бабушки, я такой умею рисовать». Эти высказывания свидетельствуют о том, что картинка в развитии замысла может играть немалую роль.
На занятиях изобразительной деятельностью дети учатся не только рисовать, но и лепить, наклеивать. Мы заметили, что в рисунок по замыслу малыши переносили часто содержание лепки, аппликации. Так, Миша заявляет: «Я рисую лодочку, какую мы наклеивали». И действительно, форма лодки в рисунке похожа на ту, которую он наклеивал на занятии аппликацией.
Итак, с целью развития замысла в рисунках мы старались разнообразить приемы педагогического руководства на занятиях изобразительной деятельностью. В процессе работы особое внимание обращалось на наблюдение природных явлений, рассматривание натуры и обследование предметов, обучение детей техническим навыкам и умениям при овладении изображением, игровые приемы, вызывающие интерес, создающие у детей эмоциональный настрой. Кроме того, воздействие искусством (образное слово, мелодии знакомых песенок) помогало детям ярче представить образ и передать его в рисунке.
Развитию интереса к изобразительной деятельности способствовала организация в групповой комнате специальных уголков, в которых дети могли по своему желанию вне занятий не только рисовать, но и лепить, наклеивать, выкладывать из геометрических форм силуэты предметов, знакомых персонажей.
Анализируя рисунки по замыслу, мы отметили, что в них появилось более четкое изображение предметов, некоторое соответствие их между собой по величине, различие в расположении на листе бумаги, разнообразие выразительно-изобразительных средств, которыми дети младшего дошкольного возраста передавали содержание.