Сказка в жизни детей
рабочая программа на тему

Касабян Анна Алексеевна

Сказка - наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_skazkam.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Трудно переоценить значение сказки. Сказка - наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразует и его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - основным видом деятельности дошкольников.

Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, а значит, учится доброте. А доброта - основа нравственно целостной личности. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большее, что она «позволяет себе», - это намек на то, как нужно поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

•        потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы;

•        потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

•        потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, ко- го-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и так далее. Иногда в начале сказки поведение героя не является активным, побуждение к активности приходит извне, от других героев.

Но для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Автор-составитель предлагает через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять различные игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность.

.В целях создания педагогических условий, позволяющих гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности, разработана система комплексных занятий на основе сказок, рекомендованных примерной основной общеобразовательной программой «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой и др. (СПб.: Детство-Пресс, 2011).

Содержание комплексных занятий по сказкам соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: содержание образования должно быть небольшим по объему, но емким. Такие занятия позволяют ребенку реализовывать свои творческие возможности (он сочиняет,

фантазирует, думает, познает специфику и законы окружающего мира), в интересной, игровой форме развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свои мысли), формировать познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни). На интегрированных занятиях дети используют знания из различных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира.

Разработано тематическое планирование занятий для среднего и старшего дошкольного возраста. Сказки представлены последовательно, для использования их в течение всего учебного года - с сентября по май. В тематические рамки сказок включено авторское комплексное занятие с использованием различных видов детской деятельности. Предлагаемые занятия вариативны по содержанию и могут быть изменены по усмотрению педагога.

Для каждой сказки предлагается оригинальная универсальная схема, разработанная по методике J1. Б. Фесюковой, которая позволяет варьировать содержание интегрированного занятия в соответствии с задачами, стоящими перед педагогом на данном этапе. В схемах предлагаются варианты упражнений, заданий, дидактических игр, направленных на речевое и социальное развитие, формирование математических и экологических представлений. Учитываются требования программы, а также тот факт, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть доступными ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанными с повседневной жизнью. Приемы, используемые в ходе занятий, вовлекают детей в решение проблемно-поисковых задач, активизируют их познавательные интересы, стимулируют умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации), способствуют развитию восприятия, внимания, памяти. В большинстве занятий используется прием соотношения сказки с другими фольклорными жанрами - поговорками, пословицами. В интегратив- ной структуре обязательно присутствуют варианты продуктивной деятельности, что позволяет не только закрепить полученные знания, но и создать условия для творческого развития воспитанников. Объединить все сказки в единое целое помогает сказочный персонаж - домовенок Ку- зя, его присутствие на занятиях обеспечивает мотив деятельности.

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц, которые разработаны к каждой из представленных в тематическом планировании сказок. Мнемотаблица - схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи развития основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления) и перекодирования информации (преобразования из абстрактных символов в образы). Для 4-5-летних детей используются цветные мнемотаблицы, содержащие не более 9 ячеек. При работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы черно-белые варианты, с большим количеством знаков-символов. После прочтения сказки дети рассматривают таблицу и разбирают то, что на ней изображено, осуществляя перекодирование информации. После перекодирования дети пересказывают сказку с опорой на символы. По желанию детей - индивидуально или подгруппами - выполняется зарисовка мнемотаблицы.

Сравнительный анализ обычных и комплексных «сказочных» занятий показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, появляется особая широта интересов - что в последующем может стать основой многообразного опыта.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Образовательные области

Цели

Методы и приемы

Прогнозируемые результаты

1

2

3

4

Область «Коммуникация»

Формировать языковую культуру; обогащать лексический словарь; развивать связную речь, эмоциональную сферу детей; развивать речь детей и связант ные с ней психические процессы

Моделирование проблемной ситуации; метод вопросов; игровые, творческие задания (сказка в заданном ключе: новое свойство, сказка наизнанку, перевирание сказки, введение частицы «не», игры «Определи лишнее слово», «Придумай новое название старой сказке»); работа с мнемотаблицами

Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах с ними по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей

Область «Социализация»

Формировать активность, самостоятельность, социальную компетентность личности ребенка; формировать и развивать способности к эмоциональной регуляции и умение действовать в различных коммуникативных ситуациях

Беседы; моделирование проблемных ситуаций (сравнение, сопоставление героев и их поступков); метод вопросов; игры драматизации; метод аналогий; игра «Если бы...»

Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.). Стремится к мирному разрешению конфликтов, к сдерживанию негативных последствий поведения. Ребенок может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях

Область «Художественное творчество»

Формировать созидательное, творческое отношение к окружающему миру; развивать творческие возможности

Игровые и творческие задания (аппликация, рисование, лепка); театра-; лизация

Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость)

1

2

3

4

Область «Познание»

Формировать элементарные математические представления, любознательность

Дидактические игры, беседа, работа с мнемотаблицами

Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым

Область «Физическая культура»

Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности

Физкультминутки, двигательные упражнения

Ребенок проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения, стремится к проявлению индивидуальности

МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:

•        на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

•        на перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

Этапы работы:

1.        Рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено,

2.        Осуществляем перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

3.        После перекодирования осуществляем пересказ сказки с опорой на символы (на ранних этапах пересказ вместе с воспитателем).

4.        Индивидуально или с подгруппой делаем зарисовку мнемотаблицы (это материал для работы детей с родителями: ребенок может воспроизвести сказку дома, отвечая на вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «Про кого сказка?» и т. д.).

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СКАЗКАМ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Месяц

Тема образовательной ситуации

Название сказки

Задачи

1

2

3

4

5

1

Сентябрь

Встреча с до-

мовенком

Кузей

«Красная Шапочка» (Шарль Перро, перевод А. Введенского)

Развивать связную речь, память, мышление; учить выделять одновременно два свойства предметов (размер и цвет), обучать умению располагать изображение на листе бумаги; воспитывать заботливость

1

2

3

4

5

2

Октябрь

Новая встреча с домо- венком

«Три поросенка» (английская сказка, перевод С. Я. Маршака)

Обучать рассказыванию с опорой на наглядность, знакомить с характерными особенностями осени как одного из времен года; развивать память, воображение, мышление; воспитывать инициативность в общении

3

Ноябрь

Новая история из Кузи- ного сундучка

«Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка в обработке М. Булатова)

Развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счете предметов; учить выполнять изображение в технике барельефа (из пластилина); воспитывать доброжелательность, инициативность в общении

4

Декабрь

О зверях домашних и сказочных

«Зимовье» (русская народная сказка в обработке И. Соколова- Микитова)

Закрепить характерные особенности времени года «зима», определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; упражнять в образовании существительных по аналогии; учить выделять три свойства геометрических фигур (форма, цвет, размер); развивать мышление; воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в небольшие группы для игры

5

Январь

О том, как Лиса Волка обманула

«Лиса и Волк» (русская народная сказка в обработке М. Булатова)

Развивать навыки полилогической речи: умение участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы; формировать умение видеть негативные действия героя, рассуждать о них вместе со взрослым и сверстниками; обучать новым способам работы с бумагой, развивать воображение, память; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным формам поведения

6

Февраль

О преданном друге человека

«Как Собака друга искала» (мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова)

Развивать связную речь, память, внимание; упражнять в образовании существительных по аналогии, повторить и расширить понятие «домашние животные»; воспитывать доброжелательность; формировать умение видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием людей

1

2

3

4

5

7

Март

О том, как Лиса Зайца обманула

«Заюшкина избушка» (русская народная сказка)

Упражнять в словообразовании существительных; учить решать задачи на геометрические построения при помощи палочек; уточнить представления о признаках весны; учить создавать аппли- кативный образ путем обрывания бумаги; развивать память, внимание; воспитывать потребность в общении, укреплять доверие к взрослым и сверстникам

8

Апрель

Об оловянном солдатике и не только...

«Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х. Андерсен, перевод А. Танзен)

Развивать связную речь, наблюдательность, мышление, память; упражнять в образовании прилагательных по аналогии; обогащать лексику; учить вести самостоятельный поиск решения, руководствуясь алгоритмом; учить пользоваться ножницами, резать по прямой линии; формировать представления о «стойкости» как черте характера; воспитывать инициативность в общении, самостоятельность

9

Май

О дружбе

«Бременские музыканты» (Бр. Гримм)

Развивать навыки полилогической речи, выразительность движений; развивать память, внимание, наблюдательность; закрепить представления о правилах поведения среди сверстников; упражнять в сравнивании по одному признаку (размер); воспитывать доброжелательность и заботливость

СТАРШАЯ ГРУППА*

Месяц

Тема образовательной ситуации

Название сказки

Задачи

1

2

3

4

5

1

Сентябрь

Друзья познаются в беде

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Повторить и закрепить знание букв А, И, К; воспитывать любовь к сказкам; формировать желание соблюдать правила поведения

2

Октябрь

С огнем шутки плохи

«Снегурочка»

Повторить и закрепить знание букв О у С9 3; учить определять их место в словах; развивать логическое мышление, творческое вооб-

В старшем дошкольном возрасте тематика занятий определяется совместно с учителем-логопедом на основании планирования занятий по обучению грамоте.

1

2

3

4

5

ражение; формировать знания о том, как опасны игры с огнем, и что делать, если случилась беда

3

Ноябрь

Все хорошо, что хорошо кончается

«Три медведя»

Повторить и закрепить знание букв Д, М, Л; обобщить представления детей о добре, вызывать стремление совершать добрые поступки; развивать комбинаторные способности

4

Декабрь

С другом беда - не беда

«По щучьему веленью»

Повторить и закрепить знание букв Е, Ё, Щ; развивать воображение, мелкую моторику; воспитывать дружелюбные отношения

5

Январь

Вместе .любое дело по плечу

«Репка»

Повторить и закрепить знание букв Б, В, Р, знания детей о том, что овощи растут на грядках; развивать зрительную память, сло- весно-логическое мышление; воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми

6

Февраль

Не рой другому яму - сам в нее попадешь

«Гуси-лебеди»

Повторить и закрепить знание буквы Г; дать элементарные сведения о жизни птиц, пробудить желание оказывать птицам посильную помощь; развивать умение сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы

7

Март

Смех - лекарство для всех

«Царевна Несмеяна»

Повторить и закрепить знание букв И, X, Ц\ развивать связную речь, умение говорить понятно для окружающих; воспитывать желание делиться своими впечатлениями, знаниями

8

Апрель

Доброе дело без награды не останется

«Жар-птица»

Повторить и закрепить знание букв Жу Ш\ развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать честность, дружелюбие

9

Май

Вместе тесно, а врозь скучно

«Чудо-юдо»

Повторить и закрепить знание букв Чу /О; развивать у детей положительную самооценку, дружеские отношения в коллективе

ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСНОВЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Встреча с домовенком Кузей. Сказка «Красная Шапочка» (Шарль Перро)

Область «Коммуникация»

Игра «Определи лишнее слово». Педагог приводит ряд слов; задача ребенка - определить лишнее, например: волк, мама, бабушка, лиса (лишнее слово «лиса», так как в сказке нет такого персонажа); «перевирание» сказки: «Жила была Желтая Шапочка...» (задача ребенка - обнаружить ошибку)

Область «Социализация»

Нравственный урок «Доброго держись, а от худого удались»; игра «Волшебная палочка» (у ребенка есть волшебная палочка; он может остановить сказку в любом месте и изменить ее так, как считает нужным)

Область «Художественное творчество»

Пальцевая живопись «Ромашки»

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Ознакомление с понятиями «длинный», «короткий»; сравнивание предметов по длине

Область «Познание» (мир природы)

Игра «Букет для бабушки» (перечислить названия цветов, которые можно собрать в букет для бабушки)

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Девочка хорошая по лесу идет...»

Новая встреча с домовенком. Сказка «Три поросенка» (пер. с англ. С. Я. Маршака)

Область «Коммуникация»

Пересказывание сказки по мнемотаблице, придумывание сказке нового названия; словообразование прилагательных по образцу (дерево - деревянная и т. д.)

Область «Социализация»

Нравственный урок «Поспешишь - людей насмешишь»; игра «Если бы...» (Если бы поросята не спешили строить дома, то...; если бы поросята не встретили волка, то...)

Область «Художественное творчество»

Коллективная работа «Укроем землю листочками» (аппликация); игра-драматизация (настольный театр картинок)

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Конструирование домика для поросят с помощью блоков Дье- неша (по цвету, по размеру)

Область «Познание» (мир природы)

Работа с мнемотаблицей «Признаки времени года „осень"»

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Лентяи-поросятки не делали зарядки...»

Новая история из Кузиного сундучка. Сказка «Лисичка со скалочкой»

(в обработке М. Булатова)

Область «Коммуникация»

Подбор определений к существительному «лиса», игра «Введение частицы не» (Не лиса шла по лесу, а...; нашла она не скалочку а...)

Область «Социализация»

Нравственный урок «Что посеешь, то и пожнешь»; беседа: «Почему мне в этой сказке никто особенно не нравится?»

Область «Художественное творчество»

Изготовление барельефа из пластилина «Уточка с утятами»

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Выделение пространственных отношений: игра «Куда лиса побежала от собак» (педагог показывает направление на фланеле- графе, задача детей - указать направление: вверх, вниз, направо, налево)

Область «Познание» (мир природы)

Повторение понятий дикие и домашние эюывотные (какие звери и птицы в этой сказке дикие, а какие домашние; чем они отличаются друг от друга)

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Лиса»

О зверях домашних и сказочных. Сказка «Зимовье» (в обработке И. Соколова-Микитова)

Область «Коммуникация»

Придумывание нового названия для сказки, образование существительных по аналогии (мышь - мышонок, кот - котенок), моделирование проблемной ситуации (чем похожи и чем отличаются все звери друг от друга); работа с мнемотаблицей

Область «Социализация»

Нравственный урок «В дружбе жить - никто не одолеет»; игра «Если бы...» (Если бы звери строили себе дома порознь, как три поросенка, то...)

Область «Художественное творчество»

Конструирование «Постройка дома для животных» (из снега)

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Игра «Спрячем сказку в геометрические фигуры» (из предложенного набора геометрических фигур дети выбирают те, которые будут изображать персонажей сказки); выполнение количественного и порядкового счета

Область «Познание» (мир природы)

Работа с мнемотаблицей (характерные особенности времени года «зима»)

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Как-то раз лесной тропой...»

Как Лиса Волка обманула. Сказка «Лиса и Волк» (в обработке М. Булатова)

Область «Коммуникация»

Метод аналогий (вспомнить сказки, в которых действующими лицами были лиса и волк; как называют в сказках лису и волка - подбор определений); игра «Новое свойство»: пересказ сказки в заданном ключе (например, действие сказки происходит не зимой, а летом); работа с мнемотаблицей

Область «Социализация»

Нравственный урок «Всякая птичка на свой лад поет»; беседа «Кого вам больше всего жалко в сказке» (старика, старуху, Волка, хозяйку с блинами); игра «Волшебная палочка»

Область «Художественное творчество»

Выполнение в технике оригами рыбок из цветной бумаги

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Упражнение в порядковом и количественном счете (вопрос: «Сколько раз и кого обманывала Лиса в сказке?»)

Область «Познание» (мир природы)

Экспериментирование с водой (агрегатные состояния воды: жидкое, твердое)

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «За горами, за полями...»

О преданном друге человека. «Как Собака друга искала» (мордовская народная сказка, обработка С. Фетисова)

Область «Коммуникация»

Метод аналогий (вспомнить сказки, мультфильмы, где есть собаки); введение частицы «не» (В лесу жила не собака, а...)\ словообразование (назови ласково животных: собака - волк - работа с мнемотаблицей

Область «Социализация»

Беседа:

-        Почему говорят, что собака - преданный друг человека?

-        Людям каких профессий помогают собаки?

Область «Художественное творчество»

Изготовление персонажей для театра картинок (рисование цветным клейстером разных животных); игра-драматизация

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Ориентировка на плоскости (педагог говорит, где живут Заяц, Волк... (вверху, внизу, вправо, влево), задача детей - показать это направление на столе)

Область «Познание» (мир природы)

Игра «Так - не так» (педагог называет животное и говорит, какое оно - дикое или домашнее; задача детей: если воспитатель сказал правильно (например, волк - дикое животное) - хлопнуть, если неправильно (корова - дикое э/сивотное) - топнуть

Область «Физическая культура»

Физкультминутка: игра «Мы не скажем, а покажем»

О том, как Лиса Зайца обманула. Сказка «Лиса и Заяц»

Область «Коммуникация»

Пересказ сказки по мнемотаблице, придумывание нового названия сказки; интервью у сказочного героя (кто больше придумает вопросов для Зайчика, получает приз); работа с мнемотаблицей

Область «Социализация»

Нравственный урок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; беседа «Почему Зайчик поверил Лисе?», «Кому верите вы?»

Область «Художественное творчество»

Коллективная аппликация (из салфеток) «Волшебная весна»

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Выкладывание из палочек построек «Домик для Лисы и Зайца» (по словесной инструкции педагога, с использованием названий геометрических фигур)

Область «Познание» (мир природы)

Работа с мнемотаблицей «Характерные особенности времени года „весна"»

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Солнышко, солнышко!»

Об оловянном солдатике и не только... Сказка «Стойкий оловянный солдатик»

(Г.-Х. Андерсен)

Область «Коммуникация»

Словарная работа: как понимать выражение «стойкий»; игра «Новое свойство»: изменение сказки в заданном ключе (стойкий оловянный солдатик становится великаном; обретает вторую ногу и т. д.); работа с мнемотаблицей

Область «Социализация»

Нравственный урок «За честь хоть голову снееть»; беседа «За что мне нравится стойкий оловянный солдатик»; игра «Волшебная палочка» (как можно помочь солдатику)

Область «Художественное творчество»

Аппликация «Кораблик»

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Составление фигуры солдата из геометрических фигур по словесной инструкции

Область «Познание» (мир природы)

Экспериментирование (выявление материалов, которые не тонут в воде)

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Руки в стороны согнули...»

О дружбе. Сказка «Бременские музыканты» (Братья Гримм)

Область «Коммуникация»

Работа с мнемотаблицей, метод аналогий (в каких еще сказках встречаются такие звери); сказка в заданном ключе («Я - герой сказки»)

Область «Социализация»

Беседа «Дружба всего дороже»; игра «Дружба начинается с улыбки...»

Область «Художественное творчество»

Игра «Тень», театр теней

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Сравнение животных из сказки по одному признаку (по размеру)

Область «Познание» (мир природы)

Игра «Так - не так» (закрепить понятия «дикие» и «домашние» животные)

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Мы ссорились, мирились...»

СТАРШАЯ ГРУППА

Друзья познаются в беде. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Область «Коммуникация»

Беседа «Какие ласковые слова вам нравятся в этой сказке?»

Область «Социализация»

Игра «Закончи предложение»: мне нравится Аленушка загго, что она... (заботливая, нежная, ласковая...)

Вопросы: «Почему Иванушка превратился в козленочка?», «Расскажите, что может произойти, если не слушаться старших»

Область «Познание» (мир природы)

Вопросы:

-        Какие еще копытца могли бы встретиться на пути сестрицы и братца?

-        Какую пользу приносят эти животные?

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Игра «Превратим сказку в задачку»

Область «Художественное творчество»

Рисование на тему «Добрая Баба Яга»

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Прогулка»

С огнем шутки плохи. Сказка «Снегурочка»

Область «Коммуникация»

Вопросы:

-        Кто такая Снегурочка? Объясните, почему ее так зовут.

-        Как вы думаете, как бы звали девочку, если бы ее сделали изо льда; из земли, цветов?

-        Какая погода бывает весной?

Область «Социализация»

Вопросы:

-        Когда Снегурочка была веселой - зимой, весной или летом? Почему вы так думаете?

-        А вы бы стали прыгать через костер? Как вы думаете, хорошая это игра?

Область «Познание» (мир природы)

Задание:

- Иванушка загрустил, потому что у сказки печальный конец. Вспомните, отчего Снегурочка растаяла. Как и почему это случилось? (беседа о круговороте воды)

Область «Художественное творчество»

Изображение Снегурочки методом пальцевой живописи

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Снежинки»

Все хорошо, что хорошо кончается. Сказка «Три медведя»

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задание:

- Вспомните, сколько медведей жило в домике, в который вошла девочка; нарисуйте сначала самого большого медведя, потом поменьше и наконец самого маленького (повторение понятий «больше», «меньше»)

Область «Социализация»

Вопросы:

- Почему три медведя рассердились, когда вернулись с прогулки домой?

-        Кто похозяйничал в их доме?

-        Как вы думаете, девочка умеет вести себя в гостях?

-        Расскажите, что она сделала неправильно?

Область «Коммуникация»

Вопросы:

-        Кто из медведей ревел самым страшным голосом?

—        Кто пищал тоненьким голосом?

Речевая зарядка. Порычите и попищите, как большой и маленький медведи

Область «Познание» (мир природы)

Проблемная ситуация:

- Вы потерялись в лесу, у вас нет компаса. Как выйти из леса, используя приметы?

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Три медведя»

С другом беда - не беда. Сказка «По щучьему веленью»

Область «Социализация»

Вопросы:

-        Почему Емеля сам ничего не делал, а все время к щуке обращался?

-        Почему же щука помогает такому ленивому герою?

-        Какой Емеля - добрый, злой (хитрый, веселый, скучный)?

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Вопрос:

-        Сколько дел помогла сделать Емеле щука? Задание:

-        Придумайте еще два интересных и нужных дела, которые могла бы сделать щука для Емели

Область «Коммуникация»

Задание:

—        Говорить в воде трудно, и щука пропускает гласные буквы. Отгадайте, какую пословицу она произнесла?

(Б..з тр..д.. и.. в..т..щ..ьиь р..бк.. ..з пр..д..)

-        Подходит ли к сказке пословица «Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя - глаза протирает»?

Область «Познание»'(мир природы)

Вопросы:

-        Что такое прорубь?

-        Для чего ее делают?

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Звери»

Вместе любое дело по плечу. Сказка «Репка»

Область «Социализация»

Задание «Что не так?»

Область «Познание» (мир природы)

Отгадывание загадок об овощах. Закрепление пространственных отношений. Игра «Дом»

Область «Коммуникация»

Знакомство с новыми буквами. Разгадывание кроссворда

Область «Физическая культура»

Игра «Мы не скажем, а покажем»

Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Сказка «Гуси-лебеди»

Область «Социализация»

Обсуждение вопроса «Почему гуси смогли утащить мальчика? Как можно и как нельзя поступать, когда приходится оставаться одному с малышом?»

Область «Познание» (мир природы)

Вопросы:

-        Подумайте, чем похожи и чем отличаются лесные и садовые яблоки?

-        Почему ухо, приложенное к земле, все слышит?

Область «Коммуникация»

Задание: назовите веселые и грустные слова из сказки

Область «Художественное творчество»

Изготовление гусей из соленого теста, роспись их под гжель

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Гуси»

Смех - лекарство для всех. Сказка «Царевна Несмеяна»

Область «Социализация»

Вопросы:

-        Кого называют плаксой?

-        Вам нравятся такие плаксы, как Несмеяна?

Область «Познание» (мир природы)

Вопросы:

- Кто помог работнику развеселить Несмеяну?

-        А каких еще вы знаете насекомых, рыб, диких зверей?

-        Какую пользу они приносят?

Область «Коммуникация»

Творческое обсуждение проблемы : если мы изменим характер царевны (жадина, злая, веселая...), как изменится сказка?

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задание: составьте задачку по сказке

Область «Художественное творчество»

Творческое задание:

- С помощью открыток и дорисовки изобразите Царевну Несмеяну

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Ежик»

Доброе дело без награды не останется. Сказка «Жар-птица»

Область «Социализация»

Обсуждение:

-        Василису-царевну называют Премудрой, потому что она знает много всяких хитростей, премудростей. А какие волшебные предметы помогают ей творить чудеса?

-        Чем похожи Иванушки-дурачки во всех сказках? (Увалсают старших, смелые, хитрые, добрые...)

Область «Познание» (мир природы)

Вопросы:

- Сколько добрых дел сделал Волк Ивану? А сколько плохих дел делал Волк в других сказках?

Область «Коммуникация»

Обсуждение:

- Почему говорят: «Елена Прекрасная»? А как можно назвать наших девочек? (Маша Прекрасная и т. д.)

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Вопросы:

-        Чем отличается сказочный волк от тех, которые живут в лесу?

-        Скажите, какие плодовые деревья кроме яблони растут в наших садах?

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Птенчики в гнезде»

Вместе тесно, а врозь скучно. Сказка «Чудо-юдо»

Область «Социализация»

Обсуждение персонажа:

- Каким был Иван - крестьянский сын: ленивым или трудолюбивым?

Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Игровое задание:

- На Чудо-юдо похожи два других сказочных персонажа: Дракон и Змей Горыныч. У кого сколько голов? У кого больше голов? У кого меньше голов и на сколько?

Область «Коммуникация»

Обсуждение:

- Представьте, что у Ивана не булатный меч, а воздушный шарик. Что было бы?

Область «Художественное творчество»

Творческое задание:

- Придумайте и нарисуйте для Чуда-юда подружку. Какая она? Какой у нее характер? Почему?

Область «Физическая культура»

Физкультминутка «Лягушата»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ НА ОСНОВЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ

СРЕДНЯЯ ГРУППА Тема: Встреча с домовенком Кузей

Цели: обучать умению располагать изображение на листе бумаги; развивать связную речь, память, мышление; учить выделять одновременно два свойства предметов (размер и цвет); воспитывать заботливость.

Материалы: кукла Кузя (домовенок), сундучок (нужны на каждом занятии); мнемотабли- ца (Приложение 1)\ по две штуки ленточек, линеек, полосок бумаги разной длины и цвета; бумага, гуашь на каждого ребенка.

Содержание образовательной ситуации

1.        Знакомство с главным героем - домовенком Кузей.

Воспитатель обращает внимание детей, что в Уголке потерянных вещей стоит сундучок. Выясняется, что никто из ребят не знает, чей он.

-        Давайте рассмотрим его.

Раздается голос:

-        Ой, ой, ой! Не трогайте! Это мой! А чужие вещи брать нехорошо!

Появляется домовенок Кузя.

-        Кузя, здравствуй! Извини, что мы взяли твой сундучок со сказками. Мы только хотели рассмотреть его поближе.

Кузя (расстроенно). Да... Теперь можно смотреть только на сундучок. Я больше не могу показывать сказки...

-        Почему, что случилось? Неужели твои сказки исчезли?

Кузя . Вовсе нет. Они по-прежнему там. Но Нафаня сказал, что домовой должен много знать и уметь, иначе он не сможет помогать людям, хлопотать и заботиться о доме. А я его не послушал, не захотел учиться. И тогда он запер мой сундучок и предупредил, что смотреть и слушать сказки я смогу, только если выполню все задания, которые встречу на пути. Он мне дал первое задание, а я не знаю, что это.

-        Покажи нам, пожалуйста!

К у з я . Ага! Я вам покажу, а вы отберете у меня все: и сундучок, и сказки. Мы, домовые, каждому встречному не доверяем: а вдруг вы люди недобрые? Не зря ведь говорят: «Доброго держись, а от худого удались».

-        Ну что ты, Кузя! Ты ведь в детский сад попал, а здесь ребят учат только хорошему, значит, они тебя не обидят. Вдруг мы сможем тебе помочь?

Кузя. Хорошо (достает мнемотаблицу). Вот это задание. Но я ничего не могу в нем понять.

Воспитатель обращается к детям:

-        А я, кажется, знаю, что это такое. Это зашифрованная сказка, в которой говорится о том, как важно доброму человеку доверять, а от худого, то есть плохого, держаться подальше. Хотите послушать ее?

2.        Ознакомление со сказкой, работа по мнемотаблице.

Воспитатель ставит таблицу так, чтобы дети, слушая сказку, могли видеть ее, и читает сказку Шарля Перро «Красная Шапочка».

-        Ребята, а вы догадались, что это за рисунки? Давайте рассмотрим их. (Расшифровывают мнемотаблицу.)

К у зя . Как все просто оказалось! Замечательное задание мне дал Нафаня. Теперь можно даже не открывая сундучка оказаться в сказке.

-        Конечно, давайте попробуем все вместе рассказать сказку по рисункам. (Пересказывают сказку.)

3. Беседа по сказке.

Вопросы:

-        Ребята, а почему говорят: доброго держись, а худого сторонись? (Ответы детей.)

-        Как вы думаете, мама расстроилась, узнав, что случилось с Красной Шапочкой и бабушкой?

-        Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы не случилось такой неприятности?

-        А теперь следующее задание от Нафани, но сначала немного разомнемся.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас! Крадутся к центру круга, сделав на руках

4.        Игра «Определи лишнее слово».

-Догадайтесь, какое слово лишнее и почему. (Воспитатель зачитывает слова.)

•        Волк, бабушка, Красная Шапочка, мама.

•        Бабушка, волк, лиса, Красная Шапочка.

•        Дорога, лес, домик, самолет.

5.        Отработка понятий «Длинный - короткий».

-        По какой дороге пошел Волк? (По короткой.) А Красная Шапочка? (По длинной.) Посмотрите, пожалуйста, предметы какого цвета длинные, а какого - короткие. (Демонстрирует приготовленные пары предметов: ленточки, линейки, полоски бумаги.) А что еще бывает длинное и короткое? (Волосы, юбка, веревка и т. д.)

6.        Рисование техникой «Пальцевая живопись».

Воспитатель раздает листы бумаги и краски (гуашь).

-        А что же делала Красная Шапочка по дороге к бабушке? (Собирала цветы в букет.) Давайте нарисуем цветы для бабушки, чтобы Красная Шапочка не задерживалась, а то мало ли что может еще случиться!

Пальцевая живопись: при рисовании обращать внимание детей на расположение цветов на листе. Напомнить, что опускать пальцы в краску следует аккуратно и при этом стараться ее не разбрызгивать, крепко приэ/симать к листу палец, окрашенный краской.

7.        Итог занятия.

-        Кузя, а ты сможешь передать эти цветы в сказку?

Кузя. Конечно! Вы помогли мне выполнить задание Нафани, и теперь я могу открыть сундучок и попасть в сказку. Но я не хочу от вас уходить, вы все добрые и многое умеете.

-        Ребята, а может быть, пригласим Кузю к нам в гости с новой сказкой?

Кузя. Спасибо вам, я обязательно передам эти цветы бабушке Красной Шапочки и приду к вам в следующий раз.

-        Ребята, скажите, что нового мы узнали благодаря сказке «Красная Шапочка»?

Обсуждают сказку.

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз...

Присесть, лицом в круг.

Идут по кругу.

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? На загадку можете отвечать теперь.

«когти». Отходят назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Народная сказка в жизни детей"

В этой консультации содержтся полезная информация для начинающих воспитателей....

Из опыта работы:«Сказка в жизни детей».

Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общени...

Русские народные сказки в жизни детей

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных....

Роль сказки в жизни детей дошкольников. (Консультация для родителей)

Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей....

Какую роль играет сказка в жизни детей

консультация для  родителей...

консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"

консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"...

Мир сказки в жизни детей.

Благотворное и развивающее влияние сказки на ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру ...