Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Дегтярева Елена Александровна

опыт работы  воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_degtyareva.docx67.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дегтярева Елена Александровна

Тема опыта: формирование звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  старших дошкольников в условиях    проектной деятельности.

Автор опыта:

 Дегтярева Елена Александровна

воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад «Радуга»   п. Вейделевка

Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

   Опыт формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» Вейделевского района Белгородской области».

    Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.

    В Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что образовательная область  «Речевое развитие» включает развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте.  

    Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой.

  Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского [5] – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

    Началом работы по теме опыта стало проведение стартовой диагностики   по методике   О.М.Ельцовой [8] с целью  определения исходного уровня  сформированности  у старших дошкольников знаний  о звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте.  

       Анализ полученных данных показал, что высокий уровень продемонстрировали  всего лишь 7 % детей, средний - 53%,  низкий – 40%. (Приложение 1)

   В связи с этим была поставлена  задача: при подготовке детей к обучению грамоте использовать наряду с классическими методиками и современные, направленные на изучение звукобуквенного анализа, на активацию познавательной деятельности и развитие его личностной сферы.

    Одним  из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы  является   метод проектной деятельности, который бесспорно считается  педагогической инновацией, занимающей особое место в педагогической практике.

    Таким образом, пересмотрев подходы к обучению детей грамоте в ДОО, применила  проектный метод, который позволил    решать  все задачи образовательной  деятельности по речевому развитию и подготовке дошкольников  к обучению грамоте.

Актуальность опыта

     Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.    Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение грамоте, тем свободнее ребенок будет им  пользоваться в дальнейшем.

    В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобретает социальный статус. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей: при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Вместе с тем наблюдается тенденция  увеличения числа детей с нарушениями звуковой стороны речи, грамматического строя, низким  словарным запасом, развитием связной диалогической и монологической  речи.

    Это связано с тем, что большую часть времени  современные дошкольники проводят  у телевизоров и  за компьютерами, мало общаются,  не играют в подвижные и дворовые   игры.

    Основой для  формированиия звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  является обшеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи и речевого творчества, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

   До введения стандарта начальной школы  учителя,  предпочитали получить ребенка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Так как процесс письма и чтения имеет сложную психофизиологическую структуру, и неправильное обучение до школы только затруднял этот процесс в школе, учителю приходилось не столько учить, сколько переучивать.

    Сегодня этот вопрос стоит по-другому. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственную для этого перехода деятельность, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».     

    Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, выпускник  на этапе завершения дошкольного образования должен знать:

- все буквы русского алфавита и правильно называть их;

 - гласные и согласные звуки;

- отличия буквы и звука;

 - отличия письменной и устной речи.

Уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

 - давать характеристику звуку;

 - определять место звука в слове;

 - называть слова с требуемыми звуками;

  - различать буквы и звуки;

 - различать слог, слово;

 - читать слоги, слова;

  - списывать элементы букв, слова, передавая правильное начертание.

   Известный российский психолог Р.С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст  и сделать обязанностью дошкольного обучения. [12].

  В связи с этим в детском саду обязательно надо заниматься с детьми, рассматривая занятия по обучению грамоте как формирование базиса успешного обучения чтению и письму. Это особенно важно, так как в его основе лежит целый пласт способностей и навыков: интеллектуальное развитие, навык звукобуквенной символизации, наглядно-образное мышление, зрительно-пространственное восприятие, фонематическое восприятие и  навык фонематического анализа.

   И эта работа, по моему мнению, будет намного продуктивнее, когда обучение  грамоте  будет  проходить в условиях проектной деятельности.

    Ценным является то, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольников: индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение некоторого времени.

    Проектная деятельность реально способствует формированию у воспитанников умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

    Метод проектов также позволит дошкольникам войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность.

    Проектная деятельность по  формированию звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  формирует у воспитанников потребность выявлять (на начальном этапе с помощью воспитателя) проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения. Здесь важно ненавязчиво подводить детей к той или иной теме, вопросу изучаемого раздела программного материала, вызывать у них интерес, эмоциональный отклик, желание включаться в работу.

