Кто заложники инклюзии: педагоги или дети?
статья на тему

Хабипова Гульнур Илдаровна

Печально и одновременно страшно представить, как нормой становиться некомпетентная педагогическая деятельность в отношении детей, которым, почему-то, так и никто не поставил диагноза, ибо с самого начала в прохождении медосмотра перед поступлением в детский сад везде указывалось «здоров». Видимо в надежде что, в дошкольном учреждении все само решиться. Но. Дошкольное учреждение тоже оказывается заложником несовершенства системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_zalozhniki_inklyuzii_deti_ili_pedagogi.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Кто заложники инклюзии: педагоги или дети?

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, что является своего рода революцией в образовании, поскольку многие годы продолжалась острая дискуссия о том, является ли вообще дошкольное обучение и воспитание образованием и каковы должны быть его параметры и критерии оценки.

С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» – это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в связи с чем необходимым становится принятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который позволит:

• повысить социальный статус дошкольного образования;

• обеспечить равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

• сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

• обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с понятийным аппаратом нового закона об образовании (гл. 1 ст. 2) – это обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.

На сегодняшний день есть существенные недостатки - это отсутствие:

• медико-психолого-педагогического сопровождения, позволяющего оценить все контролируемые характеристики психофизического развития и нервно-психического статуса детей и обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных маршрутов детей и необходимую им коррекционную.

• стандартизированных технологий и методик обучения и воспитания детей, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.  

В большинстве случаев в учреждениях не существует практик:

• технологий оценки контрольных срезов результатов обучения и воспитания детей и, следовательно, невозможно быстро определять и устранять проблему по мере ее поступления (в 66 % учреждений);

• координации и взаимодействия педагогов, специалистов, медиков в осуществлении образовательного процесса на всех организационных уровнях.

Печально и одновременно страшно представить, как нормой становиться некомпетентная педагогическая деятельность в отношении детей, которым, почему-то, так и никто не поставил диагноза, ибо с самого начала в прохождении медосмотра перед поступлением в детский сад везде указывалось «здоров». Видимо в надежде что, в дошкольном учреждении все само решиться. Но. Дошкольное учреждение тоже оказывается заложником несовершенства системы.

Итак, ребенок которому нужно воспитываться в условиях корректирующей технологии, которому всерьез нужны компетентные специалисты, оказывается в детском саду общеразвивающего, комбинированного типа, где, как правило, нет ни логопедов-дефектологов, ни психологов, ни каких-либо других специальных педагогов. Упускается важнейший период в развитии человека.

Понятно из контекста, что и методического сопровождения ни на одном уровне не производится. Педагоги, готовые пожертвовать всем, чаще беспомощны сами в таких ситуациях. Не стоит забывать о наполняемости групп в 25-30-35 человек. Насколько сложно работать в таких условиях и вести индивидуальные маршруты. В группе могут находиться дети с разными проявлениями ЗПР и прочее. Согласно статистическим исследованиям, с каждым годом, возрастает число детей, которые не могут быть отнесены к категории здоровых детей.

Педагоги заложники и в том случае, если воспитанники не имеют статуса «дети с ОВЗ» или «дети с ЗПР», следовательно, в группе по штатному расписанию не положены специалисты коррекционной педагогики. Оказание своевременной и необходимой детям коррекционной помощи невозможно из-за противоречий организационного и нормативно-правового характера.

Заложниками становятся и остальные дети, посещающую группу, где есть ребенок с ЗПР. Зачастую у детей появляется тревожность и страх – опасения неожиданных действий того ребенка, либо их может быть и несколько; детям сложно понять в раннем или младшем дошкольном возрасте вседозволенности одного из воспитанников; сложно обучаться в группе, если кому-то интересно создавать помехи всем и всему.

К сожалению, мы живем в обществе удивительно сочетающимся демократией с бюрократией, где последнее преобладает над первым. К примеру, если взглянуть на положительный опыт в Нью-Йорке, то там, дети, нуждающиеся в специализированной поддержке, могут оказаться в обычном саду, исключительно в частном, так как они имеют коммерческий интерес. Что же касается, государственных организаций, то они, имея профессиональный образованный состав педагогов, проводят самостоятельную психолого-педагогическую комиссию и направляют ребенка специальные коррекционные учреждения, таким образом освобождаясь от заложничества и оказания достойной государственной поддержки детям имеющим  особенности физического и (или) психического развития, затрудняющим или препятствующим получению им образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ по сопровождению инклюзии

В презентации представлен материал по взаимодействию  инструктора по физической культуре и специалистов детского сада в работе с детьми с особыми образовательными потребностями...

Взаимодействие педагогов по сопровождению инклюзии в ДОУ

Опыт работы инструктора по физической культуре...

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

Консультация для педагогов « Организация обучения ребенка с РАС в условиях инклюзии»

Люди с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условие...

Сценарий спортивного развлечения с родителями и детьми смешанной группы (дети3– 5 лет), «Мы – юные солдаты!»

Сценарий поможет в проведении праздника. воспитателям смешанных групп, музыкальным руководителям и тренерам физической культуры ДОУ.....

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИОписание опыта совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ в условиях...

Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)

              Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)...