Лабораторная работа №2 "Проектирование и создание ЭОР учебного назначения"
материал на тему

Аникеич Светлана Александровна

Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов.

 

Необходимые программные и технические средства:

Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, web-браузер; типы операционной системы не регламентируются, могут использоваться любые доступные продукты.

 

Общие сведения

Данная лабораторная работа нацелена на изучение круга вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) различного вида и содержания.

Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности  обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.

Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования  электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти  в конфликт  с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов.

Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Сегодня ЭОР являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЛР№2 ИТ в проф.деятельности90 КБ

Предварительный просмотр:

РГПУ им. А.И.Герцена,  Институт детства, кафедра НЕМО

ООП подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема №2: Проектирование и создание ЭОР учебного назначения

Лабораторная работа №2

Проектирование и создание ЭОР учебного назначения (6 часов)

Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов.

Необходимые программные и технические средства:

Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, web-браузер; типы операционной системы не регламентируются, могут использоваться любые доступные продукты.

Общие сведения

Данная лабораторная работа нацелена на изучение круга вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) различного вида и содержания.

Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности  обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.

Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования  электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти  в конфликт  с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов.

Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Сегодня ЭОР являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений.

Порядок выполнения лабораторной работы №2

«Проектирование и создание ЭОР учебного назначения» (6 часов)

Задание №1

Понятие электронного образовательного ресурса

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих электронные средства обучения. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами,  электронными образовательными ресурсами, цифровыми образовательными ресурсами. Этот список терминов можно продолжить.

В рамках курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для таких средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, используется  термин электронный образовательный  ресурс (ЭОР).

  1. Сформулируйте понятие электронного образовательного ресурса.
  2. Выделите основные типы ЭОР по сложности исполнения.
  3. Что  называют электронным учебным курсом?
  4. Чем отличается электронный учебный курс от традиционного учебника?
  5. Какие еще типы ЭОР используют в процессе обучения?

При выполнении задания 1 используйте материалы  электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  (Тема 1: Виды электронных ресурсов»;  п.1.1. Понятие электронного ресурса/ ИИТО Юнеско).

Задание №2

Классификация электронных образовательных ресурсов

Электронные образовательные ресурсы обладают специфическими особенностями, связанными с их различным назначением. Поэтому  ЭОР, использующиеся в образовательном процессе, можно классифицировать по-разному и  существующие на сегодняшний день подходы к классификации электронных образовательных ресурсов вариативны.

Необходимо помнить,  что, в определенном смысле,  всякая классификация электронных образовательных ресурсов является весьма условной,  поскольку в ней,  по сути дела происходит пересечение отдельных технологий.

  1. Назовите основные  параметры,  характеризующие ЭОР.
  2. Назовите признаки, по которым можно осуществить классификацию ЭОР.
  3. Выберите один из признаков классификации ЭОР и проведите примеры  ресурсов для каждой группы классификации по данному признаку. Оформите  задание в виде таблицы:

Классификация ЭОР по ………  признаку

Название группы

Пример ресурса 

(название ресурса, электронная ссылка на данный ресурс)

1.

2.

3.

При выполнении задания 1 используйте материалы:

  • электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  (Тема 1 «Виды электронных ресурсов»; п.1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов/ ИИТО Юнеско);
  • ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),
  • ресурсы Единого окна доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/library)

и других известных Вам образовательных порталов.

Задание №3

Состав электронного учебно – методического обеспечения учебной программы

В настоящее время подготовка учебно-методического обеспечения (УМО) в
электронном виде является одним из основных видов учебно-методической работы
преподавательского состава. Комплект УМО может охватывать образовательную
программу в целом, отдельную дисциплину или раздел дисциплины, например, цикл
лабораторных работ. В состав комплекта УМО могут входить различные ресурсы
(программы, планы, методические указания, учебники или конспекты лекций и т.д.),
образуя строгую иерархию, где одни ресурсы в совокупности формируют ресурсы более
высокого уровня. Все ресурсы УМО должны быть структурированы и определены связи
между различными компонентами в виде инфологической модели. При этом каждый электронный ресурс является самостоятельным и обладает всеми свойствами ЭОР.

  1.  Познакомьтесь с содержанием Темы 2 «Создание электронных учебных материалов» электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  / ИИТО Юнеско.
  2.  Какие требования должны быть выполнены при создании учебно – методического комплекса  (УМК) дисциплины?
  3. Что является основой УМК дисциплины?
  4.  Назовите дидактические принципы,  на основе которых должна осуществляться разработка УМК по дисциплине.
  5.  Выберите образовательную область по начальной школе/ дошкольному обучению.  Составьте схему  структуры УМК по данному предмету в рамках данной образовательной области.
  6.  Составьте список электронных ресурсов по каждому пункту составленной вами структуры с указанием его названия и электронного адреса.

