Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Соболева Ольга Борисовна

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучение детей    первоначальной грамоте. Ибо ребёнок, научившись читать проявляет большую любознательность, активный интерес к приобретению новых знаний и  умений. Выгодский считал, что   обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, и что место  начальному обучению грамоте – в детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование звуковой а налитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Учителя-логопеды : Акатова Э.В., Корж О.Н., Новикова Е.В., Соболева О.Б., Соседская Н.В. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучение детей первоначальной грамоте. Ибо ребёнок, научившись читать проявляет большую любознательность, активный интерес к приобретению новых знаний и умений. Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, и что место начальному обучению грамоте – в детском саду. Учёные физиологи института И.П.Павлова, изучая особенности физиологической деятельности коры г.м. у детей утверждают, что дети 4-5-6 лет проходят интенсивное развитие корковых и подкорковых функций. Аналитико – синтетическая деятельность коры г.м. усиливается и происходит мощное развитие речевой деятельности на интенсивном подражании. К 5-6 – ти годам у детей в коре г.м. образуется условно – рефлекторная функция чтения и письма. Система обучения чтению и письму в детском саду берёт в основу звуковой аналитико – синтетический метод, т.к. он позво - ляет : во – первых, обучать в полном соответствии с особенностями звукового строя нашего языка, с его фонетическими законами и принятой в языке системой буквенных обозначений; во-вторых, современный метод опирается на достижения психологов в области изучения возрастных особенностей детей.

Слайд 3

Занятия по обучению грамоте делятся на 3 периода: Подготовительный - 4 - 5 год жизни. Этот период решает следующие задачи: - усвоение и закрепление артикуляторных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями, в сочетании с развитием фонематического восприятия; - параллельно развитию артикуляторных навыков происходит развитие анализа и синтеза, что в свою очередь способствует осознанному овладению звуками речи; Букварный период - 6 - 7 год жизни, самый ответственный , в течении которого ребёнок должен усвоить правильный приём чтения по слогам, без называния буквы. Параллельно чтению дети овладевают письмом печатным шрифтом. Послебукварный период. После изучения всех предусмотренных программой букв рекомендуется поупражнять детей в чтении коротких предложений, загадок, небольших текстов.

Слайд 4

Приступая к занятиям по обучению грамоте в условиях речевой группы нам необходимо учитывать и особенности детей с ТНР: Д ети с ТНР очень часто испытывают трудности в овладением слитному по слоговому чтению: во - первых, из – за несформированности звуковой стороны речи; во - вторых в медленном формировании процесса фонематической стороны речи; в третьих, из-за несформированности фонематических представлений, что затрудняет формирование аналитико - синтетической деятельности; в четвёртых, дети с ТНР страдают общей моторной недостаточностью, которая лишает ребёнка возможности ориентироваться в пространстве; в пятых, из-за неустойчивого внимания, сниженного объёма произвольной памяти - быстрая истощаемость и утомляемость.

Слайд 5

Для детей с ТНР разработана особая система подготовки к овладению грамотой. Основной особенностью данной системы является то, что обучение грамотой проводится на материале звуков правильно произносимых детьми - это во-первых; во - вторых, предусмотрено определённое соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа, синтеза и обучением чтению.

Слайд 6

Занятия по подготовке к обучению грамоте мы начинаем уже в средней группе. Так, Примерная Адаптированная Основная Образовательная Программа для дошкольников с ТНР под ред . Л.В. Лопатиной с предполагает, что в средней группе необходимо: Обучать распознаванию звуков речи, развивать стимулирующие функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука). Формировать навык аудирования (направленного восприятия звучания речи). Обучать умению правильно слушать и слышать речевой материал. Создавать благоприятные условия для последующего формирования фонематических функций. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо - произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа. Формировать умение выделять из ряда звуков гласные звуки а, у, о,и . Формировать навыки анализа и синтеза слияний гласный звуков ау, уа, ои , ио , ао , оа , уо , оу , иу , уи . Формировать умение выделять начальные ударные гласные а, у, из слов, различать слова с начальным ударным а, у, о, и; т.е. обучать детей простым формам фонематического анализа.

