Проектирование и создание ЭОР учебного назначения
материал на тему

Материалы лабораторной работы № 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_no2_it_v_prof_d-ti_2015.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коен М.А. ОП «Методическое сопровождение в ДО»

Лабораторная работа №2

Оглавление

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ        

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ        

Введение        

Условия проектирования РППС        

Наполняемость РППС        


ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ

Введение

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах  дошкольного учреждения развивающей предметно - пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Возникает необходимость наполнять среду в группах играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств, стимулирующих  полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.

Развивающая среда инициирует деятельность ребёнка. Разнообразие предметно – пространственной среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает выбор по интересам и позволяет включать взаимодействие со сверстниками и взрослыми или действовать самостоятельно. Она должна быть развивающей и развивающейся.


Условия проектирования РППС

Дети проводят в детском саду  много времени, поэтому педагоги должны создать все условия для их комфортного пребывания в группе.

Главные условия, опираясь на которые нужно организовывать  развивающую предметно - пространственную среду в группе – безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей.

Организуя развивающую среду в группе, необходимо  руководствоваться  возрастными и психологическими особенностями  детей старшего дошкольного возраста.

Все пространство предметно-пространственной среды группы должно быть безопасно, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В проектировании предметно-пространственной среды группы учитываются требования ФГОС (приказ Минобрнауки от 17.10.2013  №1155 город Москва).

   Безопасность  пребывания детей в группе  обеспечивается благодаря безопасной среде:

- подбор мебели в   соответствии  с физическими параметрами детей;

- шкафы, стеллажи и полки должны быть закреплены;

- отсутствие ядовитых и колючих растений;

- безопасное расположение растений в группе;

- пособия и игрушки изготовлены из безопасных  материалов;

- освещение на столы общее, с учетом естественного: слева - сзади;

- дополнительное освещение на доску;

- ножницы, моющие средства, медикаменты находятся в недоступном для детей месте.

По обучению детей основам безопасности и жизнедеятельности, педагоги используют самые разнообразные формы и методы работы

Оформлен  «Островок безопасности», где дети на практических занятиях  и в игре  обучаются правилам безопасности. Широко используется наглядный материал: яркие выразительные плакаты, иллюстративный материал, пособия, буклеты, дидактические игры, книги и рисунки детей. Дети знакомятся с правилами дорожного движения и правилами поведения на улице и дома.

    Для психологического комфорта ребенка в  группе создан экран «Мое настроение», зона для персональных выставок детских рисунков, пожеланий, поделок («Волшебный зонтик»). Для формирования адекватной самооценки и развития самосознания оформлен  «Экран добрых дел», где дети фиксируют свои успехи и достижения.


Наполняемость РППС

Все пространство группы условно поделено на центры активности, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Центры наполнены разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающим свободный выбор детей.

    Образовательное пространство группы  оснащено техническими средствами (телевизор, видеоплеер, магнитофон), к ним имеется фонотека видео и мультфильмов, песен и музыкальных произведений.

Имеется оборудование для демонстрационного показа: стационарная и переносная магнитные доски, ковролин.

Развивающая среда группы наполнена современными игрушками и материалами: разнообразные виды конструкторов, музыкальные игрушки, электронно - озвучивающие плакаты, вертикальные сменные мобили (звезды, самолеты, птицы, фотографии), развивающие зрительную память детей, внимание, наблюдательность.

    В группе созданы условия для развития познавательной деятельности детей, имеется  экологический центр  «Узнавай-ка», в котором есть стол для игры с песком и водой, энциклопедии, календари, схемы и планы, модели и муляжи, глобусы, предметы для опытно-поисковой работы. Большой выбор природных материалов для изучения и составления коллекций. Центр природы является не только украшением группы, но и местом саморазвития детей,- именно в нем дети имеют возможность  проводить наблюдения, опыты природоведческого характера.

 Для речевого развития детей создан центр «АБВГДЕЙКА», в который входят:

- уголок по развитию речи с пособиями и игрушками для развития дыхания; серии сюжетных картинок, «алгоритмы» для составления рассказов, картотеки пальчиковых игр, дидактические игры, лото, пособия для изучения букв и  обучения чтению;

- детская библиотека, наполненная хорошо иллюстрированными книгами, альбомами, журналами, энциклопедиями, портретами писателей;

- уголок театрализации с разнообразными видами театров, атрибутов, элементами костюмов, наборами кукол, масок, ширма и оборудованная гримерная).

   Для умственного развития детей созданы центры «Сосчитай-ка» и «Игротека», в которых имеются:

- широкий выбор развивающих игр: танграмы, комплекты палочек Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», «Геометрический планшет», квадраты Воскобойникова (все на каждого ребенка);

- наборы цифр, геометрических фигур, знаков (в различных исполнениях);

- дидактические игры, раздаточный  счетный  материал, счетные линейки, счеты, часы, счетные палочки;

- схемы;

- разнообразные настольные игры - домино, лото, шашки и шахматы, пазлы, шнуровки, и т.д.

    В центре сюжетно - ролевой игры «Мы играем»  наши  дети обеспечены различными атрибутами, костюмами, игрушками, наборами и пособиями. Большая часть атрибутов для игр хранится в контейнерах, на которых есть надпись или картинка для узнавания игры.

   При создании предметно-развивающей среды  учитывается и региональный компонент, создан центр «Наш Петербург», украшением которого является настенное панно с видами города. Здесь размещены материалы для знакомства с Петербургом и его достопримечательностями: книги, иллюстрации, фотографии и видеофильмы, открытки, альбомы фотографий и рисунков детей и их родителей, пазлы и дидактические игры.

Кроме знакомства с городом, в этом центре дети знакомятся  с русской культурой, изучая быт и обычаи, традиции  и  праздники русского народа. Большое внимание уделяем русской игрушке, а именно – народной кукле, поэтому здесь представлены разные народные тряпичные куклы, изготовленные педагогами, а также детьми и родителями на занятиях творческой мастерской.

   Для художественно – эстетического развития детей  в группе создан центр «Радуга», в  котором имеются:

- репродукции картин;

-бумага для различных видов творчества, раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, краски, кисти, стаканчики для воды, трафареты, штампы, пооперационные карты по рисованию и лепки, по оригами;

- предметы декоративно-прикладного искусства из различных материалов, иллюстрации и фотографии предметов декоративно-прикладного искусства, альбомы  с работами детей;

-  мольберт;

- музыкальный уголок с большим количеством детских музыкальных инструментов, портретами композиторов, шумовыми инструментами.

   Особым успехом у детей пользуется спортивный и оздоровительный центр «Будь здоров», в котором находятся:

- различный спортивный инвентарь (скакалки, мячи, гантели, кегли, и т.д.);

- игры и пособия для развития крупной и мелкой моторики;

- массажные коврики  и дорожки(сделанные самостоятельно и  приобретенные), мини-тренажеры;

- ростомер;

- мнемотаблицы, плакаты, альбомы  с  фотографиями  и  рисунками  детей на спортивные и валеологические темы.

Таким образом, все основные компоненты развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения создают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей; отражают содержание образовательных областей с учетом возрастных особенностей детей; обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

Оформление детского сада вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.


Задание №5

Анализ презентации с точки зрения соблюдения правил оформления

        Электронная презентация –  и удобный способ преподнести информацию  самой разной аудитории и источник создания ЭОР. Основным преимуществом  такой презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок.

         

        Проанализируйте ошибки, допущенные при создании каждого из слайдов презентации  «Not To Do», используя материалы Приложения 1: «Правила оформления презентаций в Powerpoint». Результаты анализа представьте в виде таблицы:

№ слайда

Нарушения правил оформления презентации

Слайд 1

цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов;

фоновые рисунки мешают читать заголовок слайда;

Слайд 2

Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета

Слайд 3

опять новый стиль оформления слайда;

заголовок прижат кверху;

выведен полный текст, а не тезисы;

текст лезет в область заголовка (выше черты);

текст написан таким языком, что понять его весьма сложно;

черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст

недостаток мысли компенсируется туманностью изложения.

