Главные вкладки

    Рабочая программа
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    В программу входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития и включают перспективное планирование воспитательно - образовательной работы по пяти областям:
     
    - социально-коммуникативное развитие,
     
    - познавательное развитие,
     
    - речевое развитие,
     
    - художественно-эстетическое развитие,
     
    - физическое развитие
     
    Программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) .
    Целью программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно - исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_ilyushkinoy_n.v._2_1.docx59.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

    Принято на педагогическом совете

    Структурного подразделения

    «Детский сад №9 комб. вида»

    протокол № 14

    от «30»08. 2016г.

                Утверждено заведующей

            Структурного подразделения

               «Детский сад №9 комб. вида»

                   Фоменковой Н.И.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    совместной деятельности педагогов с детьми в соответствии с ФГОС ДО

     

    Илюшкиной Натальи Валерьевны

    Первая младшая группа на 2016- 2017 уч.год

     

    Рузаевка 2016

    Содержание

    Наименование разделов

    Стр.

    Содержание

    2

    Целевой раздел

    1.1.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    3

    1.2.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

    4

    1.3.

    ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

    5

    1.3.

    ЗНАЧИМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

    7

    1.4

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ  ОСВОЕНИЯ  ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДИАГНОСТИКА.

    8

    Содержательный раздел

    2.1.

    2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП ДО.

    10

    2.2.

    ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ.

    11

    2.3.

    ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ.

    14

    2.4.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.

    18

    2.5.

    ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ.

    20

    2.6.

    МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.

    20

    2.7.

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ (КЛИМАТИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ;

    21

    III

    Организационный раздел

    3.1

    ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

    23

    3.2.

    РЕЖИМ ДНЯ, СТРУКТУРА ОО.

    24

    3.3.

    ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    30

    I Целевой раздел

    1. Пояснительная записка.

    Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.

    Кроме того, учтены концептуальные положения используемой  в ДОУ комплексной программы «Детство».

    Основная образовательная программа структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

    - Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

    -  Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка;

    - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).

    - Закон «Об образовании Республики Мордовия» (принят Госсобранием 01.08.2013 г.)

    Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

    1.2. Цели и задачи рабочей программы.  

    Целью программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно - исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка.

    Цели программы достигаются через решение следующих задач:

    - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

    - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

    - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка ; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

    Задачи  программы:

    - формирование   базы данных  о состоянии  здоровья,   индивидуальных  психофизиологических  особенностях  и резервных  возможностях  организма  воспитанников;

    - осуществление   преемственности  в создании  оптимальных  условий,  обеспечивающих  охрану  и укрепление  физического  здоровья  детей,   их  эмоционального благополучия.

    - организация предметно -  развивающей среды,  стимулирующей  развитие  активности  детей  в разных видах деятельности.

    - создание   условий  для  социально-личностного  развития  воспитанников, их коммуникативной  и социальной  компетентности.

    - осуществление  преемственности  детского сада  и семьи  в воспитании  и обучении  детей,  изучение  и активизация   педагогического  потенциала  семьи.

    1.3 Принципы и подходы к формированию программы.

    Программа ориентированная на современного ребенка. Принципы разработаны на основе стандарта:

    -  поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

    - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

    - уважение личности ребенка;

    - реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    Программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    Учитываются возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

    - игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

    - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

    - познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

    - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

    - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

    - изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

    - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

     - двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

                   

     Значимые для характеристики особенности развития раннего возраста:

    Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет. Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: — сенсомоторной потребности; — потребности в эмоциональном контакте; — потребности во взаимодействии и общении со взрослыми; познавательное общение; вербально- невербальное общение; игровое и деловое общение. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

    Планируемые результаты освоения программы:

    К трем годам: — ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; — использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; — владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; — проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; — обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; — у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).

    Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

    • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
    • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
    • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
    • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
    • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
    • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
    • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

    Диагностика.

    Оценка развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

    Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

    В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности,  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

    Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

    Данные мониторинга отражают динамику становления основных (ключевых)  характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

    Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.  Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.

            

                                     

        II Содержательный раздел

    2.1 Учебный план ООП ДО.

    Направление развития

    Виды детской деятельности

    Формы образовательной деятельности

    Продолжительность и количество в неделю

    Физическое развитие

    Двигательная.

    НОД;

    Подвижные дидактические игры;

    Подвижные игры с правилами;

    Игровые упражнения;

    Игровая;

    Сюжетные игры;

    Игры с правилами

    10 минут 3 раза в неделю

    Познавательное развитие

    Познавательно-исследовательская.

    НОД;

    Наблюдения;

    Решение проблемных ситуаций;

    Экспериментирование;

    Игры с правилами.

    10 мин 1 раз

    в неделю

    Речевое развитие

    Коммуникативная.

    Чтение художественной литературы.

    НОД;

    Беседа;

    Речевая ситуация;

    Ситуативный разговор;

    Сюжетные игры;

    игры с правилами.

    Чтение;

    Обсуждение;

    Разучивание

    10 минут 2 раза

    в неделю

    Художественно- эстетическое развитие

    Продуктивный.

    Музыкально-художественный.

    НОД

    Мастерская

    по изготовлению продуктов детского творчества;

    Слушание;

    Исполнение;

    Импровизация;

    Музыкально-дидактические игры.

    10 минут

    4 раза в неделю;

    Социально - коммуникативное развитие

    Трудовой.

    Совместные действия

    2.2  Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

    Название раздела

    Программы

    Методическое пособие

    Социально – коммуникативное развитие.

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

    Авторы:

    Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

    -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

    Познавательное развитие.

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

    Авторы:

    Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

    -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:первые шаги в математику. Москва,2010г.

    Речевое развитие.

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

    Авторы:

    Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

    -Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2010г.

    -Л.Л.Тимофеева. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками.

    -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

    -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2012г.

    Художественно – эстетическое развитие.

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

    Авторы:

    Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. М.Б.

    -О.Г.Жукова.Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Москва,2007г.

    -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

    -И.А.Лыкова.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва,2008г.

    Г.И.Винникова.Занятия с детьми 2-3лет. Москва,2010г.

    -Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.Тимофеева Л.Л., Москва, 2012.

    Физическое развитие

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

    Авторы:

    Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:развитие движений, Москва,2010г.

    2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

    Направление

    развития

    Формы реализации программы

    Методы

    Приёмы

     

    Совместная деятельность.

    Самостоятельная

    Деятельность.

    Взаимодействие  с семьёй.

    Физическое развитие

    Двигательная:

    -подвижные дидактические игры;

    -подвижные игры с правилами;

    -игровые упражнения;

    -сюжетные игры;

    -игры с правилами.

    -Подвижные игры,

    -упражнения

    -самостоятельная двигательная активность.

    -Консультации;

    -мастер – классы;

    -совместные праздники.

    Наглядный.

    Словесный.

    Практический

    Наглядно-зрительный: 

    -показ физ. упражнений;

    -использование наглядных пособий; - имитация;

    -зрительные ориентиры.

    Наглядно-слуховые: музыка; песня.

    Тактильно-мышечные: 

    -непосредственная помощь воспитателя;

    -объяснения, пояснения, указания;

    -подача команд, распоряжений, сигналов;

    -словесная инструкция;

    -повторение упражнений;

    -проведение упражнений в игровой форме;

    -проведение упражнений в соревновательной форме.

    Социально – коммуни-

    кативное

    развитие.

    Игровая:

    -сюжетно – ролевые игры;

    -обучающие игры.

    Трудовая:

    -совместные действия;

    Коммуникативная:

    - беседа;

    - речевая ситуация;

    - ситуативный разговор;

    -сюжетные игры;

    -игры с правилами;

    Сюжетно ролевые игры;

    -режиссёрские игры;

    -театрализованные игры;

    -игры – забавы;

    Консультации; информационно – просветительские материалы;

    -совместное творчество детей и родителей;

    -родительские собрания.

    Наглядный.

    Словесный.

    Практический

    -показ действий;

    -рассматривание иллюстраций;

    - решение проблемных ситуаций;

    -чтение худ. литературы;

    -показ действий;

    - пример взрослого и детей;

    -разыгрывание коммуникативных ситуаций;

    -приучение к положительным формам поведения.

    Познавательное развитие

    Познавательно – исследовательская:

    -наблюдения;

    -решение проблемных ситуаций;

    -игры с правилами.

    -самостоятельная деятельность в развивающей среде;

    -наблюдения;

    -Консультации;

    -инд. беседы;

    -информационно – просветительские материалы.

    Наглядный.

    Словесный.

    Практический

    -наблюдения;

    -рассматривание картин;

    -рассказ;

    -беседа;

    -чтение.

    Речевое развитие

    -беседы;

    -рассматривание картин и иллюстраций;

    -дидактические игры;

    -чтение худ. лит.;

    -НОД;

    -зауч. стихов;

    -театрализованная деятельность;

    -дидактические  игры;

    -ролевые игры.

    -дид. игры;

    -сюж. рол. игры;

    -общение со взрослыми и сверстниками.

     

    -родительские собрания;

    Наглядный

    Словесный

    Практический

    -рассматривание картин и иллюстраций;

    -дид. игры.

    -беседа;

    -вопросы к детям;

    -чтение;

    - заучивание.

    -речевые игры и упражнения;

    -артикуляционная гимнастика;

    -звукоподражание;

    -инсценирование;

    -драматизация;

    -пальчиковая гимнастика.

    Художественно – эстетическое развитие

    -НОД (рисование, лепка, конструирование, муз. развитие, ознакомление с худ. лит. и фольклором);

    -праздники;

    -развлечения;

    -музыкально – дидактич. игры;

    -слушание музыки;

    -выставка детских работ;

    -совместная продуктивная деятельность;

    -инд. работа;

    -совместная деятельность.

    -наблюдения;

    -самостоят. продуктивная деятельность;

    -рассматривание книг;

    -дидактические игры;

    -самостоятельное конструирование.

    -совместные праздники;

    -консультации;

    -участие в конкурсах и выставках.

    Наглядный.

    Словесный.

    Практический

    -рассматривание картин и иллюстраций;

    -дид. игры;

    -показ способов.

    -беседа;

    -объяснение.

    -упражнения;

    -игра на муз. инструментах;

    -исполнение муз движений.

     


    2.4 Взаимодействие с семьёй.

    Месяцы

    Содержание работы

    Ответственные

    Сентябрь

    Родительское собрание на тему: «Адаптация ребенка к дошкольному коллективу».

    Воспитатели.

    Консультации педагогов специалистов.

    М.сестра.

                                        Октябрь

    Консультация: «Психологические особенности детей раннего возраста».

    Воспитатели.

    Анкетирование: «Адаптация малышей».

    Воспитатели.

    Ноябрь

    Папка-передвижка «Игра и ее значение в жизни ребенка».

    Воспитатели.

    Консультация: «Родителям о ФГОС».

    Воспитатели.

    Декабрь

    Конкурс новогодних поделок «Новый год шагает по планете».

    Воспитатели.

    Консультация «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье».

    Воспитатели.

    Январь

    Консультация «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста».

    Воспитатели.

    Февраль

    Консультация «Отец как воспитаатель».

    Воспитатели.

    Папка- раскладушка «Не трогайте, это мое!»

    Март

    Консультация «Экология одежды для малышей».

    Воспитатели.

    Конкурс рисунков «Моя мама - самая лучшая!»

    Воспитатели.

    Апрель

    День открытых дверей. Родительский субботник. Уборка помещений и территории. Пожелания и предложения.

    Воспитатели.

    Консультация «Как обеспечить безопасность дома ребенка до трех лет».

    Воспитатели.

    Май

    Родительское собрание «Об итогах работы за год. О летне- оздоровительной работе. О задачах на новый учебный год».

    Воспитатели.


    2.5 Планирование работы с детьми в группе

    - Перспективное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя);

    - календарное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя).

    2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

    Образовательные области

    Совместная деятельность

    Физическое развитие.

    • Прием детей на воздухе в теплое время года
    • Утренняя гимнастика
    • Закаливание в повседневной жизни
    • Физминутки на занятиях
    • Физкультурные занятия
    • Прогулка в двигательной активности
    • Гимнастика после сна Физкультурные досуги.

    Познавательное развитие.

    • Занятия познавательного цикла
    • Дидактические игры
    • Наблюдения
    • Беседы
    • Индивидуальная работа.

    Речевое развитие.

    • Чтение художественной литературы
    • Беседы
    • Обсуждения прочитанного
    • Инсценировка литературного произведения
    •  Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

    Социально - коммуникативное развитие.

