Отчёт по самообразованию воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
материал (средняя группа) на тему

Развозжаева Елена Николаевна

Отчёт по самообразованию воспитателя  средней разновозрастной группы Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.moy_.2017god.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

Отчёт по самообразованию

воспитателя   средней разновозрастной группы

Развозжаевой

Елены Николаевны

 Стаж работы 33 года, I квалификационная категория

Тема

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

2014- 2017 учебный год

п. Тургеневский

2017г

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Постановка проблемы

    Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед  педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.                  

    В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания,  является  проблема формирования сенсорной культуры.

    Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

    Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания:  умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.

     Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

      Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой  музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

      Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате  возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.

     Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития      

резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

    В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский,  Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со  свойствами и признаками предметов.

     Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.

    Н.К. Крупская придавала большое значение игре, как одному из средств формирования личности детей: « Игра для дошкольников -  способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».

    Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры

обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.

          Проведя диагностику в начале учебного года, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» примерной основной программы  «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, были получены следующие результаты: лишь у 12% детей- высокий уровень, у 45% - средний и у 43% - низкий. (Смотреть диагностику)

           Сделала вывод  о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.

           В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и  реализации  системы работы, направленной на повышение сенсорной культуры у детей дошкольного возраста.

    Цель самообразования:

Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры.

Задачи самообразования:

- создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей .

-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».
Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для  формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции.
На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения  шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
 Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

План работы на 2014 – 2015 учебный год.

Этапы и содержание работы

Сроки

Практические выходы

1

Организационно-ознакомительный этап

1.Изучение научно-методической литературы:

- Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

- Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста, 1-3 года»  

- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности первая младшая группа»

- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности вторая младшая группа»  

Сентябрь 2014г

2

Практический этап

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины (осень)

2. Составление плана работы кружка по сенсорному воспитанию детей младшей разновозрастной группы «Калейдоскоп».

3. Составление перспективного плана по сенсорному воспитанию детей младшей разновозрастной группы.

4. Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию  детей.

5.Консультация для родителей 

6. Разработка НОД по сенсорному воспитанию детей.

7. Консультация для воспитателей

8. Разработка НОД по сенсорному воспитанию детей.

9. Оформление  информации для родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в родительском уголке.

10.Фотоотчёт.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Результаты диагностики  детей

План кружка

«Калейдоскоп»

Перспективный план по сенсорному воспитанию.

В течении

года

Ноябрь

Декабрь  

Январь

Февраль

Март

Апрель  

Дидактические игры «Спрячь мышку»,

«Заштопай штанишки»,

«Весёлые человечки»

Консультация для родителей «Развитие представлений о цвете, форме и величине средствами игр по сенсорике»

Конспект НОД

«Кукла Катя пришла в гости»

Консультация

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Конспект НОД

«В зимний лес пойдём и друзей себе найдём»

Информация в уголке для родителей

Фотоотчёт по кружку

«Калейдоскоп»

3

Заключительный этап

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины(весна)

Май 2015г

Результаты диагностики  детей

План работы на 2015 – 2016 учебный год.

Этапы и содержание работы

Сроки

Практические выходы

1

Организационно-ознакомительный этап

Изучение статей в электронных журналах по данной теме:

- «Ребенок в детском Саду» http://dovosp.ru/j_rds

- «Обруч» http://www.obruch.ru/

- «Справочник старшего воспитателя» http://e.stvospitatel.ru/

 

 

В течение года

 

 

 

 

2

Практический этап.

1.Проведение диагностики по сенсорному воспитанию.

2.Разработка плана совместной деятельности по сенсорному воспитанию для детей средней разновозрастной группы «Калейдоскоп»

3.Разработка перспективного плана дидактических игр по сенсорному воспитанию детей средней группы.

4.Изготовление игр по сенсорному воспитанию.

5. Обобщение опыта по сенсорике

6. Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

7. Консультация для родителей

8. Индивидуальные беседы с  родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»

9. Фотовыставка  

10.Разработка конспекта ОД

 

Сентябрь.

Сентябрь

Октябрь

В течение

 года

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

 

Март

 

Апрель

Результаты диагностики

План совместной деятельности по сенсорному воспитанию для детей средней разновозрастной группы «Калейдоскоп»

Перспективный план

Дидактические игры

Обобщение опыта «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Игры для сенсорного развития дошкольников»

Папка – передвижка

«Дидактические игры нашей группы»

Конспект ОД «Волшебный сундучок»

3

Заключительный этап

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знаний в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины (весна)

Май 2016г

Результаты диагностики

План работы на 2016 – 2017 учебный год.

Этапы и содержание работы

Сроки

Практические выходы

1

Организационно-ознакомительный этап

Изучение статей в электронных журналах по данной теме:

- «Ребенок в детском Саду» http://dovosp.ru/j_rds

- «Обруч» http://www.obruch.ru/

- «Справочник старшего воспитателя» http://e.stvospitatel.ru/

 

 

В течение года

 

 

 

 

2

Практический этап.

1.Проведение диагностики по сенсорному воспитанию.

2.Разработка плана совместной деятельности по сенсорному воспитанию для детей средней разновозрастной группы «Калейдоскоп»

3.Разработка перспективного плана дидактических игр по сенсорному воспитанию детей средней группы.

4.Изготовление игр по сенсорному воспитанию.

5.  Разработка проекта «Разноцветная неделя»

6. Консультация для воспитателей

«Обогащение сенсорного опыта детей в младшей группы»

7. Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4  лет »

8. Индивидуальные беседы с  родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»

9. Разработка картотеки «Разноцветные физ. минутки»

10.Разработка конспекта ОД

«Веселое путешествие»

 

Сентябрь.

Сентябрь

Октябрь

В течение

 года

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

 

Март

 

Апрель

Результаты диагностики

План совместной деятельности по сенсорному воспитанию для детей средней разновозрастной группы «Калейдоскоп»

Перспективный план

Дидактические игры

Карта проекта

«Разноцветная неделя»  

Консультация для воспитателей:

«Обогащение сенсорного опыта детей в младшей группы»

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4  лет»

Картотека

«Разноцветные физ. минутки»

Конспект ОД

«Веселое путешествие»

3

Заключительный этап

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знаний в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины (весна)

2. Подведение итогов работы по самообразованию за три года.

Май 2016г

Результаты диагностики

Отчёт по самообразованию

Полученный результат.

Исходя из проведённой работы, были получены следующие результаты:

  • дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
  • у детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия.
  • Дети самостоятельно определяют количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливают соответствие(на 3-4 предметах)

Сравнивая результаты диагностики за три года, я получила следующие результаты:

2014 – 2015 учебный год 

сформированы знания у 2 детей, что составило – 25%, частично сформированы знания у 5 детей, что составило 57%. Не сформированы знания у 3 детей, что составило 24%.

2015 – 2016 учебный год

сформированы знания у 4 детей, что составило – 32%, частично сформированы знания у 5 детей, что составило 40%. Не сформированы знания у 1 ребёнка, что составило 18%.

2016 – 2017 учебный год

сформированы знания у 8 детей, что составило – 66%, частично сформированы знания у 3 детей, что составило 26%. Не сформированы знания у 1 ребёнка, что составило 8%.

Таким образом, я считаю, что проделанная работа дала положительные результаты. Все задачи были выполнены успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

Самообразование на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основн...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...