Кружок " умные шашки"
материал (подготовительная группа)

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umnye_shashki.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикского района Республики Тыва»

«Согласована»                                                                                                                             «Утверждена»

со старшим воспитателем                                                                                                        Ззаведующей                                                                                                                                                МБДОУ д/с «Чечек»

                                                                                                                                                   МБДОУ д/с «Чечек»

_____________Монгул Ч. Б                                                                                                  __________Саая.А.О

«       »   _________2020                                                                                               «____» __________2020                                                                                                                                                                                                                                       

Программа дополнительного образования

«Умные шашки»

Воспитатель: Талганчык А.М

2020

Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее, я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте, по своей природе, очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражения. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Знакомство и обучение детей игре в шашки должно проходить поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научу правильно расставлять шашки на игровом поле, объясню им, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоят общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Но научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Но я считаю, что необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Не секрет, что дети, играющие в шашки лучше успевают в школе, особенно в точных науках.

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.

Цель кружка: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

• обучить основам шашечной игры;

• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;

• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Воспитательные:

• воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;

• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развивать стремления детей к самостоятельности;

• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Программа «Умные шашки» рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, проводится 1 раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий 25-30 минут.

Основными формами работы и средствами обучения являются:

• практическая игра;

• решение задач, комбинаций и этюдов;

• дидактические игры и задания, игровые упражнения ;

• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.

Методическое обеспечение

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Прогнозируемый результат освоения программы:

развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

развиваются пространственное воображение и мышление;

сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу. Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

Перспективное планирование работы кружка «Умные шашки».

Сентябрь

I неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

II неделя

Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

III неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: создание условий для развития логического мышления.

IV неделя

Тема: Знакомство с доской и фигурами.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

Октябрь

I неделя

Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

II неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Ноябрь

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

II неделя

Тема: Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.=

Тема: Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Декабрь

I неделя

Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

Январь

II неделя

Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».

Цель: научить играм в «Поддавки».

III неделя

Тема: Продолжение ознакомления с игрой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Февраль

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

II неделя

Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».

Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки».

III неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Март

I неделя

Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Показ и обучение игры «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

III неделя

Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Апрель

I неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

II неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

IV неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.

Май

I неделя

Тема: Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить играм в «Шашки».

II неделя

Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра в «Шашки» с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Мониторинг

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Методика проведения:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Вопросы и задания:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Используемая литература:

1. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

2. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

3. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

4. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

5. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

6. Сидлин А. М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

7. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.

8. Голиков А. И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.

9. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Список детей кружка «Умные шашки»

подготовительная к школе  №2

  1. Монгуш Лилия
  2. Салчак Алина
  3. Томбулак Дарима
  4. Сарыглар Очур
  5. Очур-Бады Урансай
  6. Тюндешев Айслан
  7. Ондар Мелани

8. Буянды Самира

9. Манчын-оол Ангыр

10.Сарыглар Сайын-Белек

11. Сегбелдей Аяс

12.Иргит Алтея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умные шашки"

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...

.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...

Шашечный турнир «Умные шашки»

Сценарий проведения шашечного турнира "Умные шашки" для детей старших групп....

Перспективное планирование "Умные шашки"

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

кружок " умные шашки"

кружок " умные шашки"...