Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сафиуллина Резида Шайдуллаевна

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что образовательная область «Речевое развитие» включает развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.   Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что образовательная область «Речевое развитие» включает развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_safiullina_1.docx920.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161

Аналитический отчет

Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях    проектной деятельности.

                                             Составила:

                                                        воспитатель Сафиуллина Р.Ш.,

                                                               первая квалификационная

                                                               категория

Екатеринбург, 2017

Содержание

Раздел 1Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

3

Актуальность опыта

4

Ведущая педагогическая идея опыта

6

Теоретическая база опыта

7

Новизна опыта

10

Раздел II Технология описания опыта

10

Результативность опыта

14

Библиографический список

16

Приложения

17

Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

   Направление формировалось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 161

    Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что образовательная область «Речевое развитие» включает развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

    Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой.

  Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского [5] – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

    Началом работы по теме опыта стало проведение стартовой диагностики   по методике   О.М.Ельцовой [8] с целью определения исходного уровня сформированности у старших дошкольников знаний о звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

       Анализ полученных данных показал, что высокий уровень продемонстрировали всего лишь 7 % детей, средний - 53%, низкий – 40%. (Приложение 1)

   В связи с этим была поставлена задача: при подготовке детей к обучению грамоте использовать наряду с классическими методиками и современные, направленные на изучение звукобуквенного анализа, на активацию познавательной деятельности и развитие его личностной сферы.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы является   метод проектной деятельности, который бесспорно считается педагогической инновацией, занимающей особое место в педагогической практике.

    Таким образом, пересмотрев подходы к обучению детей грамоте в ДОО, применила проектный метод, который позволил    решать все задачи образовательной деятельности по речевому развитию и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Актуальность опыта

     Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.    Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение грамоте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

    В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобретает социальный статус. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей: при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Вместе с тем наблюдается тенденция увеличения числа детей с нарушениями звуковой стороны речи, грамматического строя, низким словарным запасом, развитием связной диалогической и монологической речи.

    Это связано с тем, что большую часть времени современные дошкольники проводят у телевизоров и за компьютерами, мало общаются, не играют в подвижные и дворовые   игры.

    Основой для формированиия звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте является обшеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи и речевого творчества, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

   До введения стандарта начальной школы учителя, предпочитали получить ребенка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Так как процесс письма и чтения имеет сложную психофизиологическую структуру, и неправильное обучение до школы только затруднял этот процесс в школе, учителю приходилось не столько учить, сколько переучивать.

    Сегодня этот вопрос стоит по-другому. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственную для этого перехода деятельность, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».     

    Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, выпускник на этапе завершения дошкольного образования должен знать:

- все буквы русского алфавита и правильно называть их;

 - гласные и согласные звуки;

- отличия буквы и звука;

 - отличия письменной и устной речи.

Уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

 - давать характеристику звуку;

 - определять место звука в слове;

 - называть слова с требуемыми звуками;

  - различать буквы и звуки;

 - различать слог, слово;

 - читать слоги, слова;

  - списывать элементы букв, слова, передавая правильное начертание.

   Известный российский психолог Р.С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения. [12].

  В связи с этим в детском саду обязательно надо заниматься с детьми, рассматривая занятия по обучению грамоте как формирование базиса успешного обучения чтению и письму. Это особенно важно, так как в его основе лежит целый пласт способностей и навыков: интеллектуальное развитие, навык звукобуквенной символизации, наглядно-образное мышление, зрительно-пространственное восприятие, фонематическое восприятие и навык фонематического анализа.

   И эта работа, по моему мнению, будет намного продуктивнее, когда обучение грамоте будет проходить в условиях проектной деятельности.

    Ценным является то, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольников: индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение некоторого времени.

    Проектная деятельность реально способствует формированию у воспитанников умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

    Метод проектов также позволит дошкольникам войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность.

    Проектная деятельность по формированию звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте формирует у воспитанников потребность выявлять (на начальном этапе с помощью воспитателя) проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения. Здесь важно ненавязчиво подводить детей к той или иной теме, вопросу изучаемого раздела программного материала, вызывать у них интерес, эмоциональный отклик, желание включаться в работу.

     В связи с этим считаю: задача подготовки к обучению грамоте имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.   Так как успешность первоклассника во многом будет зависеть от того, насколько совершенно ребенок овладел звукобуквенным анализом слов.

Актуальность опыта обусловлена также следующим рядом причин:

-требования начальной школы по стандартам нового поколения стали значительно выше;

- в первом классе появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению;

-не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

-увеличилось количество родителей, заинтересованных   в обучении детей грамоте в детском саду;

-федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие как обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности предпосылки обучения грамоте.

 Ведущая педагогическая идея опыта

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте    детей старшего дошкольного возраста    в условиях    проектной деятельности.

Длительность работы над опытом

(Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2015 учебного года)

1 этап – информационно-аналитический

(сентябрь 2015г. –декабрь 2016г.)

