Консультация «Портфолио педагога – как средство оптимизации деятельности педагога»
консультация
Материал предназначен для молодых педагогов детского сада в помощь накапливания и обобщения педагогического опыта в процессе подготовки к аттестации, повышения квалификации, оптимизации педагогического труда. Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_portfolio_pedagoga.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад «Ладушки» комбинированного вида
Проект
«Портфолио педагога –
как средство оптимизации
деятельности педагога»
Разработчик:
Вотинцева Л.И.
старший воспитатель
высшая квалификационная
категория
г. Качканар
Пояснительная записка
В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательном учреждении. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие: между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Но в основном они ограничиваются ведением общей информации о сотрудниках (общая информация, данные об образовании, категории, награды, контактная информация, ИНН, страховой номер и т.п.).
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.
Портфолио –
- визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации
- досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.(Новейший словарь иностранных слов и выражений)
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- смещение акцента на достижение, успех;
- перенос акцента на самооценку.
Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога.
Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
- поддерживать высокий уровень мотивации;
- поощрять активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
- учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.
Портфолио обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Педагогу:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к самосовершенствованию;
Администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
- способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
- развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
- поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио:
а. Папка достижений;
б. Рефлексивное портфолио;
в. Проблемно-исследовательское;
г. Тематическое портфолио;
д. Портфолио-презентация.
е. Портфолио-сайты
Варианты использования портфолио:
- как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
- как возможность рефлексии собственной работы;
- как документ, в котором отражено развитие педагога.
Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).
Обязательная часть:
- личная карточка (основные сведения об учителе)
- копия диплома (других документов об образовании)
- копия аттестационного листа
- копия документа о повышении квалификации
- копии наградных документов
Вариативная часть:
+ результативность педагогической деятельности:
- справки о результатах мониторинга справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня
- копии наград воспитанников
- перечень публикаций
+ учебно-методическая работа
- используемые рабочие программы
- основные направления учебно-методической работы
- материалы об использовании педагогических технологий
- авторские разработки планирования коспитательно-образовательного процесса
+ научно-методическая работа
- тема самообразования и этапы ее реализации
- накопленный материал в соответствии с темой самообразования
- список используемых источников информации
- сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)
+ общественно-педагогическая деятельность
- сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)
- копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе
- копии наградных материалов.
Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.
Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.
Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).
Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.
Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.
Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.
Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфлио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.
Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.
Ошибка восьмая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.
Ошибка девятая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.
Ошибка десятая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.
Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества работы педагога.
- Позитивная динамика в изменениях отношений “воспитатель-ребёнок-родители”.
- Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
- Повышение профессионального уровня педагогов.
- Повышение уровня деятельности детского сада по всем направлениям.
Заключение
Анализ работы над реализацией данного проекта на практике в данное время показал, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса воспитания и обучения в детском саду в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к педагогам. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой процесс, который позволяет педагогу развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....
Консультация для педагогов. Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"
Консультация для педагогов.Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».
В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков. Цель мастер-класса:...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
РМО "Практическое взаимодействие музыкального руководителя с детьми и педагогами как средство развития профессиональных качеств педагога"
Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...
Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...
Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...