Методические рекомендации «Подготовка педагогов к конкурсам профессионального мастерства»
методическая разработка по теме

Адарченко Наталья Анатольевна

Рекомендации из опыта работы по подготовке к участию в конкурсах

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»

Выступление  на районом семинаре  для участников конкурса «Учитель года»

«Из опыта работы по подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства»

Подготовил материал Адарченко Н.А.

Станица Тацинская

Январь 2017 года

Конкурс - это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.

Путь педагога к победе в конкурсе - это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ в победе не дают.

Профессия педагога — одна из самых публичных, но и гениальный педагог в условиях конкурса профессионального мастерства может мгновенно утратить свой дар красноречия под взглядами «строгих» членов жюри и «коварных» соперников.

Волнение свойственно всем без исключения людям. Но волнение волнению рознь. У одних людей оно проявляется в апатии, у других — в робости, у третьих — в агрессии, у четвертых — в празднично-приподнятом настроении и некоторой суетливости.

Вспомните, как вы ведете себя перед публичным выступлением, какие чувства испытываете? Если вы в целом уверены в себе, чувства скорее позитивны, вы с нетерпением ждете начала своего выступления, хотя и ощущаете некоторое волнение, то ваше волнение — это ваш союзник. Оно поможет собраться в нужный момент, не упустить мелочей, избавит ваше выступление от будничности, поможет завоевать расположение зала. Чувство приближения провала, отсутствие голоса, скованное страхом тело, растерянность, равно как и нежелание что-либо делать, апатия, ощущение подневольности — сигнализируют о том, что для вас волнение — это враг, которого можно и нужно побеждать и учиться использовать, что не так сложно, как кажется. Вам понадобится немного терпения и времени, но много воли, так как любая работа над собой начинается с волевого усилия и заканчивается им же!

ПОДГОТОВКА  ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Продумайте, что самое интересное о себе, свое работе и методах вы сообщите, в какой интересной форме вы это преподнесете
  • Составьте текст своего выступления,  его план, который будете знать наизусть, и в случае если надо сократить выступление или вы забыли текст, вы сможете быстро перейти к следующему пункту, а не разыскивать в тексте то, о чем еще можно сказать.
  • Выделите самые важные моменты и разместите их в начале или конце своего доклада. Размещая важную информацию в середине выступления, вы рискуете, что публика ее не запомнит и все выступление будет производить впечатление разрозненного, неинформативного.
  •  Не читайте, а рассказывайте с опорой на текст. Это придаст вашему сообщению живость. Доведите свою речь до осознанного автоматизма, а не до бессознательного заучивания и бездумного воспроизведения.
  • Общайтесь не только с участниками ,например мастер-класса, но и активизируйте   присутствующих в зале.
  • Не перегружайте речь терминами и математическими данными — они плохо воспринимаются на слух, но их можно разместить на демонстрационных слайдах.   Определения, высказывания, формулы пугают присутствующих и ,как правило, вам будет очень трудно найти поддержку у коллег .
  • Не бойтесь что-либо забыть, бойтесь сообщить об этом публике. Если и сообщаете, то делайте это непринужденно, а не извиняясь, не заостряйте на этом внимание аудитории.
  •  Помните об интонировании. Монотонность даже интереснейший текст может превратить в скучнейшее выступление.
  • Распространенная ошибка публичных докладчиков — желание сказать как можно больше за как можно более короткое время. Спокойная и размеренная речь с паузами, акцентами на значимом гораздо выигрышнее, чем беглая однообразная речь, смысл которой усваивается публикой обрывочно или не усваивается вовсе.
  • Запишите ваше выступление на видео, неоднократно и критично пересмотрите его так, как если бы вы оценивали доклад своего подчиненного, и дайте самому себе методические рекомендации по содержанию доклада, его подаче, голосу и интонированию, позе и жестам.
  • У нас в учреждении   конкурсант выступает перед коллегами, техническим персоналом неоднократно , и всегда аудитория меняется . Это дает возможность понять, как воспринимается человек, его речь, смысл.
  • Дома попробуйте  свое  выступление перед зеркалом.