Цель: сбор и анализ информации по данной проблеме, повышение уровня профессиональной компетентности.

2 этап – практический

(январь 2016г. – май 2017г.)

Цель: определить эффективность используемых методик в условиях проектной деятельности, куда входил диагностический материал по обучению грамоте и апробирование их на практике.

3 этап – заключительный

(сентябрь 2017г. –ноябрь 2017г.)

Цель: формулировка выводов, обобщение материала (ноябрь - 2017 г.)  

На первом этапе был осуществлен подбор диагностического материала и выявление уровня знаний детей через анкетирование, знакомство с технологией проектного метода.

  На основном этапе была проведена работа по развитию у дошкольников звукобуквенного анализа слов в условиях включения их в проектную деятельность.

Диагностика заключительного этапа доказала успешность выбранных форм, методов и средств работы для решения обозначенной проблемы.

Диапазон опыта охватывает все стороны работы по обучению детей грамоте  в условиях проектной деятельности.

В процессе работы накоплен богатый материал для папок-передвижек, интересная информация для родительских уголков по данному вопросу; разработаны буклеты, памятки, анкеты, лепбуки.

Теоретическая база опыта

   Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

   Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский [5], Д.Б. Эльконин [20], Е.И. Тихеева, и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

     В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

      Наибольшее распространение   получил звуковой аналитико-синтетический метод. Данный метод разработан коллективом ученых (Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Д. Н. Невская[10]) на основе методики Д. Б. Эльконина[20].

      Впервые звуковой метод был предложен К.Д. Ушинским в 1864 г. Это была новая эпоха в обучении детей грамоте.  Звуковой метод сменил существовавший до этого буквослагателъный метод. Методика, разработанная К. Д. Ушинским [18], коренным образом отличалась от всех предшествующих методик тем, что знакомила детей со звуками речи не как с абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи.

      Идеи Д.Б. Эльконина [20] о механизме чтения и роли в нём звукового анализа (путь от изучения звуковых значений к буквам) были положены в основу методики обучения грамоте в детском саду Л.Е. Журовой [9], О.М. Ельцовой [8] и других авторов. Именно в исследованиях   Д.Б.Эльконина[20], Л.Е.Журовой [9], Н.С.Варенцовой [3], и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит от усвоения звукового анализа. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.

  Так, по мнению Л.Е.Журовой [9], обучение чтению следует начинать с фонемного анализа, материализуя действия по изучению фонемной структуры слова с помощью моделирования, а затем формировать навыки позиционного чтения. Л.Е. Журова [9] считает, что необходимо научить ребенка особому произношению слова. При произношении слово должно "квантоваться" не на слоги, а на звуки, при этом ребенок говорит слово полностью, выделяя один из искомых звуков силой голоса или большей продолжительностью. Чтобы выделить все звуки последовательно, надо произносить слово столько раз, сколько в нем звуков.

     Другой новацией Л.Е. Журовой [9] стала трансформация этапа словоизменения. На этом этапе, по Д.Б. Эльконину [20], дети играют со словом, меняя гласный звук: КОТ, КАТ, КИТ, КУТ и т.д. Как справедливо заметила Л.Е. Журова [9], дети младше шести лет отказываются читать бессмысленные звукосочетания. Поэтому исследователь предлагала давать задания обратного типа: "Какой звук надо заменить, чтобы получилось новое названное слово?" Исходя из наблюдений за поведением детей дошкольного возраста, автор анализируемой методики сделала вывод, что подготовительный этап необходимо начинать в четыре года, чтобы не упустить интерес детей к речевым играм и чтению, а с пяти лет необходимо обучать звуковому анализу, включая его не в игровую, а в учебную деятельность. Л.Е. Журовой [9] была детально разработана методика обучения детей грамоте.

   Исследователь проблемы обучения грамоте дошкольников Н.С.Варенцова [3] доказала, что время начала обучения чтению – 4-5 лет, так как в отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех – пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте. Основным в данный период Н.С.Варенцова [3] считает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель такой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова. Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю. Длительностью до 30 минут. Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую. Дальше предлагается устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Он включает картинки-схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие буквы. Очень важно то, что все занятия проходят в игровой форме. Например: «В каждом домике (клеточке), живет свой звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)». С.Г. Макеева и Н.Н. Заманкова [12] утверждают, что учить читать детей до школы можно и нужно.

    В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина [9] ,   метод Д.Б. Эльконина [20] и другие).

    Автор методики «Развивающие игры Воскобовича» [4] В. В.Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.  В основу игр, которые он предлагает заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество.

     Игры-шнуровки развивают у детей: сообразительность, навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

     Дошкольники, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, слышать звуки, делить слова на слоги, читать, логически мыслить.

     

Новизна опыта

состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий формирования звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте О.М. Ельцовой [8], Н.С. Варенцовой [3], В.В.Воскобовича [4] и применении их в практической работе, а также создания пособий, игр в обучении дошкольников грамоте в условиях проектной деятельности.

