Главные вкладки

    Интегративный подход в творческом и коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста посредством технологии программы «Образ и мысль"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Низамиева Люция Варисовна

    Методическое пособие 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsionnaya_razrabotka.docx62.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 339 комбинированного вида»

    Московского района города Казани

    Инновационная разработка

    «Интегративный подход в творческом и коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста посредством технологии программы «Образ и мысль»

    Низамиева Люция Варисовна,

    воспитатель высшей

    квалификационной категории

    Казань, 2016

    Оглавление

    1. Пояснительная записка……………………………………………...3

    Интегрированные  технологии – одна из эффективных форм формирования личности………………………………………………………….5

    2.Задачи……………………………………………………………………..7

    3. Технологии работы по программе «Образ и мысль» (из опыта работы)…………………………………………………………………………….9

    3. Схема интеграции………………………………………………………14

    4. Тематический план……………………………………………………..15

    5. Результаты освоения программы……………………………………...21

    6. Заключение……………………………………………………………..22

    7. Список литературы…………………………………………………….23

    8. Приложение…………………………………………………………….24  

    -  Подборка игр

    -  Слушание музыки

    -  Перечень художественной  литературы по толерантности

    -  План работы с родителями по ознакомлению с программой

    -  Анкета для родителей

    - Конспекты НОД

    Пояснительная записка

    Актуальность. Необходимым условием для полноценного развития ребенка, для успешного обучения является речь, воображение, внимание, мышление, коммуникативные способности. Дошкольники в старшем дошкольном возрасте не могут правильно и понятно выразить свои мысли, переживания, чувства. Это оказывается препятствием для установления контакта между  ребенком и взрослым. Но, ведь дошкольный возраст благоприятный период для овладения коммуникативными способностями.  Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

    Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

    Подводя итоги педагогического обследования детей по развитию речи и эстетическому воспитанию, я пришла к выводу, что речь детей скудная, не развитая, не эмоциональная, не выразительная, односложная. Дети не умеют высказывать свои мысли, составлять рассказы, общаться между собой. Эстетическое воспитание не на должном уровне.

    И поэтому, я решила вести целенаправленную работу по обогащению словарного запаса детей, эстетического развития и эмоционального состояния через программу «Образ и мысль».

    Внедрение этой программы в образовательное учреждение имеет цель содействовать развитию способностей детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению связей с искусством, расширению диапазона общения между детьми, коммуникативных связей и культуры общения, которая будет служить основой для их дальнейшего развития.

    Многолетняя практика показывает, что при систематической работе можно научить ребенка адекватно выстраивать свое поведение, различать и понимать состояние, настроение и самочувствие других людей, видеть прекрасное вокруг, развивать художественно-эстетический вкус, исправить нарушения речи. Поэтому поиски приемов и методик в психолого-педагогической практике не утратила своей актуальности.

    Аннотация. В программе «Образ и мысль» взрослый и ребенок находятся в ситуации ценностно-смыслового равенства по отношению к окружающему миру, являющемуся для каждого бесконечным источником информации. Происходит обмен смыслами и ценностями, т.е. разворачивается процесс взаимного духовного обогащения. Расширяется словарный запас, усиливается чутье к языку, исправляются ошибки в речи. Используя эту программу, взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. Особенностью словарной  работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей, отношений. Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки.

    По проблеме развития связной речи и эмоционального состояния дошкольников в детском саду проведено много исследований. Трудно переоценить роль наглядности в развитии воображения и связной речи. Поэтому использование программы «Образ и мысль», где на каждом занятии присутствует наглядность, оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической связной речи.

    Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения детьми произведений искусства, а не на передачи информации.

    Программа «Образ и мысль» способствует развитию таких качеств личности, как креативность, коммуникативность, толерантность, рефлексивность, способность к саморазвитию.

    Таким образом, программа «Образ и мысль» представляет собой единство разных аспектов обучения и воспитания – развития речи, нравственного и эстетического воспитания.

    Данная методическая разработка рекомендуется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    В данном материале  представлены комплекс занятий по рассматриванию картин, иллюстраций, перспективный план, подбор дидактических игр, музыкального репертуара, перечень рекомендуемой художественной литературы, работа с родителями.                

