Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»
учебно-методический материал на тему

Стоянова Ирина Николаевна

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад№10

Круглый стол

«Будующий первоклассник, какой он?

Портрет первоклассника в системе ФГОС»

Провела: воспитатель Стоянова И.Н.

г. Донецк

Ростовская область

Февраль 2016 г.

Круглый стол для педагогов ДОУ


В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
От обсуждения общих вопросов мы перешли к частным, а именно: как понимают многие из нас преемственность? Прежде всего, как готовность к школе, т.е. определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?», учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие ДОУ стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.


Участникам круглого стола было предложено практическое задание. Они должны были проанализировать кусочки "подслушанных" разговоров и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей. Все фразы были вынесены на экран в виде презентации, и, если ответ был правильным, то из трех оставалась только одна картинка с нужным "персонажем".

1 "подслушанный диалог"
- Они к нам пришли, даже колготки сами не могли надеть. Вова «да» - «нет» не умел говорить, только кивал. У Сани произношение больше половины звуков нарушено было. А теперь, такие молодцы: стихи как на утренниках читают, поют и танцуют. Все буквы знаем, читать всех по слогам научили, а трое уже целыми словами читают. 
- А у моих в математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Да им в первом классе скучно будет. Мы их уже всему научили.

Это "слова воспитателей", на экране остается следующая картинка.


2 "подслушанный диалог"
- Что Вы тут делаете непонятно. Вот у подруги ребенка в саду и читать и писать научили. Он уже книжки дома вслух читает. В общем, к школе подготовили.
- Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать.

Это "слова родителей", на экране остается следующая картинка.


3 "подслушанный диалог"
- Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?

- И у меня слабых больше половины, ничего их не интересует. Память не развита, внимания не больше чем на 5 минут хватает. Никого не слышат, руку не поднимают для ответа, кричат, друг друга перебивают. Правилам поведения совсем не обучены.

Это "слова учителей", на экране остается следующая картинка.


Выполняя практическое задание, участники круглого стола пришли к следующим выводам:
Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.
Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. 
Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве. По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. 
И очень часто субъекты образовательного процесса забывают, что в центре всего находится личность ребенка. Который не эстафетная палочка, передаваемая из сада в школу, и даже не сосуд, который мы должны наполнить определенными знаниями, а, скорее всего, тот самый факел, который нужно зажечь.


Говоря о готовности к школьному обучению, всегда нужно помнить о различных сторонах этой готовности, включающих в себя 
- Психологическую зрелость - степени развития кругозора, произвольности в общении со взрослыми и сверстниками
- Интеллектуальную готовность - это уровни развития у ребенка мышления и речи.
- Личностную зрелость – это в первую очередь мотивация обучения и сформированность волевого компонента.
- Социально - коммуникативную готовность и ее три компонента: коммуникативную, социальную и языковую компетентности.
На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». 

ФГОС ДО- это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников. Впервые на уровне нормативного документа во ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки учебной деятельности. Это - универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к школьному обучению, а, значит, и преемственность дошкольного образования и начальной школы. ДОУ 
В ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Что такое универсальные учебные действия? Есть несколько толкований.
УУД - это умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
УУД - это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умение учиться».
Обобщая их, можно утверждать. что УУД - совокупность различных способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Для педагога важно понять, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться» путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Т.е.в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки, которые представлены 4 блоками.


А дальше участникам круглого стола было предложено практическое задание, нужно было определить к какому виду УУД относятся следующие характеристики.

1.

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мир предметов и вещей, мир отношений и собственный внутренний мир). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. 

Имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты. 
(ЭТО ЛИЧНОСТНЫЕ)

2.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. 
Ориентируется на партнера по общению, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 
Умеет слушать собеседника, задавать вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Формулировать собственное мнение и позицию. 
(ЭТО КОММУНИКАТИВНЫЕ)

3.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).(ЭТО РЕГУЛЯТИВНЫЕ)

4.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). 
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 
Ориентируется в пространстве и времени.
Применяет правила и при помощи взрослого может создавать алгоритмы действий для решения поставленных задач;
Узнает, называет и определяет объекты и явления окружающей действительности, осуществляя классификацию и сериацию на конкретном предметном материале. 
(ЭТО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ)

                               Таким образом. получается следующий

        "Портрет выпускника ДОУ, готового к обучению в школе"

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
Любознательный, активный (личностные результаты). 
Эмоционально отзывчивый (личностные результаты). 
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты). 
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты). 
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты).
Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).

Далее участники семинара попытались сформулировать

             ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УУД

Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
Включать детей в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.
Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ.
Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию и др.
Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь.
Развивать творческие способности и навыки самоконтроля.
Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.
И всегда помнить, что
Дошкольнику требуется личный контакт с ним;
Атмосфера успеха;
Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;
Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
Доброжелательное и уважительное отношение к его личности. 
Поощрение и похвала.
Принятие его таким, какой он есть;
Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка. 

Ну и в конце участникам  круглого стола было предложено задание на проверку собственных знаний

                                  "ПРОВЕРЬ СЕБЯ"

1.Преемственность по ФГОС – это…

2. ДОУ формирует… 
- универсальные учебные действия 
- предпосылки универсальных учебных действий
- учебную деятельность?

3. Какие 4 блока УУД ВЫ знает…

4. К какому блоку УУД относятся следующие качества?
1. Эмоционально отзывчивый
2. Умение выделять существенные признаки объектов
3. Способный удерживать внимание при чтении взрослого 
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
5. Умеющий соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 
7. Умеющий адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
8. Ориентация на партнера по общению

5. Возможно ли похвалить ребенка за неправильный ответ? Кто должен исправить ответ?

И в заключении - рефлексия. 
Так как на нашей встрече  много говорилось об УУД, то было предложено расшифровать эту аббревиатуру свои способом. 
Вот что примерно получилось.


Думаю, что те, кто участвовал в нашем круглом столе, обязательно почерпнут для себя что-то полезное, и попытаются осознать, что дошкольное образование теперь - часть непрерывного образования. А непрерывное образование — целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"

Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для родителей "Каков он успешный родитель?"

Активизация детско-родительских отношений...

Круглый стол «Организация и планирование работы в ДОУ в соответствии ФГОС»

ЦЕЛИ:ознакомить педагогов МБДОУ- д/скв № 8 «Теремок» с новым документом «Об утверждении ФГОС  дошкольного образования»,     обсудить  спорные моменты,  и выработать ...

Круглый стол на тему: Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями,...

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...

Круглый стол "Современный воспитатель, какой он?"

Круглый стол для педагогов дошкольных групп....