Характеристика условий, в которых возможно использование данного опыта работы. Материалы опыта имеют теоретико-практическую направленность, могут быть использованы в практике работы в дошкольных образовательных учреждениях. Материал может быть полезен как педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, так и старшим воспитателям при организации методического сопровождения по данной теме.

Раздел II

Технология описания опыта

         Цель данного педагогического опыта: обеспечение положительной динамики уровня сформированности звуковой аналитико - синтетической активности в условиях    проектной деятельности через использование современных методик.

Для реализации цели были поставлены задачи:

-создать предметно-пространственную среду для развития познавательной и звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- выявить состояние звукобуквенного анализа детей к обучению грамоте в старших группах;

 - апробировать методики формирования звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в условиях проектной деятельности.

         На первом этапе осуществляла сбор и анализ информации по данной проблеме, повышая уровень профессиональной компетентности,

знакомилась методической и специальной литературой, с передовым опытом других детских садов по обучению детей грамоте.

На втором этапе, реализуя общеобразовательную программу дошкольной организации, проводила специальные занятия по речевому развитию, на которых в комплексе решались задачи формирования разных сторон речевой

активности.

 Элементы грамоты на занятиях по развитию речи стала вводить уже со средней группы, используя методику Н.С. Варенцовой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» [3].

    В этой группе дети знакомились с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учились понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.

Гораздо позже усвоили, что слова состоят из звуков, которые звучат по-разному (твердые, мягкие), что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Как правило, занятия начинала с ритуальной песни. Например, показывала детям карточку с изображением жука и предлагала пропеть песню жука, комара, гудка парохода.

     Все упражнения проводились в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учились по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук. (Приложение 2)

   Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 20 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием.

   Программный материал усваивался легче и быстрее, прочнее усваивались слоги, звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, когда использовала рабочие тетради «От звука к слову» с указанными заданиями для детей. (Приложение 3).

    В старшем возрасте задачу по обучению грамоте решила реализовывать в условиях проектной деятельности. Работа над проектом предполагала комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.

    Выявление уровня знаний по обучению грамоте проводилось с использованием методики Ельцовой О.М., которая позволяет оценить формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников.

   Для уточнения этого понятия, были заданы вопросы детям и родителям, в которых выяснялась их мотивация к предстоящему обучению грамоте (Приложение 4).

   Результаты диагностики и анализ полученных данных, свидетельствовал о том, что необходимо продолжать работу по обучению детей грамоте уже в условиях проектной деятельности.

    Проектная деятельность по подготовке к обучению грамоте формирует у воспитанников потребность выявлять (на начальном этапе с помощью воспитателя) проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения. Важно ненавязчиво подводить детей к той или иной теме, вопросу изучаемого раздела программного материала, вызывать у них интерес, эмоциональный отклик, желание включиться в работу. Чаще всего работа строилась с использованием героев детских произведений, театрализованных представлений и игровых моментов, так как это близко, интересно и понятно дошкольникам. В условиях проектной деятельности в полной мере опиралась на чувственный опыт детей и развивала его. Естественно, важную роль в этом играло широкое использование наглядности (карточки, схемы, лепбуки и т.д.)  (Приложение 5).

    Поэтому при реализации каждого проекта, вначале создавала предметно-развивающую среду, которая обогащает познавательную активность, подталкивает детей к исследованию, желанию реализовать свои возможности в познании.

    Как сказала Е.И. Тихеева: «В пустых стенах ребенок не заговорит». Поэтому в группе были созданы специальные условия для речевого развития детей: имеется речевая зона, которая представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и прочитать короткие рассказы. Так же имеются различные дидактические и настольные игры, пособия В. Воскобовича, авторские пособия, слоговая таблица, алфавиты разных размеров, компьютерные игры, направленные на подготовку детей к обучению грамоте.

   Начала работу над опытом с самого легкого и доступного для восприятия детям проекта «Дары осени». Проект рассчитан на 2 недели, соответствовал сезону сбора урожая.   В связи с этим, была организована экскурсия на огород, где дети участвовали в сборе урожая, а также выставке поделок из овощей и фруктов, в которой принимали участие и родители наших воспитанников. Итоговым мероприятием было проведение познавательного батла «За что я люблю осень».

    Кроме этого, в ходе реализации проекта учила детей делать звуковой анализ слов. Дети «складывают» в корзину фрукты и ягоды. Перед детьми карточки с квадратиками, число которых, соответствует количеству звуков в словах.

Ребенку предлагалось положить в корзину: грушу, лимон, малину, вишни, ананас, персик. Ребенок произносит слово, определяет количество звуков в слове, находит местоположение ударного звука и подбирает нужную схему к заданному слову. Затем кладет ее в корзину. Это упражнение у ребенка развивает фонематический слух, умение ставить ударение, определять количество звуков в слове и их последовательность.  Знания закрепляли, работая в тетрадях. В ходе выполнения этого проекта решались задачи познавательного и   речевого характера.

