Методические рекомендации для педагогов ДОО по самообразованию
презентация
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Для педагогов и воспитателей ДОО самообразование должно стать потребностью. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я чувствую себя вправе сказать : да здравствует самообразование во всех областях !.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами , побуждаемые собственной страстью . Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами …» К.И . Чуковский
Наука , техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы : О бучение на курсах (один раз в три года ) II. Самообразование III. Участие в методической работе детского сада, города, района
САМООБРАЗОВАНИЕ – это процесс осознанной самостоятельной познавательной деятельности. Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствую своё профессиональное мастерство.
Источники знаний литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); видео-, аудиоинформация на различных носителях; курсы, семинары и конференции; дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; проведение исследовательской, поисковой деятельности; участие в олимпиадах, проектах; посещение театров, выставок, музеев, концертов; изучение информационно-компьютерных технологий; включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Формы самообразования Индивидуальная В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Основными принципами самообразования являются: Непрерывность . Целенаправленность. Интегративность . Единство общей и профессиональной культуры. Взаимосвязь и преемственность. Доступность. Опережающий характер. Перманентность перехода от низкой ступени к высшей. Вариативность.
Составляющие потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию : Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации . Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие . Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики ).
Конкуренция . Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком . Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно. Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес . Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам !» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
Технология организации самообразования педагогов 1 этап – УСТАНОВОЧНЫЙ: - предусматривает создание определённого настроя на самостоятельную работу; - выбор цели работы, исходя из научно- методической темы (проблемы) ДОУ; - формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – ОБУЧАЮЩИЙ: - педагог знакомится с психолого - педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ: - происходит накопление педагогических фактов , их отбор и анализ; - проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ НАКОПЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОВ: - на данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; - творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях МО; -посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ: - на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведённой работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют её в планах методического объединения ДОУ (в годовом плане работы ДОУ). Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы , выработке новых педагогических приёмов и методик или созданию научных работ.
Личный план работы Название темы . Цели. Задачи. Предполагаемый результат. Этапы работы. Сроки выполнения каждого этапа. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой. Способ демонстрации результата проделанной работе.
Результаты работы Подготовка статей, докладов, сценариев. Участие в научно-практических и Интернет - конференциях, педагогических фестивалях. Разработка новых организационных форм, методов работы. Подготовка авторской парциальной программы. Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы. Разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия). Пакет стандартного календарного планирования по теме или группе тем.
Составление терминологического словаря по предметной теме. Создание банка данных игр, загадок, стихов. Разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления). Проекта организации и занятий кружковой работы. Базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования. Конспектов занятий с применением информационных технологий. Бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы). Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.
Если самообразование, то… ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-74893-1360169264.jpg)
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/13/picture-986093-1513174141.jpg)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-1251768-1590261498.jpg)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-123312-1350304063.jpg)
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/18/picture-792053-1463594309.jpg)
Программа «Сказочная гимнастика с элементами йоги» во второй младшей группе по методической разработке Е.Б. Болсуновой «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Сказки о кролике Пики и его друзьях, 3-4 года»
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей....