Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»
учебно-методический материал на тему

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_na_temu_poz-rech.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД из опыта работы на тему:

«Инновационные формы работы    с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

 

      Одним из непременных условий воспитания ребенка в нашем саду является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только работая  в тесном контакте с родителями можно добиться результатов в воспитании и обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребёнка  детского сада и семьи. Строить свою работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях наших воспитанников. Ежегодно в ДОУ проводится исследование, целью которого является выяснение образовательного уровня родителей, их возраста, количества детей в семье, количества полных и неполных, благополучных и неблагополучных  семей. Особое внимание уделяется изучению родительского заказа на образовательные и воспитательные услуги МБДОУ.                 

          Итоги исследований показывают, что, к сожалению, проблемных семей гораздо больше благополучных. Кроме того, мы столкнулись еще и с проблемой, когда материально обеспеченная семья, которая, казалось бы, имеет все возможности и средства для воспитания ребенка, этим ребенком просто не занимается в силу своей занятости. То есть дети из благополучных семей также ощущают дефицит любви и внимания, как и в семьях неблагополучных. Планируя свою работу с родителями по реализации общеобразовательной программы ДОУ, мы отдаем предпочтение совместным мероприятиям (привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, театрализованных представлений, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности), тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка.

        Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является— создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Исходя из этой цели, в ДОУ был разработан алгоритм взаимодействия с родителями воспитанников, по которому стоится работа во всех возрастных группах.

 Начав работу  в группе  детей среднего дошкольного возраста, в результате наблюдений и проведенных диагностик,  я пришла  к выводу, что уровень развития их познавательно-речевого развития находится на довольно низком уровне, в результате чего наблюдаются  трудности в общем развитии детей. Проанализировав ситуацию, выяснилось, что одной из существенных причин такого уровня развития,  является инертность большинства родителей в вопросах воспитания своих детей.  Принимая во внимание  требования школы, предъявляемые к первоклассникам,   я посчитала, что необходимо как можно эффективнее проводить работу по активизации познавательно-речевого развития воспитанников, а с учетом того, что  основным фактором, определяющим развитие познавательной активности, является позиция взрослого, такая работа  невозможна без участия родителей. Ведь как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

        Перед нами встал вопрос: как изменить отношение родителей к своим детям, как объяснить важность проблемы и как вызвать желание помочь детям?

       На современном этапе  традиционные формы в чистом их виде работы  с родителями не дают должного эффекта по причине того, что  направлены  на взаимодействие с широким кругом родителей.

   В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Например:

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают стеснение из-за скромной обстановки квартиры.

- Беседы, консультации, в основном,  исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темой. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- Наглядной  пропагандой родители знакомятся чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

               Поэтому во взаимодействии с родителями необходимо использовать новые формы работы, дающие следующие преимущества:

      - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

-  укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

-  возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями

 Исходя из таких требований,   мной был разработан проект, который является структурной частью общесадовского проекта по взаимодействию  с родителями, и называется «Работа с родителями по активизации познавательно – речевого развития  детей»

 

Проект: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый

Участники проекта: воспитатели, родители, дети

 

•          Цель проекта: формирование активной позиции родителей в вопросах познавательно-речевого развития детей.

•          Задачи:

1.         Познакомить родителей  с разнообразными игровыми формами работы по активизации познавательно-речевого развития детей, возможными для использования в процессе ежедневного общения родителей и детей;

2.         Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

3.         Способствовать приобщению родителей  к воспитательно-образовательному процессу.

 

 План реализации проекта состоит из трех этапов: организационного, основного или деятельностного, итогового, на протяжении которых используются наряду с традиционными и инновационные формы работы.

 

•          В ходе ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЭТАПА реализуется информационно-аналитическое направление работы.

С целью изучения семьи, выяснения уровня владения информацией и знаниями в области познавательно-речевого развития детей родителями, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проведено анкетирование «Познавательно-речевое развитие ребенка», опрос родителей.   Получив реальную картину, на основе собранных данных,  проанализированы не только уровень  осведомленности родителей, но и отношение родителей к проблеме, готовность сотрудничать с педагогами, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, выработана тактика своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше сориентироваться в педагогических  потребностях каждой семьи, учесть  её индивидуальные особенности.

           Такой анализ позволил  выделить три группы родителей.

1.         Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2.         Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3.         Родители – критические наблюдатели.

 В данных условиях появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.                     

•          ОСНОВНОЙ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП, представляющий собой  практическую работу с родителями, включающий в себя познавательное и наглядно-информационное направление.

¬         Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями и практическими умениями в вопросах познавательно-речевого развития детей. На данном этапе запланированы и проводятся:

¬         Родительские собрания: «Значение познавательно-речевого развития в подготовке ребенка к школе»; «Поисково – исследовательская деятельность – одна из эффективных форм активизации познавательно-речевого развития»;  «Природа – кладовая для познаний ребенка».

Но следует отметить, что родительские собрания не проходят в их традиционном виде, в виде «игры в одни ворота», когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями,  в каждом мероприятии организуется  практическая часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольшие мастер-классы.

¬         Консультации индивидуальные и групповые: «Особенности познавательно-речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста»; «Проблемы в познавательно-речевом развитии ребенка»; «Как успешно подготовить ребенка к школе»; «Научим детей думать» и другие. Проводятся чаще всего по запросу родителей.

Новые ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

¬         Мастер – класс для родителей «На улице непогода или чем занять ребенка дома»

¬         Совместные прогулки с родителями на природу;

¬         Круглый стол на тему: «Проблемы детей  и пути их решения»;

¬         По инициативе родителей посетили Детский дом, где посмотрели музыкальную сказку;

¬         Конкурсы поделок, альбомов и наглядной агитации по проблемам;

¬         «Почта доверия»;

¬         Открытые формы проведения НОД для просмотра  родителей;

¬         Всесезонное посещение родителями прогулок с целью ознакомления с формами работы на улице;

¬         Тематические выставки;

¬         Соц. обследование и диагностика;

¬         Использование сети Интернет. (прокомментировать)   

2. Наглядно – информационное направление включает в себя:

¬         Создание семейных и групповых альбомов

¬         Организацию фотовыставок  «Супер - бабушка», «Папа, мама, я – дружная семья», «Конкурс семейных талантов».

¬         пополнение папок «Советы педагога», «Советы психолога»  статьями  по данной проблеме);

¬         систематическое информирование через родительские уголки, папки - передвижки «Чем занять ребенка дома», «Почему так, а не иначе » и  т.д.;

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того,  чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей  используются рубрики: «Спрашивали – отвечаем»,  «Наши добрые дела», «Что мы учим», «Интернет в помощь родителям», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.                                                  

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе.  В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.  

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого мы даем  им возможность  активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включаем  ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

Благодаря соблюдению  основных принципов общения  педагогов с родителями: общение на основе диалога;   открытость, истинность в общении;   отказ от критики и оценки партнера по общению,  такие формы работы дают  «первые плоды». 

Несмотря на то, что проект продолжается, уже   можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни группы еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- В вопросах развития и воспитания пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов об окружающем, что является признаком активизации познавательно – речевого развития. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Но наряду с положительной динамикой остаются и проблемы:

Невозможность привлечения в работу неблагополучную семью;

Проблема организации совместных мероприятий в рабочее время сада из-за занятости большинства родителей;

Скудный арсенал инструментария для социологического обследования семьи (предлагаемые методики чаще всего предполагают непосредственное наблюдение за семьей или существуют в виде опросников, результаты которых дают картину с точки зрения и видения родителей, а  степень их искренности остается за рамками обследования)

ИТОГОВЫЙ ЭТАП, аналитический  его осуществление  планируется    в следующих формах работы:

1.   Фотоконкурс для родителей  на тему «Растим любознательных»;

2.  Презентация «Организация эффективной совместной работы с родителями» на педсовете, общем родительском собрании;

3. Анализ участия родителей в проекте и анализ уровня повышения педагогической компетентности по вопросу познавательно-речевого развития детей.

 

Ожидаемые результаты:

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, семейных конкурсах, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

- Также мы предполагаем активизацию и дальнейшее эффективное использование  традиционных и современных форм работы с семьей в современных  условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ...

доклад из опыта работы по теме : "Инновационные технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "

Доклад из опыта работы по теме: "Инновационные технологии в системе  физкультурно-оздоровительной работы"...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Инновационные формы взаимодействия с родителями»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

Обобщение опыта работы по теме: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

Главная цель педагогов дошкольных учреждений - профессиональная помощь семье в воспитании детей. В статье раскрываются основные принципы взаимодействия с семьёй. Работа с родителями проводится по опре...

Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".

. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...