Консультация "Портфолио дошкольника"
консультация на тему

Бабаджанова Светлана Якубовна

Уважаемые педагоги, хочу поделиться опытом применения портфолио дошкольника в детском саду, объяснить, почему применение портфолио в современном детском саду, с нашей точки зрения, необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_doshkolnika_7.docx990.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                 

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Консультация для педагогов

«Портфолио дошкольника»

Подготовила Бабаджанова С.Я.,

старший воспитатель  

МАДОУ д/с комбинированного вида

№6 «Зоренька»

Март 2017г.

Цель: познакомить педагогов ДОО с технологией портфолио дошкольника.

Задачи:

1.Повышение уровня  профессиональной компетентности  педагогов.

2.Распространение новых технологий обучения и воспитания.

3.Мотивация педагогов к применению технологии портфолио дошкольника в ДОО.

Ход мастер-класса:

  1. Теоретическая часть

Уважаемые педагоги, хочу поделиться опытом применения портфолио дошкольника в детском саду, объяснить, почему применение портфолио в современном детском саду, с нашей точки зрения, необходимо.

Технология портфолио дошкольника - инновационная и приоритетная технология на всех уровнях образования, которая позволяет всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику и вектор его развития.

Что же такое портфолио? Само слово пришло из латинского языка, в первоначальном значении - сумка для писем. Под сумкой для писем подразумевалось не портмоне, а специальная маленькая сумка для особо важных бумаг и документов. В давние времена работники, которые переезжали с места на место, возили с собой письма от своих мастеров (как бы мы сейчас сказали: рекомендации с предыдущего места работы), чтобы представить себя в выгодном свете перед потенциальным работодателем.

С помощью тех документов, которые содержались в портфолио, можно было не только продемонстрировать качество предыдущих работ, но и показать, как с течением времени развивались навыки и умения мастера. Таким образом, портфолио в прошлые времена было каталогом лучших работ мастера, по которому определяли его умения, навыки, стиль работы. То же самое можно сказать и о нашем портфолио, которое дети ведут на протяжении всего времени, проведенного в детском саду. В наших портфолио собраны все доказательства приобретенных ребенком навыков и умений, и эти  материалы также помогают составить представление о его индивидуальных особенностях.

Основная идея портфолио заключается в том, чтобы ребенок четко осознавал, что он умеет, что он уже выучил, как он осваивает новые знания. Он должен знать свои сильные стороны, свои индивидуальные особенности, а также те способы обучения, которые подходят ему. Портфолио должно вселять в ребенка уверенность в себе, гордость за свои достижения. Гордость и уверенность на таком важном жизненном этапе – этапе взросления.

Собранные и красиво оформленные детские портфолио станут не только важным элементом профессиональных педагогических наблюдений, но и позволят привлечь внимание родителей к совместной работе, подарят детям возможность многое узнать о себе, например: «Это я уже умею», «Кого я люблю» и пр.

Планомерная работа по наполнению портфолио, грамотная интерпретация материалов и активное использование его в педагогическом процессе позволит решить многие задачи, поставленные ФГОС ДО, в частности:

  • реализовать индивидуальный подход к работе с ребенком; планировать работу, учитывая его способности и потребности (индивидуальную траекторию развития);
  • организовать сотрудничество с родителями и их психолого-педагогическую поддержку, опираясь на объективные данные;
  • обеспечить преемственность между ступенями образования.

Кто же заполняет портфолио? Это наше общее дело: во – первых, сам ребенок, развитие которого фиксируется; во- вторых, его родители, которые должны принимать активное участие в развитии своего ребенка, а значит, и в работе над портфолио; ну и конечно, все педагоги и воспитатели, которые работают с ребенком, фиксируют его достижения и размышляют, что можно было бы сделать лучше и как усовершенствовать портфолио.

Основная ответственность за ведение портфолио лежит на воспитателе, все остальные вносят какие – то материалы в портфолио только по согласованию с ним. В таком случае основная задача воспитателя – следить за тем, чтобы все разделы заполнялись в полном объеме, а также за тем, чтобы все содержимое портфолио подчинялось четкой структуре.

Как же организовать совместную работу с родителями по заполнению портфолио? Мы провели родительское собрание, где многие родители отнеслись к этой идее с интересом. Например, в портфолио есть страница «Моя семья», на которой ребенок рассказывает о своей семье и наклеивает фотографии. Родители вклеивают семейные фотографии не для нас, а для своего ребенка, ведь детям хочется, чтобы их портфолио было заполнено полностью.

Участие ребенка в работе над портфолио начинается с выбора папки. При этом важно, чтобы процесс занесения материалов в портфолио был доступным для самого ребенка, т.е. папки с тугими кольцами не подходят для портфолио – лучше, чтобы это были папки с механизмом, папки формата А4.

Где же стоят портфолио? Важно, чтобы ребенок в любое время мог самостоятельно, без помощи взрослых, достать и посмотреть свое портфолио. Чтобы ребенок мог узнать свое портфолио, мы наклеили имя ребенка крупными буквами и его фотографию на корешок папки. Чтобы детям удобно было листать страницы, при этом, не пачкая и не разрывая их, мы каждую страницу портфолио вкладываем в отдельный файл.

Не всегда в качестве фиксации достижений используются фотографии: для детей постарше целесообразно прямо в портфолио вклеивать различные поделки и другие работы, иными словами, результаты их труда, которые доказывают владение каким – то навыком. Для этих целей в портфолио есть страницы: «Мое творение»,  «Эксперимент», «Наблюдения за природой», «Мое стихотворение», «Мой рассказ».

Как выбрать время для заполнения портфолио? Конечно, работа с портфолио требует времени. Особенно у воспитателей младших групп, ведь они самостоятельно выполняют практически всю работу по заполнению портфолио, поэтому у них уходит много времени. Не могу сказать такого про старшие группы. В старших группах можно организовать еженедельный час портфолио, где дети и воспитатели работают над портфолио совместно. Каждый ребенок выбирает, какие именно материалы он занесет в свою папку. Необходимо подготовить сами папки, распечатанные шаблоны страниц, фотографии и работы, сделанные на неделе, а также ручки, карандаши и клей.

Итак, для того чтобы работать над портфолио в детском саду требуется: четкая организация, пространство, время, технические средства и канцелярские принадлежности, участие родителей, участие детей, единство мнений в педагогическом коллективе.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который еще не умеет читать, смог понять, о чем идет речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Следить за тем, как происходят изменения в характере ребенка, в его предпочтениях, а так же за тем, как он сам открывает в себе эти знания, - чрезвычайно увлекательно.

Если у вас, уважаемые педагоги, появится желание начать работу с портфолио со своими детьми, я бы посоветовала следующее:

Во-первых: наберитесь терпения и времени, чтобы приступить к этому делу. Не пытайтесь сразу же, как можно больше страниц подшить в ваши папки, портфолио заполняется постепенно. Очень важно, чтобы в коллективе царило единодушие относительно работы над портфолио. Нужно определить, кто и за что конкретно будет отвечать.

Во-вторых: необходимо предварительно провести подробную беседу с родителями, на которой рассказать о том, что такое портфолио, зачем оно нужно в детском саду. Предложите родителям заполнить некоторые страницы из портфолио.

В-третьих: «Верьте в себя – и все получится!»

  1. Практическая часть

А теперь, я предлагаю вашему вниманию наше портфолио (шаблоны страниц) и хочу рассказать о его структуре, из каких разделов оно состоит, что нужно фиксировать на каждой странице.

«Я становлюсь старше»

Страницы «Я становлюсь старше» как нельзя лучше способствуют фиксации подобных изменений и самоанализу. Эти страницы открывают портфолио. На них наклеивают фотографии ребенка – каждые полгода появляется новое фото. Самую первую (или несколько, если ребенок пришел в детский сад позднее, чем другие дети) наклеивают сами родители. А когда вклеивается последняя фотография – значит, пришло время попрощаться и пожелать нашему воспитаннику удачной учебы в школе. Рассматривание своих фотографий способствует знакомству ребенка с понятием времени.

«Я люблю …»

На этих страницах ребенок рассказывает о своих предпочтениях, о том, что он любит, чем ему нравится заниматься, - и при этом учится понимать свои индивидуальные особенности. Если заполнять и вклеивать страницы «Я люблю…» каждые полгода, то сам ребенок осознает, что его предпочтения изменяются со временем.

«Автопортрет»

        С помощью этих страниц также можно проследить развитие ребенка: с возрастом дети рисуют все лучше, их рисунки становятся более понятными, четкими. Кроме того, с каждым новым рисунком дети замечают в себе все больше особенностей, например, все подробнее рисуют свое лицо. Чем чаще дети рисуют самих себя и вклеивают эти рисунки в портфолио, тем разнообразнее та гамма чувств, которые наши малыши испытывают и сами за собой замечают: «Вот здесь я нарисовал себя грустным, а здесь, посмотрите, я улыбаюсь, потому что было лето и солнце так ярко светило!»  Совет: пусть ребенок рисует себя каждые три месяца, так у него не пропадет желание рисовать!

«Моя группа»

        На этих страницах дети могут изображать каждый раз одно и то же, а возможно, что с течением времени рисунки будут меняться. С помощью этих страниц также можно определить, кто из сверстников неизменно остается в кругу общения малыша, а кто здесь «новенький». Ведь дети в большинстве своем рисуют не всю группу, а лишь тех, кого они называют своими друзьями.

