Проект "Человек и его дело"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Проект "Человек и его дело" даст возможность расширить и углубить знания детей о многообразии профессий, используя для этого разные формы работы. Ожидаемые результаты: 1. Понимание детьми значения слова «профессия» и сформированность представлений о многообразии профессий и их роли в жизни людей. 2. Знания о профессиональной деятельности взрослых будут использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности. 3. У детей появится познавательный интерес к профессиям родителей, уважение к труду взрослых, желание выполнять простейшие трудовые обязанности по дому и нести ответственность за их выполнение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_ego_delo.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Человек и его дело»

Подготовили: воспитатели

Щандрова М.В.

Щербакова И.Д.

Актуальность:

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Ознакомление с разными профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

 Для того, чтобы дошкольники имели представления о многообразии профессий, их значимости, ценности каждого труда, уважение к людям труда, необходима  совместная работа детей, педагогов  и родителей.

С  некоторыми профессиями дети сталкиваются ежедневно в повседневной жизни, другие им знакомы только по картинкам, фильмам, рассказам. Но достаточно ли ребенку просто увидеть и услышать? Нет, дошкольнику нужно дать возможность проиграть действия, основываясь на наблюдения и полученные знания.

Именно поэтому, за основу проекта мы взяли Квест-игру «Человек и его дело», ведь именно в игровой деятельности, дети могут получить устойчивые  знания о профессиях, проиграть различные ситуации, побывать в роли людей самых разнообразных профессий, приобрести коммуникативные навыки, умение продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Гипотеза:

если при знакомстве  детей о профессиях использовать разнообразные виды деятельности с детьми и родителями (игровую, познавательную, исследовательскую, творческую), то это будет способствовать формированию  устойчивого интереса к профессиям, пониманию значимости их в жизни общества, приобретению элементарного опыта профессиональных действий.

Цель: расширить и  углубить знания детей о многообразии профессий, используя для этого разные формы работы.

Задачи:

расширять  знания детей о профессиях повар, библиотекарь, врач, парикмахер, продавец, военных и строительных профессиях, определять значимость этих профессий в жизни общества;

формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий через различные виды деятельности;

прививать детям познавательный интерес к профессиям;

воспитывать  уважения к труду взрослых разных профессий.

Составляющие проекта:

детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков, применение детьми полученныз знаний и умений на правктике.

Участники проекта:

педагогический коллектив группы, воспитанники группы компенсирующей направленности, родители.

Характеристика проекта:

  • по продолжительности – долгосрочный (ноябрь -апрель);
  • по составу участников – групповой;
  • по характеру участия ребенка в проекте - исполнитель и непосредственный участник;
  • по видам деятельности – комплексный, т.е во время реализации проекта будут использоваться различные виды деятельности: познавательная, игровая, исследовательская, решение проблемных ситуаций;
  • по характеру контактов – в пределах одной группы в тесном контакте с семьей.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми значения слова «профессия» и сформированность  представлений о многообразии  профессий и их роли в жизни людей.

2. Знания о профессиональной деятельности взрослых будут использоваться  детьми в самостоятельной игровой деятельности.

3. У детей появится  познавательный интерес к профессиям родителей, уважение к труду взрослых, желание выполнять простейшие трудовые обязанности по дому и нести ответственность за их выполнение.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  1. Существует множество профессий.
  2. Все профессии нужны и важны.

  1. Для чего нужны профессии повара, библиотекаря, врача, строителя, парикмахера, военного?  Чем занимаютя люди этих профессий?
  2. Кем работают наши родители?  Что им нужно, чтобы выполнять свою работу?
  3. Какая профессия мне наиболее интересна?

  1. Рассмотреть иллюстрации, презентации, послушать рассказ педагога и родителей.
  2. Выполнить интересные задания, в том числе совместно с родителями.
  3. Прочитать книги, выучить стихи, отгадать загадки.
  4. Встретиться с интересными людьми.
  5. Поиграть в дидактические, спортивные  и сюжетно-ролевые игры.
  6. Сходить на экскурсии.

Содержание работы по образовательным областям:

Образовательная область

Содержание.

1.

Физическое развитие.

Подвижные игры, физкультминутки, тематические динамические паузы, спортивный праздник, беседы о здоровье.

2.

Социально-коммуникативное развитие

Встречи с людьми разных профессий, беседы, сюжетно-ролевые игры, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома, знакомство с правилами безопасности. Рассматривание иллюстраций, картинок, анализ из содержания и выводы,  решение проблемных ситуаций, составление описательных рассказов о профессиях родителей, обмен впечатлениями  после экскурсий, презентация своих творческих работ. Беседы о человеческих качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию.

3.

Познавательное развитие

Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии», тематические беседы, дидактические игры, настольные игры.

Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций, составление схемы для рассказа о профессиях «Как было раньше, а как теперь», экскурсии, рассматривание предметов и инструментов, проведение исследований.

4.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок

5.

Художественно-эстетическое развитие

Выставка рисунков, работа с расскрасками, изготовление газет и альбомов, лепка из соленого теста, музыкальные игры и танцы.

План работы над проектом:

  1. Подготовительный этап.

Создание альбома «Город Мастеров», постановка проблемы.

Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны». Отгадывание загадок о профессиях.

Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

Беседа «Знакомы ли тебе эти профессии?»