Слайд 7

Логопедическую работу по развитию умения дифференцировать фонемы в средней группе условно можно разделить на шесть этапов: 1. Узнавание неречевых звуков; 2. Различение слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе тембру голоса; 3. Различение слов, близких по звуковому составу; 4. Дифференциация слогов; 5. Дифференциация фонем; 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Слайд 8

Коррекционную работу целесообразно начинать с совсем простых и незамысловатых игр, которые весьма успешно помогают в развитии у детей слухового внимания: Игры на определение звучащего предмета: “Узнай предмет по издаваемому звуку” “Угадай, что звучит?” “Угадай, на чем я играю? Игры на определение местонахождения звучащего предмета: “Угадай, где звенит?” “Жмурки” Игры на выполнение определенного действия: “Угадай, что надо делать?” – в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо, дети выполняют различные действия – бегут, шагают, подпрыгивают, останавливаются. Игры на определение по звукоподражаниям голоса животных: “Угадай, кто кричит?” “Кто спрятался в домике?” “Кто за забором?” Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов: “Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?” “Животные и их детеныши” “Большой – маленький”

Слайд 9

Игры на определение темпа какого-либо действия: “Поезд” “Дождик – кап – кап – кап !” “Лошадка”. Хорошо развитое слуховое внимание является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грамоте. При работе над фонематическим слухом мы используем игры и дидактические упражнения, которые широко известны в логопедической практике: «Поймай звук в ладошки» – детям предлагается, например, хлопнуть в ладоши, услышав заданный гласный звук; «Какой звук спрятался?» – определить какой гласный звук спрятался в начале слова, используя символы; «Сколько звуков?» – показать столько пальчиков, сколько звуков произнесено, назвать их последовательность; «Выбери картинки» – отобрать картинки, названия которых начинается на заданный гласный звук; «Найди слово» – подобрать картинку к символу; и т.д. Предлагаю вашему вниманию несколько игр.

Слайд 10

Помоги Алику найти маму

Слайд 11

Обучения детей грамоте в старшей и подготовительной группе Обучение простым формам фонематического анализа Выделение звуков на фоне других звуков, слогов, слов. Обучение более сложным формам фонематического анализа Вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). Обучение сложным формам фонематического анализа Определение количества, последовательности и места звука в слове

Слайд 12

П М «Поиграй со звездочётом» М П Т К Т К Т М П К

Слайд 13

Последовательность предъявления речевого материала СРЕДНЯЯ ГРУППА ГГ (ау, иа …) СТАРШАЯ ГРУППА ГС (ус, ам , ум) СГ (на, но…) СГС (мак) СГСГ (мама, папа) ГСГ (усы) ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНАЯ ГРУППА СГ+СГ+СГ (малина) СГ+СГС (халат) СГС+СГ (лампа) ССГС (стол) СГСГ (мост) ССГ+СГ (крыша) ССГ+ССГ (крышка) т рехсложные слова со стечением согласных (капуста)

Слайд 14

Этапы формирования функции фонематического анализа Последовательность формирования звуко -буквенного а нализа представлена по Гальперину и Эльконину . ПЕРВЫЙ ЭТАП — формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия . ВТОРОЙ ЭТАП — формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки , затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. ТРЕТИЙ ЭТАП — формирование действия фонематического анализа в умственном плане . На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Слайд 15

Анализ слова «мак» МММак – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Покажи под картинкой первый кружок. ма К – скажи, как я. Какой звук ты слышишь в конце слова? Покажи под картинкой последний кружок. мАААк – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [ м ] ? Назови первый, второй, третий звук в слове. Где находится звук [ а ] : в начале, в конце или в середине? Какой первый звук в этом слове, а какой последний? Назови гласный звук. Назови согласные звуки. Сколько всего звуков в слове.

