Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".
методическая разработка (младшая группа) по теме

Чугунова Надежда Николаевна
Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада и семьи. Моё выступление раскрывает формы взаимодействия детского сада и се​мьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedinenie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе.

Свое выступление я хочу начать словами В. А. Сухомлинского:

 «Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшееся плохое…»

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и все меньше уделяют внимания чтению книг. В начале ХХI века, наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки. Сейчас обратная картина - мы на бегу покупаем газеты, журналы, но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а что они сами сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей - это забота о будущем России, сегодня это понимают и на государственном уровне.

          В дошкольном возрасте маленький читатель делает самые первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

          Читатель в ребенке начинается гораздо раньше, чем он научится читать. Ребенок – слушатель - это уже читатель.

           Мы, воспитатели, строим свою работу основываясь на ФГОС ДО. В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ выделены пять  образовательных областей. Две из которых направлены на формирование у дошкольников интереса к художественной литературе.

 «Речевое развитие» включает в том числе:

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Художественно-эстетическое развитие» направлено в частности на:

  • восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Но и остальные образовательные области подразумевают использование художественной литературы при решении определенных задач.

Поэтому, внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, учитывая потребности родителей, способствуя формированию активной родительской позиции. Дает возможность эффективнее использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы с семьей.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе.

  • Информационно-аналитические
  • Познавательные
  • Досуговые
  • Наглядно-информационные

Информационно-аналитические формы

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; наличие у родителей необходимых  педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе; изучение  запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.

К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести:

  • анкетирование «Нужно ли читать детям книги»;
  • интервьюирование «Ваши любимые книги для чтения»;
  • проведение опросов, беседы «Почему ребенок не слушает, когда родители читают книги?»;

Познавательные формы

Призваны повышать компетентность родителей, способствовать изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы  помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.

  • Консультация, «Как читать детям книги с учетом возраста».
  • Видео презентации занятий, бесед с детьми.
  • Видеоотчет об экскурсиях в библиотеку.
  • Электронная картотека библиотек родителей и библиотеки детского сада.
  • Проект «Моя любимая сказка» и др.

Досуговые формы

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

  • развлечения и праздники;
  • викторины, КВН;
  • конкурсы чтецов, рукописных книг.
  • Театральные гостиная «Сказки А.С.Пушкина» и др.

Наглядно - информационные формы

Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют

правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.

  • Открытые занятия по чтению художественной литературы.
  • Рекламные недели «Книга наш друг» и др.
  • Обмен опытом семейного воспитания. «Я люблю читать»
  • Просмотр роликов «Правила обращения с книгой».
  • Родительские собрания.
  • Родительский клуб «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»

Часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.

Один из методов работы с семьей это использование ИКТ. Создание группового сайта, странички в социальных сетях.  В наше время у всех родителей есть возможность получить доступ к информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. (Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что дает широкие возможности для коммуникации.) Использование в работе современного мультимедийного оборудования, создание образовательных ресурсов и их широкое использование дает возможность активнее взаимодействовать с родителями, а педагогу выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Какие преимущества получают родители от группового сайта при ознакомлении детей с художественной литературой?

  • Во-первых, получать информацию в форме педагогических советов созданию домашних библиотек для детей, о том, какие книги читают в группе, правилах чтения книг в соответствии с возрастом детей, о создании рукописных книг.
  • В-третьих, сайт позволяет узнать, в какие игры по данной теме можно поиграть с детьми дома.
  • Посмотреть коротенькие презентации книг, представленные детьми, запись праздников и развлечений.

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп. Тема: «Значение и развитие мелкой моторики детей. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Вступительное слово руководителя методического объединения воспитателей младших и средних групп по вопросам речевого развития «Логопедическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста». Т...

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста"

Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного в...

Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе, воспитании любви к художественному слову

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и в семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя....

Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе

В последние десятилетия интерес взрослых и детей к книге снизился, что привело к снижению личностной культуры дошкольников. С появлением телевидения и компьютеров небывалая мощь потока информации удар...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...