Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Чайбар Нелля Алексеевна

Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые позновательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад «Диинчигеш»

Самообразование  на тему: «Детское экспериментирование как средство развития  познавательного интереса  дошкольников»

Выполнила: Чайбар Н.А.

Тоора-Хем - 2017

Самообразование  на тему: «Детское экспериментирование как средство развития  познавательного интереса  дошкольников»

Дети – пытливые исследователи окружающего мира, это способность заложена в них от рождения. И не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – ия пойму». И в самом деле, когда ребенок слышит, видит и делает сам, он усваивает  материал прочно и надолго. Дети любят экспериментировать. Им присущи наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые 3 года – единственным способом познание мира.

Федеральный глсударственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребенка, а лишьтогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной со взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их свойства и различия. Развитие познавательного интереса является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы любого дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка  одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы:  создать оптимальные условия для развития экспериментальной деятельности как основы  познавательного развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность способствуют решению следующих задач:

-Развитие познавательных интересов детей;

-Расширение опыта ориентировки в окружающем;

- Сенсорное развитие;

- Развитие любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий;

- Становления сознания;

- Формировае первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,цвете, размере материала, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.)-изучить методики, технологии по познавательно-экспериментальной деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в различных возрастных группах

1-аямладшая группа

1.Развитие наглядно-действенного мышления

2.Дети совместно со взрослыми эксперименти-руют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.

3. Кратковременные наблюдения и ответы на простейшие вопросы

4. Обследование предметов с целью  выделения формы, цвета, величины

2-я младшая группа

1. Совместные действия по выделению скрытых свойств объекта

2. Выполнять действия  в соответствии с задачей и алгоритмом деятельности.

3. С взрослым  использовать действия моделирующего характера.

Средняя группа 

1. Получают сведения о новом объекте в процессе практического исследования

2. Понимать и использовать  модели, предложенные взрослыми

3. Знакомить с новыми способами обследования  предметов и  объектов

4. Можно проводить длительные наблюдения и простейшие фиксирования

Старшая группа 

1. Обследование объектов с помощью системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

2. Самостоятельное экспериментирование по выявлению скрытых объектов

3. Опыты проводятся поэтапно

4. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы

5. Вводятся длительные эксперименты

6. Воспитанники хорошо запоминают правила техники безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Подготовительная группа 

1. Обследование объектов с помощью системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

2. Проводят самостоятельные опыты по установлению  связей между объектамии и явлениями, проверяют их истину.

3. Воспитанники ставят цель, составл результата и цели, корректируют свою деятельностьяют собственный алгоритм, обнаруживают несоответствие

4. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений

5. Самостоятельно убирают оборудование после опытов.

Для организации детского экспериментирования, в первую очередь должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда и  мини-лаборатория.

Важной задачей при проведении экспериментов является последовательность. Важно экспериментальную деятельность эффективно использовать в рвботе с детьми по ознакомлению с явлениями природы в благоприятные периоды каждого сезона.

Последовательность детского экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности во время экспериментирования.

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих - капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента под руководством взрослых.

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня познавательного интереса детей через экспериментирование.
  2.  Повышение уровня сформированность представлений об объектах окружающего мира.
  3. Повышение культуры партнерских взаимоотношений.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной

Литература:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

8. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Презентация к самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников»

Презентация для педагогов к самообразованию "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ...

Методическое пособие «Экспериментирование как средство развития познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников» Для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Данное методическое пособие представляет собой разработку, содержащую теоретический и практический материал по организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Пособие предназначено воспитателям и ро...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

Современный дошкольник живет в эпoху стремительно развивающихся информационных технологий. Чтобы стать успешным человеком, уметь ориентироваться в потоке информации, который постоянно растет, ребенку ...