    • Утренний прием детей, индивидуальная работа
    • Совершенствование культуры поведения за столом.
    • Совершенствование навыков культуры общения
    • Театрализованные игры
    • Сюжетно-ролевые игры.

    Художественно - эстетическое развитие.

    • Занятия по музыкальному  воспитанию и изобразительной деятельности
    • Музыкальные досуги
    • Прослушивание классической музыки и детских песен отечественных.

    2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).

    Климатические условия г. Рузаевка соответствуют умеренному поясу. При оздоровлении детей используются природные факторы – солнце, воздух, вода.      Процесс воспитания и обучения в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,   график образовательного процесса составляется в соответствии  с  выделением двух периодов:

    - холодный  период − образовательный (сентябрь-май), составляется  определенный режим дня и расписание организованных  образовательных  форм; 

    - летний период − оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой  режим организации жизнедеятельности детей.

    В процессе двигательной деятельности – приобщаются к подвижным и спортивным, народным играм.

    В процессе образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию  дети знакомятся с климатическими особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают.

    В процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети  изображают зверей, птиц, домашних животных, растения нашего региона и др.

    Национально-культурные: этнический состав воспитанников группы: русские, мордва.

    Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

    Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.

    Содержание дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №9»  включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

    Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения

    Республике Мордовия. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью

    их национальной культуры (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи народов живущих в Мордовии).

    Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем региональную программу « Валдоня»  (Светлячок), и примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которые учитывают современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.

    Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края.

    Задачи:

    - формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

    - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;

    - формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

    - формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;

    - воспитание гражданско-патриотических чувств.

    Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

    Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.

    В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.

    Демографические особенности: анализ социального статуса семей выявил, что в первой младшей группе №2 воспитываются дети из полных и неполных семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне - специальным образованием.

    Образовательная область

    Задачи

    «Социально-коммуникативное развитие»

    Воспитывать у детей  дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

    Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Мордовского края,  стремление сохранять национальные ценности.

    «Познавательное развитие»

    Приобщать  детей к истории Мордовии. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

    «Речевое развитие»

    Развивать  речь, мышление. Знакомить с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы.

    «Художественно-эстетическое

    развитие»

    Приобщать  детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края.

    Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

    «Физическое развитие»

    Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные мордовские игры и забавы.

    III Организационный раздел

    3.1 Оформление предметно-пространственной среды.

    Организация развивающей среды в  ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Предметно - развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:

    - доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, она должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

    Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды: 

    Познавательное развитие: имеется необходимый набор дидактических пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности, раздаточный и наглядный материал.

    Речевое развитие: в группе оформлен книжный уголок, имеются дидактические игры, пособия с учётом возрастных и педагогических требований.

    Художественно – эстетическое развитие: в группе имеется оборудование для театрализованной деятельности, оборудован уголок по музыкальному воспитанию, имеется оборудование для продуктивной деятельности детей.

    Социально – коммуникативное развитие: для игровой деятельности подобран необходимый игровой материал, наборы кукольной мебели и посуды, наборы машин разных видов, дидактические игры, настольно – печатные игры, атрибуты к играм с правилами, сюжетным играм.

    Физическое развитие: в группе оборудован физкультурный уголок различным спортивным оборудованием (скакалки, мячи, султанчики, массажные дорожки, атрибуты для подвижных игр).

    3.2 Режим дня, структура ОО.

    РЕЖИМ ДНЯ

    ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА

    В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 №26 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными  Приказом МО и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.

    Режимные моменты

    Время

    Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика

    06.30-08.00

    Подготовка к завтраку, завтрак

    08.00-08.30

    Игры и свободное общение детей

    08.30-09.00

    Организованная образовательная деятельность

    09.00-09.30

    Второй завтрак

    09.30-09.40

    Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

    09.40-11.30

    Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

    11.30-11.50

    Подготовка к обеду, обед

    11.50-12.30

    Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика

    Подготовка ко сну, дневной сон

    12.30-15.00

    Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры

    15.00-15.20

    Подготовка к полднику, полдник

    15.20-15.45

    Игры, досуги, кружки

    15.45-16.20

    Подготовка к прогулке, прогулка  

    16.20-17.15

    Подготовка к ужину, ужин

    17.15-17.40

    Самостоятельная деятельность, общение по интересам

    17.40-18.30

    Игры, уход домой

    18.30

    РЕЖИМ ДНЯ

    НА ТЁПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА

    Режимные моменты

    Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика

    06.30-08.00

    Подготовка к завтраку, завтрак

    08.00-08.30

    Самостоятельные игры, подготовка к образовательной деятельности

    08.30-09.00

    Второй завтрак

    09.30-09.40

    Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

    09.40-11.30

    Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

    11.30-11.50

    Подготовка к обеду, обед

    11.50-12.30

    Подготовка ко сну, дневной сон

    12.30-15.00

    Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры

    -

    15.00-15.20

    Подготовка к полднику, полдник

    15.20-15.45

    Игры, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

    15.45-16.40

    Подготовка к ужину, ужин

    16.40-17.10

    Подготовка к прогулке, прогулка,  игры, уход домой

    17.10-18.30

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми 1 мл. группы №2

    (холодный период)

              Понедельник

    Аппликация/Конструирование_______________9.00

    Физическая культура _______________________9.20

          Вторник

    Развитие речи_____________________________9.00

    Музыкальное развитие______________________9.20

    Среда

    Сенсорика /Математика_____________________9.00

    Физическая культура _______________________9.20

    Четверг

    Конструирование__________________9.00

    Физическая культура ______________9.20

    Пятница

    Окружающий мир/Чтение худ.литературы____________9.00

    Музыкальное развитие ______________________9.20

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми 1 мл. младшей группы №2

    (теплый период)

              Понедельник

    Мир музыки _____________________________________________________9.00

          Вторник

    Физическое  развитие _____________________________________________9.00

    Среда

    Мир музыки _____________________________________________________9.00

    Четверг

    Физическое  развитие _____________________________________________9.00

    Пятница

    Физическое  развитие _____________________________________________9.00

    Организация двигательного режима в 1 мл. группе детей 2-3 лет.

    Формы организации

    Особенности организации

    Длительность в минутах

    Физкультурно-оздоровительная работа

    Утренняя гимнастика.

    Ежедневно

    5-7

    Физкультминутка.

    Ежедневно по мере необходимости.

    2-3

    Двигательная разминка в системе НОД

    Ежедневно.

    3-4

    Подвижные игры и упражнения на прогулке.

    Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей.

    10-15

    Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке.

    Ежедневно во время прогулки.

    5-8

    Оздоровительный  бег.

    Ежедневно во время утренней гимнастики.

    1

    Гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам.

    Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей.

    5-7

    Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

    3 раза в неделю в зале проводится в первой половине

    10

    Самостоятельная двигательная деятельность.

    Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей.

    10-12

    Схема закаливания

    Мероприятия

    1

    Сквозное проветривание в отсутствии детей

    2

    Утренняя гимнастика в проветренном помещении

    3

    Физкультурные занятия

    4

    Умывание прохладной водой

    В режимных моментах

    5

    Прогулка на свежем воздухе

    6

    Дыхательная гимнастика

    7

    Гимнастика в постели

    8

    Ходьба по “дорожкам здоровья”(коврик с шипами,  ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия)

    Перед дневным сном и после

    9

    Фитонциды (лук, чеснок) Во время эпидемии гриппа

    3.3 Перечень методических пособий, программно-методическое обеспечение.

    Направление развития

    Программы

    Технологии и методики

    Физическое развитие

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:развитие движений, Москва,2010г.

    НОД, физкульт.минутки, подвижные игры.

    Познавательное развитие

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

    -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:первые шаги в математику. Москва,2010г.

    НОД, наблюдение, игры с правилами

    Речевое развитие

    -Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2010г.

    -Л.Л.Тимофеева. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками.

    -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

    -Л.Н.Смирнова. Развитие речи у детей 2-3 лет. Москва,2007г.

    -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2012г.

    НОД, беседа, сюжетно-ролевые игры, разучивание, пальчиковая гимнастика, драматизация

    Художественно-эстетическое развитие

    -О.Г.Жукова.Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Москва,2007г.

    -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

    -И.А.Лыкова.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва,2008г.

    Г.И.Винникова.Занятия с детьми 2-3лет. Москва,2010г.

    НОД,развлечение, дидактические игры, слушание музыки.

    Социально-коммуникативное развитие

    - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

    -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

    НОД, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

    Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

    Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

    Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

    Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

    рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

    Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...