     В связи с этим считаю: задача подготовки к обучению грамоте  имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.   Так как успешность первоклассника во многом будет зависеть  от того, насколько совершенно ребенок овладел звукобуквенным  анализом слов.

Актуальность опыта обусловлена также  следующим рядом причин:

-требования начальной школы по стандартам нового поколения стали значительно выше;

- в первом классе появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению;

-не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

-увеличилось количество родителей, заинтересованных   в обучении детей грамоте в  детском саду;

-федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает  речевое развитие  как обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности предпосылки обучения грамоте.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

     Ведущая педагогическая  идея опыта заключается в  формировании звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте    детей старшего дошкольного возраста    в условиях    проектной деятельности.

Длительность работы над опытом

(Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2014 учебного года)

1 этап – информационно-аналитический

(сентябрь 2014г. –декабрь 2014г.)

Цель: сбор и анализ информации по данной проблеме, повышение уровня профессиональной компетентности.

2 этап – практический

(январь 2015г. – май 2015г.)

Цель: определить эффективность используемых методик в условиях проектной деятельности, куда входил диагностический материал по обучению грамоте и апробирование их на практике.

3 этап – заключительный

(сентябрь 2016г. –декабрь  2016г.)

Цель: формулировка выводов, обобщение материала (декабрь- 2016 г.)  

На первом этапе  был осуществлен  подбор  диагностического материала и выявление уровня знаний детей через анкетирование, знакомство с технологией проектного метода.

  На основном этапе была проведена работа по развитию у дошкольников звукобуквенного анализа слов в условиях включения их в проектную деятельность.

Диагностика  заключительного этапа доказала успешность выбранных форм, методов и средств работы для решения обозначенной проблемы.

Диапазон опыта охватывает все стороны работы по обучению детей грамоте  в условиях проектной деятельности.

В процессе работы накоплен богатый материал для папок-передвижек, интересная информация для родительских уголков по данному вопросу; разработаны буклеты, памятки, анкеты, лепбуки.

Теоретическая база опыта

   Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

   Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский [5], Д.Б. Эльконин [20], Е.И. Тихеева, и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

     В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

      Наибольшее распространение   получил звуковой аналитико-синтетический метод. Данный метод разработан коллективом ученых (Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Д. Н. Невская[10]) на основе методики Д. Б. Эльконина[20].

      Впервые звуковой метод был предложен К.Д. Ушинским в 1864  г. Это была новая эпоха в обучении детей грамоте.  Звуковой метод сменил существовавший до этого буквослагателъный метод. Методика, разработанная К. Д. Ушинским [18], коренным образом отличалась от всех предшествующих методик тем, что знакомила детей со звуками речи не как с абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи.

      Идеи Д.Б. Эльконина [20] о механизме чтения и роли в нём звукового анализа (путь от изучения звуковых значений к буквам) были положены в основу методики обучения грамоте в детском саду Л.Е. Журовой [9],  О.М. Ельцовой [8] и других авторов. Именно в исследованиях   Д.Б.Эльконина[20], Л.Е.Журовой [9], Н.С.Варенцовой [3],   и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит от усвоения звукового анализа. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.

  Так, по мнению Л.Е.Журовой [9], обучение чтению следует начинать с фонемного анализа, материализуя действия по изучению фонемной структуры слова с помощью моделирования, а затем формировать навыки позиционного чтения. Л.Е. Журова [9]  считает, что необходимо научить ребенка особому произношению слова. При произношении слово должно "квантоваться" не на слоги, а на звуки, при этом ребенок говорит слово полностью, выделяя один из искомых звуков силой голоса или большей продолжительностью. Чтобы выделить все звуки последовательно, надо произносить слово столько раз, сколько в нем звуков.