   Следующий проект был более сложным, назывался «Мой любимый детский сад», который был ориентирован на определение гласных и согласных звуков. В   работе использовала пособие - Круги Луллия, состоящего из трех кругов разного диаметра. Каждый круг разделен на 8 секторов. В каждом секторе круга маленького диаметра написаны первые буквы названия игрушки, в секторах среднего круга находятся изображения игрушек и на большом круге написаны буквы, обозначающие последний звук в названии игрушки.

    Детям давалось задание: выбрать один из секторов на среднем круге, подвести к нему «держатель» и назвать картинку в секторе. Определить первый звук и совместить выбранный сектор с буквой на малом круге, обозначающей этот звук. Последнюю букву слова нужно искать на большом круге. Можно дать детям дополнительное задание: выбрать букву, назвать какой звук она обозначает, и перечислить все игрушки, в названии которых живет этот звук. С помощью этого пособия дети учились определять гласные и согласные звуки и обозначать их соответствующими буквами.

      Поскольку дети научились делать звукобуквенный анализ, ввожу новое понятие – слог.

  Работая над проектом «Космические дали», дети знакомились не только с историей космонавтики, с планетами, но и учились определять количество слогов словах. Я использовала макет ракеты с иллюминаторами. Детям давалось задание: собрать самое необходимое, что может пригодиться в полете и разложить по отсекам. В нижнем отсеке предметы с тремя слогами, в среднем - с двумя, верхнем- с одним слогом. Дети считали слоги и раскладывали карточки. Задания выполнялись индивидуально и в парах.

Для закрепления послогового чтения использовались компьютерные игры «Почитай с Незнайкой», «Путешествие в страну читающих гномов».

    Работая   над проектом «Птицы - наши друзья», который был ориентирован на послоговое чтение, использовала специальные схемы, при помощи которых дети учились складывать слоги. (Приложение 7). Знакомила дошкольников с зимующими и перелетными птицами, а с помощью авторских карточек - карманов составляли названия птиц. А для закрепления умения читать слоги использовала пособия «Волшебный шнурок» и «Теремки» В.Воскобовича. При помощи этих пособий дети быстро выкладывали слова с названием птиц.      

   Работая над проектом «Моя сказка», опиралась на личный опыт детей и умение читать по слогам. Совместно с   воспитанниками   был сделан лепбук «Читайка», который способствовал развитию умения читать простые слова и небольшие предложения, а также знакомые сказки.  Кроме лепбука, широко использовали книжки-малышки, ИКТ и мультимедийное БОС приложение «Метод А.А. Сметанкина».  

    Таким образом, в условиях проектной деятельности процесс получения знаний носил осмысленный характер, обучение приобретало форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка.

       Важную роль в формировании звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях    проектной деятельности играют родители, поэтому мы полностью погрузили их в нашу ситуацию. В старшей группе было проведено родительское собрание с анкетированием родителей. (Приложение 8)

Им было предложено ответить на вопросы анкеты, которые были направлены на выявление:

- осознания ими необходимости специально организованной подготовки дошкольников к обучению грамоте;

-считают ли родители, что ребёнку нужно формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

-какое значение родители отводят формированию звуковой аналитико - синтетической в условиях    проектной деятельности;

 - какая работа ведётся по обучению грамоте в домашних условиях.

В подготовительной группе на родительское собрание были приглашены учителей наших воспитанников. Они отметили, что дети с высоким уровнем подготовки к обучению грамоте, как правило, не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У дошкольников с низким уровнем обнаруживаются трудности в общении и обучении.  В связи с этим все родители выбрали направление работы с детьми по обучению грамоте.

     

На третьем заключительном этапе была проведена контрольная диагностика методике Ельцовой О.М. которая показала положительную динамику сформированности у старших дошкольников знаний о звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях    проектной деятельности. Сегодня из 23 детей с высоким уровнем развития -    95,7%, со средним - 4 %, с низким -  1,3 %.  Сводные результаты педагогического мониторинга представлены на диаграмме. (см. диаграмму). (Приложение 9)

   В ходе работы над опытом были проведены открытые мероприятия «Город Звукоград», «Путешествие по азбуке», словесные батлы «Кто больше назовет слов?», «Чья команда быстрее читает?», интегрированное занятие с учителем-логопедом.

   Вместе с родителями организован КВН, развлечение «Скоро в школу мы пойдем». Реализованы совместные проекты «Космические дали», «Птицы- наши друзья» и другие.

   С целью повышения профессионального мастерства для воспитателей ДОУ показан мастер-класс по теме «Учимся, играя».

Результативность опыта

    Сформированность у старших дошкольников знаний о звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте по данным методикам носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.      Особое внимание уделяется методу проектов и игровым приёмам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

  Следовательно, данные методики являются эффективными при обучении дошкольников грамоте.

      К концу исследования по теме опыта была оценена эффективность выделенных параметров о звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников:

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза у 99 % детей
  • определение звукобуквенного анализа у 96 % детей
  • определение позиции согласного и гласного звука в слове у 98 % детей
  • определение количества слогов отмечено у 95% детей
  • послоговое чтение - 90 % детей.
  • чтение слов и предложений   у 88 % детей.

Таким образом, апробированные методики Н.С. Варенцовой, О.М. Ельцовой В. В. Воскобовича, способствующие   успешной звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников, доказали свою результативность и эффективность.  В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его образовательная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в школьный учебный процесс.

Уровни сформированности звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Наименования показателей

Уровни сформированности

Диагностический инструментарий

Низкий

Средний

Высокий

1. развитие навыков звукового анализа и синтеза

0%

1%

99%

Mетодика «Развитие фонематических процессов»

автор Нищева Н.В.

2. определение звукобуквенного анализа  

0%

4%

96%

«Диагностика уровня сформированности звукобуквенного анализа» (автор Ельцова О.М.)

3. определение позиции согласного  и  гласного звука

0%

2%

98%

Методика Варенцовой Н.С.

«От слова к звуку»

4. определение количества слогов

2%

3%

95%

Методика «Развивающие игры В. Воскобовича»

5. послоговое  чтение  

2%

8%

90%

Методика «Развивающие игры В. Воскобовича»

6. чтение слов и предложений  

4%

8%

88%

Методика А.А.Сметанкина

Библиографический список

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений, Издательский центр «Академия», 2010
  2. Белолипецкий С.А. «Быстро читаем за 16 уроков», Москва, Изд-во «Эксмо» 2009год.
  3. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет» Мозаика – синтез 2010г.
  4. В.В. Воскобович , Л.С.Вакуленко «Развивающие игры Воскобовича» Издательство: Сфера, 2015 г.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.-М.: Педагогика, 1982. – т. 4; Мышление и речь.
  6. Горецкий В. Г. Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2011
  7. Дурова Н. В.– «Обучение дошкольников грамоте», Изд-во «Школьная   пресса». М.: Просвещение, 2009
  8. Ельцова О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте» С-П «Детство-Пресс» -2011
  9. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 2008 г.
  10. Журова Л.Е, Варенцова Н.С., Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте» Методическое пособие/ /Под ред. Н.В.Дуровой. М.: Школьная Пресса, 2001.

  11. Жукова О.С.  «Как хорошо уметь читать! Быстрое обучение чтению.»    Изд-во ООО «Астрель» 2007  
  12. Немов Р.С.Психология – М., «П».  2005
  13. Спирова Л.Ф. «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи». - М., 2009.
  14.  Поддьяков Н. Н, Сохин Ф. А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» – М., 2001).
  15. Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  16. Сохин   Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» -Пособие для воспитателя дет.  сада.   Москва Просвещение,2009г.
  17. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991)
  18. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007
  19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.  
  20. Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-395.shtml#book_page_top

  Приложения

Приложение №1 Исходная диагностика  по методике  Ельцовой О. М.

Приложение №2 Конспект НОД  по обучению грамоте в старшей группе.

 Приложение №3 Анкеты для родителей. Анкеты для детей.

      Приложение №4  Развивающие игры по обучению грамоте.

      Приложение №5 Проект «Космические дали».

      Приложение №6 Проект «Птицы – наши друзья!»

      Приложение №7Дидактические игры  для  обучения слоговому чтению

 Приложение №8  Тесты  для родителей.

      Приложение №9  Результат мониторинга по методике  Ельцовой О.М.

Приложение№10Уровни сформированности звуковой аналитико - синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников.

Приложение 1

1.Исходная диагностика сформированности знаний звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников (методика Ельцовой О.М.)

Критерии

Показатели

1. Осуществление   звукового анализа

1-не умеет проводить фонематический анализ

2-анализирует с помощью взрослого

3-самостоятельно выполняет звуковой анализ

2. Обозначение звуков буквами  

1-не умеет обозначать

2-обозначает с помощью взрослого

3-самостоятельно обозначает

3. Деление слов на слоги

1-не умеет делить

2-делит с помощью взрослого

3-самостоятельно делит

4. Составление и чтение слогов

1-не проявляет интереса

2-составляет с помощью взрослого

3-самостоятельно выполняет задание

5.Чтение слов

1-проявляет интерес

2-читает по слогам

3-быстрое чтение слов

Условные обозначения:

1-низкий уровень

2-средний уровень

3- высокий уровень

Учебный год      

     Уровни                              развития

Низкий

Средний

Высокий

2015-2016 год

53%

40%

7%

Приложение 2

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «В осеннем лесу».

Цель: Упражнение в делении слова на слоги.

Закрепление умения в составлении слов из слогов.

Развитие мелкой моторики.

Материалы и оборудование: звуковые теремки В. Воскобовича, круги Луллия.