Слайд 16

«Помощники»

Слайд 17

Наконец проведена работа по формированию у детей навыка слушания, осмысления, различения звуков, Дети без труда вспоминают слова на заданный звук, выделяют звуки из слов, умеют их различать. Теперь можно приступить к знакомству с буквами. При знакомстве с буквами детей с ТНР необходимо опираться на несколько органов чувств и использовать в работе слух, зрение, проговаривание, движение. Знакомство с буквой необходимо начинать с выделения начального звука из слова с опорой на картинку и связывать звук и букву с определенным предметом. Например: На что похожа буква «О»? «О» – как обруч, колесо – ухвачу и по дороге покачу! Или познакомить детей с буквой через стихотворение, описывающее конструирование буквы из деталей. Например: Молоток я захватил из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? Три Назовите букву: «И» Затем закрепить в стихотворении описание графического изображения буквы. Например: На прямую палочку тихо села галочка. «К».

Слайд 18

Ребёнку легче запомнить букву и воспроизвести её образ, если он сначала обведет букву пальчиком, нарисует в воздухе, выложит из палочек или мозаики и только потом сможет находить её среди предложенных. В речевых группах целесообразно начинать знакомить детей с буквами с гласных в следующей последовательности: У, А, И, О, Э т.е. это те буквы, которые часто встречаются в русском языке, простые по начертанию и отличающиеся графическим образом друг от друга. Чуть позднее происходит знакомство с такими согласными буквами: П, Т, К, М, Н, Х. Уже к концу ноября дети знакомятся с 11- ю буквами. Программа речевой группы предусматривает знакомство с 16-ю буквами, это ещё 5 букв , с которыми дети знакомятся в течении оставшегося времени: Ы, С. Ш, Л, Р. В последствии можно изучить и остальные буквы. Изучение такого количества букв и в определённой последовательности не случайна, т.к. она позволит нам приступить к формированию слитного по слогового чтения как можно раньше и уже на начальных этапах обучения приступить к составлению слогов, небольших слов, читать их и производить звуко – буквенное конструирование. И ещё такая последовательность в усвоении букв детьми оправдана тем, что при обучении грамоте знакомить с буквой, если соответствующие звуки ребёнок произносит неправильно.

Слайд 19

В занятия по знакомству с буквами необходимо включать занимательный материал, который бы способствовал более прочному закреплению графических образов букв, помогал бы использовать полученные знания плодотворнее. Это загадки, ребусы, забавные игры занимательные задания. Необходимо постоянно проверять , как дети запомнили букву. Чтобы убедиться в прочности навыка запоминания букв можно предлагать задания - «ловушки», требующие найти букву среди наложенных на неё других букв или картинок., найти ошибку в написании, так называемые «деформированные» буквы, « буквы перевёртыши», восстановить буквы из деталей - «буква рассыпалась» или дописать недостающую деталь буквы и т.д. Хочу предложить вам ряд игр, которые мы используем в изучении букв.

Слайд 20

С У М К А К И Т Ы С У Х М А П О Прочитай слово по первым звукам.

Слайд 21

и у Найди все буквы «М» о п п т к м м о М м м А Какие еще буквы спрятались на картинке? М

Слайд 22

Таким образом мы не только формируем зрительное внимание и память, но и воспитываем орфографическую зоркость, а в результате умение пользоваться выученными буквами.

Слайд 23

Подготовительная к школе группа Основной целью обучения в подготовительной группе при формировании звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко -буквенное конструирование, звуко -слоговой анализ слов и анализ предложений. Работа по звуко -слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи. Работу над звуковым составом слова мы продолжаем в подготовительной группе, начиная с повторения материала пройденного ранее

Слайд 24

Звуки : - понятие « звук» ; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение ; - акустические характеристики звука : согласные и гласные звуки ; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные ; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных ; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове ; - звуковой анализ состава слогов и слов ; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Слайд 25

Слоги : - понятие «слог» ; слоговой анализ слов ; - подбор слов на заданное количество слогов ; - выделение в словах первого и последнего слогов ; - подбор слов на заданный слог ; - составление прямых и обратных слогов.