    Данное методическое пособие «Интегративный подход в творческом и коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста посредством технологии программы «Образ и мысль» разработано на основе авторской работы «Развитие образного мышления и речи у дошкольников в процессе реализации программы «Образ и мысль».

    ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Интеграция – один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности развития личности ребенка,  сохранения здоровья и свободного пространства детства.

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

    Интегрированные занятия способствуют решению следующих задач:

    • сохранение и укрепление здоровья детей;
    • развитие сенсорных и моторных функций;
    • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
    • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
    • формирование гармоничной личности (умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности, и др.);
    • развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
    • развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычно правильного поведения;
    • развитие творческого, критического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях;
    • развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека;
    • постоянное внимание речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;
    • развитие любознательности, познавательных  интересов, творческих способностей, умение сравнивать и обобщать.

    В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: на ряду с дыхательными  и двигательными упражнениями, психо- гимнастическими этюдами, ребенок поет, танцует, импровизирует, занимается изодеятельностью, получает и закрепляет знания по познавательной деятельности, математике и развитию речи. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

    Интеграция содержания, как путь личностного развития дошкольников,  дает ребенку возможность ярче проявить себя в том, или ином виде деятельности.

    В основе любой деятельности лежат желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с  содержанием деятельности. При отборе содержания интегрированного занятия я ориентируюсь на желание и способности  детей.

    Интегрированное занятие более результативно, т.к. у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, реализуются творческие возможности дошкольников.

     ЗАДАЧИ:

    1. Развитие  художественно-эстетического  восприятия:
    • Развивать интерес к искусству;
    • Развивать творческое мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание;
    • Формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;
    • Развивать у каждого ребенка его собственное отношение к искусству;
    • Продолжать знакомиться с разнообразием окружающего мира;
    • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.

    1. Развитие  речи детей:
    • Совершенствовать связную речь;
    • Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по подбору картинок;
    • Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
    • Продолжать работу по обогащению словаря детей;
    • Совершенствовать грамматический строй речи;
    • Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию;
    • Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы излагать свои мысли понятно для окружающих;
    • Помогать усваивать выразительные средства языка;
    • Совершенствовать речь как средство общения.

    3. Воспитание  толерантности, культуры общения:

    • Воспитывать гуманное отношение к сверстникам, социальные чувства (отзывчивость, сочувствие, сопереживание, сорадость);
    • Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения;
    • Обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакт;
    • Воспитывать у детей интерес к деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников, оказывать им помощь;
    • Развивать способность детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    4. Воспитание эмоционального благополучия:

    • Создать в группе обстановку эмоционального комфорта;
    • Достичь открытости ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
    • Развивать выразительность движений, мимики, речи;
    • Развивать эмпатию, самоконтроль.

    ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

    ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ»

    (из опыта работы)

    Программа «Образ и мысль» произвела на меня неизгладимое впечатление. На первый взгляд, довольно проста, но простота эта обманчива. Сами стратегии, составляющие стержень программы, «выучить» несложно, гораздо труднее использовать их на практике. Программа нацелена не на представление конкретной суммы или даже системы знаний, не на нечто стабильное, фиксированное во времени и конечное, а на то, чтобы научить детей самостоятельно выстраивать и осваивать когнитивные системы, что предполагает собой целую цепочку постепенных многоплановых изменений в самих способах мышления – т.е. она направлена на процесс, причем процесс медленный и сложный.

    Я сразу начала внедрять эту программу в свою работу. При рассматривании первого слайда на первом занятии можно было заметить скованность детей. В глазах вопрос: «Что вы хотите от нас?». Ведь они привыкли рассматривать картины по-другому. Пришлось привлечь к помощи взрослого человека. Второй слайд уже рассматривали более активно, в глазах появился интерес. Уже на третьем занятии были видны некоторые результаты. Дети стали более разговорчивыми, в дискуссии вступали сразу, хотелось высказаться почти всем. Ответы были такими  убедительными, полными, хотя второй и третий вопрос еще не задавались. На третьем и четвертом занятии в разговор начали вступать стеснительные и малоразговорчивые дети.

    Конечно, на протяжении всего занятия хотелось самой вступить в разговор с детьми, похвалить или что-нибудь добавить к ответу детей. Но по требованиям программы педагог не должен:

    • оценивать ответы детей;
    • делать замечания;
    • навязывать свою точку зрения;
    • обсмеивать ответы ребенка.

    Ответы детей настолько были неожиданными, видение картины особенное, что я сама приглядывалась к тому, о чем говорили дети.

    Вникнув и прочувствовав на себе технологию «Образ и мысль» я сама стала больше видеть и замечать то, на что раньше не обращала внимание. Дети рассматривали картину до мельчайших подробностей. Качество ответов повысилось до такого уровня, что даже не требовался третий вопрос. Дети с самого начала занятия отвечали на вопрос «Что происходит на этой картине?» и тут же самостоятельно, без вмешательства взрослого давали оценку своего ответа.

    Во второй половине года ответы стали полными, развернутыми, содержательными. Без дополнительных вопросов дети составляли целый рассказ. Уменьшалось число повторов уже сказанного, развивалось умение усваивать новую информацию, слушать и слышать  других, пересматривать и дополнять свою точку зрения. С этими навыками тесно связаны умения вести дискуссию и аргументировать свои мысли. Степень активности участия в дискуссии, развитие критического мышления наблюдалось через способность детей ставить и решать проблемы, анализировать свою и чужие точки зрения.

    К тому же программа «Образ и мысль» оказывает положительное воздействие на личность ребенка, повышает его уверенность в собственные силы, снижает защитные реакции, раскрывает новые возможности ребенка, одаренность. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, при рассматривании произведения, высказывали свои наблюдения и, в меру своих возможностей приближались к постижению их многогранного содержания. Развиваются навыки визуального восприятия, аргументации, способствует эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Замечен также терапевтический эффект программы: повышение у детей самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого. Программа способствует формированию толерантности детей и педагога, а также учить ведению «направленной дискуссии».

    Что мне понравилось в этой технологии? Как можно применять эту программу в своей работе? Во-первых: вопросы наталкивают детей вспоминать, фантазировать, обобщать, что немаловажно в эстетическом развитии. Во-вторых: дети чувствуют себя комфортно, исчезает чувство страха, учатся уважать друг друга. В-третьих: развивается мышление, речь, память, внимание, сосредоточенность.

    Очень радует то, что дети умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения, спорить и главное умеют говорить и слушать, свои мысли выражать словами.

    Педагог находится на равных с учеником, уважает мнение каждого, направляет ученика, не делает замечаний, очень терпелив.

    Программа «Образ и мысль» позволяет глубже понять возрастные особенности, позволяет использовать приемы технологии на других занятиях, в других видах деятельности.

    Восприятие музыки, т.е. слушание, один из видов деятельности, где ребенок наиболее полно демократично может выражать свои чувства, переживания, представления, может импровизировать их в движениях, пантомиме, а также использовать графически. Используя технологию программы «Образ и мысль» в музыке детям открывается окно в мир фантазий и сказок, борьбы добра со злом, мир сложных человеческих эмоций.

    При проведении занятий совместно с музыкальным руководителем, после просмотра слайда дети слушали музыку. Прослушав ту или иную музыкальную пьесу, дети делились об услышанном, слушали и подкрепляли свое сознание мнение своих сверстников, спорили с ними, доказывали свою точку зрения.

    Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения. Очень нравится детям рисовать картины своими руками, а затем рассматривать и составлять небольшие рассказы.

    Воспитывать, формировать настоящего «искусствоведа» необходимо начинать именно с детского возраста. Одна из целей программы – эстетическое развитие. Но не нужно забывать, что одна из важнейших задач, которая реализуется через программу «Образ и мысль» - это развитие речи и коммуникативных способностей детей.

    Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития все же, является период детства.

    При разыгрывании небольших сценок, стараюсь учить детей создавать сценический образ, развивать интонационную выразительность. В этом очень помогают диалоги. Диалог – один из способов воспитания, становления и существования толерантного сознания. Диалог помогает почувствовать партнера, развивать способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонацию.

    Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, особое внимание, я уделяю развитию эмоциональной сферы.

    Итогом всей работы по развитию речи можно считать умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли. Развитие у детей связной выразительной речи – это существенное звено воспитания культуры речи. В этом мне также помогло пособие Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине».

    Формирование творческого рассказывания – наиболее сложная задача обучения дошкольников связной монологической речи. Работая по программе «Образ и мысль», дети знакомятся сначала со слайдами, внимательно рассматривают их, «разбирают» картину по деталям. Дальше идет работа по развитию воображения, умению раскрыть сюжет картины, действия героев, развивается логика, мышление. Именно на этом уровне прослеживается умение соединять простые детали в сложный сюжетный рассказ.

    Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

    Программу «Образ и мысль» можно реализовывать в разных видах деятельности: на прогулке, во время наблюдений, изобразительной деятельности, при рассматривании  образцов или результатов работы детей, ознакомлению с окружающим, во время режимных моментов и свободной художественной деятельности. И, желательно, начинать внедрять ее с самого раннего детства. Тогда наши дети, действительно, станут творцами: художниками, писателями, скульпторами, учителями и врачами, да и просто хорошими людьми.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема

    Цель

    Сентябрь

    1

    Знакомство с программой «Образ и мысль»

    Познакомить детей с программой «Образ и мысль». Развивать любознательность, познавательный интерес.

    2

    Рассматривание картины И.И. Билибина «Перышко Финиста Ясно-сокола» по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями искусства разных стран и народов. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    3

    Разыгрывание диалогов

    Развивать выразительность движений, мимики, речи. Помогать усваивать выразительные средства языка.

    Совершенствовать речь как средство общения.

    4

    Дидактические игры «На что похоже», «Придумай сказку»

    Учить подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета. Развивать речь детей, активация словаря, упражнение в самостоятельном подборе выразительных средств для составления сказки.

    Октябрь

    5

    Слушание музыки Ёсинао  Нако «Танец дикарей». Составление описательного рассказа  

    Совершенствовать умение составлять рассказы по услышанному произведению. Развивать творческое мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание.

    6

    Интегрированная образовательная деятельность «В гости в Индию»

    Продолжать знакомить с жизнью, природой, климатическими условиями, животным и растительным миром Индии. Закреплять умение высказывать свою мысль, выслушивать ответы других детей. Развивать воображение, творчество. Воспитывать вежливость.

    7

    Чтение В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово», «До первого дождя»

    Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связанную речь, мышление. Воспитывать уважение к другим людям.

    8

    Рассматривание картины Матисса «Красные рыбы» по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями искусства разных стран и народов. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    Ноябрь

    9

    Рассматривание картины по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями русских художников. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    10

    Пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рисование отрывка из сказки.

    Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

    Совершенствовать грамматический строй речи. Помогать усваивать выразительные средства языка.

    Совершенствовать речь как средство общения.

    11

    Дидактические игры «Пантомима»,  «Зеркало», «Угадай настроение»

    Развивать произвольность, воображение, выразительность движений, внимание, наблюдательность. Развивать образное эстетическое восприятие, эмоциональную сферу, уметь угадывать определенные характеристики настроений.

    12

    Инсценировка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Привлечь детей к посильному участию в театрализованных представлениях. Развить у детей умение следить за действиями игрушек, сказочных героев. Способствовать освоению диалогической формы речи. Вызвать радость, чувство удовлетворения от игровых действий.

    Декабрь

    13

    Слушание Л. Батыр – Болгари «Гармунчы егет». Рисование.

    Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями татарских композиторов. Вызвать желание изобразить в рисунке впечатления, полученные после прослушивания произведения. Развивать творческие способности.

    14

    Рассматривание картины по сказке «Заюшкина избушка» И. Билибина по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями русских художников. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    15

    Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

    развивать умение детей самостоятельно передавать определенные черты характера персонажа, находя выразительные средства. Развивать диалогическую речь. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

    16

    Чтение Г. Тукай «Шурале», «Родной край».

    Продолжать знакомить с произведениями татарских писателей. Воспитывать гордость и уважение к знаменитым людям своей родины. Вызвать желание изобразить прочитанное в рисунке. Развивать творческие способности.

    Январь

    17

    Рассматривание картины Ф. Буше «Лес» по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями мировой культуры. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    18

    Интегрированная образовательная деятельность «Звери в лесу», применяя технологию программы «Образ и мысль»

    Развивать выразительность речи. Развивать навыки творческого рассказывания, продолжать учить точно высказывать свои мысли. Совершенствовать умение отстаивать свою точку зрения. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и уважение ко всему живому.

