Развитие фонематических функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ технологий.
статья по логопедии

Шестакова Марина Александровна

Наиболее эффективным в корректировке фонематических функций является применение интерактивных технологий (ИКТ) и в частности Mimio-игр. Образование с применением Mimio становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями не только улучшает скорость передачи информации и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление, мотивация к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ технологий.

Наши дети – наше будущее, будущее нашего общества, нашей страны. Каждый ребёнок, играя, общаясь, сталкиваясь с проблемами и решая их, готовится к большой взрослой жизни. Каждому ребёнку предстоит стать специалистом, профессионалом своего дела, занять достойное место в обществе. Помогая ребёнку в развитии, мы помогаем его будущему. Пристальное внимание самых разных специалистов, уделяемое детям от самого рождения, позволяет раннему обнаружению отклонений в их развитии. В частности, несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при последующей коррекции нарушений речи. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека – в «решетке фонем».

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Наиболее эффективным в корректировке фонематических функций является применение интерактивных технологий (ИКТ) и в частности Mimio-игр. Образование с применением Mimio становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями не только улучшает скорость передачи информации и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление, мотивация к обучению.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских личностных качеств, представления о человеке, обществе, культуре и много другое. Если же рассматривать такое понятие как «норма развития ребёнка», то можно сказать, что это понятие относительное. В наше время ребёнок, умеющий читать в четыре года уже не вызывает такого удивления как ещё 15-20 лет назад. Первичные же навыки обращения с электронной техникой или, как ещё говорят, с «гаджетами», дети получают уже в полтора – два года. Современное общество предъявляет к человеку всё более и более повышенные требования по коммуникабельности и скорости приобретения новых навыков в обращении с техникой и средствами коммуникации. Основная цель, которую мы ставим перед собой это развитие ребёнка и его высших психических функций. Использование Mimio-игр позволяет погрузить детей в интерактивную среду, при этом ребенок оказывается не пассивным наблюдателем, а активным участником, что, в свою очередь, способствует его интенсивному сенсорному развитию.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений ребёнка о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Нам необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и прочему.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

•        зрительными;

•        слуховыми;

•        осязательными;

•        обонятельными;

•        вкусовыми.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

Слуховые ощущения, когда ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать. Зрительные ощущения – ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте являются игры, игры подвижные и настольные, командные и индивидуальные, карточные и компьютерные, с использованием Mimio технологий. В данной статье мы более внимательно рассмотрим игры с использованием интерактивных компьютерных технологий (ИКТ). Использование интерактивных технологий, ориентированных на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллекта. Использование ИКТ в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации ребёнка, индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д.

Но, как и в любом другом деле нельзя увлекаться компьютерными играми, т.к. можно подвергнуть опасности здоровье ребёнка. Осанка и зрение страдают в первую очередь. Также при применении компьютерных игр мы не развиваем такую немаловажную сторону личности, как коммуникабельность. Будущий специалист, которым рано или поздно станет ребёнок, теряет навык работы в команде на достижение успеха. Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при обязательном соблюдении условий для сбережения здоровья ребенка.

Хочется отметить положительные стороны использования Mimio -проектов в работе с детьми:

•        повышается интерес детей к образовательной деятельности;

•        развивается воображение и творческие способности детей;

•        общение детей с педагогом становиться более живым и непринуждённым;

•        увеличивается объем предлагаемого материала;

•        способствует более эффективному усвоению знаний

•        Mimio-проекты позволяют многократно возвращаться к изучаемому материалу, меняя подачу, усложняя и изменяя задачи, добавляя задания;

•        позволяет повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях;

•        закрепляет пройденный и изучаемый материал;

•        сокращает время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы;

•        снимает негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых;

•        позволяет индивидуализировать процесс коррекционного обучения;

•        позволяет освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

•        развивает зрительно-двигательную координацию (в том числе и мелкую моторику);

•        активизирует мыслительную деятельность детей;

•        способствует положительной динамике развития.

Mimio игры позволяют организовать игровой процесс с привлечением большего количества детей, создать атмосферу соревнования, командного духа. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями. Игровой процесс вызывает у детей эмоциональный подъем.Также сама игра проводится, не сидя за монитором, а в подвижной форме, возле интерактивной доски. В отличие от компьютера, где возможности ребёнка ограничены применением клавиатуры и компьютерной мышки, в работе с Mimio доской у ребёнка есть возможность использования указки, стилуса и даже своих пальчиков. Что, в свою очередь, развивает моторику ребёнка.

При подготовке занятия материал размещается на нескольких страницах, каждая из которых соответствует определенному этапу. Подготовленные материалы хранятся в электронных папках в виде дидактического материала. Сочетанием и компоновкой заданий определяется уровень сложности занятия для каждой группы детей. Занятия могут быть направлены на тренировку одного или нескольких познавательных процессов, включать работу с эмоциональной сферой, развивать воссоздающее и творческое воображение.

Создавая Mimio -проекты, педагог должен помнить, что занятия следует проводить в игровой форме, отвечающей дошкольному возрасту. Содержание игр должно быть простым, интересным, доступным и эмоционально привлекательным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»

Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...

доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"

Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...

Презентация "Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста с применением современных технологий"

Развитие речевых способностей у детей -это одна из главных задач дошкольного образования. Для формирования коммуникативной компетенции и развития связной речи дошкольников в работе используются соврем...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс. Предложенный материал поможет восп...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии....