Кружок по шашкам
рабочая программа (средняя группа) на тему

Борисова Зинаида Валентиновна
Играем в шашки мы везде:
И дома и на даче,
В саду на пляже, во дворе,
С родными и друзьями.
Простая, мудрая игра, любима нами с детства.
Нас учит многому она, что в жизни пригодиться:
И рассуждать и размышлять,
Дружить не обижаться 
Решенья верно принимать –
Проигрывать и побеждать.
И чтоб учиться, лишь на 5 –
Возьми игру начни играть.
 
Пояснительная записка.
      
        Программа предназначена для шашечного кружка в детском саду и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга детей, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
       В процессе занятий шашками дети получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
       При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. Проводится шашечный турнир, на который приглашаем 1-классников. Победителям вручаются грамоты.
       Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, усидчивости. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке,
       Программа занятий по шашкам предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны детям не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы
     В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
 
Организационно-методические указания
Обучение рассчитано на подготовку шашистов из числа ребят, уже знакомых с основными правилами шашечной игры, а также новичков.
При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных детей, подтягивая к ним остальных.
 
Идея программы
         Использование игры в шашки для развития  логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
     Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70%  своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
 
Цель:
 Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
-  Обучение основам шашечной игры;
-  Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
-  Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, усидчивости, трудолюбия, коллективизма;
-  Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
-  Развитие стремления детей к самостоятельности; 
- Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
Играя ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое
Осуществление всестороннего физического развития воспитанников. 
 
Участники: воспитанники старших групп и родители (законные представители).
Социальные связи с другими организациями: Работа по преемственности со школами, куда поступают выпускники детского сада: УСОШ, НСОШ №1
 
Ожидаемые результаты:
Знание теории и практики шашечной игры.
Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.
Овладение элементарными навыками игры в шашки.
 
Этапы кружковой работы:
 I этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2016г.)
- Консультация «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей);
- Подготовка группы к работе с детьми в шашечном кружке (ответств.воспитатель);
- Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный - кружок (воспитатель);
- Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований;
- Совместно с детьми и родителями (законными представителями) изготовление шашечных игр;
- Проведение отборочных туров (декабрь-февраль); 
- Развлечение «Шашечный бал» (март 2017 г.);
- Участие детей старшего возраста во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам (апрель 2017 г.);
- Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (март-апрель 2017 г.).
- Организация подвижных игр с применением шашечной терминологии;
- Участие детей в городских, районных и региональных конкурсах и мероприятиях.
II этап. Обобщающий этап.
- Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»;
- Фоторепортажи с мероприятий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_shashkam_zina_2016.docx739.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР-д/с №2 «Сардаана» МР «Нюрбинский район» РС(Я)

Кружковая работа

 «Шашки»

в подготовительной и старшей группе

на 2016-2017 уч.год

Выполнила:

воспитатель средней группы

Борисова ЗинаидаВаленти

Играем в шашки мы везде:

И дома и на даче,

В саду на пляже, во дворе,

С родными и друзьями.

Простая, мудрая игра, любима нами с детства.

Нас учит многому она, что в жизни пригодиться:

И рассуждать и размышлять,

Дружить не обижаться

Решенья верно принимать –

Проигрывать и побеждать.

И чтоб учиться, лишь на 5 –

Возьми игру начни играть.

Пояснительная записка.

     

        Программа предназначена для шашечного кружка в детском саду и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга детей, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

       В процессе занятий шашками дети получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

       При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. Проводится шашечный турнир, на который приглашаем 1-классников. Победителям вручаются грамоты.

       Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, усидчивости. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке,

       Программа занятий по шашкам предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны детям не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы

     В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Организационно-методические указания

Обучение рассчитано на подготовку шашистов из числа ребят, уже знакомых с основными правилами шашечной игры, а также новичков.

При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных детей, подтягивая к ним остальных.