ЗА ДЕНЬ ДО  ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Отдохните, отвлекитесь от подготовки материалов к конкурсу, уделите внимание физическим нагрузкам, желательно на свежем воздухе. Это не только обогатит кислородом ваш организм, но и поможет сбросить накопившийся в результате затяжного стресса адреналин, переключить внимание, справиться с волнением и страхами.
  • Ляжьте спать вовремя. Изможденный человек не сможет качественно представить даже самое гениальное сообщение и уж тем более не сможет правильно реагировать в предложенных организаторами условиях.
  • Перед сном мысленно представьте процесс вашего выступления — как вы одеты, какое у вас настроение, как вы встаете и идете на сцену, как выступаете, как внимательно и увлеченно слушают вас члены жюри и публика, какие вопросы задают, как вы садитесь на свое место или уходите за кулисы. Очень важно представлять позитивную картину своего выступления очень подробно, во всех деталях, буквально срежиссировать его.
  •  Помните! Предшествующее состояние страха вызывает неуверенность, предшествующее состояние увлеченности вызывает вдохновение. Вы прекрасный педагог, увлеченный своей профессией, вам есть что рассказать и показать.
  • Определите для себя, что участие в конкурсе — лишь средство для получения опыта. У опыта нет знака "+" или "–", а значит, нет поражения, нет первого и последнего места в вашей собственной работе над собой. Не преувеличивайте значимость внешней оценки. Вы осознано пришли на соревнование, где будут победившие и проигравшие, но в деле самосовершенствования вы в выигрыше независимо от внешнего результата. Без вызова самому себе нет стимула для внутреннего роста. Будьте благодарны себе в прошлом за совершенные некогда ошибки — без них не было бы вас настоящего.
  • Попробуйте выступить перед членами семьи и друзьями, заинтересовать их. Если вам удастся в ходе своего выступления переключить их восприятие, заинтересовать, увлечь, вы с легкостью заинтересуете публику, уже готовую воспринимать вас в роли профессионала. Прислушайтесь к замечаниям и вопросам ваших семейных «критиков», учтите, насколько это возможно, их пожелания.
  • Немало важно заранее подготовить одежду, в которой вы будете выступать. Подготовьте и запасной вариант. В день выступления                              вас могут поджидать неприятные сюрпризы, по вашему мнению                       ( пропалить кофточку, прижечь брюки), и эти факторы могут вас огорчить и отвлечь от настроя на выступление.

ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ

  • Перед выступлением не пейте  лекарства для успокоения, которые порекомендовали знакомые. Не зная их действие , вы можете попасть впросак.
  • Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале, которая успешно прорастает на почве вашей собственной неуверенности в себе. К тому же конкурсанты склонны бояться и переживать вместе. Им кажется, что легче справиться с волнением, если рассказать о нем коллеге-конкурсанту, и вот уже в ожидании выхода на сцену конкурсанты оживленно делятся переживаниями, поддерживая опасения и укрепляя страхи друг друга. Наиболее продуктивная стратегия в таком случае — притвориться спокойным, даже если не испытываешь спокойствия. Изображая спокойного человека, уверенного в своих силах, вы незаметно для самого себя переведете из внешнего во. внутренний план это ценное ощущение.
  • Можно использовать приемы телесно-ориентированной психотерапии. Определите, в какой части тела живет ваш страх. Какой он (форма, цвет, температура)? Мысленно опишите его, затем определите «оружие», которым его можно победить. Часто в качестве исцеляющего средства люди представляют приятное тепло, которое как бы растворяет в себе сгусток страха, или солнечный свет, который его нейтрализует. Очень важно, формируя образ, прочувствовать его в собственном теле, а для этого необходимо уединиться, удобно расположиться, закрыть глаза, постараться расслабиться.
  • Помните: так, как работаете в профессии ВЫ, не сможет работать никто другой. У кого-то может быть больше опыта, кто-то лучше знает предмет, каждый обладает своими преимуществами, но никто не обладает вашими преимуществами! Вы уникальны как человек и уникальны как профессионал! А значит, вам есть что показать и чему научить окружающих! Дерзайте!



Предварительный просмотр:

МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»

«Подготовка  педагогов к конкурсам профессионального мастерства»

Подготовил материал Адарченко Н.А.

Станица Тацинская

Январь 2017 года

Конкурс - это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.

Путь педагога к победе в конкурсе - это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ в победе не дают.