«Моя семья»

Эти страницы помогут ребенку понять, что в детском саду он другой, не такой, как дома, в кругу своей семьи. Кроме того, с помощью этих страниц ребенок осознает себя частью большой семьи и определяет для себя границы между следующими категориями: «Люди, с которыми я живу под одной крышей», «Бабушки и дедушки», «Дальние родственники», «Домашние животные».

«Истории обо мне»

        Эти страницы также раскрывают личность ребенка, его индивидуальность. Каждый человек переживает ситуации в жизни, которые оказывают на него влияние, раскрывают черты его характера, становятся типичными для него. Эти страницы портфолио приглашают детей к подобным рассказам. Они могут нарисовать какой – то случай из жизни, а могут продиктовать свою историю родителям или воспитателю.

«Мое любимое место»

Почти все дети выделяют какое – то место в детском саду, которое им особенно нравится: строительный уголок, уголок чтения, столовая, игровая комната… Эти страницы могут навести на мысли о том, в чем больше нуждается ребенок – в одиночестве или, наоборот, в общении. Страница «Мое любимое место» также должна заполняться и вклеиваться в портфолио ежегодно, поскольку предпочтения у детей меняются и зависят от их интересов в данном возрасте и от того, какими компетенциями они уже владеют.

«История в фотографиях»

        Сюда вклеиваются фотографии из повседневной жизни детского сада. С их помощью интересно рассказать о жизни и занятиях в детском саду.

«Получилось!»

        «Получилось!» - так называемые самые важные страницы портфолио. Само название говорит о том, что на этих страницах можно найти документальное подтверждение (текст или фотографию) тому, что ребенок овладел какой – либо компетенцией. Фиксируются только те компетенции, о которых воспитатель предварительно разговаривал с детьми, над которыми шла предварительная работа («Воспитатель учил детей делать кувырок вперед, и теперь Маша умеет это делать…»).

        Овладение этими компетенциями фиксируются с помощью фото или текста, чтобы это могли увидеть сами дети, их родители и все воспитатели.

        Воспитатель заполняет на листке поля «Имя» и «Дата», затем на него наклеивает фотографии, которые сопровождаются небольшим описанием. Иногда тексты или фото вносятся в формате «до – после», это помогает еще нагляднее показать этапы развития ребенка.

        Важно вовремя зафиксировать овладение компетенцией. Ведь с течением времени эта компетенция может уже не иметь такого значения: сегодня Дима сам завязал шнурки на ботинках, и это что – то особенное. Но если зафиксировать это умение через год, когда вся группа завязывает шнурки, это будет совершенно бесполезно.

«Мое творение»

        Эту страницу дети активно используют, чтобы продемонстрировать владение различными техниками рисования: «Я могу рисовать вот такую кошку!» На эти страницы также можно наклеить фотографии, если само «творение» было слишком больших размеров, например песчаный замок или двухметровая башня из кубиков.

«Эксперимент» и «Наблюдения за природой»

        Эти страницы принадлежат направлению «Окружающий мир», в котором дети исследуют природу и отвечают на вопросы из области естествознания. Как правило, на этих страницах схематично описываются совместные опыты под руководством воспитателя, в которых принимал участие ребенок, или же его собственные эксперименты.

«Мое стихотворение» и «Мой рассказ»

        На этих страницах фиксируются устные сочинения ребенка, которые способствуют развитию его речи. Чаще всего дети диктуют свои тексты воспитателю.

«Я хочу знать/ уметь»

        Чем дольше дети работают с портфолио и чем больше они анализируют особенности своего обучения, тем быстрее они понимают, что процесс овладения какой – либо способностью полностью зависит от них самих и что этим процессом они сами могут управлять.

        Если у ребенка дошкольного возраста появляется конкретная цель, он, прежде всего, обращается к странице под названием «Я хочу знать/ уметь». И потом, когда цель уже будет достигнута и зафиксирована на странице «Получилось!», ребенок испытывает необыкновенное чувство гордости за себя.

«Страница для тебя»

        Ее заполняют родители и воспитатели и указывают, что особенно им понравилось в этом портфолио. Детям доставляет столько радости, когда им торжественно вручаются эти страницы с отзывами или же когда они случайно обнаруживают их в своем портфолио. Родители и педагоги должны написать здесь что – то очень личное, указать определенные умения и достижения ребенка, похвалить его за что – то конкретно. Ведь похвала окрыляет!

