Консультация для педагогов "Художники Югорского края"
консультация (старшая группа) на тему

Консультация о творчестве Югорских художников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhniki_yugorskogo_kraya.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов
Тема: Художники Югорского края

Цель: познакомить педагогов с художниками Югорского края. Вызвать интерес к их творчеству, к красоте природы и человека в ней.

Одним из известных художников нашего края является Владимир Александрович Игошев. Он родился в 1924 году. В нашем округе впервые побывал в 1954 году и был очарован природой нашего края и восхищен людьми Севера. Пейзажи и портреты, посвященные людьми и природе Ханты-мансийского автономного округа, принесли художнику известность. В последние годы он постоянно ездит в таежный край. Художник стремится подметить интересные события особенности в образе жизни местного населения. Созданный им цикл работ, посвященный Ханты-Мансийскому автономному округу, послужил основой для персональных выставок в городах России. Много поездок совершил Игошев и за рубеж: в Египет, Ливан, Сирию, Грецию. И где бы он ни был, по словам художника, всегда вспоминал искренних и бескорыстных северян. Многие из них стали частыми гостями Игошева.

Коллекция картин народного художника России В.А. Игошева, посвященная природе и жизни коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа, стала важным и крупным вкладом в дело сохранения художественного наследия страны, ее многонациональной культуры.

Благодаря этим произведениям по-новому видят свою югорскую землю жители округа, открывают своеобразие нашего края, его историю культуры приезжающие к нам гости.

Талант и мастерство, познание мира и труда художника уже много лет привлекают к творчеству В.А. Игошева все новых и новых почитателей.

Геннадий Степанович Райшев. Уже давно нет на притоке Оби – Салыме – деревни Сивохрап (с остяцкого – «Налимий яр»), где в 1934 году в семье бывалого охотника и рыбака-ханты с Иртыша Степана Райшева и юной чалдонки Евгении Коневой родился будущий художник.

Из сурового детства Геннадий Райшев вынес упорство в достижении цели, самоуглубленность и созерцательность. С 1947 по 1954 год он учился в школе-интернате в Сургуте. Рисовал Геннадий с детства, но, как часто бывает с талантливыми людьми, его ждала трудная творческая судьба. Учась затем на северном отделении Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена, он здесь же, в вечерней студии, руководимой графиком В.П. Ефимовым, копировал гипсы и натюрмортные постановки. Но учила Райшева не только и не столько студия – учил сам Ленинград, время. Подули свежие ветры второй половины 50-х годов, стали изменяться музейные экспозиции, поднимались из запасников ранее запрещенные полотна, начиналась реабилитация целых направлений мирового и отечественного искусства.

Художественно-образная система искусства новейшего времени при всех его интеллектуальных изысках оказалась близка своей «неправильной» перспективой, обобщенностью, знаковостью форм, условностью цвета искусству ранних этапов развития цивилизации. Ведь не случайно в поисках обновления языка Гоген обращался к творчеству туземцев. Райшеву не нужно было искать вдохновения в экзотических странах. Предстояло вернуться к своим истокам. Впоследствии одну из работ художник так и назвал – «Возвращение» (1973), придав гребцу в лодке сходство с собой.

После института три года учительствовал сначала в Сургуте, а затем в Шугозере, потом с женой и маленьким сынишкой в 1962 году поселился в Карпинске, на севере Урала. Работал оформителем в местном кинотеатре, выкраивал время для творчества.

Образы Райшева сочетают достоверность с яркой метафоричностью. Порой они приближаются к символическому знаку, и вся композиция обретает орнаментальный характер. Но художник не заимствует народные узоры, а находит их в силуэтах бора, кронах осин, рельефе земли лил ряби на воде. Он пытается повторить путь, проделанный поколениями его предков. Средне-Уральское книжное издательство города Свердловска (ныне Екатеринбург) выпустило в 1991 году обширный альбом произведений талантливого хантыйского графика и живописца «Геннадий Райшев. Хантыйские легенды». Если учесть, что полиграфическая работа выполнена в ФРГ, а о творчестве художника рассказывают он сам, писатель Е.Айпин и искусствовед Г.Голынец, то впечатления от репродукций самые удивительные.

Тебетев Митрофан Алексеевич родился 8.08.1924 г. в д. Лохтокурт Октябрьского района. Является членов Союза художников России (1993г.), почетный гражданин г. Ханты-Мансийска (1978г.). Учился в фельдшерско-акушерской школе. Окончил народный университет культуры им. Крупской (1978г.). С 1958г. – он участник окружных, областных, республиканских и всесоюзных выставок самодеятельного творчества. Отдельные произведения экспонировались на передвижных художественных выставках в Польше, Болгарии, Англии, Германии, Франции. Работы находятся в музеях округа. Произведения Тебетева приобрели центральные музеи: Государственный исторический музей («Хантыйский праздник»), музей народного творчества в Суздале «Лохтокурт. 1930-е годы», Тюменская областная картинная галерея («Усадьба. Обские ханты», «Прибыли на каникулы»), Тюменский областной краеведческий музей («Куринька», Саранпаульская мастерица», «Шайтанские юрты», «Трудовое утро», «Вид на Ханты-Мансийск»).

При знакомстве с образцами декоративно-прикладного искусства можно рассказать о бересте. Чтобы сделать узоры на бересте, ее собирают два раза в год: весной и осенью. Весенняя береста светлая, она идет на изготовление покрышек к кузовам, лукошкам, т.е. изделий из узоров. Осенняя береста темная, на ней можно сделать узор. Нож должен быть острым, им снимают верхний, темный слой бересты, тогда показывается нижний, светлый слой. Так на темном фоне получается светлый рисунок. Вот некоторые названия геометрических орнаментов: «оленьи рога», «ветви березы», «человек», «утиные крылья», «маленький черный рябчик». Эти узоры можно сделать из кусочков меха, кожи.