Дидактические игры «Доскажи словечко», «Угадай профессию», «Назови профессию»

Консультация «Профориентация детей в дошкольном образовании»

  1. Основной этап. Практическая деятельность по решению проблемы.
  1. Работа с наглядным материалом. Рассказы детей из личного опыта о разных профессиях с испрользованием  наборы тематических  картинок, альбома с картинками и фотографиями  по теме «Профессия врач», «Профессия повар» , «Профессия библиотекарь»,«Военные профессии» «Продавец», «Парикмахер», «Строительные профессии». (декабрь 2016-апрель 2017гг.)
  2. Непрерывная образовательная деятельность. Рассказы детей о профессиях родителей и знакомых взрослых. Презентации «Дело мастера боится», «Такие разные профессии», «Путешествие в мастерград» , серии бесед «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»  (декабрь 2016-апрель 2017гг.)
  3. Дидатические игры:  «Подскажи словечко», «Назови профессию»

«Профессия моей мамы»», «Карта профессий», «Виды труда», «Поваренок»», «Угадайте, что я делаю,«Где можно это купить?»,«Назови профессию»,«Что кому», «Логическое лото», «Угадай, кто работает с этими вещами»,«Это о ком?»,«Что случилось, если бы не работал …»,«Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет?»  (декабрь 2016-апрель 2017гг.)

  1. Сюжетно-ролевые игры, игры-иммитации, игровые ситуации: «Магазин», «Строители», «Больница», «Кафе», «Салон красоты»,  «Библиотека», «Готовим обед для всей семьи», «Кукла заболела» (декабрь 2016-апрель 2017гг.)
  2. Настольные игры: «Профессии», «Ассоциации», «Кому, что нужно для работы?». Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам), «Лото, домино, разрезные картинки» (декабрь 2016-апрель 2017гг.),
  3. Экскурсии:

-в медицинский кабинет детского сада «Профессия-врач».  Встреча с врачом-педиатром. Игровая ситуация «Если ты заболел» (декабрь 2016г.)

- на кухню «Профессия-повар» (декабрь 2016г.)

          - в городскую детскую библиотеку «Профессия-библиотекарь» (январь  2017г.)

-в школьную библиотеку «Профессия-библиотекарь» (февраль 2017г.)

  1. Встречи с интересными людьми (родителями разных профессий):

- «Моя мама -парикмахер». Мастер-класс «Красивая прическа» (март 2017г);

- «Мои родители  – строители». Презентация «Как построить новый дом» (апрель 2017г.)

- «Моя профессия-продавец». Рассказ и презентация мамы (февраль 2017г.):

  1. Чтение художественной литературы: Стихи и загадки о профессиях.

Пословицы и поговорки о труде. Чтение стихов и рассказов о профессиях В.Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».В Лифшиц «И мы трудиться будем»,Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» »  (декабрь 2016-апрель 2017гг.)

  1. Спортивные и культурно-досуговые мероприятия совместно с родителями: «Военные профессии» (февраль 2017г), «Профессии наших мам» (март 2017г)
  2. Творческая деятельность: выставка рисунков, работа с раскрасками, лепка из пластилина, соленого теста, конструирование:  «Кем я хочу быть?», «Профессии моих родителей», «На защите Родины», «Хлебобулочные изделия», «Пограничник»,«Юные архитекторы», «Юные изобретатели», «На стройке» ( декабрь 2016-апрель 2017гг.)
  3. Музыкальные игры, танцы, песни: «Поварята», «Мамины помощники» (март 2016г)
  4. Выставка альбомов и фотогазет: «Мы с мамой  в библиотеке», «Рецепт любимого блюда», «Мой папа-защитник Родины» (декабрь 2016-апрель 2017гг.)
  1. Выход из проекта. Презентация продукта проекта.

Подведение итогов : создание мультимедийной презентации «Человек и его дело»и показ ее педагогам и родителям, творческая мастерская «Пушествие в Мастерславль» совместно с родителями, оформление альбома «Город Мастеров».

Взаимодействие с родителями

  1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Человек и его дело».
  2. Привлекать родителей к выполнению заданий и творческих работ вместе с детьми, подбору иллюстративного материала.
  3. Провести экскурсию в городскую и школьную библиотеку, медицинский кабинет детского сада, на кухню, в парикмахерскую для детей и родителей.
  4. Рассказы родителей о своих профессиях детям в группе.
  5. Провести совместные спортивные и культурно-досуговые мероприятия совместно с родителями.
  6. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
  7. Консультации для родителей, информационные стенды, индивидуальные беседы.

Взаимодействие с педагогами:

  1. Выступление на педсовете: «Современные аспекты взаимодействия ДОУ и семьи, способствующие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» (проектная деятельность).
  2. Показ презентации «Человек и его дело».

Используемая литература:

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  3. Киселева Л.С.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:- М.:АРКТИ, 2003.
  4. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
  5. Материалы интернет- ресурсов:http://festival.1september.ru www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая игра "Что делал? Что делала? Что делали?"

Речевая игра "Что делал? Что делала? Что делали?"  b7882f05d6ca.jpgАвтор-составитель Светлана Максимовская А.В., учитель-логопед,Москва, 2012.Идея: Светлана Максимовская  Скач...

"Делайте как мы, делайте с нами, делайте лучше нас!"

Игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься в детском саду и дома....

Спортивное развлечение "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас"

ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!(Спортивное развлечение в старшей группе)Цель: развить двигательную активность детей; повысить эмоциональный тонус; развить ловкость, быстроту, смелость....

Спортивный праздник "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас"

Веселый спортивный праздник который можно провести как в спортивном зале, зимой, так и летом на игровой площадке...

Спортивный праздник для старшей группы "Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас"

это сценарий праздника, который проводился в нашем детском саду в начале октября и был приурочен к Всероссийскому международному марафону....