Конспект родительского собрания "В каждой семье, свои традиции"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кадрилеева Зульфа Закировна

Конспект предлагается для ознакомления с семейными традициями. Обмен   опытом; для  повышения педагогической культуры родителей и  поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_traditsii_27.01.2015_god.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

г.  Печора

Конспект родительского собрания

"В каждой семье, свои традиции"

 Дата проведения: 27.01.15г.

Форма проведения: встреча

Разработано для проведения мастер-класса

 на ГМО педагогов вторых младших и средних групп ДОУ города и района

       Разработал: Кадрилеева Зульфа Закировна

воспитатель 1 категории

Цель собрания:

- Ознакомление с семейными традициями. Обмен   опытом;

- повышение педагогической культуры родителей;

- поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Оборудование и материалы: мольберт, ватман, маркеры, напечатанные половинки пословиц, памятки на тему «Семейные традиции», мяч, напечатать значение слово «традиция» из разных толковых словарей, напечатать вопросы к игре «Ромашка».

В период подготовки к собранию провести:

  • Организация, фотоконкурса «Моя семья»;
  • Конкурс - рисунков детей «Самая лучшая семья».
  • Составить рассказ о своей семье детьми.
  • Изготовления буклета по теме собрания
  • Выставка поделок «Наши увлечения»
  • Анкета для родителей «Семейные увлечения» (Приложение 2)

Перед собранием во время ожидания для родителей предложить:

  • В качестве фона: Подбор музыки и песен по теме собрания (обговорить с музыкальным руководителем)
  • Фотоальбомы семьи как образец семейной традиции.
  • Папки–передвижки по темам: «Как провести день рождение ребенка», «Как организовать праздник для всей семьи», «Какие блюда можно приготовить на детский праздник», «Как изготовить поздравительную открытку с ребенком» и т.д.
  • Фотогазета «Моя семья»;
  • Изречения выдающихся людей. (Приложение 1)
  • Выставка рисунков детей.

План проведения:

1.      Что такое традиция?

2.    Беседа «Семейные традиции»

3.      Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход:

 Вступительное слово

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях семьи.

Как по вашему мнению, что такое традиция?

Нужны ли они?

Какое значение имеет это для ребенка?

Ответы родителей.

Давайте обратим внимание на мольберт. Как формулируют понятие традиция в различных источниках.  

  • Традиция в переводе с латинского означает «передача».
  • Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). 
  • Словарь русского языка С.И.Ожегова: Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту
  • Укоренившийся порядок в чем-л.; обычай.
  • Значение слова Традиция по словарю Даля:
    Традиция - преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. 
  • Традиция в Энциклопедическом словаре:
    Традиция - (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. 
  • Значение слова Традиция по словарю Ушакова:
    ТРАДИЦИЯ 
    традиции (латин. traditio, букв. передача). 

 Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого, далека, до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

У вас есть 10 пословиц о семье. Но он разделены на две части. Вам нужно найти свои половинки и сесть рядом.

Игра «Половинки»

-Как вы понимаете эту пословицу? (Попросить, расшифровать некоторые пословицы)

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше). 
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами). 
3. В семье разлад, так и дому … (не рад). 
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно). 
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте). 
6. Семья – ключ к … (счастью).

7. Семья-это… (семь я).

8. дети не в тягость, а … (в радость).

9. Нет для человека добрее… (отца с матерью).

10. Мать кормит детей, как… (земля людей).

-Давайте все вместе вспомним, какие существуют традиции семьи.

На мольберте прикреплен ватман, и воспитатель записывает все перечисленные родителями традиции.

- А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру «Ассоциации»

Воспитатель предлагает родителям встать в круг. Воспитатель, кидая мяч, называет одну из традиций. Человек, который поймал мяч, дает свою ассоциацию на эту традицию.

Игра «Ассоциации» (Приложение 4)

  • Традиция празднования дней рождений
  • Домашняя уборка
  • Домашние обязанности с малых лет
  • Совместные игры с детьми
  • Семейный совет
  • Семейные события
  • Традиции гостеприимства, семейный обед.
  • Празднование, особых успехов в работе и учёбе
  • Празднование окончание школы, вуза.
  • Празднование награждение, родных. 
  • Сказка на ночь.
  • Пожелания доброго утра.
  • Спокойной ночи.
  • Поцелуй перед сном.
  • Встреча по возвращении домой.
  • Изготовление новогодних игрушек
  • «Вот и стали мы на год взрослее»
  • Изготовления поделок из природного материала.
  • «Красный, желтый, зеленый»
  • «Масленица»
  • «Пасха»
  • День космонавтики
  • Выпускной бал
  • День рождение бабушки.
  • Просмотр кинофильма.
  • Просмотр телепередачи.
  • Обеды по выходным.
  • 1 Сентября
  • Международный день птиц.
  • День смеха
  • День защиты детей

Попросить 2-3 родителей поделиться опытом своей семейной традиции (воспитатель заранее определяет родителей, которые могут поделиться своим опытом)

-Продолжаем, нашу встречу. Предлагаю игру «Ромашка». Вам нужно вытащить вопрос и прочитать его вслух, а ответит на данный вопрос, и обоснует свой ответ ваш сосед справа. Дополнения принимаются о всех родителей.

  • Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей дома? Ответ.
  • Как Вы думаете, нужно ли оформлять, квартиру, к празднику? Ответ.
  • Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье? Привлекаете детей к изготовлению сюрпризов, подарков?
  • Продумываете ли Вы программу детского праздника?
  • Следует ли против воли ребенка заставлять его выполнять прихоти взрослых, н-р: читать стихотворение, петь песню.
  • Какие подарки Вы дарите детям?
  • Обращаете ли Вы внимание на то, как принимает подарок ребенок и как благодарит за него?
  • Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера? Каких?
  • Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми, детей? В каких случаях да, нет?
  • Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  • Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  • Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  • Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  • Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  • Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
  • Вашему ребенку хочется ту игрушку, которую подарили другому ребенку. Ваши действия?