Прикладное искусство ханты, как и всех народов, прежде было утилитарным. Поражает разнообразие и искусность бисерного шитья на кожаных изделиях.

Одним из самых известных мастеров декоративно-прикладного искусства является Петр Ефимович Шешкин. Вот как он рассказывает о своем творчестве.

«Рисовать я начал с малых лет. Лепил из глины (пластилина тогда не было) всякие игрушки. Когда пошел учиться, мне дали альбом для рисования, эти рисунки я хранил. Учителя хвалили. Тогда же начал вырезать из дерева различных птичек, а летом лепил из глины большие катера, которые появились на Сосьве, самолеты. Меня интересовало все новое.

Позднее стал участвовать в выставках во время ежегодных олимпиад на Сосьвинской культбазе, занимал первые места. На окружную выставку мои работы попали впервые в году 57-м. С того времени я ежегодно участвовал в окружных выставках, а впоследствии – в областных и всесоюзных.

Я много читал о резьбе. Потом меня отправляли в Тобольск на косторезную фабрику на практику. Из кости я и сейчас вырезаю, когда есть хорошая кость, это красивый материал.

Первые мои работы попали в Институт этнографии, там сейчас самое богатое собрание. Много работ приобретал Институт художественной промышленности.

В настоящее время делаю работы больше из бересты. Раньше у манси берестяная резьба была очень развита, но теперь молодые манси забыли эти навыки или просто лень. Я стал осваивать инкрустацию бересты и уже сделал неплохие работы.

В скульптурах я чаще всего изображаю труд людей – пастьбу оленей, обработку рыбы, вырезаю нефтяников, газовиков. Когда я вижу человека за работой, я обязательно его рисую, эти эскизы позднее помогают в работе над скульптурой. Много вырезаю зверей и птиц, это рождается из наблюдений лесной жизни. Без природы творчество невозможно. Занимаюсь ещё  собиранием орнаментов, у меня уже их четыре больших альбома – старинные современные орнаменты ханты, манси и ненцев. Орнаменты и сейчас создаются. В 50-х годах я наблюдал ненцев новые изображения в орнаменте дерева, движений животных, птиц. В последние годы это же видел и у казымских ханты: стали по-новому изображать сидящих глухарей, косяки рыб, стоящее дерево. Народное творчество не прекращается, появляются новые мотивы. Фантазия у народа очень богатая.

Записываю много легенд, преданий, рисую этнографические карты, фотографирую места, где раньше жили люди, - когда-то это все понадобится. Работы сильно много, это бесконечно».

Петр Ефимович Шешкин (1930-1981) все годы прожил на берегах родной Северной Сосьвы.

Богато одаренный природой, он словно бы воплотил в себе душу мансийского народа. Он и жил так, как будто, сам не ведая того, исполнял высшее предопределение – не суетно, но в постоянном духовном напряжении. Скульптура, графика, сочинение и исполнение песен, литература (Шешкин – автор двух пьес на мансийском языке: «Тени с того света» и «Жизнь одного рыбака»), собирание орнаментов, фольклора (более 700 пословиц, поговорок, сказок, загадок), изучение лексики родного языка, этнографические поиски, фотография, общественная деятельность – это, по-видимому, еще не все, чем он занимался. С ним, не имевшим даже среднего школьного образования, консультировались исследователи – филологи, этнографы, фольклористы.

Общение с Петром Ефимовичем дорожили многие. Людей привлекали в нем одухотворенность, простота, щедрость, житейская непритязательность. Страсть к обладанию вещам проходила мимо него, не задевая его, собственный внутренний мир принял в себя неизмеримо большее богатство: землю и небо, твердь и океан, живое и мертвое. Не стремился он и к популярности, но простые работы обошли полмира.

Наследие Шешкина тщательно оберегается сотрудниками Березовского краеведческого музея и уже начинает издаваться. В 1993г. издательство «Просвещение» выпустило в свет альбом, в который вошла часть собранных им орнаментов (более 200). Книгу подготовила И.Д. Шалбалина, а консультантом и редактором была кандидат филологических наук Е.И. Ромбандеева.

Яркой особенностью материальной культуры ханты является богатая орнаментация. Узорами украшали одежду, обувь, рукавицы, головные уборы, съемные украшения, пояса, игольники, подушки, сумки, коробки, колыбели, мелкие предметы из кости, ткацкие станки, луки и колчаны, выбивалки снега, лодки и весла, металлические и костяные пряжки и многие другие предметы, даже лепешки из черемухи.

Декоративные традиции народа имели локальные особенности. Южные ханты известны своими вышитыми изделиями, для восточных характерно обилие берестяной утвари с выскобленными узорами, а у северных наиболее выразительны изделия с аппликациями по ткани или мозаикой по меху; во всех районах, хотя и не в равной степени, распространены украшения из бисера.

Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, пояса, обувь, рукавицы, сумочки, кисеты. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер, который сейчас редок. При нехватке бисера разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию.

Некоторые предметы перестали украшать, зато появились бисерные кошельки, браслеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Викторина «Югорский край - навек любимый».

Цель:-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного...

Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков”

Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков” проводился с воспитанниками подготовительной к школе группе, возраст детей 6 лет.Дети не раз слышали, чем славится наш...

НОД " Экологическое сафари по Югорскому краю»

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой  ХМАО – Югры....

Проект "Югорский край"

Проект "Югорский край"...

Интерактивная игра "Клад югорского края - Нижневартовск родной!"

Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры я...