Организация праздника в детском саду
статья на тему

Как сделать детский праздник инте­ресным и запоминающимся?

Самая главная задача праздника - доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения. А ещё- это дать возможность для полноценного проживания его содержания. Это означает, считает С.А. Шмаков, дать ребенку свободу для проявления его «самости»: самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия, самоактуали­зации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_organizatsiya_prazdnika_v_detskom_sadu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация   праздника в детском саду.

         Как сделать детский праздник интересным и запоминающимся?

Самая главная задача праздника - доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения. А ещё- это дать возможность для полноценного проживания его содержания. Это означает, считает С.А. Шмаков, дать ребенку свободу для проявления его «самости»: самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия, самоактуализации.

        В детском празднике как одном из видов творческой деятельности необходимо учесть заранее запланированные моменты и возможность импровизации. Для того чтобы праздник получился, необходимо выстроить его четкую структуру. Это должно быть отражено в сценарии. Прежде чем писать сценарий, надо продумать идею (главный вывод праздника), которая будет в основе. Необходимо собрать оргкомитет праздника - мобильный коллектив, педагогический костяк, в который могут войти методист, музыкальный руководитель, желающие принять участие педагоги. Оргкомитет сначала пишет сценарный план: какова идея, средства ее реализации, действующие лица и исполнители, примерное время проведения. Сценарий (от слова «сцена» - «явление», «происшествие в лицах») может быть подробным и схематичным. Удобно писать оба вида сценария: вначале составить краткий, а потом расписать его до подробностей. Следует отметить, что, чем больше слаженность коллектива, привычность для него такой работы, тем менее подробно развертывается на бумаге сценарий. Затем сценарий рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли. Безусловно, важным является создание доверительной и деловой атмосферы при работе над сценарием. Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий - это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный. Для успешного воплощения необходимо продумать все организационно-технические моменты (необязательно записывать слово в слово на бумаге - основной принцип работы должен быть понятен ведущим праздника, он потребует от них импровизации, то есть определенного уровня мастерства).

   Прежде всего, надо продумать организованное начало праздника, от этого будет зависеть дальнейшее его течение. Начало (зачин) определяет общее настроение: торжественно-фанфарное, лирическое, веселое, бодрое и т. д. На зачин оказывает влияние и общая форма (жанр) проведения праздника. Если это сказка, то учитывается ее тон: повествование, волшебство, таинственность. Если это путешествие, то уместно с самого начала выбрать способ «передвижения» (на поезде", в автобусе, на корабле, на звездолете и т. д.). Можно начать с интригующей завязки («В связи с праздником пришло письмо...»; «Обнаружен таинственный предмет...»). Затем тут же, словно импровизируя, с учетом мнения собравшихся разработать план поиска, карту или схему путешествия и т. д. Таким образом, зачин зависит от самого праздничного события (по-разному может начинаться новогодний праздник или Троицын день), от темы всего мероприятия например: «Новогодние путешествия Деда Мороза», «Весенняя сказка», «Взятие снежного городка на Масленицу»). Следует учесть одно: в зачине необходимо запланировать поздравление с праздником, ради которого все и собрались, чтобы было понятно само событие.

       После зачина идет основная часть. Формы и жанры могут входить один в другой, меняться в основной части - главное, чтобы это было логично, связно, уместно. Ни к чему излишне менять жанры, всегда  лучше найти «золотую середину». В основной части, например, во время путешествия герои попадают в соседний город и там выступают перед местными жителями. Так довольно органично может «встроиться» концерт в праздник-путешествие. В основной части праздника, как правило, раскрывается главная его идея (например, в осенней  ярмарке дается идея плодов; на выпускном празднике - идея ценности багажа знаний). Лев Толстой говорил о том, что любой праздник - это праздник идей. Праздник должен быть ценностно-ориентированным явлением, как говорилось выше. В центральной части праздника происходит основной конфликт героев, накал страстей, кульминация праздника. В этой части проходят основные выступления актеров - детей и взрослых. Это время наивысшей активности детей в празднике. Дети поют, танцуют, играют, водят хороводы; они могут смотреть сказку, поставленную силами взрослых, старших детей, сверстников; разыгрывают аттракционы, участвуют в эстафетах, взаимодействуют с персонажами. СЛ. Шмаков пишет, что настоящий детский праздник - явление деятельное; праздник и праздность - явления очень разные, так как праздность сродни безделью, а праздник сродни жизнеустройству. Праздник для самих детей родствен их ведущей деятельности - игре,  её природе, так как ему свойственны компоненты игры - мажорный тон, ситуации «как будто».

         Третья часть праздника - заключительная, в которой завершается развязкой основной конфликт героев, добро побеждает зло, определяется место сюрпризов (тут не следует жалеть сил для разработки мельчайших подробностей «куда спрятать подарки»), чтобы для детей был эффект неожиданности их появления. В сценарии обязательно необходимо подчеркнуть, какие сделаны выводы - например, такие: «Надо ценить плоды чужих трудов»; «Знания получать тяжело, да за плечами нести легко».  В конце праздника должна звучать музыка, подчеркивающая общность людей, собравшихся на празднике, чтобы отметить событие, которое легло в его основу: заключительная песня, общий танец, песня героев и т. д.

     Следует внимательно отнестись к репертуарному списку и заранее предусмотреть продолжительность тех или иных выступлений.

Надо соблюдать щадящий режим на празднике в отношении детей. Иногда бывает, что педагоги, желая соблюсти «сюрпризность» момента, на деле подвергают своих воспитанников жесточайшему стрессу. Довольно широко распространена традиция не водить детей в наряженный зал накануне праздника, особенно на Новый год. Что же происходит дальше? Дети, красиво наряженные, одетые в карнавальные костюмы (уже одно такое ряженье иногда может выбить детей из колеи), приходят с хорошим настроением в украшенный зал. Начинается праздник, и ведущий, едва объявив о его начале, заводит детей в хоровод. Звучит музыка, и дети, оглядываясь по сторонам (ведь им хочется все получше рассмотреть, помахать рукой сидящим в зале родным), вовлекаются в пение с опозданием, не успевают делать знакомые и давно выученные движения, не смотрят на воспитателей, которые изо всех сил пытаются их «собрать». Некоторые дети помладше, увидев такое великолепие и разнообразие ярких красок вокруг, начинают просто плакать. Что же делать? Выход один - искать пути, формы и средства для того, чтобы сделать праздник радостью! К сожалению, часто мы видим, как после окончания праздника выходят уставшие воспитатели (они клеили накануне декорации и репетировали с детьми, учили сценарий) и дети (они тоже долго репетировали накануне в подсобных помещениях, но не в зале!). Праздник тянулся очень долго, и все устали. Пора покончить с напрасной тратой сил и эмоций. Лучше сберечь все это для самого праздника, поставить перед собой цель сделать праздник настоящим! Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

- придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);

- планировать праздники в конце предыдущего года;

- собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);

- обсуждать праздник по-деловому;

- собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно-два новых;

- не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу - даже старшие все равно отвлекаются, если в зале полно гостей);

- стараться как можно тщательнее готовить именно взрослых! Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения должны быть на празднике упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение (предложение, часть и т. д.) заканчивается, и чуть раньше, чем начнется следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним;

- применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание);

- работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями подготовки и проведения праздника;

- дети должны показывать на празднике не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;

- ведущий на празднике - главный герой. Эта роль самая ответственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссеру-  все должно «гореть» у него в руках. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актер забыл слова); он создает атмосферу праздника (вялый ведущий - праздника нет, не спасет самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением. По нему всем видно - праздник удался!

Работа над праздником как формой организации досуговой деятельности детей всегда была объектом пристального внимания ученых, педагогов и психологов. При проведении этой работы руководителю необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Максимальное вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях.

2. Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность».

3. Развивать коммуникативное поведения детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.

4. Дифференцировать детей по склонностям и способностям.

5. Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.

Еще один ответственный момент. Кто же все-таки должен писать сценарий и отвечать за проведение праздника и его «резуль-

тативность»? Обычно это берет на себя музыкальный руководитель. Это неверно. Один человек не может справиться с этим. Ему можно поручить (впрочем, как и другому грамотному педагогу) окончательное написание (то есть надо просто переписать начисто) обсужденного и уже утвержденного сценария, а также сделать его ответственным за все мероприятие. Но при этом надо помнить, что праздник-дело коллективное. В каждой группе проходит праздник, и все взрослые и дети этой группы должны содействовать тому, чтобы он удался (и плюс родители, даже если они не приходят на праздник, но ведь он будет у их детей, поэтому он обычно обсуждается дома, шьются костюмы и т. д.). Хорошо, если в коллективе распределяются обязанности так, что одни взрослые (педагоги, нянечки и другие сотрудники) делают декорации (вместе со старшими детьми), другие играют роли, третьи организуют детей при изготовлении пригласительных билетов, четвертые помогают на репетициях.

         В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они очень важны для успеха. Обычно воспитатели знают, в чем состоят два первых этапа, зато третий часто вызывает недоумение.

         На подготовительном этапе происходит самое основное - создание мотивации праздника. И.Э. Куликовская пишет, что праздник тесно связан с основными чувственными проявлениями человека, позволяет ему раз от разу разряжать нервное напряжение, что является причиной стойкости традиций праздника у всех народов  мира. Праздник представляет актуализацию целостной картины мира в сознании детей в творческих действиях, движении, словах, цвете, звуке. Л.С. Выготский указывает, что праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда только он окажет на них нужное воздействие. Дети могут с помощью педагога объединяться в творческие группы - «декораторов», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «гримеров», тщательно накладывающим грим артистам перед выступлением, «музыкантам», продумывающим музыкальное оформление праздника. Таких групп можно придумать еще не одну, главное - вовлечь всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.

        На втором этапе собственно проведения праздника надо создать празднично-торжественную атмосферу перед самым его началом. Попросить родителей привести в группу в этот день детей заранее, чтобы они не спешили, могли вовремя переодеться, вспомнить свои роли, полюбоваться на себя в зеркало, обсудить последние детали выступления. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведет детей в зал, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение.

        На заключительном этапе,  который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают степень усвоения праздника детьми:

-   какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней;

-    ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника;  

-    насколько информированы родители о празднике, и каково

их мнение;

-   разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника.            Педагоги делают выводы том, насколько эффективно было задействовано участие  детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.

    Праздники - это многогранное явление. Они способствуют объединению участников в один большой коллектив, созданию взросло-детской общности.

Список литературы:

  1. Праздники и развлечения в детском саду. Л.Г.Горькова, Н.Ф.Губанова, М.2007г.
  2. Большой праздник для малышей. Н.В.Бердникова, Академия развития 2006г.
  3. Праздники в детском саду. Н. Зарецкая, З. Роот.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации праздников в детском саду.

Как сделать праздник интересным, запоминающимся? Стараться следовать принципам и рекомендациям построения и проведения праздника, который  объединяет участников в один большой коллектив.Дарите пр...

Организация праздников в детском саду с участием родителей

Доклад на тему: "Организация праздников в детском саду с участием родителей"...

Методические рекомендации педагогам по организации праздников в детском саду совместно с родителями воспитанников

Методические рекомендации педагогам по организации праздников в детском саду совместно с родителями воспитанников...

Консультация для воспитателей "Организация праздников в детском саду"

Малериал направлен на осознание сплоченности коллектива и необходимости совместной работы музыкального руководителя и воспитателя при подготовке праздников....

«Методика организации праздников в детском саду»

Сообщение из опыта работы о подготовке и проведении праздников в ДОУ....