  1. Презентация портфолио дошкольника

Я становлюсь старше

Имя:_______________                                                 Дата:_______________

Меня зовут:________________________                                      Фото

Мне____________________________лет

Мой рост:_____________ Мой вес:_________

Мой цвет волос: ________________________

Цвет глаз: _____________________________

Мне хочется еще что – то

рассказать о себе__________________________

_________________________________________

_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможно, я буду выглядеть так:

                               

               

                                         

Когда я вырасту, я хочу быть: ________________________________________

                     Моя подпись:_______________________________

Я люблю…

Имя:________________                                           Дата:__________________

                  Мой любимый цвет:                                                       Мое любимое животное:        

     

                         Мои друзья:                                                           Мое любимое занятие:

     

                       Моя любимая еда:                                                        Моя любимая книга:

     

Еще мне нравится делать:                                     Здесь мне нравится проводить время:

У меня хорошо получается…

Имя:_______________                                              Дата:_______________

       

                                                                             

Что ты умеешь делать особенно хорошо?

Петь, танцевать, проделывать фокусы, рисовать, играть в футбол?

А может, кататься на велосипеде?

Нарисуй или расскажи воспитателю.

Моя группа

Имя:_______________                                              Дата:__________________

Кто ходит с тобой в одну группу? Нарисуй некоторых из них, подпиши их имена или наклей их фотографии. Чтобы потом вспомнить о них.

E:\портфолио\kartinki_detey_v_detskom_sadu_6.jpg

Моя семья

Имя:_______________                                              Дата:_______________

Кто входит в твою семью?

Нарисуй или наклей фотографии некоторых членов своей семьи.

                                               E:\портфолио\semja_2.png

Автопортрет

Имя:_______________                                              Дата:_______________

E:\портфолио\118059881.jpg

Нарисуй себя. Как ты выглядишь и как ты себя видишь? Внизу можешь подписать свое имя и продиктовать что – то, что тебе хотелось бы рассказать о себе.

Я хочу знать/уметь

Имя:_______________                                           Дата:_______________

        

           

Чему еще тебе хотелось бы научиться?

Стоять на руках, завязывать шнурки, кататься на велосипеде, танцевать в балете, забивать гвозди? Обсуди со своим воспитателем, чего бы ты хотел достичь и что для этого нужно сделать.

Получилось!

Имя:_______________                                           Дата:_______________

______________ Моя подпись                 ______________________ Подпись воспитателя

Самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, кататься на велосипеде, свистеть или … Что же ты умеешь делать очень хорошо? И как ты этому научился? Продиктуй своему воспитателю или нарисуй.

Мое творение

Имя:_______________                                           Дата:_______________

Эта страничка для твоей самой удачной

работы или поделки!

Что в этой работе тебе нравится больше всего?

Что получилось особенно хорошо?

Эксперимент

Имя:_______________                                           Дата:_______________

Здесь ты можешь рассказать о каком-нибудь интересном эксперименте или нарисовать,

как он проходил.

Наблюдения за природой

Имя:_______________                                              Дата:_______________

Здесь ты можешь рассказать о том, как наблюдал за природой.

                             Истории обо мне

Имя:_______________                                                Дата:_______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Здесь ты можешь рассказать забавные истории, которые с тобой приключились.

Что я думаю о детском саде

Имя:_______________                                                Дата:_______________

Больше всего мне нравится проводить время в:

Это время дня нравится мне больше всего:

Иногда я расстраиваюсь от того, что:

Мне нравится, когда мы:

Занятия этого направления нравятся мне больше всего:

Если бы я был волшебником, в моем детском саду было бы:

Мне кажется несправедливым:

Я радуюсь когда:

Мои любимые игры в детском саду:

Мои лучшие друзья в детском саду:

Страница для тебя

Имя:_______________                                                Дата:_______________

В твоем портфолио мне очень нравится:

Я желаю тебе:

На этой странице родители и воспитатели могут написать, что им больше всего понравилось в портфолио, а также дать ребенку какой-нибудь совет относительно его дальнейшей учебы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Портфолио дошкольника"

В этой консультации приведены советы по созданию детского портфолио, приведены примерные разделы, которые обязательны для оформления...

Консультация для родителей "Портфолио дошкольника".

В наше время большое внимание уделяется развитию ребенка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, способна технологи...

Консультация для родителей "Портфолио дошкольника"

Что такое портфолио дошкольника? Зачем оно нужно? Как правильно его составить?...

Консультация "Портфолио дошкольника"

Консультация для родителей "Портфолио дошкольника"Что такое портфолио? Зачем это нужно? как создать портфолио для своего ребенка? Какие разделы должны быть?...

Консультация "Портфолио дошкольника-с чего начать?"

Копилка  личных  достижений  ребенка  в  разнообразных  видах  деятельности...

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...

Консультация "Портфолио дошкольника"

В консультации предаставлен материал для педагогов и родителей, как оформить специальную папку - портфолио где можно не толькозафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные ст...