    19

    Дидактические игры «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Оцени поступок?»

    Уметь различать положительные и отрицательные действия и поступки, развивать волевые качества. Формировать самооценку своих и чужих поступков, в поступках следовать положительному примеру

    Февраль

    20

    Разыгрывание диалогов по потешкам, стихам, песенкам.

    Вызвать интерес к разыгрыванию диалогов; вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Развивать творческие способности дошкольников, корректировать их поведение

    21

    Слушание муз.Ф. Яруллина «Танец птиц и Сююмбике (из балета «Шурале»). Рисование

    Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями татарских композиторов. Вызвать желание изобразить в рисунке впечатления, полученные после прослушивания произведения. Развивать творческие способности.

    22

    Рассматривание слайда  по технологии программы «Образ и мысль» А. Руссо «Тропическая гроза с тигром»

    Знакомить детей с произведениями мировой культуры. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    23

    Интегрированная образовательная деятельность «Зов джунглей»

    Закреплять полученные знания по ФЭМП. Создавать условия для развития интеллектуальных эмоций, догадки, логического мышления, сообразительности, внимания через занимательные игры. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. 

    Март

    24

    Рассматривание иллюстрации по сказке «Заюшкина избушка» по технологии программы «Образ и мысль»

    Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию. Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы излагать свои мысли понятно для окружающих.

    Помогать усваивать выразительные средства языка. Совершенствовать речь как средство общения.

    25

    Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

    Привлечь детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях. Развить у детей умение следить за действиями игрушек, сказочных героев. Способствовать освоению диалогической формы речи. Вызвать радость, чувство удовлетворения от игровых действий.

    26

    Составление рассказа по сюжетной картине «Медведь в лесу»

    Продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине с опорой на план. Развивать способность общения, научить воспринимать точки зрения других в процессе обсуждения.

    27

    Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

    Обратить внимание на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь, добро побеждает зло, вызывает радостные эмоции.

    Апрель

    28

    Интегрированная образовательная деятельность «Космонавты», применяя технологию программы «Образ и мысль»

    Продолжать рассматривать иллюстрации по технологии «Образ и мысль». Расширять знания детей о профессии космонавта. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

    29

    Чтение С. Маршак «Урок вежливости», «Есть у меня товарищ Федя»

    Учить детей поддерживать диалог. Побуждать детей употреблять в речи  вежливые слова. Работать над выразительностью речи.

    30

    Рассматривание картины по сказке «Царевна лягушка» В. Васнецова по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями русских художников. Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории». Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    31

    Пальчиковый театр «Три поросенка»

    Способствовать развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учить  улавливать ритм речи. Развивать творческие способности, артистизм.  Воспитывать любовь к театрализованной деятельности.

    Май

    32

    Слушание Р. Яхин «Гимн Республики Татарстан»;

    Александров «Гимн России» по технологии программы «Образ и мысль»

    Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну. Вызвать желание изобразить в рисунке впечатления от услышанного музыкального произведения.

    33

    Рассматривание иллюстрации к сказке «Теремок» художника Ю.Васнецова по технологии программы «Образ и мысль»

    Знакомить детей с произведениями русских художников. Развивать способность общения и научить детей воспринимать точки зрения других в процессе группового обсуждения.

    34

    Рассматривание слайда «Таитянские пасторали» П. Гогена

    Продолжать знакомить с произведениями разных стран и народов. Укрепить в детях уверенность в том, что они сами способны интерпретировать «истории», изображенные на картине. Воспитывать познавательный интерес.

    35

    Дидактические игры «Карнавал», «Нарисуй облако». Рисование

    Воспитывать интерес к праздникам, развивать наблюдательность, воображение, творческие способности в рисовании. Развивать внимание, зрительную память, графические способности, мелкую моторику рук

    РЕЗУЛЬТАТЫ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Критериями оценки были выделены такие показатели:

    - Зритель: эгоцентризм, проявление интереса к искусству, уверенность в себе.