Ход занятия:

Игра «За грибами»

Педагог. Наступила осень. Дети пошли гулять по лесу и разбрелись в разные стороны. Стали перекликаться, произнося слова протяжно: «Ди(и-и) -на(а-а-а)! Ни(и-и)-на(а-а-а)!»

Вопросы к детям:

Как произносятся имена? (По частям, по слогам.)

Дети повторяют имена по частям, отхлопывая части (слоги) слов вместе с педагогом.

Игра «Отгадай, кого я назвала»

Педагог отхлопывает ритмический рисунок имени: два хлопка — встают дети, имя которых состоит из двух частей, три хлопка — у кого три слога в имени.

Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?»  

мак, дом, куст

рыба, рука, муха, лужа, лимон

машина, синица, барабан

Физкультминутка:

 Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

Игровое упражнение с использованием теремков В. Воскобовича

Описание игры. Дети рассматривают кубики, называют животных, которые на них изображены. Сначала нужно назвать животных, в названии которых один слог (лев, кот, слон, конь); потом — два слога (лиса, кошка, заяц); три слога (собака, лисица, пантера). Хлопками показать количество слогов.

Дополнительное задание. Придумать слова, которые состоят из одного, двух, трех слогов, проверить хлопками или «прошагать» задуманные слова.

Игровое задание. Изменить слово так, чтобы получилось два, три слога; изобразить графически.

Игра «Сколько слогов в слове»

-У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4 Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4.  Задание понятно? Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились со всеми заданиями. И я приготовила для вас сюрприз. Это — волшебная коробка, и   мы с вами   смело можем открыть ее.  (открываю коробку, достаю книгу) 

 И вот какой сюрприз. Это азбука. Она нам поможет выучить все буквы и научиться хорошо читать.

Приложение 3

          Анкета для родителей

Уважаемые родители!

  Нам важно знать Ваше мнение о том, какими знаниями должен обладать ваш ребёнок при поступлении в первый класс из раздела «обучение грамоте» и нужно ли начинать обучение детей в детском саду. Просим Вас поделиться своими суждениями. Заранее благодарим за помощь.

  1. Считаете ли Вы, что Вашему ребёнку нужна специально организованная подготовка к обучению грамоте?

  1. Какими знаниями и умениями должен овладеть Ваш ребёнок к моменту поступления в школу?

  1. Дайте обоснование места и роли речевой подготовки к обучению грамоте в школе?

  1. Как Вы считаете, владение ребёнком речью связано с его умственным и психическим развитием?

  1. Часто ли вы читаете своим детям?

  1. Как Вы считаете, испытывает ли удовлетворение от общения с Вами Ваш ребенок?

7.Организуя совместную деятельность, Вы выслушиваете предложения своего ребёнка?

8.Осуществляете ли Вы работу по ознакомлению вашего ребёнка со звуками, буквами? Что для этого используете?

 9. Готовите или же Вы обучаете своего ребёнка письму, что для этого используете?

10. Вы обычно отвечаете на вопросы ребёнка или пытаетесь задавать вопросы и ему?

                             

Анкета для дошкольников

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?

  1. Почему ты хочешь пойти в школу?

  1. А что нужно для этого?

  1. Какие правила нужно выполнять, чтобы стать хорошим учеником?

  1. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

  1. Хочешь ли ты научиться читать?

  1. Почему ты хочешь научиться читать?

  1. Хочешь ли ты научиться писать?

  1. Почему ты хочешь научиться писать?

  1. Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учителем?

 hello_html_77d45eee

Приложение 4

Развивающие игры  

3829232-7eb2c1d7e77f4025

                   

original

mini_4

847de7a24c318028c1f51c5ee29c

Приложение 5

Тема проекта «Космические дали»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Формы работы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, продуктивная деятельность, работа с родителями.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми, познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным.
  • Способствовать развитию познавательных способностей детей, созданию условий для развития речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развивать связную речь детей, обобщать и уточнять словарь детей по теме.
  • Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, закреплять умение определять наличие заданного звука в слове, формировать умение читать слова, делить слова на слоги.
  • Привлечь родителей к совместной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
  • Развитие связной речи, обогащение словарь детей;
  • закрепление понятий звук, буква, твердый, мягкий, глухой, звонкий согласный звук; гласный звук.
  • Закрепление деления слов на слоги, развитие     фонематического слуха детей.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Участие родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Предварительная работа:

  • Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр.

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта

Разработка и накопление методических материалов

II этап – основной (практический)

Реализация проекта

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о космосе и планетах.

III этап - заключительный

  • Организация выставка   рисунков «Солнечная система».  (совместная работа детей и родителей).
  • Конкурс чтецов «Стихи о космосе».

Реализация проекта:

Беседы с использованием презентаций.

Беседа «Что такое космос», «Луна - спутник Земли», «Солнце - источник жизни на Земле».

