Викторина «Югорский край - навек любимый».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Абудалипова  Хамида Сабировна

Цель:

-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного населения Сибири;

-развивать диалогическую  речь, мыслительную деятельность, память, желание расширять знания о природе родного края;

-воспитывать любовь к Югорской земле, уважительное отношение к труду нефтяников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Росинка»

Викторина

«Югорский край - навек любимый».

Цель:

-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного населения Сибири;

-развивать диалогическую  речь, мыслительную деятельность, память, желание расширять знания о природе родного края;

-воспитывать любовь к Югорской земле, уважительное отношение к труду нефтяников.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края и людей, издавна живущих на Югорской земле, беседы о семье, поселке и о людях, которые добывают нефть, экскурсия в музей.

  Работа с родителями. Совместное составление небольших рассказов о семье, детском саде, поселке и рисование рисунков на тему «Моя малая Родина», изготовление поделок для выставки.

 

  Оборудование. Физическая карта России, карта ХМАО, коллективные работы детей и воспитателей, детей и родителей, макеты тайги и нефтяной вышки, предметы быта народов ханты и манси, музыкальное сопровождение, натуральные предметы: клюква, брусника, плоды шиповника, шишки и грибы. \

   (Дети заходят под музыку русской- народной песни).

  -Сегодня мы с вами проведем викторину, как вы думаете, чему она будет посвящена,  какой теме? (ответы детей)

(Правила проведения викторины: выслушать вопрос или задание до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой  команды; за правильные ответы получаете фишки).

 Жюри (воспитатель и один родитель) будут подсчитывать баллы.

  -Играем две команды:

1я ком. «Елочки » - 6 человек

2я ком. «Березки»- 6 человек

  Вопросы для разминки (каждой команде по очереди):

  • Сок какого дерева сладкий? (Береза)
  • Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
  • У какого дерева (кустарника) осенью листья красные? (Осина, рябина)
  • Как называются грибы, которые растут под осиной? (Подосиновики)
  • Как называется жилище ханты и манси? (Чум)
  • Как называется верхняя одежда, сшитая из оленьего меха? (Малица)
  • Из чего ханты в древности делали муку? (Из рыбы)
  • Чем питаются ханты и манси? (Рыбой, мясом и тем, что дает лес).

Первое задание. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием, то есть рассказать о дереве, которым названа ваша команда  (можно стихотворение или загадку).

Второе задание. Кто больше назовет животных и растений нашего края.

Третье задание. Собери картинки по временам года («Елочка» - зима, «Береза»- лето)

Физминутка.

 Четвертое задание «Ребятки, отгадайте- ка загадки ».

  • Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

    ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

  •  Угадайте, что за птица света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком ушастая голова, кто это?(Сова)

  • Зелена, а не луг, бела ,а не снег, кудрява, а без волос? (Береза)
  • Хоть не плохо я одета, бьет меня озноб всегда,

и весной и жарким летом, вся дрожу как в холода? (Осина)

  • Сама легковата, а хвост богатый, с ветки на ветку скок-скок,

орешек за орешком щелк-щелк (Белка ).

  • Что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной,

и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).

  • Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

тряхнет перинки – над миром пушинки? (Зима).

  • У нас под крышей белый гвоздь висит,

солнце взойдет, гвоздь упадет . (Сосулька)

  Пятое задание. (капитанам команд) Выложи орнамент.

- нужно украсить рубашку хантыйским узором.

На этом закончилась наша викторина  (подсчет очков - одинаковые).

Победила дружба.

   Итог занятия (обобщение)

 а) А теперь рассмотрим выставку рисунков. Скажите , о чем говорят ваши рисунки, нарисованные вместе с вашими родителями? ( о родном каре, о народах ханты и манси, о труде нефтяников), то есть одним словом о Югорской земле, где мы с вами живем. А называется она «Югорский край – на век любимый»

 б)Беседа по картам России и ХМАО.

-Кто скажет, как называется наша страна (Родина )? (Россия).   (показывают на карте)  

- А что такое малая Родина? (Это место где мы родились и живем) И как она называется? (п. Высокий)

- А где находится наш поселок? (В ХМАО, показывают на карте).

-Нас кругом окружает таежный лес.

-Как мы должны относиться к богатствам нашего края? (Бережно! Не забывать, что лес нужен животным - это их дом).

     

        -Давайте, ребята назовем несколько заповедей друзей леса. 

-А вот коренные жители ханты и манси берут у природы лишь столько, сколько им нужно, чтобы прокормить свою семью. У них много запретов: в костер бросали только сухие ветки, а из живого дерева изготовляли живые предметы, то есть то, что нужно в хозяйстве: лодки, нарты и т.д.

- Что вы можете рассказать о своем поселке? ( Ребенок рассказывает стихотворение)

Мой Высокий родной и красив ты и молод

Многим родиной второй стал прекрасный мой поселок

Наш Высокий всех встречает простотой и добротой

Всех друзьями окружает и таежной чистотой

Все мы любим свой поселок, он нам дорог с детских лет

Здесь работает мой папа и трудился здесь мой дед

На реке стоит он Меге он большой и молодой

Белоствольные березы распустились над рекой

Мы гуляем по аллеям и по улицам родным

Я люблю тебя, Высокий оставайся молодым!

- А теперь обратите внимание на следующую выставку. – Что это такое? (это макет буровой вышки). Также очень много на карте нефтяных качалок и буровых вышек. Значит наш край богат нефтью.

- Что вы можете сказать о нефти? (свойство: нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. В воде не растворяется, хорошо горит)

- А что получают из нефти? (Бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели автомашин, тракторов, самолетов, морских и речных судов. Также из нее изготовляют пластилин, пластмассу, вазелин и много других изделий.)

- А как называют людей, которые добывают нефть? (Об этом расскажет Денис.)

  «Папа мой на буровой, как моряк стоит на вахте,

  Он почти что рулевой на стальной таежной яхте!

  Хоть подземный океан, но и в нем бывают бури…

  Папа мой как капитан, хоть не плавает, а бурит!!!»

Мой папа нефтяник. Добывать нефть нелегко, она находится глубоко под землей. Нефтяники ее выкачивают буровыми установками. Сначала вышкомонтажники устанавливают эту вышку, затем бурильщики специальными машинами бурят глубокие отверстия (скважины ) в глубину земли до двух тысяч метров и по этим скважинам нефть поднимается на поверхность земли.

- Но, к сожалению, иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озера, реки, леса землю.

- Как вы думаете, что в это время происходит с обитателями природы? (Высказывания детей).

- Значит люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния.

    Вывод: разливы нефти представляют серьезную опасность для живой природы!

Вручение гостям памятки «10 заповедей друзей леса».

Литература:

Гончарова Е.В. «Югория - мой край родной»

Владимир Куриков «Югра – энергетическое сердце России»

Учебно-методическое пособие «В союзе с природой» 2001 год  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"

Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

программа кружка "Кузбасский край, навек любимый"

Программа кружка разработана по воспитанию нравтвенно - патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии с социальными институтами....

Смоленский край, навек любимый

программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Презентация "Родной мой край, навек любимый"

Презентация "Родной мой край, навек любимый" в форме интерактивной игры проверит знания детей своего родного края - Самарской области...

Программа дополнительного образования: "Смоленский край, навек любимый"

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка  начинается  с воспитания чувств через мир положительных эм...