Развитие фонематического развития в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье описаны этапы работы по развитию фонематического восприятия и приведены серия упражнений по музыкальной логопидической ритмике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического развития в дошкольном возрасте

Работа по развитию фонематического восприятия проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему конкретный образ из сказки или рассказа.

На втором этапе ребенка учат различению изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

На третьем этапе проводится работа по узнаванию звука в слове.

На четвертом этапе ребенка учат определять место звука в слове (в начале, в конце, в середине).

На пятом — ребенок учится различать на слух звуки в словах, близкие по звучанию или артикуляции (например, звонкие и глухие, свистящие и шипящие и т.п.).

И, наконец, на последнем этапе ребенка учат придумывать слова на заданный звук.

Некоторые авторы в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием рекомендуют применять цветовые сигналы (цветные кружочки). Хотя цветовое обозначение звуков является условным, оно должно быть обязательно стабильным. Например, звук с обозначается всегда кружком зеленого цвета, а звук ш — кружком красного цвета. Этот игровой момент вызывает у ребенка большой интерес к занятиям.

Рекомендуется также для работы над анализом предложения изготовить специальную кассу. На кассе (размер 100x50 см) нашито несколько рядов кармашков различной длины. В эти кармашки вставляются полоски, обозначающие предложение, слова и слоги. В первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска-предложение. Затем идут два ряда по 3 кармашка для полосок-слов. В последнем ряду 3—4 маленьких кармашка для слогов, они находятся под полосками — словами в 3-м ряду.

Важное значение в работе по развитию речи придается специальным занятиям по сюжетным картинкам. Ребенок рассматривает картинки и отвечает на вопросы педагога. Все занятия по развитию речи дифференцируются в зависимости от возраста, характера речевого нарушения и уровня речевого развития.

Особую специфику имеет логопедическая работа, направленная на преодоление и предупреждение заикания. В настоящее время разработан комплексный подход к преодолению заикания. Он включает медикаментозное и психотерапевтическое воздействие, а также последовательную систему лечебно-педагогических мероприятий. Педагогическую часть комплексного подхода составляют специальные логопедические занятия.

Логопедическое воздействие осуществляется в двух основных направлениях:

прямое логопедическое воздействие, которое реализуется на групповых и индивидуальных занятиях;

косвенное логопедическое воздействие предполагает специальную организацию всех режимных моментов ребенка и особое отношение к нему окружающих, а также соблюдение речевого режима.

Важное значение имеет последовательность использования разных форм речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного проговаривания стихотворного текста. Ребенок специально готовится к упражнениям по воспитанию самостоятельной речи. Тщательно подбирается содержание речевого материала с учетом характера и степени выраженности заикания, уровня развития речи и интеллекта, возраста и специфики заикания. В настоящее время имеет место применение различных методик к преодолению заикания с учетом целого ряда факторов.

Однако, преодоление заикания всегда является комплексным лечебно-педагогическим воздействием. Важное место в преодолении заикания имеет психотерапия. Если заикание возникает в связи с острой психической травмой, то лечение следует начинать с «режима молчания» продолжающегося в течение 7—10 дней, с последующим очень постепенным включением ребенка в речевое общение.

Важно установить в семье заикающегося ребенка специальный «речевой режим» с ограничением речевой нагрузки, новых впечатлений. Все члены семьи должны пользоваться медленной, спокойной разговорной речью, особенно в присутствии ребенка. Необходимо исключить любые замечания и высказывания по поводу недостатка речи у ребенка.

Психотерапевтические мероприятия сочетают со специальным медикаментозным лечением. Используют различные седативные средства, успокаивающие микстуры, общеукрепляющие средства, комплексы витаминов, также по назначению врача применяют различные транквилизаторы и седативные средства: сибазон, элениум, пантогам и другие. Только после устранения общеневротических расстройств ребенка постепенно подключают к специальным логопедическим занятиям, широко используют логопедическую ритмику. Во время проведения всех педагогических и логопедических занятий необходимо избегать привлечения внимания ребенка к своему недостатку речи.