Профессия педагога — одна из самых публичных, но и гениальный педагог в условиях конкурса профессионального мастерства может мгновенно утратить свой дар красноречия под взглядами «строгих» членов жюри и «коварных» соперников.

Волнение свойственно всем без исключения людям. Но волнение волнению рознь. У одних людей оно проявляется в апатии, у других — в робости, у третьих — в агрессии, у четвертых — в празднично-приподнятом настроении и некоторой суетливости.

Вспомните, как вы ведете себя перед публичным выступлением, какие чувства испытываете? Если вы в целом уверены в себе, чувства скорее позитивны, вы с нетерпением ждете начала своего выступления, хотя и ощущаете некоторое волнение, то ваше волнение — это ваш союзник. Оно поможет собраться в нужный момент, не упустить мелочей, избавит ваше выступление от будничности, поможет завоевать расположение зала. Чувство приближения провала, отсутствие голоса, скованное страхом тело, растерянность, равно как и нежелание что-либо делать, апатия, ощущение подневольности — сигнализируют о том, что для вас волнение — это враг, которого можно и нужно побеждать и учиться использовать, что не так сложно, как кажется. Вам понадобится немного терпения и времени, но много воли, так как любая работа над собой начинается с волевого усилия и заканчивается им же!

ПОДГОТОВКА  ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Продумайте, что самое интересное о себе, свое работе и методах вы сообщите, в какой интересной форме вы это преподнесете
  • Составьте текст своего выступления,  его план, который будете знать наизусть, и в случае если надо сократить выступление или вы забыли текст, вы сможете быстро перейти к следующему пункту, а не разыскивать в тексте то, о чем еще можно сказать.
  • Выделите самые важные моменты и разместите их в начале или конце своего доклада. Размещая важную информацию в середине выступления, вы рискуете, что публика ее не запомнит и все выступление будет производить впечатление разрозненного, неинформативного.
  •  Не читайте, а рассказывайте с опорой на текст. Это придаст вашему сообщению живость. Доведите свою речь до осознанного автоматизма, а не до бессознательного заучивания и бездумного воспроизведения.
  • Общайтесь не только с участниками ,например мастер-класса, но и активизируйте   присутствующих в зале.
  • Не перегружайте речь терминами и математическими данными — они плохо воспринимаются на слух, но их можно разместить на демонстрационных слайдах.   Определения, высказывания, формулы пугают присутствующих и ,как правило, вам будет очень трудно найти поддержку у коллег .
  • Не бойтесь что-либо забыть, бойтесь сообщить об этом публике. Если и сообщаете, то делайте это непринужденно, а не извиняясь, не заостряйте на этом внимание аудитории.
  •  Помните об интонировании. Монотонность даже интереснейший текст может превратить в скучнейшее выступление.
  • Распространенная ошибка публичных докладчиков — желание сказать как можно больше за как можно более короткое время. Спокойная и размеренная речь с паузами, акцентами на значимом гораздо выигрышнее, чем беглая однообразная речь, смысл которой усваивается публикой обрывочно или не усваивается вовсе.
  • Запишите ваше выступление на видео, неоднократно и критично пересмотрите его так, как если бы вы оценивали доклад своего подчиненного, и дайте самому себе методические рекомендации по содержанию доклада, его подаче, голосу и интонированию, позе и жестам.
  • У нас в учреждении   конкурсант выступает перед коллегами, техническим персоналом неоднократно , и всегда аудитория меняется . Это дает возможность понять, как воспринимается человек, его речь, смысл.
  • Дома попробуйте  свое  выступление перед зеркалом.