     Другой новацией Л.Е. Журовой [9] стала трансформация этапа словоизменения. На этом этапе, по Д.Б. Эльконину [20], дети играют со словом, меняя гласный звук: КОТ, КАТ, КИТ, КУТ и т.д. Как справедливо заметила Л.Е. Журова [9], дети младше шести лет отказываются читать бессмысленные звукосочетания. Поэтому исследователь предлагала давать задания обратного типа: "Какой звук надо заменить, чтобы получилось новое названное слово?" Исходя из наблюдений за поведением детей дошкольного возраста, автор анализируемой методики сделала вывод, что подготовительный этап необходимо начинать в четыре года, чтобы не упустить интерес детей к речевым играм и чтению, а с пяти лет необходимо обучать звуковому анализу, включая его не в игровую, а в учебную деятельность. Л.Е. Журовой [9] была детально разработана методика обучения детей грамоте.

   Исследователь проблемы обучения грамоте дошкольников Н.С.Варенцова [3] доказала, что время начала обучения чтению – 4-5 лет, так как в отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех – пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте. Основным в данный период Н.С.Варенцова [3] считает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель такой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова. Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю. Длительностью до 30 минут. Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую. Дальше предлагается устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Он включает картинки-схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие буквы. Очень важно то, что все занятия проходят в игровой форме. Например: «В каждом домике (клеточке), живет свой звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)». С.Г. Макеева и Н.Н. Заманкова [12] утверждают, что учить читать детей до школы можно и нужно.

    В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина [9] ,   метод Д.Б. Эльконина [20] и другие).

    Автор методики «Развивающие игры Воскобовича» [4] В. В.Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и  непринужденным.  В основу игр, которые он предлагает  заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество.

     Игры-шнуровки развивают у детей: сообразительность, навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

     Дошкольники, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, слышать звуки, делить слова на слоги, читать, логически мыслить.

     

Новизна опыта

состоит в комбинировании  элементов известных методик и технологий формирования звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  О.М. Ельцовой [8],  Н.С. Варенцовой [3] , В.В.Воскобовича  [4] и применении их в практической работе, а также создания пособий, игр в обучении дошкольников грамоте в условиях проектной деятельности.

Характеристика условий, в которых возможно использование данного опыта работы. Материалы опыта имеют теоретико-практическую направленность, могут быть использованы в практике работы в дошкольных образовательных учреждениях. Материал может быть полезен как педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, так и старшим воспитателям при организации методического сопровождения по данной теме.

Раздел II

Технология описания опыта

         Цель данного педагогического опыта: обеспечение положительной динамики уровня сформированности звуковой аналитико - синтетической  активности в условиях    проектной деятельности через использование современных методик.

Для реализации цели были поставлены задачи:

-создать предметно-пространственную среду для развития познавательной и звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте;

- выявить состояние звукобуквенного анализа детей к обучению грамоте в старших группах;

 - апробировать методики формирования звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  в условиях проектной деятельности.

         На первом этапе осуществляла сбор и анализ информации по данной проблеме, повышая уровень профессиональной компетентности,

знакомилась методической  и специальной литературой, с передовым опытом других детских садов по обучению детей грамоте.

На втором этапе, реализуя общеобразовательную программу дошкольной организации, проводила специальные занятия по речевому развитию, на которых в комплексе решались задачи формирования разных сторон речевой

активности.

 Элементы грамоты на занятиях по развитию речи  стала  вводить уже со средней группы, используя методику Н.С. Варенцовой  «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»[3].

    В этой  группе дети знакомились с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учились понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.

Гораздо позже усвоили, что слова состоят из звуков, которые звучат по-разному (твердые, мягкие), что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Как правило, занятия начинала с ритуальной песни. Например, показывала детям карточку с изображением жука и предлагала пропеть песню жука, комара, гудка парохода.

     Все упражнения проводились в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учились по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук.(Приложение 2)

   Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 20 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием.

   Программный материал усваивался легче и быстрее, прочнее усваивались слоги, звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, когда использовала  рабочие тетради  «От звука к слову» с указанными заданиями для детей. (Приложение 3).

    В старшем возрасте задачу по обучению грамоте решила реализовывать в условиях проектной деятельности. Работа над проектом предполагала комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.