Практически опыт многих логопедов показывает, что заикание легче преодолевать в процессе малогрупповых занятий.

При преодолении неврозоподобного заикания используется более широкий спектр лекарственных препаратов, наряду с седативной терапией часто необходимо применение специальных лекарств, снижающих мышечный тонус в речевой мускулатуре, например, мидокалма, а также средств, нормализующих внутричерепное давление.

Важное значение в преодолении заикания имеет специальная музыкальная терапия, в частности, музыкальная ритмика, а также лечебная физкультура.

Музыкальная логопедическая ритмика включает несколько серий упражнений:

  • упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, развитию чувства ритма, подражательной деятельности;
  • специальные упражнения на развитие общей моторики, координации движений, динамического праксиса.

Широко используются игры с пением, игры-инсценировки с музыкальным сопровождением, хороводы.

Особо важное значение придается специальным речевым упражнениям. Каждое упражнение должно быть тщательно подобрано и преподнесено ребенку так, чтобы у него не проявились речевые судороги. В наиболее тяжелых случаях тренировочные упражнения начинаются с сопряженно-отраженной речи.

Следующий этап работы — это вопросе-ответная речь. На этом этапе ребенок предпринимает первые попытки самостоятельного речевого общения. На начальном этапе работы взрослый задает ребенку вопрос и сам на него отвечает, а ребенок повторяет ответ. Обычно вопросы взрослого сопровождают предметно-практическую или игровую деятельность ребенка. Например, взрослый и ребенок рисуют дом. Взрослый комментирует свое действие словами: Я рисую дом, ребенок повторяет: И я рисую дом. Затем эти речевые упражнения постепенно усложняются.

При преодолении заикания ребенка учат планировать и регулировать свою деятельность. Широко используются игры-инсценировки на сюжеты знакомых ребенку сказок, а также на бытовые темы, например, «Магазин», «День рождения» и др.

Преодолению заикания способствуют обучающие магнитофонные занятия.

Одним из важных принципов проведения занятий с заикающимися дошкольниками является последовательность упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

НА.Власова предлагает различать 7 видов речи, которыми постепенно должен овладеть заикающийся ребенок:

сопряженная речь;

отраженная речь;

ответы на вопросы по знакомой картинке;

самостоятельное описание знакомых картинок;

пересказ прослушанного небольшого рассказа;

рассказ по незнакомым картинкам;

речь-беседа.

Эффективная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности разработана Н.А.Чевелевой. Эта методика включает в себя 5 этапов:

пропедевтический — организация поведения, слуховое внимание;

сопряженная речь — ребенок комментирует совершаемые им Действия. Ситуативность речи достигается постоянным зрительным контролем за своими действиями;

завершающая речь — описание уже выполненной работы или ее фрагментов;

предваряющая речь — ребенок сообщает о том, что он будет делать.

На последнем этапе закрепляются навыки самостоятельной речи — ребенок рассказывает о всем процессе выполненной им работы.

Многими исследователями подчеркивается необходимость творческого подхода к работе с заикающимися детьми (В.И.Селиверстов, С.А.Миронова).

Последовательная система комплексной работы с заикающимися дошкольниками разработана Г.А.Волковой. Эта система включает следующие разделы:

  • методику игровой деятельности;
  • логоритмические занятия;
  • воспитательные занятия;
  • воздействие на микросоциальную среду детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Фонетико-фонематическое развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Интерактивная игра разработанна впрограммном обеспечении Easiteach Next Generatio...

Развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте

Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим о...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте"

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ-способность воспринимать и различать звуки речи. Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Без полноценного восприят...

Развитие фонематических функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ технологий.

Наиболее эффективным в корректировке фонематических функций является применение интерактивных технологий (ИКТ) и в частности Mimio-игр. Образование с применением Mimio становится более качественным, и...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....