  1. Познавательное развитие:

  • Наблюдение за солнцем, луной, звездами; знакомство   с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина;
  • рассматривание проблемных ситуаций;
  • рассматривание энциклопедий, журналов.

2. Обучение грамоте, развитие речи и чтение художественной литературы

  • сочинение рассказов на тему: «Космические истории»;
  • закрепить деление слов на слоги, развивает фонематический слух детей, упражняет в определении позиции звука в слове.
  • закрепить умение проводить звуковой анализ слов;
  • заучивание стихов о космосе, о космонавтах, чтение сказок и рассказов по теме проекта;
  • рассматривание картин;

3. Продуктивная деятельность:

  • рисование "Летим на ракете", «Инопланетяне, какие они?»
  • аппликация «Планеты солнечной системы»"
  • раскрашивание   раскрасок по теме.
  • лепка "Космонавт в скафандре"

4. Экспериментирование

  Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»

5. Игровая деятельность:

Дидактические, сюжетно-ролевые, словесные, строительные, режиссерские, подвижные, театрализованные.

6. Конструирование:

Постройка космических кораблей   из крупного строительного материала.

7.Работа с родителями.

  • Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с   космосом»
  • Участие в выставке детско-родительских рисунков «Солнечная система». 

     Результат.

    В результате реализации проекта у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве. Дети осознали уникальность нашей планеты, важность её изучения. У детей обогатился словарный запас. В ходе проекта дети закрепляли умение проводить звуковой анализ слов, определяли первый и последний звуки в названия планет. Учились интонационно выделять заданный звук, определять его местоположение в слове.

В реализации проекта принимали участие родители. Была организована выставка детско-родительских рисунков «Солнечная система». 

Используемая литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012г. И № 5 2011г.
  2. О.В. Дыбина «Ознакомление с окружающим миром»
  3. Детские энциклопедии: «Космос», «Планета Земля».

Приложение 6

Тема проекта «Птицы – наши друзья»

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Формы работы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, экскурсии, продуктивная деятельность, работа с родителями.

Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

  • провести наблюдения за птицами нашего края;
  • развивать связную речь детей, обобщать и уточнять словарь детей по теме;
  • учить различать все гласные и согласные звуки;
  • устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку.
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;

Предполагаемые результаты:

  • Усвоение детьми знаний о птицах.
  • Развитие связной речи, обогащение словарь детей; закрепление понятий звук, буква, твердый, мягкий, глухой, звонкий согласный звук; гласный звук.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами (где живут, чем питаются)
  • Поисковая работа по подбору иллюстраций, книг по теме «птицы"
  • Изготовление пособия «Кормушка для плиц»

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта

Разработка и накопление методических материалов

II этап – основной (практический)

Реализация проекта

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.

III этап - заключительный

• Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

• оформление выставки "Птицы такие разные"

Реализация проекта:

1. Познавательное развитие:

  • экскурсия по территории д/сада;
  • наблюдение и сравнение птиц в птичьей столовой, на участке
  • счёт разных птиц на участке,
  • оформление выставки книг и подбор иллюстраций с изображением птиц и оформление альбомов «Зимующие птицы», "Перелетные птицы";
  • беседы о птицах, НОД: "Птицы -наши друзья», «Зимующие   птицы", "Перелетные птицы», «Птицы нашего края".
  • рассматривание проблемных ситуаций
  • рассматривание энциклопедий, журналов

2. Обучение грамоте, развитие речи и чтение художественной литературы

  • составление рассказов про птиц;
  • учить четко различать все гласные и согласные звуки; находить гласные в словах и определять твердость или мягкость согласной;
  • закрепить умение проводить звуковой анализ слов;
  • заучивание стихов, скороговорок, потешек, считалок, закличек о птицах, чтение сказок и рассказов по теме проекта;
  • рассматривание картин;
  • Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц»;
  • пальчиковая гимнастика;

3. Продуктивная деятельность:

  • рисование "зимующие птицы", "Птицы весной",  
  • аппликация «Птицы на кормушке»"
  • раскрашивание птиц в раскрасках
  • лепка "Птицы нашего участка"

4. Экспериментирование

 Опыт с перьями «Почему у птиц не намокает оперение во время дождя или плавания».

5. Игровая деятельность:

Дидактические, сюжетно-ролевые, словесные, строительные, режиссерские, подвижные, театрализованные;

6. Конструирование:

Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц из разного материала

7.Работа с родителями.

Консультация - «Покормите птиц зимой", конкурс - «Мастерим кормушки для птиц»

     Результат.

       

      Проект цели своей достиг. У детей сформировано начальное бережное отношение к птицам. Проект способствовал развитию связной речи, обогащению словарь детей; закрепление понятий звук, буква, классификация звуков. Наблюдая за птицами, дети закрепляли умение проводить звуковой анализ слов, определяли первый и последний звуки в названия, считали из скольких слогов они состоят.

Нам удалось привлечь к проведению этого проекта не только воспитанников, но и родителей. Родители совместно с детьми мастерили кормушки для птиц.