    Выявление уровня знаний по обучению грамоте проводилось с использованием методики Ельцовой О.М., которая позволяет оценить формирование звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  старших дошкольников.

   Для уточнения этого понятия, были заданы вопросы детям  и родителям, в которых выяснялась их мотивация к предстоящему обучению грамоте (Приложение  4).

   Результаты диагностики и анализ полученных данных, свидетельствовал о том, что необходимо продолжать работу по обучению детей грамоте  уже  в условиях проектной деятельности.

    Проектная деятельность по подготовке к обучению грамоте формирует у воспитанников потребность выявлять (на начальном этапе с помощью воспитателя) проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения. Важно ненавязчиво подводить детей к той или иной теме, вопросу изучаемого раздела программного материала, вызывать у них интерес, эмоциональный отклик, желание включиться в работу. Чаще всего работа строилась с использованием героев детских произведений, театрализованных представлений и игровых моментов, так как это близко, интересно и понятно дошкольникам. В условиях проектной деятельности в полной мере опиралась на чувственный опыт детей и развивала его. Естественно, важную роль в этом играло широкое использование наглядности (карточки, схемы, лепбуки и т.д.)  (Приложение 5).

    Поэтому при реализации каждого проекта, вначале создавала предметно-развивающую среду, которая обогащает познавательную активность, подталкивает детей к исследованию, желанию реализовать свои возможности в познании.

    Как сказала  Е.И. Тихеева: «В пустых стенах ребенок не заговорит». Поэтому в группе были созданы специальные условия для речевого развития детей: имеется речевая зона, которая  представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и прочитать короткие рассказы. Так же имеются различные дидактические и настольные игры, пособия В. Воскобовича, авторские  пособия,  слоговая таблица, алфавиты разных размеров, компьютерные игры, направленные на подготовку детей к обучению грамоте.

   Начала  работу  над опытом с самого легкого  и доступного для восприятия  детям проекта  «Дары осени». Проект рассчитан на 2 недели, соответствовал сезону сбора урожая.   В связи с этим, была организована экскурсия  на огород, где дети участвовали в сборе урожая, а также выставке поделок из овощей и фруктов, в которой принимали участие и родители  наших воспитанников. Итоговым мероприятием было проведение познавательного батла «За что я люблю осень».

    Кроме этого, в  ходе  реализации  проекта учила детей делать  звуковой анализ слов. Дети «складывают» в корзину фрукты и ягоды. Перед детьми карточки с квадратиками, число которых, соответствует количеству звуков в словах.

Ребенку предлагалось положить в корзину: грушу, лимон, малину, вишни, ананас, персик. Ребенок произносит слово,  определяет количество звуков в слове, находит местоположение ударного звука и подбирает нужную схему к заданному слову. Затем кладет ее в корзину. Это упражнение у ребенка развивает фонематический слух, умение ставить ударение, определять количество звуков в слове и их последовательность.  Знания закрепляли,  работая в тетрадях. В ходе выполнения этого проекта решались  задачи познавательного и   речевого  характера.

   Следующий  проект был более сложным,  назывался   «Мой любимый детский сад», который был ориентирован на определение  гласных и согласных звуков. В   работе  использовала пособие - Круги Луллия, состоящего из трех кругов разного диаметра. Каждый круг разделен на 8 секторов. В каждом секторе круга маленького диаметра написаны первые буквы названия игрушки, в секторах среднего круга находятся изображения игрушек и на большом  круге написаны буквы, обозначающие последний звук в названии игрушки.

    Детям давалось задание: выбрать один из секторов на среднем круге, подвести к нему «держатель» и назвать картинку в секторе. Определить первый звук и совместить выбранный сектор с буквой на малом круге, обозначающей этот звук. Последнюю букву слова нужно искать на большом круге. Можно дать детям дополнительное задание: выбрать букву, назвать какой звук она обозначает,  и перечислить все игрушки, в названии которых живет этот звук. С помощью этого пособия дети учились определять гласные и согласные звуки и обозначать их соответствующими буквами.