Слайд 4

опять новый стиль оформления;

неудачный цвет заголовка; непонятно, зачем заключать его в белый прямоугольник;

анимация «печатная машинка» утомляет и затрудняет чтение;

синие маркеры списка практически не видны;

черный текст на синем фоне не читается.

Слайд 5

заголовка еще нет, а на слайде есть какие-то непонятные материалы;

анимация только мешает воспринимать материал;

шрифт заголовка мельче, чем у основного текста;

ужасные рамки, к тому же разного цвета (их лучше вообще убрать);

для списков нужно использовать только выравнивание влево, для столбика чисел - вправо;

блоки текста и рисунок «стучатся» о границы слайда;

мелкий шрифт в правом текстовом блоке;

рисунок слабо относится к теме и залезает в область заголовка;

нелепое расположение объектов на слайде: много пустого места.

Слайд 6

заголовок лезет на рисунок шаблона;

первый элемент списка залез в область заголовка и на рисунок;

неудачный цвет основного текста;

много свободного места внизу (можно увеличить шрифт);

анимация только мешает восприятию.

Слайд 7

если предполагается, что это стартовый слайд раздела, то слишком мелкий шрифт;

неудачный выбор цветов (синий на зеленом).

Слайд 8

неудачный выбор цветов.

Слайд 9

слишком мелкий шрифт заголовка;

заголовок частично перекрывает элементы шаблона;

основной текст в выноске (зачем?), вылезает за ее границы;

выравнивание по ширине приводит к большим интервалам между словами;

лучше сделать список в основной части слайда.

Слайд 10

невнятный текст заголовка;

заголовок в три строки;

заголовок лезет на разделительную линию;

в тексте использована чрезмерно яркая расцветка;

второй и четвертый абзацы очень плохо читаются;

список из одного элемента;

точка с запятой в конце первого предложения.

Слайд 11

непонятна связь и взаимодействие элементов в четырех ячейках;

в ячейке (2,2) текст начинается с маленькой буквы, а в остальных – с большой;

шаблон мешает воспринимать материал.

Слайд 12

почему элементы организованы в виде пирамиды?

пирамида неровная, рамки перекрывают одна другую;

текст вылезает за рамку;

зачем используется цвет? почему именно эти цвета?

палитра типа «попугай»;

часть текста плохо читается, особенно через проектор.

Задание №8

Создание электронного портфолио студента по выбранной тематике одного из предметов начальной школы

        Сформируйте электронное портфолио  по плану:

  1. Составьте библиографию по предметной области.
  • Гриценко, З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста /З.А.Гриценко// Детский сад: теория и практика - 2013. - №6
  • Гурович, Л.М. Ребёнок и книга: книга для воспитателя дет. сада /Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, В.И.Логинова; под ред. В.И.Логиновой. -М.: Просвещение,1992. - 64с.
  • Сомкова, О.Н. Проблемы литературного развития детей/ О.Н.Сомкова// Детский сад: теория и практика -  2013г., № 6 
  • Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
  • Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.-288 с.
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240 с.

  1. Составьте «Справочник» - список Интернет – адресов порталов с информацией по теме Вашего портфолио.

  1. http://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-pedagogicheskogo-kollektiva-dou-i-roditelei-v-protsesse-optimizatsii-semeinoi

2. http://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-pedagogicheskogo-kollektiva-dou-i-roditelei-v-protsesse-optimizatsii-semeinoi#ixzz3WmqkIpU5

3.  http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/02/11/diplomnaya-rabota-proektnaya-deyatelnost-kak-forma

4.  http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_arnautova-family-kg.pdf 

5. http://festival.1september.ru/articles/603705/

6. http://www.edu-eao.ru/images/old/downloads/2008/shtanko-ap.pdf

  1. Составьте «Глоссарий» - основная терминология по изучаемым вопросам предметной области.

Литературное развитие - это  «процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, как способность ребёнка мыслить словесно- художественными образами, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - С. 3). (Н.Д.Молдавская).

Литературное развитие - это реализация опыта литературных способностей, таких как наблюдательность, творческое воображение (Л.Г.Ковалёв, А. Маслоу).

Литературное развитие - это процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О.В.Акулова, О.Н. Сомкова, Н.Д.Молдавская).

