Ой, вы гости,господа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oyvy_gosti_gospoda.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Ой, вы гости – господа»

Знакомство детей с народными традициями и обычаями

Подготовительная группа

Подготовила и провела воспитатель

                                                               1 квалификационной категории

                                  Акимова А.Н.

      Задачи: расширять представление детей о народных обычаях и традициях приема гостей и поведения в гостях, о народном быте, об употреблении чая и истории самовара.

      Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

     Оборудование: «Крестьянская изба», стол с лавками, самовары (жаровой, электрический), 2 баночки с чаем (черный, зеленый), чашки с блюдцами (на количество детей), угощения,  чугунок с кашей, народные инструменты (щепки, шишки, ветки, угли), карта мира, маска «Самовара».

ХОД НОД

I.   Воспитатель: Скажите, ребята, вы любите ходить в гости? Часто ли вас приглашают? Сладко ли вас угощают?

     — А как вести себя в гостях вы знаете?

     — Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабе Дусе. У нее дома все устроено так, как было еще во времена ваших прабабушек, и мы узнаем, как жили тогда люди, как они встречали гостей.

  1. Знакомство с домом бабы Дуси.

Вос.:  Вот первая преграда. Мы с вами подошли к воротам дома бабы Дуси, но хозяйка еще не знает, что мы пришли. Что же нам делать?

Дети:  Постучаться! Позвать ее.

Вос.:  А как же мы ее позовем? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ответы детей.

Дети стучали в ворота. Дома ли хозяюшка?

Вос.:   Ребята, а вдруг она к нам не выйдет, ведь мы гости незваные.

Дети:  Конечно, она к нам выйдет, ведь когда гости приходят, становится радостно, весело.

Вос.:  И действительно, в давние времена любой человек мог, придя в чужую деревню, гостить в ней 3 дня. Гостю всегда были рады. Говорили:  «Пошли Бог гостей и хозяин будет сытей», «Гость в дом, Бог в дом». Верили, что вместе с гостем в дом приходит счастливая доля. Это значит, как поведешь себя в гостях, такую долю (добрую или недобрую) оставишь в этом доме.

Вос.:    А вот и сама хозяюшка к нам выходит.

Хозяйка: Кланяется гостям и говорит: «Нежданный гость у нас  

 лучше двух».

 Здравствуйте, гости дорогие!

Вос.:  Дети, баба Дуся с нами поздоровалась. Чего она  нам пожелала?

Дети: Здоровье.

Вос.:   Здоровье – самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее чистое приветствие. И мы с вами чтобы показать, что мы люди добрые, что хотим принести бабе Дусе в дом счастливую долю, должны пожелать хозяйке здоровья, счастья, богатств.

Дети:    Здоровенько ли живете, все ли можете? Хозяюшка помогай вам Бог. Хлеб да соль.

Хозяйка:   А откуда вы сами-то будете, гости дорогие? Из далеких волостей?

Дети представляют себя по имени и отчеству, а баба Дуся приветствуя каждого, кланяется, прижимая правую руку к сердцу и сопровождая поклон словами: «Права рука, лево сердце. Входите в дом, гости дорогие. Милости просим, гостите – жалуйте».

(Дети проходят через «ворота», останавливаются у порога «дома»).

Вос.: Вот еще одна преграда на нашем пути. Что это такое?

Дети:   Порог.

Вос.:   А кто знает загадку про порог?

Дети:   «Маленький мальчик всем под ноги смотрит»

Вос.:   Раньше через порог не здоровались. А коль засидится добрый молодец на пороге, в шутку говорили: «Не сиди Вань – от тебя все невесты убегут».

Перешагнем порог – в доме окажемся. Следует и здесь показать, что  пришли мы сюда с добром и уважением.

Раньше, входя в дом, кланялись 3 раза:

1-й – иконам, которые освещают дом.

2-й – хозяину, что сидит за столом.

3-й хозяйке, что хлопочет у печи.

(Дети проходят по очереди в избу, кланяясь, как положено).

Вос.:  Давайте посмотрим, как же жили люди в давние времена, как было у них дома)

Хозяйка: Проходите, садитесь. За постой деньги платят, а посиделки даром. Мальчики к красному углу: «красному гостю – красное место».  Девочки – поближе к печи. «Кто на печи посидел, тот уже не гость, а свой».

       (Дети садятся на лавки).

Вос.:   Раньше говорили: «Каков гость, таково ему угощенье. А про какое угощенье говорится в загадке:

     Черна, мала, крошка

     Соберут немножко,

     В воде поварят,

     Ребята съедят?

Дети:  Каша

Вос.:   А какие каши бывают?

Из риса – какая?

из пшена —

из гречки —

из манки —

А какую кашу вы больше всего любите?

Ответы

Вос.:  Каша была одним из основных кушаний на крестьянском стол, символизировалась, как богатство семьи.

«Щи да каша,

Пища наша».

Каждая каша по – своему хороша. Ее готовили и когда гостей встречали, и на праздники, на свадьбу, крестины, именины, Рождество.

Хозяйка:   В деревне для гостей ничего не жалели.

«Что в печи – все на стол мечи».

        (Пока накрывается стол)

        Хочу и я вас угостить гостюшки-голубушки кашей из печи, пирогами, блинами и чаем.

Вос.:  Раньше стол называли «Божья ладонь» или сердце матери. Но если стол как сердце матери, можно ли его обижать?

А что надо делать, чтобы его не обижать, а радовать?

Дети:   За столом сидеть спокойно, не шуметь, не ссориться.

Вос.:   Нельзя стучать по столу ложкой или  рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подает хозяйка и т.д.

Хозяйка приглашает гостей за стол.

Хозяйка:  В России давным-давно придумали специальный прибор для кипячения воды. Отгадайте что это.

Загадка

Кто при царе в шапке сидит?

Дети:   Самовар.

Хозяйка:   А почему он так называется?

Дети:  Самовар – сам варит, т.е. кипятит воду.

Хозяйка:   А какие бывают самовары?

Дети:   Жаровые и электрические.

Хозяйка:   А чем топили жаровые самовары?

Дети:   Щепками, ветками, шишками, углями.

Хозяйка:   А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время?

Дети:  Из электрических.

Вос.:  Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучше самовары?

        Дети:   В Туле.

Вос.: Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делала мастера высокой квалификации. Русские самовары были известны и любили не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на международных выставках.

Хозяйка:   Вы там интересно рассказали про самовар, за это вас угощу настоящим русским чаем из самовара.

Пока чай заваривается, я приглашаю вас водить хоровод вокруг «самовара».

Дети хором

Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя быть может жар?

Все стоишь да пыхтишь

Все никак не закипишь.

Самовар (ребятам)

Что вы, что вы!

Как не стыдно!

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь!

Как сейчас

Рас-кри-чусь!

Все во мне уже клохочет,

Все кипит… Кто чаю хочет?!

Дети (хором)

Наливая, получай

Самый вкусный

Свежий чай.

Дети садятся за стол пить чай, вспоминая пословицы, поговорки о чае, самоваре.

        Выпьешь чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай попьешь – до 100 лет проживешь.

За чаем – не скучаем.

Если чай не попьешь, где силы берешь?

Печка-матушка, а самовар – батюшка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа для среднего дошкольного возраста "Ой, Вы гости-господа!"

Методическая разработка по приобщению к русской народной культуре и искусству детей среднего дошкольного возраста....

Открытое методическое объединение по нравственно-патриотическому воспитанию "Ой, вы гости, господа!"

quot;Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" К.Д.Ушинский...