Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
рабочая программа (старшая группа)

Белорукова Светлана Михайловна

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоения игры в шашки. Процесс обучения осуществляется по перспективно-тематическому плану, определяющему количество и содержание  занятий в месяц по разработанным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnye_shashki.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительной образовательной деятельности  «Умные шашки» разработана на основе учебного пособия для детей 5-12 лет  В. К. Погрибного «Шашки для детей».

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения игры в шашки.

Предлагаемая программа составлена для детей 6-7 лет, рассчитана на один год обучения. Занятия построены на сюжетной игровой основе.

Процесс обучения осуществляется по перспективно-тематическому плану, определяющему количество и содержание занятий в месяц по разработанным темам. В год запланировано 31 занятие. Из них 4 занятия отведено на мониторинг детей. Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю не более 25 - 30 мин.

Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми и получении положительных эмоций.

Целью мониторинга является выявление уровня развития знаний и умений в игре в шашки (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). В процессе оценки используются уровни: высокий, средний, низкий. Мониторинг проводится два раза в год: в октябре, в мае. Форма занятий – групповая.

При  разработке  программы использовались следующие нормативно-правовые документы: 

* Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

* СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

* Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706          г.Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; 
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2015 года N АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг».

  1. Цели и задачи реализации программы

Основной целью программы является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности воспитанников посредством освоения игры в шашки.

Основные задачи:

  • развитие познавательных интересов, логического мышления, памяти, речи; интеллектуальных и личностных качеств детей;
  • расширение кругозора;
  • приобщение детей к общепринятым нормам и правилам поведения со сверстниками и взрослыми;

Обучающие — познакомить детей с тактическими приемами, элементарными позиционными основами игры, элементами дебютов, различными окончаниями, научить решать комбинации в три хода, играть в игры на шашечной доске (мини-шашки, Заяц — волк», поддавки);

 Воспитывающие — воспитывать чувство ответственности за команду, товарищеский дух, честность;

 Развивающие — развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь, способность к рассуждению, логику.  

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

- системность - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;

- последовательность - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации, от простого к сложному, от лѐгкого к более трудному, от неизвестного к известному, применяя элементы занимательности, новизны.

- принцип научности - детям сообщаются знания об истории шашек, игре в шашки;

- принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Тематический план

 

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Количество

 часов

октябрь

1

Мониторинг

1

2

«По  дороге  знаний» - экскурсия в шашечный клуб.

1

3

Сказка начинается  «Королевство  шашек».

1

4

 «Путешествуем  по  сказочному  королевству» -  «Шашечная доска и шашки.

ноябрь

5

 «Волшебные  ниточки  сказочного  королевства» - «Шашечные дороги».

1

6

 Встреча  на  лесной  поляне - «Зайкины  шашки».

1

7

 «Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля.

1

8

 «В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки».

1

декабрь

9

 «Там  на  невиданных  дорожках» - «Диагональ».

1

10

 «Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов

1

11

«Лесная  школа  умного  зайца»  - Центр

1

12

«Лесная  школа  умного  зайца» - Бортовые поля

1

январь

13

 «Лесная  школа  умного  зайца»  - «Дамка».

Дамочные поля

1

14

«В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки».

1

15

«Правила  хорошие, знать  каждому  положено»- Основные правила шашечной игры

1

февраль

16

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

1

17

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске

1

18

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки

1

19

«Этикет  игрока» - Правила поведения во время игры

1

март

20

 «Зайкин  сон».

1

21

 «Как  справится  с  задачей?»

1

22

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

1

23

 «Веселый  бой»

1

апрель

24

Викторина «Королевство шашек»

1

25

 «Подготовка к соревнованиям между  командами  ДОУ».

1

26

 «Использование дополнительного темпа».

1

27

 «Умники  и  умницы».

1

май

28

 «Турнир сильнейших»

1

29

 «Лесной  турнир»

1

30

 «Соревнования»

1

31

Мониторинг

1

Итого количество занятий

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей игре в шашки

Обучение детей игре в шашки...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

Перспективный план по обучению детей игре на музыкальных инструментах оркестра "Веселые музыканты".

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию...

кружок обучение детей игре в шашки

С начала учебного года продолжит свою работу кружок по обучению детей старшего возраста игре в шашки...

Тематический план по обучению детей ПДД

Недельное планирование по обучению детей ПДД в средней группе...

"Обучение детей игре в шашки."

В данной статье рассказывается о том,что такое игра в шашки,основные правила игры, приводится краткий словарь терминов....

тематический план по обучению детей ПДД

Тематический перспективный план по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе № 9МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №92 «Ладушки» на 2016 – 2017 учебный год...