Литературное развитие - это одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью (В.А.Левин).

Приобщение к чтению рассматривается как процесс, представляющий собой создание условий для вхождения личности в соответствующую социокультурную общность, для расширения поля читательских ориентаций за счёт обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения, а также для принятия чтения как личностно - значимой ценности (исследование Т.Г.Галактионовой).

Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям.
Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного внимания, сосредоточения; оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания.

Восприятия литературного текста, как сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сфер личности.  [Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих .труды.- М.,1996.- Т.1.-66с.].

  1. Составьте коллекцию ЭОРов с их краткой аннотацией по выбранной теме.

САЙТЫ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

http://andersen.com.ua – Все сказки Андерсена.

http://s-marshak.ru – «Недописанная страница - Самуил Маршак». Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Все произведения для детей, письма, фотографии и звуковые файлы, которые, дополняя литературное наследие автора, помогут лучше узнать и полюбить Маршака-поэта, переводчика, прозаика и редактора.

http://www.bazhov.ru/ - Павел Петрович Бажов. Биография писателя, написанная дочерью - Ариадной Павловной Бажовой; фотоальбом. Сказы. Ссылки: uralring.eunnet.net/bazhov - Бажовских сказов дивные места; www.skazka.com.ru/article/bagov/bagov.html - сказы Бажова.bazhov.ural.ru - сайт литературной премии Павла Бажова.

http://www.chaplina1.narod.ru – Сайт В.В. Чаплиной. Сайт, посвящён жизни и творчеству замечательной детской писательницы Веры Васильевны Чаплиной.

http://www.chukfamily.ru – «Отдав искусству жизнь без сдачи...» Сайт о Корнее и Лидии Чуковских. Биографии. Все художественные произведения. Статьи, воспоминания, эссе, интервью.

http://www.museum.ru – Каталог музеев. Возможен поиск музеев по автору или произведению любого автора.

  1. Составьте портретную галерею (портреты ученых – исследователей в предметной области).

К.Д.Ушинский

Леушина А.М.

Кафедра Дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Н.К. Крупская

Е.И. Тихеева

Л.В.Выготский

А.Г.Асмолов

  1. Сформируйте «Электронную цикаду цитат» -  высказывания ученых, писателей, философов об изучаемом предмете.

 Если человек загадывает на год, он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетие, он сажает деревья. Если человек загадывает на века, он воспитывает детей. (японская мудрость)

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните, то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. (А. Энштейн)

Существует более одного способа посмотреть на проблему, и все они могут быть правильными. (Норман Шварцкопф)

Хорошее решение - результат опыта. А опыт - результат плохих решений. (Уолтер Ристон)

В наше время мы страдаем не столько из-за недостатка информации, сколько от избытка ненужной, бесполезной информации, не имеющей никакого отношения к выходу из кризисных ситуаций. Найдите возможности отделить бесполезное от важного, и вы почувствуете, что владеете ситуацией. (Джефф О`Лири)

Не ищите причину, ищите средство. (Генри Форд)

«Обсуждать надо часто, решать — однажды.» Публилий

«На самом деле не существует правильных и неправильных решений. Это ухищрение интеллектуалов. Главное, чтобы решение было принято.» Морган Д.

  1. Создайте интерактивную презентацию в рамках выбранной темы (Приложение 2).
  2. Создайте видеоролик в рамках выбранной темы (Приложение 3).
  3. Интегрируйте все материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья:Создание детских учебно-игровых проектов.

в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского  музея с учётом тре...

Проектирование и создание ЭОР учебного назначения

Материалы лабораторной работы №2...

Статья по теме: создание детских учебно-игровых проектов

в рамках музейно-педагогической программы Федерального государственного учреждения культуры Русский музей " Мы входим в мир прекрасного"...

Лабораторная работа №2 "Проектирование и создание ЭОР учебного назначения"

Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов. Необходимые программные и технические средства:Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет...

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных образовательных программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"...

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «Проектирование и создание Лэпбука: В гостях у феи Грамоты».

На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ДО, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения и нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образ...

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Управление- процесс планирования, организации, приведение в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного дост...