Выступление на МО "Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка на тему

Выступление  на  районном  МО  воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_27.02.2017.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

         СЛАЙД1  Интерес к экологии и  экологическому  воспитанию никогда  не  угасает,  и  эти  вопросы   всегда  актуальны . Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.                      

        СЛАЙД 2  Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть»«слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

     Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позицийличности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем

 СЛАЙД 3   Педагог должен руководствоваться принципами экологического воспитания:
  1.Принцип научности  (взаимосвязь живого и неживого в природе)
  2. Принцип доступности (содержание и характер знаний для определённой возрастной группы)
  3. Принцип воспитывающего и  развивающего характера знаний (знания о свойствах объектов помогают в конструктивно- игровой деятельности).

       Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологиивоспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.

      Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы.       Становление  первоначальных основ экологической культуры в дошкольном учреждении – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.
 
      Важным аспектом экологического воспитания является понимание детьми специфики живого объекта, его отличия от неживого. Воспитание детей не станет экологическим, если  дети   не поймут, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, самое главное, чувствуют боль,  что  все живые  существа растут, что растению на окне нужна вода, воробьям зимой – крошки хлеба.

       Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его  дома  и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.

  СЛАЙД 4   Становление экологически воспитанной личности в детском саду возможно при решении следующих  трёх задач:
    1. Формирование у детей элементов экологического сознания, то есть знаний о природе, установление взаимосвязи природных явлений.
    2. Формирование  экологически  ориентированной  деятельности с объектами  ближайшего  окружения   экологически  грамотного  поведения  в быту  и в природе .
   3. Воспитание гуманного отношения к природе (занятия по экологии в детском саду регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе), положительного  опыта  эмоционально-чувственного  восприятия  природы, эстетического  видения  ее.
   

       Важным  положением  Стандарта  являются  целевые  ориентиры, которые  определяются  документом  как  «возможные  достижения  ребенка»-не обязательные, но  возможные  и  желательные  достижения  в  его  интеллектуальном  и  личностном  развитии. Достижения  в  общении  с  природой, сформулированы  следующим  образом:  «Ребенок  проявляет  любознательность, задает  вопросы  взрослым  и  сверстникам, интересуется  причинно-следственными  связями,  пытается  самостоятельно  придумать  объяснение  явлениям  природы….склонен  наблюдать, экспериментировать.  Обладает  начальными  знаниями    о  себе,  природном  и  социальном  мире….. Обладает   элементарными  представлениями   из  области  живой  природы естествознания….»  Под  эти  формулировки  и  развертывается  система  экологического  воспитания.

         СЛАЙД 5  Экологическое воспитание – это направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.  

         У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. На  дошкольном  этапе  экологического  образования  важно, чтобы  общение  детей с  природой  было  радостным,  что  послужит  основой  для  развития  чувства  доброты,  гуманности    и  понимания    жизни  целостного  мира.

       

 

       Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить себя.    Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт.    Поэтому экологическое   воспитание  должно быть направлено на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим.

   

        Дошкольный  ребенок-человек  играющий.   Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности  дошкольника.   Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.   Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.    Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению.

         Играя с растениями и животными, дошкольники   обретают згнания  в распознавании строения живого существа, его своеобразия, ребенок упражняется в навыках поведения и общения с ними, ухода  за  животным  или  растением. Играя, дети  лучше  усваивают  знания  об  объектах  и  явлениях  в живой  и  неживой  среде,  учатся  устанавливать  взаимосвязи  между  ними  и  средой ,  узнают о  способах  приспособления  живых  существ  к  условиям  мест  обитания,  о  последовательной  смене  сезонов  и  об  изменениях  в  живой  и  неживой  природе.

      Дошкольник  не замечает  того, что  овладевает  знаниями, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не  задачу обучающую заданную взрослым. Через игровую  деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

СЛАЙД  6    Давайте  немного  разберемся  в  видах  экологических  игр.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

СЛАЙД  7    1. Ролевые экологические игры.

Они основаны на моделировании социального содержания экологической  деятельности, например, «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» .

«Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны).

Я заранее провожу беседы по данной теме, обращаю внимание на то, что  хутор(город) должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось бы жить. Затем рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации.

      Яркие впечатления, полученные ребёнком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнёт строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине (или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (ещё не задействованные в игре животные).  Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных и светлых клетках, так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого немного времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить? В какую клетку надо поместить слона? Какая растительность должна быть рядом с отгороженной местностью зоопарка, если есть возможность выпустить их погулять? Как надо следить за чистотой клеток, какими средствами надо их мыть? Из какого материала должны быть сделаны клетки? Что должно находиться в клетке? (пеньки, ветки, гнёзда, солома и так далее).

