«В условиях модернизации образования поиск новых технологий в работе с дошкольниками».
материал на тему

Богуцкая Ирина Викторовна.

Дошкольные учреждения ведут поисковую работу. связанную с разработкой технологий обучения  умениям работать с творческими задачами

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В условиях модернизации образования поиск новых технологий в работе с дошкольниками».

Наше время – это время перемен.

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания в определенной профессии, но и способных творчески подходить к решению проблем в межпредметных областях.

Социальный заказ общества на подготовку таких людей требует от педагогической науки и практики поиска и разработки совершенно новых средств и методов организации познавательной деятельности детей, развития их интеллектуально - творческих способностей.

Отсюда объективно вытекает достаточно четкий вывод: необходимо изменить не только и не столько содержание и объём информации, а стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире.

Для того чтобы человек мог не только выжить в постоянно меняющемся мире, но и достойно прожить, надо сформировать у подрастающего поколения основы самостоятельности в интеллектуально-творческой деятельности.

Поэтому-то дошкольные учреждения ведут поисковую работу, связанную с разработкой технологий обучения умениям работать с творческими задачами. Появилось целое направление так называемой ТРИЗ-педагогики, которое занимается разработкой технологий обучения умениям решать нестандартные задачи.

ТРИЗ-педагогика появилась в нашей стране в 80-е годы прошлого столетия. В её основу легла Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), которую разрабатывал уникальный человек, намного опередивший своё время – Генрих  Саулович Альтшуллер (1926-1998) – советский ученый, изобретатель, писатель-фантаст.

Изначально в основу концепции обучения по этой методике были заложены всего лишь четыре основных стадии. На первой стадии подразумевается поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учиться осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному.

Вторая стадия полностью посвящена этапу поиска противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется, что в нем полезно и хорошо, а что является и вовсе лишним.
На третьей стадии перед ребенком ставится задача разрешить противоречия. По мнению многих педагогов, этот этап является самым интересным, так как именно для него в свое время была разработана целая система развивающих задач и игр. Весь этот комплекс направлен на то, чтобы ребенок учился самостоятельно выдумывать нестандартные пути решения поставленных проблем, уходя от обычно навязываемых стереотипных решений.

Последняя, четвертая стадия, направлена на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов.

Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.

Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Цель:

развивать фантазию детей;

учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов;

воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство окружающего мира.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ). Развитие творческого воображения ставит целью снятие психологической инерции мышления, а так же формирование управляемого  (а не спонтанного, стихийного) воображения.

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ). Общая Теория Сильного Мышления рассматривает более общий и универсальный подход, позволяющий работать с проблемами вне зависимости от области их возникновения.

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ) – это развитие творческого потенциала человека с раннего детства до глубокой старости.

Деятельностью педагогов доказано, что с самого раннего детства можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стишки и многое-многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление.

Фантазии детей нет предела, важно направить ее в нужное русло, раскрывая свойства объекта как можно полнее...

Мы реализуем фантастическое содержание объектов в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот».

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.

На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.

Наблюдаем за «живыми» облаками: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.

Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в цветок?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?», «С кем ты подружился?», «О чем шепчутся твои листочки?».

А еще чудеса прогулок –  в рисовании палочкой на земле, мелом по асфальту. Что получилось? Почему?

Предлагаем детям увидеть разноцветный дождь или снег через разноцветные очки или смотреть через разноцветные стекляшки.

Вечером наблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает детям видеть тайны изменений, превращений.

И делают дети самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас, движется, изменяется, на кого-то или чего-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиться психологической инерции.

В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолели чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.

Для успешной реализации программы в любом детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, а также спокойную, доброжелательную атмосферу. Очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам.

В играх и упражнениях нужно будет применять различные подходы и способы мышления, связывать несвязуемое, находить выход из нестандартной ситуации. Не гонитесь за «правильностью», её просто нет. Это не задачник по математике или какой-то другой точной науки. Основная цель размышления, мыслительный поиск, сам процесс мышления. Получайте от него удовольствие. Не «экзаменируйте» ребёнка, не требуйте только мыслительных действий от него. Активно включайтесь сами, озвучивайте процесс рассуждения, радуйтесь необычным находкам – и своим, и своего ребёнка.

Использование разнообразных форм работы с детьми, с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками педагога, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в творческом воспитании детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления, стараются понять чувства ребенка, его точку зрения. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.

Если Вы  хотите, чтобы каждое занятие было  на 100% интересным, чтобы блестели глаза детей, чтобы Вам хотелось идти на работу, если Вы хотите удивляться, общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.

                         

  Используемая литература

1.  «Окно в школьный мир» [Текст]: программа и методическое обеспечение

интеллектуально-речевой подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе /

А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук.– Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 168 с.

2. ТРИЗ в системе дошкольного образования / Научн. ред. Е . И . Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2004. – 108 с.

3. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкелынтейн.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 — 128 с.

4. Калейдоскоп мышления. 77 увлекательных игр, формирующих гибкий нестандартный подход к окружающему миру на основе ОТСМ-РТВ-ТРИЗ / Под редакцией Е. Рябининой. – «ТРИЗ плюс» «Вытворяндия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление развитием кадрового потенциала педагогов МДОУ в условиях модернизации образования

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.   ...

Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....

"Комплексный подход к развитию, обучению детей с ОВЗ в условиях модернизации образования"

Доклад для педагогов. Подготовила Кизина В.В. воспитаель высшей категории БДОУ г.Омска "Детский сад №194 компенсирующего вида"                     ...

Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образован...

Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования". Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников посредством лепки"

Богатейшее поле для развития творческих способностей представляет собой один из изобразительных видов деятельности - лепка. Для детей, лепить из глины, солёного теста, пластилина - увлекательное...