Используемая литература:

  1. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс.2010
  2. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Приложение 7

 Дидактические игры.

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»


Цель: 
совершенствование навыков звукового анализа. 
Оборудование: 
 карты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, фломастеры.
Ход игры. 
Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

41248_576fdd023aa3622fc25c5186a13cf020.jpg (1)

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»


Цель: 
совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: 
 карты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах,  фломастеры.
Ход игры. 
Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой. 

41248_09291efcc72beebd5773e5daa9e61e4f.jpg

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»


Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование:  карты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги,   фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название. 

41248_f1784b973d582b1d18b117a54da88902.jpg

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»


Цель: 
совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: 
 карты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, фломастеры.
Ход игры. 
Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

41248_1606788994bb9087978d51f9d773362a.jpg

Приложение 8

Тесты для родителей

  1. Насколько важно, по Вашему мнению, занятия с детьми по подготовке к обучению грамоте? (нужное подчеркнуть)
  •  Важно – неважно
  1.    Как Вы считаете, созданы ли условия в ДОУ для обучения детей грамоте?
  • Да – нет – не интересуюсь
  1. Часто ли ваш ребенок в домашних условиях проявляет интерес к обучению грамоте?
  • Часто – редко – не проявляет
  1. Что Вы делаете, для того что бы поддержать этот интерес?

________________________________________________________________________

  1. Может ли Ваш ребенок подобрать слова с заданным звуком?

Например, назови слова, в которых есть звук Т.

  • Может самостоятельно подобрать 10 и более слов.
  • Может самостоятельно подобрать 6 – 9 слов.
  • Может назвать самостоятельно 3-5 слов.
  • Называет 1-2 слова.
  1. Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове: начало, середина, конец.
  • Может, выполняет задание самостоятельно.
  • Определяет при помощи взрослого.
  • Не понимает задание.
  1. Умеет ли Ваш ребенок выполнять звуковой анализ 3-х, 4-х звуковых слов. Например:  назвать звуки в слове по порядку, обозначить каждый звук квадратом – символом, составить схему слова?
  • Да умеет и самостоятельно делает.
  • Может выполнить при небольшой помощи взрослого
  • Допускает ошибки, требуется дополнительное объяснение и повторение.
  • Не понимает задания.
  1.  Умеет ли Ваш ребенок делить слова на слоги?
  • Да умеет, делит на слоги слова любой сложности
  • Да умеет, правильно делит слова с простыми слогами (машина, кошка, черепаха)
  • Затрудняется в словах со стечением согласных (тигр, крошка, строчка и т.д.)
  • Делит на слоги короткие слова из 1-2 слогов, более длинные затрудняется.
  • Не умеет делить слова на слоги.
  1.   Может ли Ваш ребенок подобрать слово с заданным количеством слогов? Придумай слово из 2 (1, 3) слогов.
  • Может, легко называет 3-5 слов
  • Может придумать 1 слово
  • Ошибается с количеством слогов, но может исправиться сам после предложения подумать.
  • Не может подобрать слова.
  1.  Имеется ли в вашей группе наглядная информация по обучению детей грамоте?
  • Да – нет – затрудняюсь ответить
  1. Требуется ли вам помощь от воспитателя в решении данной проблемы?
  • Да, требуется
  • Нет, не требуется

Приложение 9

Контрольная диагностика по методике Ельцовой О.М.

Учебный год      

                   Уровни                              развития

Высокий

Средний

Низкий

2015-2016  учебный год

7%

40%

53%

2016-2017 учебный год

95,7%

4%

1,3%

Приложение 10

Уровни сформированности звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Наименования показателей

Уровни сформированности

Диагностический инструментарий

Низкий

Средний

Высокий

1. развитие навыков звукового анализа и синтеза

0%

1%

99%

Mетодика «Развитие фонематических процессов»

автор Нищева Н.В.

2. определение звукобуквенного анализа  

0%

4%

96%

«Диагностика уровня сформированности звукобуквенного анализа» (автор Ельцова О.М.)

3. определение позиции согласного  и  гласного звука

0%

2%

98%

Методика Варенцовой Н.С.

«От слова к звуку»

4. определение количества слогов

2%

3%

95%

Методика «Развивающие игры В. Воскобовича»

5. послоговое  чтение  

2%

8%

90%

Методика «Развивающие игры В. Воскобовича»

6. чтение слов и предложений  

4%

8%

88%

Методика А.А.Сметанкина

Диаграмма результатов сформированности звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

низкий уровень           средний уровень                     высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучен...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Презентация «Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»

В презентации представлены разнообразные  методы и приёмы  по формированию звукового синтеза и анализа у дошкольников....

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Презентация для педагогов (педсовет) по теме :"Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте"...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в соответствии с программой "Детство"

Это материал является "Шпаргалкой для воспитателей" по обучению грамоте, отражает содержание образовательной деятельности на основе программы "Детство"...