Организация и проведение наблюдений на прогулке
материал на тему

Недвигина Елена Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_nablyudeniy_na_progulke.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение наблюдений на прогулке имеет большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. В процессе наблюдений на прогулке за растительным и животным миром, за сезонными явлениями природы, воспитывает у детей любовь к окружающей живой и неживой природе. Способствует любоваться красотой, бережно относиться к растениям и животным и к объектам неживой природы. Совместно с детьми я веду наблюдение за объектами живой природы на территории детского сада, я заметила, что после наблюдений дети очень бережно относятся к растениям, осторожно обходят кусты, цветы, не рвут их без причины, спокойно ведут себя возле скопления птиц и животных, тем самым проявляя заботу о живых существах. В ходе наблюдений на прогулке, вместе с детьми, я учу детей называть состояние погоды в разные сезонные периоды: дети отмечают что погода холодная, тёплая, жаркая, солнечная, пасмурная, дует ветер, идёт дождь, снег, идёт град и т.д. Детям при наблюдениях на прогулке очень нравится наблюдать и изучать некоторые свойства воды и снега: вода – прозрачная, снег может быть рыхлым. Наблюдения на прогулке помогает детям усвоить, что в жаркую погоду вода в лужах высыхает быстро, а в холодную медленно, дети делают выводы и заключения. На прогулках при наблюдениях я часто использую игровые персонажи, такие как: кукла Катя, белочка Фрося, жук Том и т.д., которые помогают детям распознавать и запоминать растения ближайшего окружения, сравнивать хвойные и лиственные деревья и кустарники и интересно рассказывать об этом игровому персонажу. Например, дети сравнивают воробья и голубя, отмечая их различия в величине и окрасе, рассказывая об этом кукле Кате на прогулке при наблюдении за птицами. Дети также с большим удовольствием рассказывают игровых персонажам о птицах, прилетающих на участок детского сада. О деревьях и кустарниках, о безоблачном небе и причудливых облаках. В летний и весенний период, мы с детьми очень любим наблюдать за насекомыми при помощи игрового персонажа жука Тома, учимся наблюдать и различать разные виды бабочек жуков, комаров. В ходе наблюдения за объектами живой и неживой природы, я часто использую художественно слово: пословицы, загадки, поговорки стихи, приметы и т.д. Я считаю, что очень важно формировать у детей конкретные знания о сезонных изменениях в природе, например, осенью – похолодание, частые дожди, ветры, расцвечивание и оподание листьев, исчезновение насекомых и некоторых птиц. Зимой – мороз, снегопад, снег падает снежинками или хлопьями, покрывает всю землю, на солнце снег блестит и сверкает, дети с большим удовольствием рассказывают игровому персонажу белочке Фросе, делают сравнения и выводы: загадывают загадки, читают стихотворения. Весной – теплеет, дети наблюдают за таянием снега и льда, за появлением первой травки и листочков на деревьях и очень бережно относятся к ним. Отмечаю, что на участке появляются, бабочки, жуки, наблюдаем за тем, как птицы строят гнёзда. Летом вместе с детьми мы отмечаем и наблюдаем, что стало тепло, солнечно, идут дожди, стало много травы, цветов, бабочек, жуков, стрекоз и птиц. Небо безоблачное, голубое иногда по небу проплывают облака, которые имеют очень интересные и причудливые формы, похожие на некоторые предметы, наблюдая за облаками и небом, у детей развивается мышление, воображения и фантазия. Наблюдения на прогулках проводится ежедневно, это очень нравится детям, я разработала перспективный план прогулок на неделю, в определённый день недели, дети наблюдает за объектами живой и неживой природы, за трудом взрослых, за транспортом, тем самым я поддерживаю активный интерес у детей к наблюдениям на прогулке. Хочу отметить что наблюдения провожу сразу после выхода на прогулку, если до этого, проводились более активные занятия, такие как физ-ра, музыка, плавание, если проводились более спокойные занятия такие как, рисование, развитие речи. Я провожу наблюдения после подвижных игр, так как дети более внимательны воспринимают наблюдения. При наблюдении на прогуле я использую такие приёмы, как сказочные и увлекательные путешествия к зимней ели, цветущей клумбе (царстве цветочной королеве), в гости к весеннему ветерку. Детям очень нравятся такие увлекательные путешествия, в ходе путешествий дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы и умозаключения. На прогулках за объектами живой и неживой природы я использую различные атрибуты и предметы, которые помогают детям при наблюдениях, например, при наблюдении за ветром я использую ленточки, султанчики, бумажные полоски, чтобы определить направление и силу ветра. В процессе ежедневного наблюдения на прогулке, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяют их потребности при ознакомлении с окружающем мире, новых и ярких впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта анализа педагогической деятельности "Организация и проведение наблюдений во время прогулки"

Карта анализа педагогической деятельности "Организация и проведение наблюдений во время прогулки"...

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста....

Рабочая карта по организации и проведению наблюдения на прогулке во второй младшей группе

Организация наблюдений на прогулке  в течении года по разделам....

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми старшего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми старшего возраста....