 

Задание №4

Оформление текстового документа в соответствии с заданными критериями

Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.

Оформите шаблон электронного учебного пособия в формате текстового документа  в соответствии с заданными критериями.

  • Общее форматирование.
  • Формат листа – А4.
  • Ориентация листа – книжная.
  • Поля: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2,0 см.
  • Колонтитулы.
  • В верхнем колонтитуле написать свою фамилию и название факультета (выравнивание по правому краю).
  • В нижнем колонтитуле добавить номер страницы (выравнивание по центру)
  • Основной текст.
  • Стиль: Без стиля (Обычный).
  • Шрифт Times New Roman.
  • Кегль 14.
  • Выравнивание по ширине.
  • Отступ «слева» и «справа» 0 см.
  • Абзацный отступ (красная строка) 1 см. («Первая строка» – «отступ» – на 0 см)
  • Интервал «до» («перед») и «после» абзаца 0 см.
  • Междустрочный интервал «1» (одинарный).
  • Обязательно наличие нумерованных и маркированных списков (оформить их по своему усмотрению – вид маркера, форматирование номера, цвет, размер).
  • Заголовки.
  • Шаг 1. Выбор стиля. Стиль «Заголовок 1» для §1 (§2 и так далее). Стиль «Заголовок 2» для §4.1. (§4.2. и так далее).
  • Шаг 2. Форматирование. Шрифт Times New Roman. Кегль 18. Начертание: жирный. Выравнивание по центру. Отступ «слева» и «справа» 0 см. Абзацный отступ (красная строка) – «нет». Интервал «до» («перед») и
  • «после» абзаца 0 см. Междустрочный интервал «1» (одинарный).
  • Разрыв страницы.
  • Новый параграф должен начинаться с новой страницы. (Вставка – Разрыв – Новая страница).
  • Отдельно оставить пустой первую страницу для последующего добавления содержания.
  • Оглавление.
  • Шаг 1. Подготовка. На первой странице создать заголовок оглавления (оглавление, содержание). Добавить несколько пустых строк. Установить курсор НЕ в первую и НЕ в последнюю строку.
  • Шаг 2. Создание автоматического оглавления. Создать автоматическое оглавление при помощи главного меню (Вставка – Ссылка – Оглавления и указатели…).

Задание №5

Анализ презентации с точки зрения соблюдения правил оформления

        Электронная презентация –  и удобный способ преподнести информацию  самой разной аудитории и источник создания ЭОР. Основным преимуществом  такой презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок.

         

        Проанализируйте ошибки, допущенные при создании каждого из слайдов презентации  «Not To Do», используя материалы Приложения 1: «Правила оформления презентаций в Powerpoint». Результаты анализа представьте в виде таблицы:

№ слайда

Нарушения правил оформления презентации

1.

2.

………….

………….

………….

Задание №7

Обзор инструментальных средств,  которые можно использовать в процессе  создания ЭОР

         Выполните обзор инструментальных средств,  которые можно использовать в процессе  создания ЭОР на основе перечня,  представленного в  электронном пособии «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  (Тема 3 «Порядок разработки электронных ресурсов»; п.3.1. Этапы и инструментальные средства разработки электронных  ресурсов/ ИИТО Юнеско). Используйте наиболее популярные поисковые системы, представьте более подробную информацию об этих системах и их возможностях.

Задание №8

Создание электронного портфолио студента по выбранной тематике одного из предметов начальной школы

        Сформируйте электронное портфолио  по плану:

  1. Составьте библиографию по предметной области.
  2. Составьте «Справочник» - список Интернет – адресов порталов с информацией по теме Вашего портфолио.
  3. Составьте «Глоссарий» - основная терминология по изучаемым вопросам предметной области.
  4. Составьте коллекцию ЭОРов с их краткой аннотацией по выбранной теме.
  5. Составьте «Резюме» - представление себя как студента  - исследователя.
  6. Составьте портретную галерею (портреты ученых – исследователей в предметной области).
  7. Сформируйте «Электронную цикаду цитат» -  высказывания ученых,  писателей, философов об  изучаемом предмете.
  8. Создайте интерактивную презентацию в рамках выбранной темы (Приложение 2).
  9. Создайте видеоролик в рамках выбранной темы (Приложение 3).
  10. Интегрируйте все  материалы.

Задание №9

Составьте отчет о выполнении работы в электронном варианте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья:Создание детских учебно-игровых проектов.

в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского  музея с учётом тре...

Лабораторная Работа

Лабораторные работы...

Проектирование и создание ЭОР учебного назначения

Материалы лабораторной работы № 2...

Проектирование и создание ЭОР учебного назначения

Материалы лабораторной работы №2...

Статья по теме: создание детских учебно-игровых проектов

в рамках музейно-педагогической программы Федерального государственного учреждения культуры Русский музей " Мы входим в мир прекрасного"...