Идея программы

         Использование игры в шашки для развития  логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

     Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70%  своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.

Цель:

 Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

-  Обучение основам шашечной игры;

-  Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

-  Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, усидчивости, трудолюбия, коллективизма;

-  Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

-  Развитие стремления детей к самостоятельности;

- Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Эстетические:

Играя ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое

Осуществление всестороннего физического развития воспитанников. 

Участники: воспитанники старших групп и родители (законные представители).

Социальные связи с другими организациями: Работа по преемственности со школами, куда поступают выпускники детского сада: УСОШ, НСОШ №1

Ожидаемые результаты:

Знание теории и практики шашечной игры.

Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

Овладение элементарными навыками игры в шашки.

Этапы кружковой работы:

 I этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2016г.)

- Консультация «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей);

- Подготовка группы к работе с детьми в шашечном кружке (ответств.воспитатель);

- Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный - кружок (воспитатель);

- Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований;

- Совместно с детьми и родителями (законными представителями) изготовление шашечных игр;

- Проведение отборочных туров (декабрь-февраль);

- Развлечение «Шашечный бал» (март 2017 г.);

- Участие детей старшего возраста во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам (апрель 2017 г.);

- Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (март-апрель 2017 г.).

- Организация подвижных игр с применением шашечной терминологии;

- Участие детей в городских, районных и региональных конкурсах и мероприятиях.

II этап. Обобщающий этап.

- Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»;

- Фоторепортажи с мероприятий.

Кружковые занятия

сроки

ответственный

1

Занятие.  Простые комбинации

сентябрь

Руководитель кружка

2

Практическое закрепление материала

3

Занятие.  Делаем наилучшие ходы.

октябрь

4

Практическое закрепление материала

5

Занятие. Комбинационные приемы

ноябрь

6

Практическое закрепление материала

7

Занятие. Достижение выгодной оппозиции

декабрь

8

Практическое закрепление материала

9

Занятие. Использование дополнительного темпа

январь

10

Практическое закрепление материала

11

Занятие. Размен.

февраль

12

Практическое закрепление материала

13

 Подготовка к соревнованиям

14

Занятие. Треугольник Петрова.

Март

15

Практическое закрепление материала

16

Занятие. «Шлагбаум».

Апрель

17

Эффективность и красота комбинаций

18

Практическое закрепление материала

19

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

май

Руководитель кружка, воспитатели, родители

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.БКнига о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10.  Погрибной В.К. Шашки –Шашки для детей,2010.
  11.  Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  12.  Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт,  1951. – 187 с.
  13.  Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  14.  Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашаки для детей. – М.: Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137с.

Список воспитанников кружка:

1.  Алексеева Наташа – под.гр

2.  Григорьева Кюннэй – под.гр

3.  Егоров Алеша – подг.гр

4.  Иванова Диана – ст.гр

5.  Иванов Миша – ст.гр

6.  Кондратьев Артем – под.гр

7.  Рехлясов Иван- под.гр

8.  Федотов Костя – ст.гр

Анкета для родителей (законных представителей)

воспитанников

Ф.И.О. _________________________________________________

                                                                                                                    да                нет        

  1. Есть ли у вас дома шашки?
  2. Умеете вы сами играть в шашки?
  3. Играет ли ваш ребенок в шашки?
  4. В какие игры больше предпочитает играть ваш ребенок?

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Желаете ли вы, чтобы ребенок посещал кружок шашек?    

Под словом да, нет, ставите галочку

Кружок по интеллектуальной игре «Русские шашки»

                       

                                                    Победители внутрисадовского турнира

         

Городской турнир по шашкам                 Кондратьев Артем

                                                                      Сельтюков Лев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...

Кружок "Русские шашки"

Кружок для старшего дошкольного возраста по шашкам....

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности математический кружок "Весёлые шашки" для детей старшего возраста на 2019-2021учебный год.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенн...

кружок " умные шашки"

кружок " умные шашки"...