Главные вкладки

    План по самообразованию воспитателя на 2016-2017 уч.г.
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Мохоева Марина Ивановна

    Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

    Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

    Задачи: 

    - изучить и обощить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;

    - разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

    - способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План по самообразованию воспитателя за 2016-2017 уч.г.

    Мохоевой Марины Ивановны

     Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников

    через дидактические игры»

     2016-2017 учебный год

    (младшая группа)

     2016 год

     

    ВВЕДЕНИЕ

                                               «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

                                                От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

                                                которые питают источник творческой мысли.

                                                Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

                                                тем умнее ребёнок»

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

     

             На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

             Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.

    Задачи самообразования:

    1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
    2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
    3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
    4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

    Формы работы с детьми:

    *совместная работа с детьми;

    *индивидуальная работа;

    *свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Система работы представлена по следующим направлениям:

    1. В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

    2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

    3.Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

    4.Работа с родителями- консультации и беседы.

     

    Методы и приёмы работы:

    Объяснение, показ, беседа, игра

     массаж кистей рук;

     пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

    изготовление дидактических игр, шнуровок;

     лепка из пластилина;

     игры с кубиками, конструкторами;

    рисование с использованием шаблонов, трафаретов

     пальчиковый театр.

    Использовались игры:

     «Геометрические вкладыши»

     «Крупная и мелкая мозаика»

     «Пирамидка»

     «Игры в сухом бассейне для рук»

     «Узнай, что в мешочке?»

     «Разрезные картинки»

     «Строим из конструктора»

     «Пазлы деревянные и картонные»

     «Шнуровка»

     «Прищепки»

     «Игры с массажными мячиками»

    Предполагаемый результат:

             Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

    Этапы проведения дидактических игр

    для развития мелкой моторики

    в младшем дошкольном возрасте

                 Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

     

    I этап – Организационно-диагностический

             Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

    II этап – Теоретический

             На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

    IIIэтап – Обобщающий

             Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    Самообразование

    С родителями

    I этап

    Организационно-диагностический

    Сентябрь

    Проведение диагностического обследования

    Консультация с методистами по теме самообразования

    1.    Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

    2.   Выбор и определение темы самообразования

    3.  Планирование работы по теме самообразования

    Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

    II этап

    Теоретический

    Октябрь

    Заучивание пальчиковых игр:

     «Осень»

      «Ёж»

      «Дятел»

      «Овощи»

    Дидактические игры:

    Мозаика

    (напольная)

      Бусы

    Консультация с методистом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста.

    1.  Составление плана по самообразованию

    2.   Оформление картотеки пальчиковых игр…

    Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

    III этап

    Обобщающий

    Ноябрь

    Заучивание пальчиковых игр:

    «Капуста»

     «Зайка»

     «Фрукты»

       «Апельсин»

    Дидактические игры:

      Конструктор

        Бусы

       «Чудесный мешочек»

    1.   Подбор и разработка дидактических игр.

    2.   Создание картотеки дидактических игр

    Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

    Декабрь

    Заучивание пальчиковых игр:

      «Ёлка»

       «Снежок»

      «Замок»

    Заучивание игр с массажными мячиками:

     «Ёжик»

      «Орех»

    Дидактические игры:

        «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

        «Строим забор» из счётных палочек

    1.   Создание картотеки игр с массажными мячиками.

    2.   Подбор и разработка дидактических игр.

    3.    Пополнение картотеки пальчиковых игр.

    4.   Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

    Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

    Январь

    Заучивание пальчиковых игр:

       «Медведь»

       «Белка»

    Заучивание игр с массажными мячиками:

       «Шарик»

        «Иголки»

    Дидактические игры:

      «Сухой бассейн»

        «Разрезные картинки»

      «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

    1.Пополнение картотеки дидактических игр.

    2.   Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

    Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

    Февраль

    Заучивание пальчиковых игр:

       «Перчатка»

        «Человечек»

        «Зима»

    Заучивание игр с массажными мячиками:

       «Горка»

        «Месим тесто»

    Дидактические игры:

       «Пазлы»

       «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

      «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

       «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

    1.    Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

    2.    Изготовление дидактических игр.

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

    Март

    Заучивание пальчиковых игр:

       «Весна»

        «Кап, кап, кап...»

       «Уточка»

    Заучивание игр с массажными мячиками:

        «Ласковый ёжик»

    Дидактические игры:

        «Пазлы»

        «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

       «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

    1.   Пополнение картотеки дидактических игр.

    2.   Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

    3.   Изготовление дидактических игр.

    Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

    Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

    Апрель

    Заучивание пальчиковых игр:

       «Голуби летели»

        «У дорожки дуб растёт»

        «Пчела»

    Дидактические игры:

       «Пальчиковые шаги»

       «Бусы для мамы»

       «Шнуровка»

        «Пазлы»

      «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц

    1.   Оформление картотеки дидактических игр.

    2    Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

    3    Изготовление дидактических игр.

    Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

    Май

    Диагностика уровня развития мелкой моторики.

    Отчет по теме самообразования.

    1.Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

    2. Оформление работы в полном варианте.

    Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ НА 2016-2017 УЧ. ГОД.

    В материале представлена разработка мероприятий по работе старшего воспитателя дтского сада с педагогами на весь учебный год 2016-2017. Прописаны темы педсоветов, семинаров и консультаций для воспитат...

    План самообразования воспитателя на 2016- 2017 год.

    "Развитие нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной группы ,посредством художественного творчества."...

    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на 2016-2017 учебный год

    План профессионального развития педагога на тему: "Педагогические условия в формировании нравственных качеств детей"...

    Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

    Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...

    Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

    Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...