Вывод: Отмечая праздники, мы показываем своим детям пример отдыха, проведения досуга. Повзрослев, они также будут отмечать свои праздники.

     Подведение итогов собрания

-Уважаемые родители,  какую традицию, Вы готовы с завтрашнего дня принять в свою семью? (опросить несколько родителей).

-Уважаемые родители я Вам дарю эти памятки с надеждой на то, что в вашей семье сохранятся старые традиции и появятся новые. (Приложение 3)

Спасибо за приятное общение

Приложение 1

                                Изречения:

  • "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" (Л. Н. Толстой). 
    "Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы" 
    (А. Н. Острогорский)
  • "Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости".
  • "Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети". 
    (А.С. Макаренко) 
    "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". 
    (Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)
  • "К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)
  • "Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной". (У. Фоскало)
  • "Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним".

Приложение 2

Анкета для родителей «Семейные увлечения»

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 
- хорошие                        

- нормальные 
- отличные            

- не очень хорошие 
2. Считаете ли вы свою семью дружной? 
- да                      

- не совсем 
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? 
- праздники      

- праздники и поездки 
- ужин в кругу семьи          

- не знаю 
- поездки                    

- выезд на природу, просмотр ТV 
- всё, многое 
4. Как часто ваша семья собирается вместе? 
- ежедневно      

- когда как 
- часто        

- редко 
- как получится      

- всегда 
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? 
- каждый занимается своим делом      

- смотрим TV передачи 
- всё (всё понемногу, всем, много чем)    

- общаемся 
- обсуждаем учёбу                

- вместе проводим досуг 
- занимаемся трудом и ходим летом на участок      

- читаем 
- смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы

- шутим, смеёмся 
- занимаемся семейно– бытовым трудом  

- отдыхаем 
- делимся впечатлениями 
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 
- редко

- иногда

- нет

Приложение 3

Памятка: «Основные семейные традиции» 

  • Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. 
  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу. 
  • Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. 
  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. 
  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. 
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.). 
  • Сказка на ночь;
  • Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им». 
  • Коллекционирование.
  • Составление родословной своей семьи.

Приложение 4.

  • Традиция празднования дней рождений
  • Домашняя уборка
  • Домашние обязанности с малых
  • Совместные игры с детьми
  • Семейный совет
  • Семейные события
  • Традиции гостеприимства, семейный обед.
  • Празднование, особых успехов в работе и учёбе
  • Празднование окончание школы, вуза.
  • Празднование награждение родных
  • Сказка на ночь.
  • Пожелания доброго утра.
  • Спокойной ночи.
  • Поцелуй перед сном.
  • Встреча по возвращении домой.
  • Изготовление новогодних игрушек
  • «Вот и стали мы на год взрослее»
  • Изготовления поделок из природного материала.
  • «Красный, желтый, зеленый»
  • «Масленица»
  • «Пасха»
  • День космонавтики
  • Выпускной бал
  • День рождение бабушки.
  • Просмотр кинофильма.
  • Просмотр телепередачи.
  • Обеды по выходным.
  • 1 Сентября
  • Международный день птиц.
  • День смеха
  • День защиты детей

1. В гостях хорошо, а

дома лучше. 


2. Не красна изба углами, а  

красна пирогами. 


3. В семье разлад, так и дому  

не рад. 


4. В семье согласно, так и

дело идет

прекрасно. 


5. Когда семья вместе, и

сердце на месте. 


6. Семья – ключ к

счастью.

7. Семья-это

 семь я.

8. Дети не в тягость, а

 в радость.

9. Нет для человека добрее

 отца с матерью.

10. Мать кормит детей, как

 земля людей.

  • Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей дома?

  • Как Вы думаете, нужно ли оформлять, квартиру, к празднику?

  • Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье? Привлекаете детей к изготовлению сюрпризов, подарков?

  • Продумываете ли Вы программу детского праздника?

  • Следует ли против воли ребенка заставлять его выполнять прихоти взрослых, н-р: читать стихотворение, петь песню.

  • Какие подарки Вы дарите детям?

  • Обращаете ли Вы внимание на то, как принимает подарок ребенок и как благодарит за него?

  • Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера? Каких?

  • Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми, детей? В каких случаях да, нет?

  • Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

  • Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

  • Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

  • Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

  • Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

  • Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

  • Вашему ребенку хочется ту игрушку, которую подарили другому ребенку. Ваши действия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "В каждой семье свои традиции"

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальн...

Родительское собрание в старшей группе «В каждой семье свои традиции».

Способствуем соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педаго...

Родительское собрание «В каждой семье свои традиции»

«В каждой семье свои традиции»Цель: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания повышения педагогической культуры родителей; поиск новых ...

В каждой семье свои традиции. Родительское собрание

                       В каждой семье свои традиции...

Родительское собрание в старшей группе д/с на тему "В КАЖДОЙ СЕМЬЕ СВОИ ТРАДИЦИИ".

Организация обстановкиПри в ходе в группу родителям предлагают выбрать модель лепестка ( красный, синий, зеленый, желтый) и занять место за столом в соответствии с цветом ( на каждом столе лежит модел...

Конспект родительского собрания "В каждой семье, свои традиции"

Разработано для проведения мастер-класса на ГМО педагогов вторых младших и средних групп ДОУ города и района...

Конспект родительского собрания "В каждой семье, свои традиции"

Разработано для проведения мастер-класса на ГМО педагогов вторых младших и средних групп ДОУ города и района...