Проект сказкотерапия
проект на тему

Столчнева Татьяна Николаевна

Сказкотерапия в совершенствовании взаимодействия с окружающим миром для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazkoterapiya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.

Сказкотерапия в совершенствовании взаимодействия с окружающим миром для детей с ОВЗ.

Одна из основных особенностей детей с ОВЗ – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений.

Коррекционно-развивающая работа в условиях темно         сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.

Оборудование темной сенсорной комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами.

В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного.

 В результате использования сказки у детей с ЗПР проявляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок с ЗПР учится преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами и своим поведением.

Использование в коррекционно-развивающий работе с детьми с ЗПР полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты и психотерапевтических практик сказкотерапии и игротерапии позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное – его социализация в обществе.

Цель: создание оптимальных условий для социализации и развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Основные задачи:

1.        Оказание поддержки в раскрытии потенциальных возможностей: осознании своего реального «Я», формировании самооценки, разрешении внутренних конфликтов.

2.        Коррекция мнимых и истинных страхов, неадекватных форм поведения.

3.        Снижение числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития.

Структура проекта.

Проект состоит из 10 занятий в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате для детей 5-6 лет с ОВЗ.

Срок реализации проекта – 2 месяца

Темы занятий.

  1. Сказка «Заяц-Коська и родничок»
  2. Сказка «Ежик и море»
  3. Сказка «Дюймовочка»
  4. Сказка Золушка»
  5. Сказка «Царевна-Лягушка»
  6. Сказка «Лягушка-путешественница»
  7. Сказка «Снежная королева»
  8. Сказка «Снегурочка»
  9. Сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»
  10.  Сказка «Снежинка»

Структура занятий.

1 часть – Организационная.

Цель: ослабление телесных и эмоциональных зажимов, создание атмосферы принятия и доверия.

  • Знакомство, приветствие
  • Кинестетическое  или дыхательное упражнение

2 часть – Основная

Мотивационная.

Введение в игровую ситуацию, придающее деятельности занятия поисковый характер. Предлагается проиграть (пережить) эту ситуацию.

Практическая.

 Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.

Активное действие. Взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. При этом формируется положительная эмоционально-волевая стабильность, активизируется познавательная деятельность, открываются возможности для раскрытия творческого потенциала детей.

3 часть - Завершающая. Подведение итогов, ритуал прощания.

Оборудование темной сенсорной комнаты

  • Мягкие пуфики
  • Кресло-пуфик
  • Детский игровой «сухой» бассейн
  • Напольные маты
  • Проектор «Звездное небо»
  • Воздушно-пузырьковая стена
  • Массажное оборудование (массажный коврик, массажные мячи мячи-антистресс)
  • Мерцающие занавеси (декоративный световой модуль на базе оптического волокна в виде тучи)
  • Музыкальная среда (магнитофон, набор СD-дисков для релаксации)

Предполагаемые результаты.

1. Расширение представлений у детей с ОВЗ об эмоциях и связанных с ними физических состояниях (эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность).

2. Сформированность навыка управления мышцами своего тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.

3. Повышение уровня восприимчивости, умения чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с окружающими людьми и различными предметами.

4. Повышение уровня произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.

5. Развитие способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями.

6. Развитие умения концентрироваться на зрительных образах.

7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"

А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....

Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

Проект «Сказкотерапия-основа развития речи детей».

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Творческий проект "Сказкотерапия"

Календарное планирование...

Презентация проекта сказкотерапия

Презентация проекта Сказкотерапия в совершенствовании взаимодействия с окружающим миром для детей с ОВЗ....

Проект "Сказкотерапия"

Определить эффективность использования метода сказкотерапии  путем интеграции  в  воспитательно - образовательный процесс для развития личности ребенка в гармонии и согласованности с ус...