ЗА ДЕНЬ ДО  ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Отдохните, отвлекитесь от подготовки материалов к конкурсу, уделите внимание физическим нагрузкам, желательно на свежем воздухе. Это не только обогатит кислородом ваш организм, но и поможет сбросить накопившийся в результате затяжного стресса адреналин, переключить внимание, справиться с волнением и страхами.
  • Ляжьте спать вовремя. Изможденный человек не сможет качественно представить даже самое гениальное сообщение и уж тем более не сможет правильно реагировать в предложенных организаторами условиях.
  • Перед сном мысленно представьте процесс вашего выступления — как вы одеты, какое у вас настроение, как вы встаете и идете на сцену, как выступаете, как внимательно и увлеченно слушают вас члены жюри и публика, какие вопросы задают, как вы садитесь на свое место или уходите за кулисы. Очень важно представлять позитивную картину своего выступления очень подробно, во всех деталях, буквально срежиссировать его.
  •  Помните! Предшествующее состояние страха вызывает неуверенность, предшествующее состояние увлеченности вызывает вдохновение. Вы прекрасный педагог, увлеченный своей профессией, вам есть что рассказать и показать.
  • Определите для себя, что участие в конкурсе — лишь средство для получения опыта. У опыта нет знака "+" или "–", а значит, нет поражения, нет первого и последнего места в вашей собственной работе над собой. Не преувеличивайте значимость внешней оценки. Вы осознано пришли на соревнование, где будут победившие и проигравшие, но в деле самосовершенствования вы в выигрыше независимо от внешнего результата. Без вызова самому себе нет стимула для внутреннего роста. Будьте благодарны себе в прошлом за совершенные некогда ошибки — без них не было бы вас настоящего.
  • Попробуйте выступить перед членами семьи и друзьями, заинтересовать их. Если вам удастся в ходе своего выступления переключить их восприятие, заинтересовать, увлечь, вы с легкостью заинтересуете публику, уже готовую воспринимать вас в роли профессионала. Прислушайтесь к замечаниям и вопросам ваших семейных «критиков», учтите, насколько это возможно, их пожелания.
  • Немало важно заранее подготовить одежду, в которой вы будете выступать. Подготовьте и запасной вариант. В день выступления                              вас могут поджидать неприятные сюрпризы, по вашему мнению                       ( пропалить кофточку, прижечь брюки), и эти факторы могут вас огорчить и отвлечь от настроя на выступление.

ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ

  • Перед выступлением не пейте  лекарства для успокоения, которые порекомендовали знакомые. Не зная их действие , вы можете попасть впросак.
  • Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале, которая успешно прорастает на почве вашей собственной неуверенности в себе. К тому же конкурсанты склонны бояться и переживать вместе. Им кажется, что легче справиться с волнением, если рассказать о нем коллеге-конкурсанту, и вот уже в ожидании выхода на сцену конкурсанты оживленно делятся переживаниями, поддерживая опасения и укрепляя страхи друг друга. Наиболее продуктивная стратегия в таком случае — притвориться спокойным, даже если не испытываешь спокойствия. Изображая спокойного человека, уверенного в своих силах, вы незаметно для самого себя переведете из внешнего во. внутренний план это ценное ощущение.
  • Можно использовать приемы телесно-ориентированной психотерапии. Определите, в какой части тела живет ваш страх. Какой он (форма, цвет, температура)? Мысленно опишите его, затем определите «оружие», которым его можно победить. Часто в качестве исцеляющего средства люди представляют приятное тепло, которое как бы растворяет в себе сгусток страха, или солнечный свет, который его нейтрализует. Очень важно, формируя образ, прочувствовать его в собственном теле, а для этого необходимо уединиться, удобно расположиться, закрыть глаза, постараться расслабиться.
  • Помните: так, как работаете в профессии ВЫ, не сможет работать никто другой. У кого-то может быть больше опыта, кто-то лучше знает предмет, каждый обладает своими преимуществами, но никто не обладает вашими преимуществами! Вы уникальны как человек и уникальны как профессионал! А значит, вам есть что показать и чему научить окружающих! Дерзайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации при разработке и проведении конкурсного занятия на конкурсе профессионального мастерства "педагог года"

С данной статье представлены отличительные особенности конкурсного занятия от традиционного. даны рекомендации по разработке конкурсного занятия, приведены примеры проблемных ситуаций....

Авторская методическая разработка конкурса профессионального мастерства "Лучший педагогический дуэт ДОО"

16-17. 03.2016 года в МКДОУ №24 был проведен конкурс «Лучший педагогический дуэт – 2016г.»Цель конкурса: развитие института наставничества в ДОО, стимулирование профессионального рос...

Методическая разработка "Педагогическая находка" Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Педагог года города Ялуторовска - 2020"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки, буквы и слова»....

Участие в региональном конкурсе профессионального мастерства (методических разработок) "Моя семья"

Цель конкурса: развитие и сопровождение профессиональной активности педагогических работников дошкольного образования, стимулирования их инициативы в решениии актуальных задач в сфере дошкольного обра...