Слайд 26

С лова : - выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов ; - составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок ; - изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов ; - выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам ; - восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова ; - последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

Слайд 27

Буквы : - знакомство с буквами ; - дифференциация понятий «звук» и «буква» ; - согласные и гласные буквы ; - соотнесение букв и звуков.

Слайд 28

Предложения : - дифференциация понятий «слово» и «предложение» ; - определение границы предложения ; - выделение заданного слова в предложении ; - определение количества слов в предложении ; - работа с графическими схемами предложений ; - составление предложений по заданной графической схеме ; - работа с деформированным предложением.

Слайд 29

Исправьте деформированные предложения Бутон сидит на букашке. Перья чистят клювом попугая. Грабли сгребали ребятами сено. Нектар собирал пчел с пионов. На бутоне сидит букашка. Попугай чистит клювом перья. Ребята сгребали сено граблями. Пчелы собирали нектар с пионов.

Слайд 30

Для закрепления приобретенных навыков аналитико - синтетической деятельности, звуко – буквенного конструирования, закрепления навыка послогового чтения нами была разработана система занятий, которые заменили одно комплексное занятие в сетке. Система занятий строилась с учетом особенностей развития ручной моторики и пространственных нарушений : с лабость кистей рук, неумение правильно держать карандаш и продолжительное время работать им, в целях подготовки руки ребёнка к письму; н еумение соблюсти строчку, выдерживать интервал между буквами, неумение работать по клеточкам; Занятия проводились в виде игры и назывались «Маленькая школа». Если два занятия проводились устно, то это третье проводилось в виде работы в тетради в клеточку простым карандашом. Задания предлагались в виде занимательных упражнений, требующими самостоятельного выполнения. У же при выполнении заданий становилось ясно: кто усвоил материал, а с кем ещё надо поработать; кто допускает специфические ошибки в виде пропусков букв; кто, читая, не понимает прочитанное.

Слайд 31

Эти занятия решают следующие задачи: - закрепление навыка фонематического восприятия; - развитие зрительного и слухового внимания и памяти; - закрепление навыка аналитико – синтетической деятельности; - чтение и звуко – буквенное конструирование; - подготовка руки к письму и формирование графических навыков. Мы хотим предложить вам одно из таких занятий в виде дидактических игр: 1. Д/и «Помоги Солнышку» (предметные картинки) Задания: чётко и правильно назвать слова - картинки; у слышать в слове гласные звуки; вспомнить соответствующую букву, записать ёё. Словарь: МАК, УТКА, КОТ, ЛИСТ. А У А О И; 2 . Д/и « Запомни - запиши» Задания: п рочитать слоги и запомнить их ; записать по памяти слоги, которые запомнил(а); обозначить только согласные. Словарь: ПУ ТИ КА

Слайд 32

3. Д/и «Ребус» Задания: выделить первый звук из предложенных слов ; вспомнить буквы, записать их; прочитать написанное слово и составить его схему. 4. Д/и «Слово рассыпалось» Задания: составить и прочитать слово из предложенных букв; обозначить только гласную. Словарь: О, С, К. (СОК) 5. Итог занятия. В процессе обучения грамоте в условиях речевой группы дети овладевают слитным послоговым чтением, понимают прочитанное, могут пересказать небольшой текст, учатся находить свои ошибки и исправлять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.    В Федеральном государственном образовательном стандарт...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Презентация «Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»

В презентации представлены разнообразные  методы и приёмы  по формированию звукового синтеза и анализа у дошкольников....

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Презентация для педагогов (педсовет) по теме :"Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте"...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в соответствии с программой "Детство"

Это материал является "Шпаргалкой для воспитателей" по обучению грамоте, отражает содержание образовательной деятельности на основе программы "Детство"...