    - Как зритель размышляет: аргументирует ли зритель свою точку зрения, способен ли зритель пересмотреть свою точку зрения, извлекает ли зритель основные идеи и принципы, использует принципы и идеи программы на других занятиях и в других ситуациях.

    - Как зритель общается: активно ли участвует в дискуссии, умеет ли слышать других.

    - Как зритель говорит: словарный запас, связывание отдельных высказываний, составление рассказа.

    По результатам исследования наблюдается положительная динамика развития коммуникативных и творческих способностей по программе «Образ и мысль».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражает чувства, знакомые и близкие ему, но и открывает новые, ранее неведомые.

    Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются  детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

    Исходя из диагностических данных в начале и конце года можно сделать вывод, что в совокупности представленных работ, мной велась очень нужная и важная работа по развитию художественно-эстетического, эмоционального восприятия, развитию речи и воспитанию нравственных качеств личности.

    Используемая мной программа «Образ и мысль» и интеграция ее с другими видами деятельности показывают хорошие результаты.

    Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовывать свои творческие возможности, развиваются коммуникативные умения: дети могут свободно высказывать свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать о чем-либо.

    Таким образом, в работе над развитием творческого мышления, воображения и коммуникативных способностей важно развивать наблюдательность, умение составлять рассказы и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, уметь взаимодействовать.

    Программа помогает нашим детям сделать еще один шаг к самовыражению, наполняет жизнь ребенка радостью, весельем, удовольствием, помогает видеть мир шире и богаче.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Буре Р. С. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. Просвещение 2004 г.
    2. Бондаренко А. К. – Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение 2004 г.
    3. Ветлугина Н. А., Островская Л. Ф. – Эстетическое воспитание в детском саду.
    4. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. – Развитие речи 5 – 6 лет. М. Просвещение 2006 г.
    5. Доронова Т. А. – Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. Просвещение 2006 г.
    6. Исаева Р. И. – Точка отсчета – ребенок. К. 2003 г.
    7. Интегрированный подход в реализации творческих возможностей дошкольников. Казань: Риц «Школа», 2007 г.
    8. Козлова С. А., Куликова Т. А. – Дошкольная педагогика. Москва 2002 г.
    9. Минаева В. М. – Развитие эмоций дошкольников. М. 1999 г.
    10.  Методические рекомендации. Программа «Образ и мысль» 1-й год обучения.
    11.  Озерова О. Е. – Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов-на-Дону, 2005 г.
    12.   Пантелеева Л. В. – Музей и дети. М. 2000 г.
    13.  Ушакова О. С. – Развитие речи и  творчества дошкольников. М. 2007 г.
    14.  Швайко Г. С. – Занятия изобразительной деятельности в детском саду. М. 2006 г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

    1. Е. Благинина «Посидим в тишине»;

    2. В. Катаев «Цветик – семицветик»;

    3. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» и др.;

    4. Сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый и масляный», «Гуси – лебеди»  и др.;

    5. К. Чуковский «Добрый доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Федорино горе»;

    6. О. Дриз «Добрые слова», «Как сделать утро волшебным»:

    Клянусь – это будет Волшебным рассветом,

    Если никто не забудет

    При этом крикнуть маме

    - Доброе утро!

    7. К. Успенский «Лекарство», «Умей обождать», «Сила не право»;

    8. В. Юсупов «Простите»;

    9. В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово», «До первого дождя» и др.;

    10. А. Барто «Вовка – добрая душа», «Медвежонок невежа», «Уехали»;

    11. Ю.Яковлев «Мама»;

    12. Е. Пермяк «Самое страшное», «Чужая калитка»;

    13. В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»;

    14. С Маршак «Урок вежливости», «Есть у меня товарищ Федя»;

    15. Б. Житков «На льдине»;

    16. Б. Емельянов «Рассказы о маме»;

    17. М. Джалиль «Красная ромашка», «Родник»;

    18. Г. Тукай «Шурале», «Родной край»;

    19. Р. Миннуллин «Улыбающиеся волки»;

    20. Ю. Ермалаев «Лучший друг»;

    21. А. Кузнецов «Поссорились»;

    22. С. Михалков «Как друзья познаются»;

    23. Н. Носов «На горке», «Карасик» и др.;

    СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

    1. Эмоции
    • Шварц «Кто скорей»;
    • С. Прокофьев «Петя и волк»
    • Из детского альбома П. И. Чайковского «Болезнь куклы»;
    • В. А. Моцарт «Колыбельная»;
    • Р. Шуман «Веселый крестьянин»;
    • Г. Свиридов «Парень с гармошкой»;
    • Д. Кабалевский «Клоуны»;
    • П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»;
    •  Э.Григ «В пещере горного короля»;
    •  П.Чайковский «У камелька»;
    •  Лемарк «Пудель и птичка»;
    •  Г.Фрид  «Флейта и контрабас»;
    •  П.Чайковский «Песнь жаворонка»;
    •  М.Глинка «Жаворонок»;
    • Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»;
    •  М.Глинка «Марш Черномора»;
    •  Ёсинао  Нако «Танец дикарей»;  
    • Е. Гнесиной «Две плаксы». 
    1. Национальный компонент
    • Р. Яхин «Гимн Республики Татарстан»;
    • Александров «Гимн России»;
    • Л. Батыр – Болгари «Гармунчы егет»;
    • С. Сайдашев «Вальс»;
    • муз.Ф. Яруллина «Танец птиц и Сююмбике (из балета «Шурале»);
    • Произведения русского и татарского народного фольклора;
    • Ф. Ахметов «Бию»;
    • М. Музаффаров «Сайра, сандугач»;
    • С. Садыйкова «Иртэнге нур».
    1. Природа
    • «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (из цикла «Картинки природы», муз.Р.Яхина
    • Г. Свиридов «Весна и осень»;
    • П. И. Чайковский «Зимнее утро»;
    • А. Вивальди из цикла «Времена года»;
    • Т. Потапенко «Листопад»;
    • Ан. Александрова «Осень»;
    •  П.Чайковский «Осенняя песня»;
    •  А.Стоянов «Снежинки»;  
    •  Т.Чудова «Гром и дождь».

    ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

    С ПРОГРАММОЙ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ»

    1.Знакомство с программой.

    2. Диагностика в начале обучения.

    3. Показ занятия детьми.

    4. Консультация на тему «Развитие эстетических чувств ребенка средствами изобразительного искусства».

    5. Занятие с участием родителей.

    6. Рекомендации для родителей: посещение музеев, театров, прогулки с детьми в парк.

    7. Семинар по программе «Образ и мысль».

    8. Анкетирование родителей.

    9. Организация выставки совместных рисунков детей и родителей на тему «Я люблю тебя жизнь». Составление рассказов по этой картине.

    10. Консультация на тему «Как применить программу «Образ и мысль» в повседневной жизни».

    11. Результаты диагностики в конце обучения.

    12. Показ итогового занятия детьми.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1.Посещаете ли Вы с ребенком выставки, музеи?

    2. Имеются ли дома произведения искусства: живопись, графика, скульптура, картины?

    3. Обсуждаете ли Вы содержание картин?

    4. Чем любит заниматься ребенок дома? (рисовать, рассматривать книги, иллюстрации, картины, составлять картины из пазлов,..)

    5. Какие темы наиболее часто изображает ребенок в своих рисунках?

    6. Рассказывает ли ребенок о содержании своего рисунка?

    7. Принимаете ли Вы участие в составлении рассказа по рисунку ребенка? Рисуете ли Вы сами с ребенком?

    8. Замечаете ли Вы изменения в рисунках, знаниях, умениях, речи Вашего ребенка?

    9. Переносит ли ребенок свои знания и умения в описание изменений в окружающей среде? (по временам года, сезонные изменения)

    10. Слушаете ли Вы с ребенком классическую музыку?

    11. Выслушиваете ли Вы впечатления ребенка после прослушивания музыкального произведения?

    12. Как Вы считаете, развито ли воображение Вашего ребенка?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии

    Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества....

    «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».

    Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...

    Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

    Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...

    АПО "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПАНТЕЛЕЕВА Г.Н. «ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН»"

    В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом.На ранних этапах разв...

    Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

    Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...

    Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «мастерская»

    Мастерская – это условно обозначенное пространство группы, организованное таким образом, чтобы дети и педагог могли находиться рядом и вместе решать поставленные задачи. Основная идея работы в м...

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

    В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...