      Поскольку дети научились делать звукобуквенный анализ, ввожу новое понятие – слог.

  Работая над проектом «Космические дали», дети  знакомились не только  с историей космонавтики, с планетами,  но и учились определять количество слогов  словах. Я использовала макет ракеты с иллюминаторами. Детям давалось задание: собрать самое необходимое, что может пригодиться в полете и разложить по отсекам. В нижнем отсеке предметы с тремя слогами, в среднем - с двумя, в верхнем- с одним слогом. Дети считали слоги  и раскладывали карточки. Задания  выполнялись индивидуально и в парах.

Для закрепления послогового чтения использовались компьютерные игры «Почитай с Незнайкой», «Путешествие  в страну читающих гномов».

    Работая   над проектом «Птицы - наши друзья», который был ориентирован на  послоговое чтение, использовала специальные схемы, при помощи  которых дети учились складывать слоги. (Приложение 7). Знакомила дошкольников  с зимующими и перелетными птицами, а с помощью авторских карточек - карманов составляли  названия птиц. А  для закрепления умения читать слоги использовала пособия «Волшебный шнурок» и «Теремки» В.Воскобовича. При помощи этих пособий дети быстро выкладывали  слова с  названием  птиц.      

   Работая  над проектом «Моя сказка»,  опиралась на личный опыт детей и умение читать по слогам. Совместно с   воспитанниками   был сделан  лепбук «Читайка»,  который способствовал развитию умения читать простые слова и  небольшие предложения, а также знакомые сказки.  Кроме лепбука,  широко использовали книжки-малышки, ИКТ и мультимедийное  БОС приложение «Метод А.А. Сметанкина».  

    Таким образом, в условиях проектной деятельности процесс получения знаний носил осмысленный характер, обучение приобретало форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка.

       Важную роль в формировании звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  старших дошкольников в условиях    проектной деятельности играют родители, поэтому мы полностью погрузили их в нашу ситуацию. В старшей группе было проведено родительское собрание  с анкетированием родителей. (Приложение 8)

Им было предложено ответить на вопросы анкеты, которые были направлены на выявление:

- осознания ими необходимости специально организованной подготовки дошкольников к обучению грамоте;

-считают ли родители, что ребёнку нужно формирование звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте.  

-какое значение родители отводят  формированию звуковой аналитико - синтетической  в условиях    проектной деятельности;

 - какая работа ведётся по обучению грамоте в домашних условиях.

В подготовительной группе на родительское собрание были приглашены учителей  наших воспитанников. Они отметили, что дети с высоким уровнем подготовки к обучению грамоте, как правило, не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У дошкольников с низким уровнем обнаруживаются трудности в общении и обучении.  В связи с этим все родители выбрали  направление работы с детьми по обучению грамоте.

     

На третьем заключительном этапе была проведена контрольная диагностика методике Ельцовой О.М. которая  показала положительную динамику  сформированности  у старших дошкольников знаний  о звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  старших дошкольников  в условиях    проектной деятельности. Сегодня из 23 детей  с высоким уровнем развития -    95,7%, со средним  - 4 %, с низким  -  1,3 %.  Сводные результаты педагогического мониторинга представлены на диаграмме. (см. диаграмму). (Приложение 9)

   В ходе работы над опытом  были проведены открытые мероприятия «Город Звукоград»,  «Путешествие по азбуке», словесные батлы «Кто больше назовет слов?», «Чья команда быстрее читает?», интегрированное занятие с учителем-логопедом.

   Вместе с родителями  организован  КВН, развлечение  «Скоро в школу мы пойдем». Реализованы совместные проекты «Космические дали», «Птицы- наши друзья» и другие.

   С целью повышения профессионального мастерства  для воспитателей ДОУ показан  мастер-класс по теме «Учимся, играя».

Результативность опыта

    Сформированность  у старших дошкольников знаний  о звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  по данным методикам носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.      Особое внимание уделяется методу проектов и игровым приёмам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

  Следовательно, данные методики являются эффективными при обучении дошкольников грамоте.

      К концу исследования  по теме опыта была оценена  эффективность выделенных параметров  о звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  старших дошкольников:

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза у  99 % детей
  • определение звукобуквенного анализа  у 96 % детей
  • определение позиции согласного  и  гласного звука в слове  у  98 % детей
  • определение количества слогов отмечено у 95% детей
  • послоговое  чтение  - 90 % детей.
  • чтение слов и предложений   у 88 % детей.

Таким образом, апробированные  методики  Н.С. Варенцовой, О.М. Ельцовой В. В. Воскобовича, способствующие   успешной звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки  обучения грамоте  старших дошкольников, доказали свою результативность и эффективность.  В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его образовательная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в школьный учебный процесс.

Уровни сформированности звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте

Наименования показателей

Уровни сформированности

Диагностический инструментарий

Низкий

Средний

Высокий

1. развитие навыков звукового анализа и синтеза

0%

1%

99%

Mетодика «Развитие фонематических процессов»

автор Нищева Н.В.

2. определение звукобуквенного анализа  

0%

4%

96%

«Диагностика уровня сформированности звукобуквенного анализа» (автор Ельцова О.М.)

3. определение позиции согласного  и  гласного звука

0%

2%

98%

Методика Варенцовой Н.С.

«От слова к звуку»

4. определение количества слогов

2%

3%

95%

Методика «Развивающие игры В. Воскобовича»

5. послоговое  чтение  

2%

8%

90%

Методика «Развивающие игры В. Воскобовича»

6. чтение слов и предложений  

4%

8%

88%

Методика А.А.Сметанкина

Библиографический  список

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений,  Издательский центр «Академия», 2010
  2. Белолипецкий С.А . «Быстро читаем за 16 уроков» , Москва , Изд-во «Эксмо» 2009год.
  3. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет» Мозаика – синтез 2010г.
  4. В.В. Воскобович , Л.С.Вакуленко «Развивающие игры Воскобовича» Издательство: Сфера, 2015 г.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.-М.: Педагогика, 1982. – т. 4; Мышление и речь.
  6. Горецкий В. Г. Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2011
  7. Дурова Н. В.– «Обучение дошкольников грамоте»,  Изд-во «Школьная   пресса». М.: Просвещение, 2009
  8. Ельцова О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте» С-П «Детство-Пресс» -2011
  9. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 2008 г.
  10. Журова Л.Е, Варенцова Н.С., Н.В.Дурова, Л.Н.Невская « Обучение дошкольников грамоте»  Методическое пособие/ /Под ред. Н.В.Дуровой. М.: Школьная Пресса, 2001.

  11. Жукова О .С.  «Как хорошо уметь читать! Быстрое обучение чтению.»    Изд-во ООО «Астрель» 2007  
  12. Немов Р.С.Психология – М., «П».  2005
  13. Спирова Л.Ф. «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи». - М., 2009.
  14.  Поддьяков  Н. Н,  Сохин Ф. А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» – М., 2001).
  15. Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  16. Сохин   Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» -Пособие для воспитателя дет.  сада.   Москва Просвещение,2009г.
  17. Тумакова  Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991)
  18. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007
  19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.  
  20. Электронный ресурс : http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-395.shtml#book_page_top


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.    В Федеральном государственном образовательном стандарт...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучению грамоты.

В исследованиях учёных ( Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Никашиной Н.А. и др.) нарушения письма рассматриваются  как результат недостаточной сформированности ранних ступеней речевого развития к пере...

«Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте»

laquo;Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников  как предпосылки обучения грамоте»...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, посредством использования специальных игр и упражнений

Современные дети живут в мощном потоке информации. На смену добрым, живым бабушкиным сказкам  пришли аудио сказки и диски с видеофильмами. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с комп...

Парциальная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» Е.В. Колесникова

Парциальная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» Е.В. Колесникова...

«Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте».

Содержание: 1.Актуальность темы. 2. Воспитательно - образовательная деятельность по формированию звуковой аналитико - синтетической деятельности. 3. Цели по возрастам. 4. I этап - Подготовител...