      Дальше подвести детей к тому, кто будет привозить корм и еду. Какая должна быть еда? (мясо, рыба, зерно, вода, витамины). Затем спросить детей о том, где должна хранится еда. У детей появляется новый сюжет, надо правильно кормить, заботится о их жизни. Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).

Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью. В процессе наблюдений за окружающими необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагаемые различное взаимодействие людей с природой.

СЛАЙД  8   Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие в уходе за животными (покормить, почистить клетку, привлечь к созданию условий для них по защите от холода.

Чтобы детям было интересно играть, необходимо создавать необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился».Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия. По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.

СЛАЙД 9                   2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической  деятельности.

Так, игра «Экологическая пирамида» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

     Например, рыбы. Высохнут реки, моря – погибнет рыба. Если не будет света, тепла, воды - погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы и так далее.

СЛАЙД 10  На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок  воспроизводит  знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.

СЛАЙД 11           3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

СЛАЙД 12    

СЛАЙД  13                  4. Игры – путешествия.

Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому  воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

СЛАЙД 14                     5. Дидактические игры.

Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и  сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных), «Сортировщик», «Что  создано природой,  а  что  человеком», «Радует  и  огорчает  планету»

Дидактические - проводятся в часы досуга, на занятиях, на прогулке).
-
Предметные игры - это игры с использованием предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например, « Вершки и корешки», «  Узнай на вкус», « Чудесный мешочек», « Найди по листу дерево», « Разложи листочки по порядку»
-
Настольно – печатные игры типа лото, домино, парные и разрезные картинки. « Зоологическое лото», « Ботаническое лото».
-
Словесные игры (развивают внимание, сообразительность, связную речь). Это игры типа « Кто летает, бегает и прыгает?», « Нужно – не нужно», « Когда это бывает?»

СЛАЙД 15

СЛАЙД16

СЛАЙД 17

     Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

СЛАЙД 18      6. Игры с природным материалом(творческие)

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике.  На  прогулке  мы  с  ребятами  собираем  листья , каштаны, потом  делаем  из  них  поделки  или  используем  для  счета.

  Также дети любят играть с песком, водой, льдом , они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.  Мы      с  воспитанниками  часто  играем  с  природным  материалом,  выкладываем  фасолью, горохом, листьями   различные картины

    Важно  применить  такие  формы  работы,  в  которых  дошкольники  получать  возможность  непосредственного  контакта  с  природой. Уже  сейчас  мы  готовимся    к  весне, обдумываем  макет «Огород на  подоконнике»

СЛАЙД 19 

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21  

СЛАЙД 22

В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя частью мира, формируется и углубляется система представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания, дается понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они ни были национальности, в какой стране они ни жили, у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Использование игр в экологическом обучении помогает педагогам лучше предать детям конкретные представления о природе, положительный опыт гуманного отношения к живым существам. Дети учатся системно мыслить, делать обобщающий и сравнительный анализ взаимодействия объектов живой и неживой природы. У них развивается положительная мотивация к обучению, внимание, увеличивается работоспособность. 

СЛАЙД  23
СЛАЙД 24

Литература:
Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 90-94.

Интернет-ресурсы:

http://moluch.ru/archive/116/32020/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/

http://www.maam.ru/detskijsad/


   

Классификация экологических игр детей     дошкольного возраста.

Классы игр

Виды игр

Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры – экспериментирова-

ния

  1. Игры с природными объектами.
  2. Игры со специальными игрушками для исследования.
  3. Игры с животными

Сюжетные самодеятельные

1.   Сюжетно-отобразительные.

2.   Сюжетно-ролевые.

  1. Режиссерские.
  2. Театрализованные.

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

  1. Сюжетно-дидактические.
  2. Подвижные.
  3. Музыкально-дидактические.
  4. Учебные.

Досуговые

  1. Интеллектуальные.
  2. Игры-забавы, развлечения.
  3. Театрализованные.
  4.  Празднично-карнавальные.

Игры народные

Обрядовые

  1. Семейные.
  2. Сезонные
  3. Культовые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Трудовое воспитание дошкольников"

выступление на МО "Трудовое воспитание дошкольников"...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Выступление «Развитие речи дошкольников посредством обучающих и развивающих игр по основам безопасности»

Развитие речи дошкольников посредством обучающих и развивающих игр по основам безопасности...

Публичное выступление "Патриотическое воспитание дошкольников через художественно- эстетическую деятельность"

Воспитание любви к родному краю, к Родине остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития,...

Выступление "Экологическое воспитание дошкольников"(из опыта работы).

.      Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружа...

Выступление "Экономическое воспитание дошкольников"

Сообщения из опыта работы «Экономическое воспитание в подготовительной к школе группе»...