Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Чикрина Анна Васильевна

  Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Картотека развивающих  игр для детей старшего дошкольного возраста»

                 Составила:

воспитатель  Чикрина А.В.,      

   

Игра: Страна "Выдумляндия".

Цель: Повторить с детьми что такое небылицы, учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Учить детей самостоятельно придумывать небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. Развивать правильную речь и обогащать словарный запас ребенка.

ХОД ИГРЫ:

    Перед началом игры воспитатель спрашивает детей - знают ли они, что такое небылицы, где они их слышали. Напоминает, что небылицы - это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках, (обращаю внимание детей на выставку иллюстраций к сказкам). Дети смотрят на картинки и вспоминают:- "что звери не могут разговаривать", -"Красная Шапочка не могла выйти из брюха волка", -"рыбка не может исполнять желания".

 Для разминки воспитатель читает стихотворение, дети должны заметить в нем выдуманные истории-небылицы (стихотворение Л. Станчева "Это правда или нет"). Дети замечают и называют небылицы: виноград зимой не созревает, конь рогатым не бывает, летом он не может прыгать в снегу.

Воспитатель: «Это разминка. А теперь начнем игру».

Дети сидят за столами, перед каждым из них набор фишек.

 Воспитатель читает стихотворение К. И. Чуковского "ПУТАНИЦА". В нем много небылиц. Дети внимательно слушают, как только замечают небылицу, откладывают одну фишку рядом. Кто заметит больше небылиц тот и выиграет.

Игра «Конструктор настроений»

Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.

Ход игры: из деталей конструктора, на которых приклеены изображения частей лица (глаза – на одной детали, нос – на другой, рот – на третьей), собрать лицо. На деталях конструктора изображены различные части лица, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, например, улыбающийся рот или грустный, нахмуренные брови или удивленно приподнятые и т.д. Ребенок должен дать описание эмоционального состояния, получившемуся у него выражению лица.

Игра: «Что мы знаем об  травмах?»

Цель: умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Ход игры: В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Игра «Угадай, какой знак?»

Цель: упражнять детей в умении различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход игры:

Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

Игра «Звуки перепутались»

Цель: Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Ход игры

Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов:
Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

 Игра «Найди ошибку»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

– Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

Игра «Веселая олимпиада»

Цель:  Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Ход  игры

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку,  доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.


Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.


                             (Мяч)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.


                                (Яхта)

Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим.


                               (Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.


                                     (Лыжи)

Когда весна берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она – через меня.


                             (Скакалка)

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой …


                   (Велосипед)

Игра « Узнайте, кто мы?»

Цель: Учить детей понимать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные образы.

Ход игры:

1.Отгадать, кто за кем входит в класс: плакса, злючка или резвушка.

2.Импровизировать музыкально-игровые образы.

Оборудование. Аудиозапись (пьесы «Плакса», «Злючка», «Резвушка», муз. Д. Кабалевского).

Цель: В процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты в природе.

Игровое задание.         Каждый играющий получает картинку с изображением летнего (осеннего) пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребенок отбирает цвета, какие есть в его картинке (полоски закладываются за тесьму, прикрепленную внизу картинки). Кто правильнее составит композицию и расскажет о ней, получает набор открыток (например, «Осенний букет»; открытки заранее изготавливают сами дети).

Игра «Играем в рекламу»

Цель: Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе.

Игровые задания.

Разбившись на команды, дети придумывают свое объявление и помещают его на «дерево». Члены другой команды должны определить, кто из зверей заинтересуется подобной рекламой. Например: «Предлагаем капусту, вкусную, сладкую. В ней много витаминов», «Покупайте мед. Он нужен всем, чтоб быть здоровым».

Игра « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

 Игра: «С какой ветки детки?»

Цель: закрепление знаний детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление у дошкольников умения находить лишнюю вещь среди группы предметов с одинаковыми свойствами.

 Ход игры

 В ходе  работы со слайдами дети учатся сравнивать и классифицировать, устанавливать логические связи и обосновывать свой выбор. Кроме этого, на занятии будут задействованы внимательность и целеустремленность малышей, зрительное восприятие и умение следовать инструкции.

Для сравнения и дальнейшей классификации будут предложены:

- Предметы гардероба – одежда, обувь, головные уборы,

- Вещи, используемые для личной гигиены,

- Пищевые продукты и посуда,

- Разные виды растений – цветы, деревья, грибы,

- Используемая в бытовых условиях техника,

- Домашняя мебель,

- Транспорт и др.


Игра «На что это похоже?» 

Цель:  развитие воображения, образного мышления, расширение словарного запаса.

Ход игры: Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные  узоры на стекле, капля воска от свечи др.

Игра «Незаконченные рисунки».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

Игра: «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»

 Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.

Ход игры: К разнообразным картинкам, изображения которых состоят из геометрических фигур, подобрать соответствующее количество геометрических фигур. Постараться самостоятельно выложить данное изображение (по желанию ребенка)

Игра: «Что можно сделать из различных материалов (дерево, метал, глина, пластик) »

Цель: расширять знания о применении различных материалов в быту человека, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.

Ход игры: Перед ребенком лежат карточки с изображением всевозможных предметов, изготовленных из разных материалов (дерево, метал, глина, пластик) и изображение самих материалов. Поместить карточку с предметом к карточке с соответствующем  материалом.

Игра «Верно или нет»

Цель: учить рассуждать, вычленять главные признаки, делать выводы.

Ход игры: 1.Воспитатель демонстрирует детям карточку с изображениями курицы, воробья, бабочки. Воспитатель: «У всех кто здесь изображен, есть крылья – значит, все эти животные умеют летать. Верно ли мое утверждение»

2. Воспитатель говорит: «У всех кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие. У зайца задние лапы тоже длиннее передних. Значит заяц тоже кенгуру». 

                                        Интернет источники

1.http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/24/matem._st.gr_.docx.

2. http://raguda.ru/vs/didakticheskie-igry-dlja-detej-starshego.html.

3. http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-dlja-detei-starshego-vozrasta-po-risovaniyu.html.

4.Рабочая тетрадь  для детей  5-7 лет :«Подумай и ответь»  Т.Г. Любимова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста

Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь собраны картотеки игр по  темам: "Здоровье человека","Безопасность. Я и опасные предметы", " Я и улица", "Я учусь охранять свою жизнь и здоровье", "Игры на эмоциональное развитие", "Игры дл...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для педагогов  "Картотека опытов"...

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Игры,которые помогают детям закрепить полученные знания по  обучению грамоте....

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....

Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста "Что такое этикет"

В доступной форме детям рассказывается об основных правилах поведения, этикете и вежливости....