Отчёт по самообразованию по теме: «Экологическое воспитании детей через дидактическую игру» на 2024-2025учебный год.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
« Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» (Сухомлинский В.А..)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад Радуга» с.Майма»
Отчёт по самообразованию по теме: «Экологическое воспитании детей через дидактическую игру»
на 2024-2025учебный год.
Воспитатель:
Суртаева Татьяна Сергеевна
с. Майма 2025г.
Отчет по самообразованию за 2024-2025г. по теме: «Экологическое воспитанию дошкольников через дидактическую игру». « Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» (Сухомлинский В.А..) Мною выбрана эта тема по самообразованию, потому, что природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления, речи. Перед собой я поставила следующие цели и задачи: Цель: 1.Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста. 2.Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. 3.Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. 4.Пивлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. Через поставленную перед собой цель, опиралась на следующие задачи: -ознакомить детей с природой, давая доступные, научные знания о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе; – приобщить к систематическому осознанному труду по уходу за растениями и животными; – воспитать бережное и осознанное к живой (растения и животные) и неживой (вода, земля) природе. Для реализации поставленных целей и задач мною был разработан план работы, который включал следующие этапы: На 1этапе: мною была изучена методическая литература по теме: Николаева С. Н. « Юный эколог.» Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ. Мозаика-синтез; М.:; 2018 Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. Горбатенко О.Ф. « Система экологического воспитания в ДОУ»; 2- издание; Учитель: Волгоград- 2008г. В пособии представлен материал по организации системы экологического воспитания и образования в дошкольных образовательных учреждениях, призванный оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу дошкольных учреждений в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию, включающей создание экологически развивающей среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, экологизацию различных видов детской деятельности, формирование экологической культуры у родителей дошкольников. Селихова Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи»-интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2015г. Данное методическое пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой и развитию речи, а также дополнительный материал (рассказы, стихи, загадки и т. д.). Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2015г. В книге раскрывается методика проведения с детьми 3-7 лет дидактических игр разных видов: настольно-печатных, словесных, игр с предметами. Рассматриваются вопросы: дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада, основные функции дидактической игры, формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр, преемственность в работе детского сада и школы, основные виды игр и их структура и методика организации дидактических игр. Игры детей от 3 до 7 лет. Организация игр детей в семье. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.» М., 2011г. В пособии предлагаются игры и методика их проведения, рекомендуемые для ознакомления дошкольников с растениями на занятиях, во время экскурсий и прогулок. Справочный материал в конце книги окажет воспитателю помощь при подготовке к проведению дидактической игры. 2 этап Практический этап: - Разработка конспектов родительских консультаций, собраний. - Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. - Разработать экологические игры. - Участвовать в работе семинаров. 3 этап Итоговый этап: - Выступления на педсоветах. - Участие в конкурсах. Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая. Как и любые другие игры, дидактические игры по экологии выполняют определенную функцию. Именно благодаря им, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание, активность в решении некоторых экологических проблем. В своей повседневной работе я использую дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде, как средство ознакомления детей с социальным миром.
За прошедший период с детьми провела следующие дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Узнай и назови»; «Фрукты и овощи»; «Определи на вкус»; «Съедобное – не съедобное»; «Вершки - корешки»; «Когда это бывает»; «Кто больше назовет»; «Кто наблюдательный»; «Перелетные – зимующие» «Я загадаю, а вы отгадайте». В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем природном мире. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают понять, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. Практические выходы: аппликация (коллективная) «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке»; коллаж из листьев и ягод «Осенний пейзаж», прослушивали аудиозаписи «Голоса птиц», провели акцию: «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек. Очень важно было привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, акциях. Родители не остались равнодушными, и вместе с детьми готовили поделки из природного и бросового материала, участвовали в конкурсах. Эти мероприятия сплотили родителей и детей в совместной работе. Так же я сделала подборку экологической литературы для родителей, подготовила консультации на тему: «Экологическое воспитание в семье», «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников». Оформила папки –передвижки : «Ребёнок и природа», «Природа –общий дом». Подготовила консультации для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность», «Экологическое воспитание детей в детском саду». «Игра как средство экологического воспитания детей».Консультация –презентация: «Дидактичекие игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста». В результате использования дидактических игр с детьми, дети стали эмоционально реагировать при встрече с прекрасным, проявлять интерес к объектам природы, стараются соблюдать правила поведения в природе, проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней. В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, игры с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность. Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение. Беседы проводились с детьми на самые разные темы. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему «В гости осень к нам пришла», НОД в форме беседы «Чудеса с грядки» и «Что нам осень принесла?». В ходе, которых закрепляла у детей понятия «овощи», «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов (картофель, огурец, помидор, свекла, лук, яблоки, сливы, груши), воспитывала у детей уважение к труду взрослых. Зимой я проводила с детьми НОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. Беседа поискового характера: «Зима - хорошо или плохо?»,учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии. Беседа с детьми на тему :«Зимующие птицы», способствовала обогащению представлений детей о зимующих птицах, особенностях внешнего вида и поведения, питания, выведения потомства. Весной я расширяла представления детей о разнообразии насекомых ( пчела, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка). Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, старались работать совместно, я сделала соответствующие выводы. С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями. Одним из эффективных и наиболее интересным для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности можно уточнить, обобщить, закрепить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Заключение: В результате проделанной работы есть положительные результаты: - сформированы начала экологической культуры у детей; - сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; - дети учатся практическим действиям по охране природы; - развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников, позволяет максимально реализовать поставленные задачи данного направления. А так же, дидактическая игра выступает как эффективное средство формирования экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Самообразование на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основн...

Отчёт по самообразованию воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Отчёт по самообразованию воспитателя средней разновозрастной группы Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»...

Отчёт воспитателя МАДОУ Детский сад №4 « Аленушка» Пашковой Людмилы Николаевны о реализации плана по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».
Результаты по самообразованию....

План по самообразованию по теме "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
для педагогов...

Отчет по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры».
Тема самообразования выбрана мною не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольное детство - начальный этап становления челове...

Перспективный план кружковой работы по теме: «Экологическое воспитание детей через дидактическую игру» «Друзья природы» 2023-2024г. Младшая группа группа.
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной ...
