Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.
консультация

Ботякова Татьяна Александровна

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс. Предложенный материал поможет воспитателям ДОУ грамотно  и интересно организовать воспитательно - образовательный процесс с использованием   такой инновационной технологии  как квест – игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.

На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.

Задача педагога — создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

В этом может помочь квест-технология, которая является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.

 Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»). «Квест»- это командная игра. Идея игры проста, команда перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

 Квест – это совершенно новая форма взаимодействия педагога с детьми, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, учит действовать в команде, а  не поодиночке, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Нередко в квесте нужно проявить помощь и взаимовыручку. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Методически правильно разработанный квест имеет чётко поставленную образовательную задачу, правила, игровой замысел и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Образовательная задача всегда носит проблемно-поисковый характер, а в самом квесте одновременно могут сочетаться все формы детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,  двигательная, продуктивная и др.

Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников: речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.

Общие задачи по развитию личностных качеств детей

в процессе квестов:

  • Развивать познавательную активность и любознательность дошкольников.
  • Развивать творческие способности.
  • Побуждать детей к проявлению личной инициативы.
  • Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.

Как известно, содержание для квестов объединяют какой-нибудь одной темой или сюжетом: приключение, помощь, поиск чего-либо, природный мир, путешествие и т.д. (Ссылка на квест)

В квесте доминируют различные игры: дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.

Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.

Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Именно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.

К тому же, в процессе квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в  процессе познания.

Варианты  заданий:

Прием «Спрятанная подсказка»

Для такого вида заданий потребуется емкость с песком, любой крупой или макаронами, в которой и спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой. Подобные задания больше подойдут для квеста, который проводится на природе. Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава

Варианты тайников:

1.Заморозить в кубике льда.

2.Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.

3.Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.

4.Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.

5.Назвать предмет, которых в помещении несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.

6.Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.

7.Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например, спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.

Карта — изображение маршрута в схематической форме.

«Волшебный экран» — планшет, на котором фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

«Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.

«Кто лишний?».  Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой. 

Загадка.

Она может быть как в прозе, так и в стихотворной форме. Отгадка — ключ к следующему заданию. Чтобы усложнить задание, запишите загадку задом наперед — тогда детям придется постараться, чтобы прочитать ее, а потом только отгадывать.

Ребус

Изображаем слово-ключ с помощью ребуса. Ребус можно подобрать готовый, а можно придумать самому.

Пазл

Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.

Найди нужную коробку

Надо подготовить несколько одинаковых коробок, в одной из которых ключ или слово. Задача участников — открыть все коробки. Вариант посложнее — в каждую кладем по ключу, но только один из них подходит к замку, или в каждую кладем по бумажке, но только на одной из них подсказка.

Зеркальное отображение

Пишем слово или загадку в зеркальном отображении. Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. Кстати зеркало тоже можно спрятать, сделав тем самым задание еще интереснее.

Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

Естественным спутником жизни детей является игра, которая обладает великой воспитательной силой и способствует формированию у дошкольников двигательных умений и навыков. Одной из форм развития двигате...

Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»

Тема по самообразованию:  «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»...

опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дош...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии....